Инклюзия
статья по теме

Коновалова Галина Николаевна

Статья знакомит с понятием" инклюзия" и ее ролью в жизни ребенка с особенностями развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stend_inklyuziya.docx36.53 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзия

Инклюзия - это включение детей с особенностями развития в систему общего образования.

 "Инклюзия" не является самоцелью, а лишь возможностью получения новой информации, личного развития и приобретения функциональных навыков для дальнейшей жизни в социуме.

Инклюзия - как обучающая среда позволяет:

  • Улучшить понимание сложных и абстрактных речевых понятий, включая понимание темы беседы и последовательности инструкций.
  • Улучшить способность выполнения групповых инструкций
  • Улучшить способность реагировать на обращение к группе
  • Улучшить понимание социальных правил / правил поведения в группе (поднимать руку, не прерывать собеседника, смотреть на говорящего, и т.д.)
  • Улучшить понимание материала, который преподается на расстоянии / в пространстве.
  • Улучшить социальные навыки и взаимодействие со сверстниками (обращаться по имени, спрашивать и предоставлять информацию)
  • Привыкнуть и приспособиться к изменениям в окружающей среде


Виды инклюзии.

Наименее ограниченная альтернатива-

 Полная инклюзия в системе массового образования.

 Ребенок с особенностями развития обучается по общей школьной программе вместе с нормативно развивающимися сверстниками.

Полная инклюзия с тьютором .

Ребенка  в  обычном детском саду (школе) будет сопровождать тьютор  - для оказания помощи только в тех случаях, в которых ребенок  испытывает затруднения .

Цель - полная самостоятельность ребенка и функционирование на уровне сверстников.

Частичная инклюзия.

Коррекционная система образования – основная для ребенка, а в обычной системе ребенок находится  несколько часов, в соответствии с индивидуальной программой обучения.

 Цель – обобщение навыков, которые приобрел ребенок в процессе индивидуального обучения, а также привыкание  и приспособление к среде, в которой обучаются нормативные сверстники.

Обратная инклюзия.

Ребенок продолжает находиться в коррекционном учреждении, а в коррекционную систему включаются нормативно развивающиеся сверстники и в рамках занятия с коррекционным педагогом участвуют в совместной деятельности с  ребенком.

 Цель - обучение навыкам социального взаимодействия и общения со сверстниками, подготовка к частичной инклюзии.

Обучение в коррекционном саду.

Ребенок, ранее находившийся на индивидуальном обучении, поступает  в коррекционную систему.

Цель-обучение  сотрудничеству с педагогом, выполнение требуемых  действий, обучение в группе.

Роль тьютора в процессе инклюзии.

Тьютор играет ключевую роль в программе инклюзии,

 он координирует взаимодействие между основными участниками инклюзивного процесса - самим ребенком, сверстниками, воспитателем (учителем) и родителями ребенка. С одной стороны, тьютору  важно обучить ребенка приспособиться к социальным правилам, распорядку дня, а с другой стороны, научить окружающих (взрослых, сверстников) с пониманием относиться к особенностям ребенка.

Подготовка к инклюзии.

Тьютор до начала процесса обучения производит оценку начальных навыков ребенка:

  • Навык обращения и общения
  • Навык понимания речи
  • Навык диалогической речи
  • Навыки игры
  • Академические навыки (счет, письмо, чтение)
  • Навыки обучения
  • Проблематичное поведение

Тьютор,  под руководством опытного специалиста,   осуществляет оценку и подготовку инклюзивной среды:

  • Предварительная встреча тьютора с воспитателем (учителем), изучение  инклюзивной среды (распорядок дня, требования),  предоставление  информации  о ребенке, начиная с  его сильных сторон.
  • Уточнение обязанностей тьютора,  воспитателя (учителя), других членов персонала по отношению к ребенку, к группе детей.
  • Планирование часов инклюзии
  • Возможность привлечения сверстников в совместную деятельность с ребенком.
  • Конфиденциальность.

Тьютор выбирает цели  для обучения,  эффективные поведенческие стратегии, а так же  готовит документацию для оценки эффективности программы (мониторинг).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Инклюзия детей с аутизмом в общеобразовательную среду"

Презентация содержит материал по включению детей с аутизмом в общеобразовательную среду....

Интеграция и инклюзия в части получения образования детьми инвалидами в общеобразовательном учреждении

Интеграция — процесс, в рамках которого данное сообщество обеспечивает условия для реализации максимального социального потенциала каждого индивида этого сообщества. Задача интеграции не может быть ре...

Инклюзия

Об  одной  талантливой  девочке,  родители  которой помогают ей  во  всём, так как она  плохо  слышитОб  одной  талантливой  девочке,...

«Роль классного руководителя в инклюзии»

Роль классного руководителя в адаптации детей с ОВЗ трудно переоценить. Педагогическая реабилитация таких детей – это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы ребенок получил ш...

От интеграции к инклюзии: почему тема инклюзии так актуальна?

В последние годы педагоги слышат много рассуждений об инклюзивном образовании в ходе обучения на курсах повышения квалификации, на педсоветах, в радиоэфире, с экранов телевизоров, от представителей об...