Использование инклюзии на уроках геогрфии
статья по географии по теме

Волкова Галина Николаевна

Статья в журнале

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon annotaciya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Методологические подходы к коррекционно-развивающей работе в  специальном образовании  с элементами инклюзии. Активизация познавательной деятельности на уроках географии.

                                               Выполнила: Волкова  Галина Николаевна, учитель географии.      МОУ коррекционная  школа- интернат №8 г. Саяногорска.

Аннотация:

В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося, и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка, через организацию коррекционного пространства в стенах специальной школы. Рассматривается развитие и коррекция познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии.

                                                                                                                                                                                                 

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.

            Образование во многом определяет жизнь человека, его благополучие, успех, возможность самореализации. От состояния образовательной системы, её способности удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах принципиально зависят перспективы общественного развития в современном мире. Психолого-педагогическая мысль все больше обращается к проблемам личностно-ориентированного образования. Возрастает интерес педагогов к развитию личности, к внутренним механизмам её саморазвития. Ребёнок не только объект внешнего влияния, но и субъект своей собственной жизни. Объектом воздействия должен быть не сам ученик с его особым внутренним миром, а условия, в которых он взрослеет и выстраивает себя как личность. Дело в том, что современная школа не в состоянии учесть психофизиологические особенности ребёнка, построить на этой основе индивидуальную траекторию его развития, создать условия для максимальной самореализации личности, как с одарёнными детьми, так и с теми, кто нуждается в коррекции и выравнивании.

     Практика показывает недостаточность подготовленности многих выпускников общеобразовательных школ к выбору собственной жизненной стратегии, основанной на четком представлении о своей индивидуальности. Необходимо предоставить возможность самоопределения каждому ребёнку, что будет свидетельствовать об индивидуализации образовательного процесса, как главной задаче адаптивной школы. Более того – это постоянный процесс активного приспособления (интеграции) индивидуального или группового субъекта к условиям социальной среды.

    Возникают противоречия, которые связаны с неосознанной деятельностью учащихся, появляется потребность в плане саморазвития школьников и преподавателей, и как следствие, приобретает значимость проблема: создание наиболее оптимальных психолого-педагогических условий в процессе обучения, при котором будет адаптация индивидуальности каждого, самореализация ученика и учителя.

    Таким образом, актуальная проблема на данном этапе развития школы – “не потерять”, “не упустить” учащихся как “продвинутого” уровня, так и учащихся с низкими учебными возможностями. Поэтому школа должна стать школой, которая адаптируется к ребёнку.

    Важным путем оказания эффективной помощи школьникам является  процесс формирования готовности к жизненному, личностному, профессиональному самоопределению в условиях образовательно-воспитательной системы. Необходимо развивать образовательный процесс, опираясь на следующие основания: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить в ладу с самим собой.

    В условиях модернизации образования главным направлением развития  школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. А этого  невозможно добиться  без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.

    Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

    Проблема интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, “зацепить” так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.

   Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор развития активности и самостоятельности учения.

   Ян Амос Коменский, совершивший революцию в дидактике, рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. Ж.-Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение. К.Д. Ушинский в интересе видел основной внутренний механизм успешного учения.

  При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков.

   Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций, семинаров, уроков-путешествий, уроков-исследований, учебных пресс-конференций, с использованием ИКТ. На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как уроки с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: КВН, “Что? Где? Когда?”, уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ. При изучении нового материала отдаю предпочтение применению проблемного обучения и ролевой игре.

   Использование нетрадиционных методов обучения ведёт к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению.

  Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение.

   При применении нетрадиционных методов и приёмов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.

  Работая по проблеме “Активизация познавательной деятельности на уроках географии”, я ставила задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Решению этих задач способствовало включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока.

   На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении:

  • выдвигать наиболее актуальные для освещения вопросы перед учащимися через различные формы;
  • вводить еженедельные обзоры об интересном в мире и в жизни;
  • готовить выступления перед товарищами в классе;
  • направлять деятельность учащихся на сбор интересного материала.

  Наиболее интенсивное развитие личности в школьные годы происходит при организации их активной познавательной деятельности. Для осуществления познавательной деятельности необходимо формирование мотивов деятельности. Самым значимым мотивом учения является познавательный интерес. Значит, активизацию познавательной деятельности нужно начать с пробуждения познавательного интереса при помощи специально подобранных форм и методов. Для дальнейшей активизации познавательной деятельности необходимо учитывать то, что для того, чтобы активизировать познавательную деятельность, необходимо обеспечить понимание учащимися материала.

 В соответствии с таким подходом, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья является не просто субъектом, но приоритетным субъектом коррекционно-образовательного процесса.

Литература:

1.Афанасьева Л.В., Гордеюк Т.Н.  «Особенности образовательного процесса в классах коррекции: технологии, уроки развития» Волгоград,  Изд-во: Учитель, 2011.

2. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. «Обучение жизненно важным навыкам» СПб. Изд-во «Образование- культура», 2002.

3. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения» в 4-х томах.-.Т.1 М.: Генезис, 1998

4. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения» в 4-х томах.-.Т.4 М.: Генезис, 1999.

5.Шаповалова О.Е. «Психолого-педагогическая поддержка эмоционального развития умственно- отсталых школьников» -М.; В. Секачёв, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках биологии (из опыта работы); урок-конференция "СПИД - это..."

презентация обобщение опыта работы, материалы конференции...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

План - конспект урока обществознания с использование ЦОР. Тема урока "Правовое государство"

Использовались материалы Единой коллекции ЦОР и Федерального портала школьных ЦОР....

Использование ИКТ на уроках географии на примере урока-презентации по теме "Гидросфера"

Презентация составлена на основе ЭП к учебнику А. А. Лобжанидзе «Планета Земля»...

Урок химии в 9 классе с использованием ЭОР. Тема урока"Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон"

Ответить Данная работа содержит план-конспект урока-структуру и ход урока, разработку современного урока  химии в 9 классе "Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон....

Создание интерактивных презентаций с использованием макроса DragAndDrop. Составление и использование кроссворда на уроке в режиме онлайн на сайте http://puzzlecup.com/crossword-ru/

Использованы материалы сайтов: http://www.nachalka.com/node/1419. Тема 11. Создание интерактивных презентаций с использованием макроса DragAndDrop. Втр, 2010-07-27 17:13 — Лариса Плахотник; «Фабрика к...