«Роль классного руководителя в инклюзии»
презентация к уроку по теме
Роль классного руководителя в адаптации детей с ОВЗ трудно переоценить. Педагогическая реабилитация таких детей – это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы ребенок получил школьное образование и овладел необходимыми навыками и умениями по самообслуживанию. Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. Подготовить к доступным им видам деятельности, создать уверенность в том, что приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya1.pptx | 154.99 КБ |
k_vystupleniyu_2.docx | 26.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чем инклюзивное ( включенное ) образование отличается от интегративного ( интегрированного )? Если ребенок не справляется с программой – с точки зрения ИНТЕГРАЦИИ это проблема ребенка, а с точки зрения ИНКЛЮЗИИ – проблема образовательной среды. То есть – для того, чтобы ВКЛЮЧЕНИЕ (ИНКЛЮЗИЯ) были успешными – именно СРЕДА должна быть изменена.
Как называть и как не называть тех, кому нужно инклюзивное образование. дети с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ ); дети с ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ; дети, испытывающие ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ. Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Инклюзивное ( включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива. Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Существующие барьеры Архитектурная недоступность школ. Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми. Большинство учителей массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей - инвалидов в процесс обучения в классах. Родители детей - инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки . Отсутствие гибких образовательных стандартов и несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям.
Сопровождение детей с ОВЗ Классный руководитель и ребенок. Классный руководитель и семья. Классный руководитель и педагоги. Классный руководитель и специалисты .
Педагогам во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать атмосферу психологического комфорта, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации.
Работа с семьей В семьях детей-инвалидов происходят качественные изменения на трех уровнях: психологическом; социальном; соматическом. Семьи с детьми –инвалидами – особая категория, относящаяся к «группам риска».
Инклюзивные классы Дети-инвалиды 1Б, 2Б, 3А, 3Б, 3В, 5А, 5В, 7А, 7Б, 8Б, 9Б,11А. Дети с ОВЗ 2В, 3А, 3Б, 5Б, 5В, 6Б, 6В, 6Г, 7В, 7Г, 8В, 8Г, 9А, 9Б, 10А, 11А. Начальная школа 8 6 - зрение 1 - слух 1 - соматика Средняя и старшая школа 12 1 - зрение 4 - ОДА 7 - соматика
Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса – организация системного комплексного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса: педагогов, воспитателей, психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов, родителей, направленная на развитие личности ребенка.
Содержание и формы работы классного руководителя в инклюзивном классе : наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности; поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями; составление психолого-педагогической характеристики обучающегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка: составление индивидуального маршрута сопровождения обучающегося (вместе с психологом и учителями - предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы; контроль успеваемости и поведения обучающихся в классе; формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый обучающийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно; организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов обучающихся, их общее развитие.
ИНВАМЕДИА ТВ Учимся вместе. Адаптация в школе. Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
1 СЛАЙД . «Роль классного руководителя в инклюзии»
2 СЛАЙД
Чем инклюзивное (включенное) образование отличается от интегративного (интегрированного)?
Многие не понимают разницы в терминологии и считают ее надуманной. Важно понимать, по какой причине было введено новое понятие ИНКЛЮЗИИ (ВКЛЮЧЕНИЯ) в то время, как термин ИНТЕГРАЦИЯ существовал. Инклюзия (в отличие от интеграции) предполагает не простое пространственное помещение ребенка с особенностями в общий класс или группу, что часто бывает именно так. Если ребенок не справляется с программой – с точки зрения ИНТЕГРАЦИИ это проблема ребенка, а с точки зрения ИНКЛЮЗИИ – проблема образовательной среды. То есть – для того, чтобы ВКЛЮЧЕНИЕ (ИНКЛЮЗИЯ) были успешными – именно СРЕДА должна быть изменена.
Для достижения инклюзии необходимо построить мост между обычной и специальной педагогикой в форме приспособленного обучения. Термин «приспособленное обучение» предполагает, что школа приспосабливается к ученику, а не наоборот.
Различия между учениками — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать.
3 СЛАЙД.
Как называть и как не называть тех, кому нужно инклюзивное образование.
- дети с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ);
- дети с ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ;
- дети, испытывающие ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ.
Дети, которые нуждаются в ИНКЛЮЗИВНОМ образовании, могут иметь или не иметь ИНВАЛИДНОСТЬ. Но в любом случае, они имеют ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, которые требуют изменения и некоторой перестройки педагогического подхода к ним, а также, возможно, вспомогательное оборудование. В Законе об образовании такие дети названы детьми с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ), в специальной литературе – дети с ограниченными возможностями, со специальными потребностями. Главное, что они не обязательно должны иметь установленную инвалидность, чтобы на них распространялось понятие ИНКЛЮЗИВНОЕ образование. Не следует называть таких детей – дефективными, больными, а также употреблять диагнозы. Существует термин «ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ». Это значит, что сам ребенок с такими трудностями не справится, и ему требуется особая помощь школы и общества.
ИТАК: (щелчок мышкой)
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.
Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.
Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Одно из определений ИНКЛЮЗИИ звучит как создание без барьерной среды. Барьеры существуют.
4 СЛАЙД. Существующие барьеры:
- Архитектурная недоступность школ.
- Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми.
- Большинство учителей массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах.
- Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.
- Отсутствие гибких образовательных стандартов и несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям.
Мне, как классному руководителю, приходится преодолевать бюрократически-законодательные барьеры…..(Лянкэ Л.)
Программа сопровождения детей с ОВЗ необходима всем педагогам, так как количество таких школьников увеличивается. Классные руководители не всегда изучают заболевания своих учеников, а ведь очень важно не пропустить такого ребенка. Это могут быть дети, больные сахарным диабетом, бронхиальной астмой, имеющие соматическую патологию, а именно заболевания органов пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистой, эндокринной, мочеполовой систем и т. д.
Роль классного руководителя в адаптации детей с ОВЗ трудно переоценить. Педагогическая реабилитация таких детей – это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы ребенок получил школьное образование и овладел необходимыми навыками и умениями по самообслуживанию. Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. Подготовить к доступным им видам деятельности, создать уверенность в том, что приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве.
5 СЛАЙД
Рассмотрим работу классного руководителя в 4 аспектах:
- Классный руководитель и ребенок.
- Классный руководитель и семья.
- Классный руководитель и педагоги.
- Классный руководитель и специалисты.
6 СЛАЙД
(Не читаю)
Педагогам во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать атмосферу психологического комфорта, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации.
(Читаю)
Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества.
Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние. Развитие личности и познавательной деятельности детей с ОВЗ отличается от развития здоровых детей и имеет свои психологические особенности, которые нужно учитывать. Классные руководители призваны решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием таких детей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя их успешной социализации.
7 СЛАЙД
.
Работа с семьей
Семьи с детьми–инвалидами – особая категория, относящаяся к «группам риска».
Большую роль в становлении личности ребенка-инвалида, способной успешно интегрироваться в социум, играю его родители. Поэтому работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями, является одним из приоритетных направлений.
В семьях детей-инвалидов происходят качественные изменения на трех уровнях: психологическом - в силу хронического стресса, вызванного заболеванием ребенка, социальном - семья этой категории сужает круг своих контактов, матери чаще всего оставляют работу, рождение ребенка деформирует отношения между супругами; соматическом - переживаемый родителями стресс, выражается в различных соматических заболеваниях.
Инвалидность ребенка для его родителей является сильным психотравмирующим фактором. Это особенно свойственно семьям с высоким образовательным и профессиональным статусом, в которых порой культивируются ожидания повышенной одаренности ребенка. В этих случаях реакция на факт инвалидности ребенка может быть адекватной, но может принимать крайнюю форму – комплекс собственной вины, что порождает гиперопеку в отношениях с ребенком.
Другая категория родителей – люди с низким образовательным уровнем, ограниченным кругом интересов и невысоким интеллектуальными способностями. Им свойственно или пренебрежение проблемами ребенка, или ожидание решения проблем медицинскими, социальными и педагогическими работниками. Это две крайние (патологические) позиции, они нуждаются в коррекции, т.к. родители становятся препятствием в реабилитации детей с ограниченными возможностями. Но и в том случае, когда родители занимают более конструктивную позицию, они испытывают эмоциональные перегрузки и нуждаются в особых знаниях о проблемах своего ребенка.
В такой ситуации классный руководитель, специалисты по сопровождению оказывают содействие семье в решении проблем.
Классный руководитель и педагоги.
К сожалению, часто бывает, что барьеры для детей с ОВЗ в школе создаются самими педагогами. Иногда не допонимая, а иногда и вовсе не зная о проблемах ребенка, учитель ставит невыполнимые задачи.
В нашей школе обучается 20 детей-инвалидов. Наверняка не ошибусь, если скажу, что не все учителя-предметники знают, что они преподают в инклюзивном классе.
8 СЛАЙД
Таблица1. Инклюзивные классы.
Таблица 2 Заболевания.
Три ребенка – инвалида обучаются на дому. Эти дети являются учащимися 8Г, 9Б и 10А классов.
Важную отрицательную роль играет отсутствие преемственности, когда классные руководители вновь созданных классов не владеют информацией об особенностях детей. В связи с этим предлагаю обсудить вопрос о необходимости создания и передачи портфолио учащихся 4 классов с содержанием характеристик, а также написание характеристик на учащихся 9 классов.
Классный руководитель и специалисты.
Классный руководитель должен работать в тесном сотрудничестве со специалистами школы.
9 СЛАЙД
Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса
– организация системного комплексного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса: педагогов, воспитателей, психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов, родителей, направленная на развитие личности ребенка.
В школе существует, но еще не в полную силу ПМПк….
Подводя итоги.
Содержание и формы работы классного руководителя в инклюзивном классе заключаются в следующем:
10 СЛАЙД
- наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности;
- поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
- составление психолого-педагогической характеристики обучающегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка:
- составление индивидуального маршрута сопровождения обучающегося (вместе с психологом и учителями - предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
- контроль успеваемости и поведения обучающихся в классе;
- формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый обучающийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно;
- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов обучающихся, их общее развитие.
В текущем учебном году один из классов нашей школы участвовал в съемках канала ИНВАМЕДИА ТВ.
11 СЛАЙД
(Щелчок мышки) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы VIII вида по профориентации учащихся....
Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"
Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...
Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"
В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно из важных направл...
"Роль классного руководителя в организации антинаркотической профилактики в школе". Материалы к семинару классных руководителей.
Материал может быть использован для проведения семинара как для классных руководителей, так и для заместителей директоров по воспитательной работе школ. Цель: воспитание психологического иммунитета у ...
Выступление на семинаре классных руководителей с сообщением на тему "Адаптация пятиклассников. Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников."
Переход в пятый класс — очень важный период в жизни детей. От того, как пройдёт процесс адаптации, зави...
Методическое объединение классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС" (семинар).
Приведен сценарий семинара для классных руководителей. Рассмотрены цели, задачи воспитательной работы по ФГОС. Цель деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Функции, задачи современного кл...
Выступление на школьном методическом объединении классных руководителей.Тема: «Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников»
Выступление на МО классных руководителей, ноябрь 2015г....