Аутизм - как его "увидеть"?
методическая разработка по теме
В последнее время все чаще с экранов телевизора, по радио, в газетах появляется странный диагноз – аутизм. Что же это? Болезнь или особенность развития ребенка? Давайте разбираться вместе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
autizm.docx | 202.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Аутизм
В последнее время все чаще с экранов телевизора, по радио, в газетах появляется странный диагноз – аутизм. Что же это? Болезнь или особенность развития ребенка? Давайте разбираться вместе.
На сегодняшний день ранний детский аутизм является достаточно распространенным заболеванием у детей. Он входит в четверку самых частых болезней среди детей, таких как диабет, бронхиальная астма и эпилепсия.
Доказано, что большая часть случаев аутизма наследственно обусловлена, однако точные механизмы наследования до настоящего времени неизвестны. Единственное, что можно утверждать, что, скорее всего, наследуется не сам аутизм, а предпосылки к его развитию. Будут они реализованы или нет - во многом зависит от внешних обстоятельств, которые, скорее, являются не причиной, а условиями развития аутизма. Именно поэтому нередко появлению признаков аутизма в возрасте до 2-2,5 лет предшествуют самые различные события: родовые травмы, природовая асфиксия и другие нарушения беременности и родов, а также различные факторы, действующие уже после рождения.
Дети с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни, отличаются некоторыми особенностями развития. Прежде всего, такой ребенок рано избегает всех видов взаимодействия со взрослыми: он не прижимается к матери, когда она берет его на руки, не протягивает руки и не тянется к ней, как это делает здоровый малыш, не смотрит в глаза, избегая прямого взгляда. У него часто преобладает периферическое зрение (смотрит краем глаза); он может также не реагировать на звуки, на свое имя, что часто заставляет подозревать у этих детей нарушения слуха, которых в действительности нет.
Характерной чертой психического развития при аутизме является противоречивость, неоднозначность проявлений его нарушения. Аутичный ребенок может быть и высокоинтеллектуальным, и умственно отсталым, может быть одаренным в какой-то области (музыка, математика), но при этом не иметь простейших бытовых и социальных навыков. Один и тот же ребенок в разных ситуациях может быть неуклюжим, а может демонстрировать удивительную моторную ловкость.
Умственный коэффициент аутичных детей нередко превышает 70 баллов по стобалльной шкале. Такие дети проявляют способности - иногда просто гениальные - к рисованию, музыке, конструированию. Остальные сферы жизни не затрагиваются вовсе и не интересуют ребенка.
В медицине есть несколько «абсолютных показателей», или как их часто называют «красных флажков», согласно которым оценивают состояние ребенка. Для родителей эти «красные флажки» нужны для того, чтобы убедиться в правильном развитии ребенка. Если у вашего малыша есть хотя бы один из перечисленных ниже признаков - обратитесь к врачу для немедленного обследования.
Признаки, которые должны насторожить родителей:
- отсутствие улыбки и других радостных эмоций у малыша в возрасте шести месяцев и старше;
- малыш в возрасте девяти месяцев и старше не отвечает улыбкой на улыбку и не издает никаких звуков;
- в возрасте двенадцати месяцев ребенок не интересуется окружающей обстановкой, например, не указывает пальцем на интересующие его предметы и не следит за их передвижением;
- отсутствие первых слов (например, «мама», «папа») в возрасте шестнадцати месяцев;
- в возрасте двух лет не говорит словосочетания из двух слов (без подражания и повторения);
- отсутствие речи, лепета или социальных навыков в любом возрасте.
Отсутствие или задержка разговорной речи должна насторожить родителей ребенка. Если в этом случае есть подозрение на аутизм, нужно вначале проверить слух ребенка. Часто бывает, что из-за нарушений слуха дети ведут себя странно. Здоровый ребенок, если не говорит – пробует компенсировать это жестами или же раздражается из-за того, что его не понимают окружающие люди. Малышу с аутизмом все равно, что он не говорит, его это не тревожит. Он живет в своем мире, где слова не нужны. Дети с аутизмом не могут поддержать беседу или начать ее, а если они говорят – их речь в большинстве случаев повторяющаяся и стереотипная.
Одним из симптомов аутизма являются ограниченные повторяющиеся стереотипные действия. Например, ребенок может постоянно крутить колесо у игрушечного автомобиля или веревку в руках. Также возможно наличие повторяющихся маневризмов – прихлопывание, хлопанье себя по голове, выкручивание пальцев.
Если вы заметили вышеперечисленные признаки в поведении своего ребенка, обратитесь за консультацией к детскому психиатру. Чем в более раннем возрасте вы начнете коррекцию развития аутичного ребенка, тем больше шансов адаптировать его к нормальной жизни. При диагностике аутизма основным критерием является то, что это заболевание никогда не развивается у здорового ребенка после 5 лет.
Специалисты в области аутизма считают, что ранняя диагностика психического расстройства поможет уменьшить проявления симптомов в будущем. Если вовремя его диагностировать и начать использовать методы коррекции, в будущем можно добиться неплохих результатов. Например, взрослому, страдающему аутизмом, будет легче заводить отношения с окружающими, общаться с незнакомыми людьми и постепенно переходить к самостоятельной жизни, где он сможет обслужить себя сам, без сторонней помощи.
К сожалению, общество не всегда принимает людей с аутизмом, будь то ребенок или взрослый. Их часто называют «чудаками», а в худшем случае – смеются и унижают больных людей. Давайте посмотрим вокруг вместе – никто не застрахован от подобной проблемы, мы с вами живем в таком обществе, где от каждого из нас зависит судьба конкретного человека: от нашего взгляда, слова, улыбки, жеста может измениться маленькая частичка мира. Аутист – как книга. Умная, глубокая, возможно, гениальна. Но закрытая. Чтобы подобрать ключик, надо хотя бы попытаться представить, что они чувствуют.
Среди взрослых с аутизмом есть и знаменитости. К примеру, у Вуди Аллена есть признаки аутизма, у известного художника Винсента ван Гога также они присутствовали. Ким Пик – прототип героя известного фильма «Человек дождя» - признанный гений. Способности Пика поражают воображение. Уже в три года странный гений умел мгновенно извлекать кубический корень и перемножать трехзначные числа с десятичными дробями. В 53 года он знал наизусть более 7 тысяч книг, причем особую слабость питал к справочникам и статистическим таблицам…
Сейчас психиатрия испытывает некий кризис. Общество боится обращаться за помощью к психиатрам. Люди думают, что психологи могут решить любую проблему, но они не врачи. Встречаются проблемы, с которыми нужно обращаться только к врачу.
Аутизм нельзя вылечить полностью, но можно значительно улучшить состояние человека, страдающего аутизмом. Для этого ему нужно изучить правила поведения, некоторые действия, приучиться к самостоятельности - все это важно для выживания человека, страдающего аутизмом. Главное быстрее начать коррекцию поведения, тогда процесс будет проходить легче и результатов можно будет добиться быстрее.
Несмотря на то, что аутизм сохраняется на протяжении всей жизни человека, благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе, научить его справляться с собственными страхами, контролировать эмоции.
Подготовила: Соловьева О.В.,
учитель-дефектолог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Куклотерапия в формировании правильного поведения старших дошкольников с аутизмом
Куклотерапия представляется одной из «работающих» технологий в коррекционно – развивающем обучении детей с аутистическим спектром нарушений. С помощью технологии куклотер...
"ОСОБОЕ ДЕТСТВО" (ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДБОРКА ВИДЕО, ПЕРЕДАЧ, ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ ОБ АУТИСТАХ, АУТИЗМЕ И ДРУГИХ ПРОБЛЕММАХ ЛИЦ С ОВЗ)
№п/пназвание аннотацияссылка1социальный ролик о детях с ОВЗЛюбовь Аркус - журналист, режиссер, автор готовящегося к прокату серьезного фильма об аутистах "Аут", обратилась в социальных сетя...
Программа формирования навыков самообслуживания у детей с аутизмом (I группа) в домашних условиях.
Данная программа была составлена для детей с аутизмом I группы.Дети первой группы характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией. Их поведение носит полевой характер. Они мутичны, не только ...
Особенности эмоционально-волевого развития детей с ранним детским аутизмом
Мною была написана контрольная работа на тему: "Особенности эмоционально-волевого поведения у детей с ранним детским аутизмом" для переподготовки и повышения квалификации работников образования....
Ребенок с аутизмом в школе
Часто в школе мы встречаем детей скованых, которые замыкаются в себе, стараются избегать контактов. И часто слышим по отношению к таким детям : "Не хочешь общаться - не надо". Но мы не задумываемся о ...
Логопедам о детском аутизме (F84.0). Дифференциальная диагностика речевых расстройств при детском аутизме от специфических речевых нарушений и других сходных состояний.
Выполнено логопедом Проскуриной М.А. для логопедов окружного методического объединения детской логопедии системы здравоохранения ВАО г. Москвы. Составлено по пособию для медицинских ВУЗов Самохв...