Материал для родителей дошкольников
материал по теме

Шишкина Маргарита Юрьевна

В этом материале рекомендации для родителей, полезные упражнения и игры для детей дошкольников с проблемами в развитии. Эти задания могут выполнять мамы дома, играя со своими детками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon материал для родителей40 КБ

Предварительный просмотр:

Год от года все больше детей рождается с проблемами в развитии. Дети с органическими поражениями ЦНС составляют самую представительную группу среди детей с нарушениями в развитии. У этих детей отмечается интеллектуальная недостаточность, нарушения мотивационно-потребностной, социально-эмоциональной, моторно-двигательной сфер. Каждый ребенок с отклонениями в развитии нуждается в специальных приемах воспитания и обучения. Очень важно в самом раннем возрасте у таких детей определить индивидуально-психологические особенности, разработать содержание коррекционно-педагогической работы с ними, а также оказать психологическую помощь родителям.

Одной из форм организации коррекционной поддержки детей с нарушениями психофизического развития является организация лекотеки. Лекотека - новая форма дошкольного образования для детей, имеющих проблемы в развитии.  Это система игровых занятий с детьми. Целью создания лекотек является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям.

Основные задачи лекотеки:

- проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции средствами игры у детей с нарушениями развития;

- обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии;

- проведение психопрофилактической и психокоррекционной  работы с членами семьи ребенка с нарушениями в развитии;

- психолого - педагогическое обследование детей с нарушениями развития;

- помощь родителям в подборе адекватных средств общения с ребенком.

Занятия проходят совместно с родителями, в индивидуальной и групповой форме.

Детские интересы наиболее ярко проявляются в игре, и воздействовать на развитие интересов легче всего через игру. Таким образом, одно из наиболее важных условий в работе с детьми - это игровая деятельность, ее разнообразие, вариативность. Первое, что должны учитывать взрослые, воспитывающие ребенка с особыми нуждами, это жизненную необходимость игры для детей раннего возраста как основного источника знаний, навыков и хорошего настроения. Осознавая важность игры, необходимо не только специально создавать игровые ситуации и обеспечивать ребенка игрушками, но и быть готовым обыграть любую текущую ситуацию. Игровые действия взрослого при этом должны быть выразительными, мягкими, адекватными возможностям ребенка. Признавая добровольность главным условием вовлечения ребенка в игру и ее дальнейшего развертывания, от взрослого требуется воздерживаться от любых форм навязывания и принуждения к игровой деятельности. Особенно недопустимы проявления критики к действиям малыша, прерывание детской игры, безразличие к его игре.

Одним из эффективных способов сближения родителей и детей является их совместная творческая деятельность в условиях лекотеки, где  взаимообучение происходит в интересной, увлекательной, разноплановой деятельности. Лекотека дает возможность родителям видеть, как развиваются дети. радоваться этому вместе с ними, наслаждаться общением со своим ребенком. В лекотеке у родителей есть возможность на практике приобрести позитивный опыт взаимодействия, который приносит удовольствие всем участникам - и взрослым, и детям.

Родители могут сами заниматься, играя со своими детьми дома. В игре развивать речь, выполнять пальчиковые упражнения для развития речи и мышления. Эти упражнения интересны, занимательны, происходит тренировка руки - пальцев и кистей.  Игры с пальчиками развивают не только мелкую моторику, координацию движений, память зрительную и двигательную, внимание. Пальчиковую гимнастику нужно начинать с массажа кистей рук. Массаж необходимо делать каждый день по 2-3 мин.

Советы родителям:

  1. вовлекайте ребенка в игру;
  2. больше говорите с ребенком, озвучивая действия (кормление, одевание, купание) потешками, прибаутками;
  3. перед сном пойте ребенку колыбельные;
  4. развивайте моторную ловкость туловища, рук, ног;
  5. помогите ребенку запомнить его игрушки, предметы туалета, предметы домашнего обихода;
  6. используйте ситуативные моменты в течение дня;
  7. называйте предметы, которые берет ребенок, действия, которые он совершает.

Итак, давайте поиграем в пальчиковые игры. Сначала взрослый сам показывает ребенку движения, затем проводит игру, манипулируя пальцами ребенка.

Упражнение 1. Согните пальцы ребенка в кулачок, затем аккуратно разгибайте их по одному, со словами:

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - наш малыш.

Упражнение 2. Возьмите грецкий орех и круговыми движениями катайте его по ладони ребенка. Повторяйте в течение 2-3 минут.

 Упражнение 3. Возьмите кулачок ребенка в свою руку и разожмите два пальчика (указательный и средний), приговаривая:

Улитка – улитка,

Высуни рога,

Дам тебе я пирога!

Упражнение 4. Можно выучить слова и припевать. Одна ручка сжата в кулачок, а другая раскрыта.

Мы делили апельсин!                                  (правая рука сжата в кулачок)

Много нас,                                                    (левая растопырена)

А он один.

Эта долька для котят,                                  (разгибаем пальчики)

Эта долька для утят,

Эта долька для ежа,  

Эта долька для чижа,

Эта долька для бобра,

А для волка кожура!                                   (проводите по ладошке)

Упражнение 5.  Показывайте движения на ладошке.

Птичка, птичка, вот тебе водичка,            (водите пальчиком по ладошке)

Вот тебе и крошки на моей ладошке.       (слегка пощипайте ладошку)

Упражнение 6. Чтобы познакомить с частями тела, приговаривайте, когда умываете ребенка.

Водичка, водичка,

Умой (имя) личико,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Когда вытираете лицо, руки, приговаривайте:

Вытрем щечки,

Вытрем носик,

Вытрем ручки.

После купания, когда отправляетесь спать:

Помыли ручки,

Помыли ножки,

Помыли спинку,

Помыли шейку.

Скорей в постельку!

Игра «Овощи»

Хозяйка однажды с базара пришла.      («шагать» пальчиками по столу)

Хозяйка с базара домой принесла:        (загибать пальчики, начиная с большого)

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку

И свеклу.

Ох.                                                          (поднять руки над головой, хлопок в ладоши)    

Игра «Мишка»

Мишка косолапый по лесу идет,         (ручки на пояс, идти, переваливаясь)

Шишки собирает                                   (нагибаемся)

И в карман кладет.                                 (ручку сжать в кулачок)

Вдруг одна из шишек

Прямо мишке в лоб,                              (стукнуть в лобик)

Мишка рассердился                              (погрозить пальчиком)

И ногою топ.                                          (топнуть ногой)    

Игра «Ехали – ехали»

На лошадке ехали, до горы доехали.               (изображать езду на лошадке)

На машине ехали, в город все приехали.        (изображать езду за рулем)

В паровозе ехали,                                              (изображать, как едет паровоз)

И домой приехали!

Игра «Где кукла?»

Спрячьте игрушку.

Кто там?                         (постучите незаметно для ребенка.)

Это – ляля.                     (покажите игрушку)

Топ – топ – топ.             (погладьте ее, покажите, как кукла идет)

Баю – бай, баю – бай!   (покачайте куклу)

Где ляля?                        (уложите лялю спать)

Вот ляля!                        (ребенок должен показать, если нет, покажите сами)

Будьте терпеливы, и у вас все получится!   

   

                                                   

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.

Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как повысить у  ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Дидактический материал для подготовки дошкольников

Дидактический материал предназначен для работы с детьми дошкольного возраста с целью развития понятия формы предмета, его цвета и размера....

Материал для родителей: классный час "День матери"

Совместное с родителями проведение таких мероприятий помогает развивать в учащихся нравственно-моральные качества  через восприятие литературных произведений; чувство сопереживания, доброе ...

Консультация для родителей "Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями дошкольников с ОНР"

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является наиболее актуальным....

«Уроки Веселого Язычка в речевой школе для дошкольников» (консультационный материал для родителей)

Цель: Знакомство с органами артикуляции.Задачи:-учить правильной артикуляции, правильное произношение звуков;-развивать артикуляционный аппарат;-воспитывать культуру речи....