Материал для родителей дошкольников
материал по теме
В этом материале рекомендации для родителей, полезные упражнения и игры для детей дошкольников с проблемами в развитии. Эти задания могут выполнять мамы дома, играя со своими детками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
материал для родителей | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Год от года все больше детей рождается с проблемами в развитии. Дети с органическими поражениями ЦНС составляют самую представительную группу среди детей с нарушениями в развитии. У этих детей отмечается интеллектуальная недостаточность, нарушения мотивационно-потребностной, социально-эмоциональной, моторно-двигательной сфер. Каждый ребенок с отклонениями в развитии нуждается в специальных приемах воспитания и обучения. Очень важно в самом раннем возрасте у таких детей определить индивидуально-психологические особенности, разработать содержание коррекционно-педагогической работы с ними, а также оказать психологическую помощь родителям.
Одной из форм организации коррекционной поддержки детей с нарушениями психофизического развития является организация лекотеки. Лекотека - новая форма дошкольного образования для детей, имеющих проблемы в развитии. Это система игровых занятий с детьми. Целью создания лекотек является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям.
Основные задачи лекотеки:
- проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции средствами игры у детей с нарушениями развития;
- обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии;
- проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребенка с нарушениями в развитии;
- психолого - педагогическое обследование детей с нарушениями развития;
- помощь родителям в подборе адекватных средств общения с ребенком.
Занятия проходят совместно с родителями, в индивидуальной и групповой форме.
Детские интересы наиболее ярко проявляются в игре, и воздействовать на развитие интересов легче всего через игру. Таким образом, одно из наиболее важных условий в работе с детьми - это игровая деятельность, ее разнообразие, вариативность. Первое, что должны учитывать взрослые, воспитывающие ребенка с особыми нуждами, это жизненную необходимость игры для детей раннего возраста как основного источника знаний, навыков и хорошего настроения. Осознавая важность игры, необходимо не только специально создавать игровые ситуации и обеспечивать ребенка игрушками, но и быть готовым обыграть любую текущую ситуацию. Игровые действия взрослого при этом должны быть выразительными, мягкими, адекватными возможностям ребенка. Признавая добровольность главным условием вовлечения ребенка в игру и ее дальнейшего развертывания, от взрослого требуется воздерживаться от любых форм навязывания и принуждения к игровой деятельности. Особенно недопустимы проявления критики к действиям малыша, прерывание детской игры, безразличие к его игре.
Одним из эффективных способов сближения родителей и детей является их совместная творческая деятельность в условиях лекотеки, где взаимообучение происходит в интересной, увлекательной, разноплановой деятельности. Лекотека дает возможность родителям видеть, как развиваются дети. радоваться этому вместе с ними, наслаждаться общением со своим ребенком. В лекотеке у родителей есть возможность на практике приобрести позитивный опыт взаимодействия, который приносит удовольствие всем участникам - и взрослым, и детям.
Родители могут сами заниматься, играя со своими детьми дома. В игре развивать речь, выполнять пальчиковые упражнения для развития речи и мышления. Эти упражнения интересны, занимательны, происходит тренировка руки - пальцев и кистей. Игры с пальчиками развивают не только мелкую моторику, координацию движений, память зрительную и двигательную, внимание. Пальчиковую гимнастику нужно начинать с массажа кистей рук. Массаж необходимо делать каждый день по 2-3 мин.
Советы родителям:
- вовлекайте ребенка в игру;
- больше говорите с ребенком, озвучивая действия (кормление, одевание, купание) потешками, прибаутками;
- перед сном пойте ребенку колыбельные;
- развивайте моторную ловкость туловища, рук, ног;
- помогите ребенку запомнить его игрушки, предметы туалета, предметы домашнего обихода;
- используйте ситуативные моменты в течение дня;
- называйте предметы, которые берет ребенок, действия, которые он совершает.
Итак, давайте поиграем в пальчиковые игры. Сначала взрослый сам показывает ребенку движения, затем проводит игру, манипулируя пальцами ребенка.
Упражнение 1. Согните пальцы ребенка в кулачок, затем аккуратно разгибайте их по одному, со словами:
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - наш малыш.
Упражнение 2. Возьмите грецкий орех и круговыми движениями катайте его по ладони ребенка. Повторяйте в течение 2-3 минут.
Упражнение 3. Возьмите кулачок ребенка в свою руку и разожмите два пальчика (указательный и средний), приговаривая:
Улитка – улитка,
Высуни рога,
Дам тебе я пирога!
Упражнение 4. Можно выучить слова и припевать. Одна ручка сжата в кулачок, а другая раскрыта.
Мы делили апельсин! (правая рука сжата в кулачок)
Много нас, (левая растопырена)
А он один.
Эта долька для котят, (разгибаем пальчики)
Эта долька для утят,
Эта долька для ежа,
Эта долька для чижа,
Эта долька для бобра,
А для волка кожура! (проводите по ладошке)
Упражнение 5. Показывайте движения на ладошке.
Птичка, птичка, вот тебе водичка, (водите пальчиком по ладошке)
Вот тебе и крошки на моей ладошке. (слегка пощипайте ладошку)
Упражнение 6. Чтобы познакомить с частями тела, приговаривайте, когда умываете ребенка.
Водичка, водичка,
Умой (имя) личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Когда вытираете лицо, руки, приговаривайте:
Вытрем щечки,
Вытрем носик,
Вытрем ручки.
После купания, когда отправляетесь спать:
Помыли ручки,
Помыли ножки,
Помыли спинку,
Помыли шейку.
Скорей в постельку!
Игра «Овощи»
Хозяйка однажды с базара пришла. («шагать» пальчиками по столу)
Хозяйка с базара домой принесла: (загибать пальчики, начиная с большого)
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку
И свеклу.
Ох. (поднять руки над головой, хлопок в ладоши)
Игра «Мишка»
Мишка косолапый по лесу идет, (ручки на пояс, идти, переваливаясь)
Шишки собирает (нагибаемся)
И в карман кладет. (ручку сжать в кулачок)
Вдруг одна из шишек
Прямо мишке в лоб, (стукнуть в лобик)
Мишка рассердился (погрозить пальчиком)
И ногою топ. (топнуть ногой)
Игра «Ехали – ехали»
На лошадке ехали, до горы доехали. (изображать езду на лошадке)
На машине ехали, в город все приехали. (изображать езду за рулем)
В паровозе ехали, (изображать, как едет паровоз)
И домой приехали!
Игра «Где кукла?»
Спрячьте игрушку.
Кто там? (постучите незаметно для ребенка.)
Это – ляля. (покажите игрушку)
Топ – топ – топ. (погладьте ее, покажите, как кукла идет)
Баю – бай, баю – бай! (покачайте куклу)
Где ляля? (уложите лялю спать)
Вот ляля! (ребенок должен показать, если нет, покажите сами)
Будьте терпеливы, и у вас все получится!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.
Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....
Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")
Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...
Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")
Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...
Дидактический материал для подготовки дошкольников
Дидактический материал предназначен для работы с детьми дошкольного возраста с целью развития понятия формы предмета, его цвета и размера....
Материал для родителей: классный час "День матери"
Совместное с родителями проведение таких мероприятий помогает развивать в учащихся нравственно-моральные качества через восприятие литературных произведений; чувство сопереживания, доброе ...
Консультация для родителей "Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями дошкольников с ОНР"
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является наиболее актуальным....
«Уроки Веселого Язычка в речевой школе для дошкольников» (консультационный материал для родителей)
Цель: Знакомство с органами артикуляции.Задачи:-учить правильной артикуляции, правильное произношение звуков;-развивать артикуляционный аппарат;-воспитывать культуру речи....