Развитие моторики
статья на тему

Фокеева Ольга Константиновна

В статье речь идет  о способах развития тонкой моторики– двигательной активности пальцев рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_motoriki.docx13.41 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие моторики

Ученые-психологи не раз замечали, что двигательная активность оказывает влияние на развитие его мыслительных способностей. Речь идет прежде всего о тонкой моторике – двигательной активности пальцев рук: чем она выше развита, тем лучше кровообращение головного мозга. Иными словами, от проворности детских пальчиков зависит его способность соображать. У детей с ДЦП «ручная умелость» развита недостаточно. Как правило, им трудно рисовать и лепить, в ещё большей степени – писать и конструировать. Они долго застегивают пуговицы, неловко шнуруют ботинки, роняют посуду, плохо держат ложку и т.д. им мешает излишняя порывистость, непластичность движений. В то же время у них развита восприимчивость к приобретению необходимых навыков.

Способы развития моторики.

Для развития моторики есть много способов, например, игры с  использованием мелких предметов, застежки, шнурование сапожка, простое участие в бытовых делах оказывается эффективным.

Дети очень любят лепить. Это желание естественно, ведь пластичный материал податлив и результат заметен. Поощрение ребенка делать предметы разной величины и формы для того, чтобы разнообразить способы работы с пластилином. Так же хорошо использовать в работе природные материалы: сухую траву, лисья, шишки, семена, веточки – то, что позволит разнообразить работу пальчиков.

Другой пластинный материал – тесто. Заниматься с тестом любят девочки и мальчики. Не ограничивайте фантазию! Ненавязчиво направлять действия на выполнение посильной задачи – круговыми движениями делать колобки. Выполнение любой совместной работы, будь то лепка из пластилина, рисование, приготовление колобков, способствует развитию детской аккуратности. Мытье дощечки для лепки, собирание губкой муки со стола, раскладывание пластилина по ячейкам в корочки – эти действия необходимы для развития двигательных навыков. Выжимая мягкую поролоновую губку, ребенок учится регулировать кистевой нажим, развивает пластику пальцев. Тот же эффект дает откручивание и закручивание крана с водой. Участие в других делах: стирка, мытье посуды, мытье полов, формирующее детскую аккуратность, в то же время прекрасно развивает моторику.

Подчеркивая каждый раз красоту, порядок, чистоту в обыденных житейских ситуациях (вкусный обед, чистая спальня, класс), мы формируем у ребенка стремление сохранить этот жизненный уклад и поддерживать его. Укладывая детей  спать, мы просим их аккуратно повесить вещи на стульчик. Ребенку непросто сложить брючки вдоль стрелочек или носочки один к одному, а утром красиво заправить постель, ровно разглаживая складки на покрывале.

Если ребенок любит рисовать, то можно использовать его заинтересованность для развития двигательных навыков. Размер карандашей, усилия при нажиме, которые необходимы для получения яркого цвета, кисти разной толщины, наклон поверхности, на которой лежит бумага для рисования, - всё это составляющие развития моторики.

Аппликация так же любимый вид детского творчества. Одно из основных достоинств – возможность работать с материалами разной фактуры: от привычных бумаги и картона до сухих листьев, ваты, ткани и т.д. навык работы с самим материалом, а также клеем и ножницами дается не сразу, а потому от взрослых требуется терпение и понимание того, что творческий процесс, пусть пока несовершенный, позволяет ребенку развиваться  удовольствием.

Таким образом, развитие моторики улучшает кровообращение головного мозга и тем самым повышает мыслительные способности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития моторики рук

Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развит...

«Развитие моторики у детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата»

Методические рекомендации для учителей и воспитателей, работающих с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями здоровья....

"Заюшкина избушка". Презентация индивидуального занятия по развитию моторики.

В презентации представлены этапы индивидуального занятия в подготовительном классе....

Конспект открытого урока по программе курса коррекционных занятий "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" раздела "Развитие моторики и графомоторных навыков". "Божья коровка".

Конспект открытого урока по программе курса коррекционных занятий "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"  раздела  "Развитие моторики и графомоторных навыков". "Божья кор...

занятие для 2 класса по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" по теме "Развитие моторики"

Занятие по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 2 класса С(К)ОУ VIII вида, направлено на развитие моторики....