Методика идентификации детей с родителями
тест по теме
- опросник А. И. Зарова
- Посредством методики диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, и особенности эмоциональных отношений с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_identifikacii_detey_s_roditelyami.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика идентификации детей с родителями
опросник А.И. Зарова
Ребенку задают следующий набор вопросов.
- Если бы ты участвовал в игре "Семья", то кого бы стал изображать, кем бы в ней стал - мамой, папой или собой? (Для устранения суггестивного влияния последние слова в вопросе меняются местами, например: "папой, мамой или собой", "собой, мамой или папой" и т.д. Испытуемые должны сделать выбор между изображением себя и одного из родителей).
- С кем ты живешь дома? (Кто у тебя есть дома? - для дошкольников).
- Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в семье нет главного?
- Когда ты вырастешь, то станешь делать то же, что делает твой папа (мама - у девочек) на работе или другое?
- Когда ты станешь взрослым и у тебя будет мальчик (девочка - соответственно полу испытуемого), ты будешь так же его воспитывать (играть, заниматься с ним - для дошкольников), как тебя сейчас воспитывает папа (мама - у девочек), или не так, по-другому?
- Если бы дома долго никого не было, то кого из родителей ты хотел бы видеть в первую очередь? (Как тебе хотелось, чтобы кто первым зашел в комнату? - для дошкольников).
- Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят - у дошкольников), ты бы рассказал об этом папе (маме - у девочек) или не рассказал?
- Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят - у дошкольников), ты бы рассказал об этом маме (папе - у девочек) или не рассказал?
- Ты боишься, что тебя накажет папа (мама - у девочек) или не боишься?
- Ты боишься, что тебя накажет мама (папа - у девочек) или не боишься?
Обработка и интерпретация результатов
Посредством первых 5 вопросов диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.
При обработке и анализе результатов опроса важно учитывать следующее:
- возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек - 3-8 лет;
- успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки - у мальчиков и бабушки - у девочек);
- идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола;
- уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием "Я-концепции, т.е. развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя. Выбор себя преобладает у мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет, отражая возрастающую личностную автономию - эмансипацию - от родительского авторитета;
- идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями:
а) большим возрастным периодом идентификации девочек;
б) большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;
в) большей значимостью для идентификации девочек эмоционально теплых и доверительных отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков;
г) большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт матери с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью;
д) меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Идеальные дети глазами родителей, идеальные родители глазами детей"
Доклад о взаимопонимании детей и родителей....
Родительское собрание "Любовь детей к родителям. Любовь родителей к детям"
Родительское собрание "Любовь детей к родителям. Любовь родителей к детям"...
"Методика работы школы с родителями по воспитанию детей" (выступление на педсовете)
Если школа не будет уделять должного внимания совершенствованию учебно - воспитательного процесса, направленного на ...
Диагностические методики для учителей и родителей для определения одаренности детей
Методики и анкеты помогают выявить интересы детей к различным предметам...
Деловая игра для детей и родителей (Правовое просвещение детей и родителей).
Деловая игра для детей и родителей (Правовое просвещение детей и родителей)....
Методика «Обучение детей с ограниченными возможностями и детей РАС творческому рассказыванию с использованием карт Проппа»
В настоящее время использование разнообразных форм и технологий приобретает все большее значение в сфере реабилитационной и коррекционной работы с детьми, имеющими нар...
Тест для родителей «Детей воспитывают родители. А родителей?»
Тест для родителей«Детей воспитывают родители. А родителей?» Внимательно прочтите предложенные вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит ваше представление о себ...