материалы для родителей
материал
1. Список книг для летнего чтения (5-11 классы) и предисловие учителя-практика, обращённое к родителям.
2. Нормы контрольных работ по русскому языку и нормы практических работ по литературе.
3. Требования, предъявляемые к записям в тетрадях учащихся. О проверке письменных работ учащихся. Нормы оценки диктантов. Сводная таблица контроля (по русскому языку и литературе). Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе. Нормы техники чтнения. Доклад Колгановой Л.В. на тему "Пути формирования навыков чтения".
4.Комментарии члена конфликтной комиссии Тульской области по русскому языку (ГИА).
5. Нормы оценок по всем предметам в форме ГИА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
О списке книг для летнего чтения. | 37.5 КБ |
Нормы контрольных и практических работ. | 11.65 КБ |
Контроль и нормы оценок. | 46.43 КБ |
Комментарий члена апелляционной комиссии к шкале оценок на ГИА. | 12.29 КБ |
Шкала перевода баллов ГИА в оценки. | 177.02 КБ |
Список содержит названия книг, аннотации к ним и ссылки на аудио | 944.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Литература для чтения летом 5-11 кл.
Предисловие, обращённое к родителям.
Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Хочу объяснить сначала вам свою позицию относительно обязательного списка книг для летнего чтения. В связи с падением интереса к чтению я не считаю необходимым заставлять читать детей книги по списку «из-под палки». Потому что,
во-первых, насильно мил не будешь. Если не хочет ваше чадо читать из списка, ну и не надо. Не делайте из этого трагедии;
во- вторых, позвольте ребёнку читатать летом то, что он хочет (если хочет что-то читать, даже пусть и не по программе – это уже победа. Главное – чтобы читал. Чтение- это работа мысли);
в- третьих, детская память так устроена, что чаще всего (из практики работы более 25 лет) к учебному году они из прочитанного помнят очень немного и крайне неопределенно.
в-четвёртых, для тех, кого я не смогла убедить, кто твёрдо стоит на своём: «Список должен быть!», именно для них такой список прилагается.
5 класс
- Мифы народов мира. Славянские мифы. «Сотворение земли».
- Мифы Древней Греции.
- Былины. «Илья Муромец», «Три поездки Ильи Муромца»
- Русские народные сказки и сказки народов мира.
- В.Гауф «Карлик Нос»
- Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик и мышиный король»
- В.Набоков «Аня в стране чудес»
- Кир Булычев «Заповедник сказок»
- Д.Дефо «Робинзон Крузо»
- М.Твен «Приключения Тома Сойера»
- А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста»
6 класс
- Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. (в переложении Н.А.Куна)
- Мифы древних славян, Мифы древней Индии. Скандинавские мифы. Мифы североамериканских индейцев.
- Библия для детей.(Притча о блудном сыне, притча о сеятеле)
- А.С.Пушкин «Дубровский», «Повести Белкина»
- Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»
- А.П.Чехов. Рассказы
- М.М.Зощенко. Рассказы
- М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна»
- Э.Сетон-Томпсон «Рассказы о животных»
- Астрид Линдгрен «Расмус-бродяга»
7 класс
- А. Пушкин «Повести Белкина»
- Л.Толстой «Детство»
- А.Чехов «Тоска», «Размазня» и другие рассказы
- А. Куприн «Изумруд»
- И.Бунин «Сны Чанга»
- В.Астафьев «Мальчик в белой рубашке» и другие рассказы.
- Р. Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви»
- А.Рыбаков Трилогия о Кроше
- Н.В. Гоголь « Тарас Бульба»
- М.Горький «Детство»
8 класс
- А.С.Пушкин «Капитанская дочка», «Повести Белкина»
- Д.И.Фонвизин. «Недоросль»
- М.Ю.Лермонтов «Мцыри», «Маскарад»
- Н.В.Гоголь «Ревизор», «Шинель»
- И.С.Тургенев «Ася»
- Л.Н.Толстой «После бала», «Юность»
- М.Горький «Старуха Изергиль»
- В.Каверин «Два капитана»
- А. Грин «Бегущая по волнам»
- Шекспир «Ромео и Джульетта»
- Жан Батист Мольер. «Мещанин во дворянстве»
9 класс
- Фонвизин «Бригадир»
- А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
- А.Н.Островский. Пьесы.
- Н.И.Карамзин. «Бедная Лиза»
- А.С.Грибоедов. «Горе от ума»
- А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»
- М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»
- Ф.М.Достоевский. «Белые ночи»
- Н.В.Гоголь. «Мертвые души»
- И.С.Тургенев. «Первая любовь»
- Л.Н.Толстой. «Юность»
- А.П.Чехов. «Медведь»
- И.А.Бунин «Жизнь Арсеньева»
- М.Горький. «Мои университеты»
- М.А.Булгаков. «Собачье сердце»
- М.А.Шолохов. «Судьба человека»
- Уильям Шекспир «Гамлет»
- Виктор Гюго «Собор Парижской Богоматери»
- О.де Бальзак. «Отец Горио» «Евгения Гранде»
10 класс
1.А.Н.Островский «Гроза», «Бесприданница» 2.И.А. Гончаров «Обломов». 3.И.С.Тургенев «Отцы и дети», «Дворянское гнездо». 4.Н.С.Лесков «Очарованный странник». 5.Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». 6.М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города», «Сказки». 7.Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот». 8.Л.Н.Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», «Хаджи Мурат».9 А.П.Чехов «Вишневый сад», «Дядя Ваня»
11 класс
- И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Грамматика любви», «Солнечный удар»,рассказы по выбору.
- А.И.Куприн «Гранатовый браслет»
- М.Горький «Мать», «На дне».
- А.Фадеев «Разгром»
- Е.Замятин «Мы»
- А.Платонов «Котлован»
- М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»
- В.В.Набоков «Приглашение на казнь»
- А.Н.Толстой «Петр Первый»
- М.А.Шолохов «Тихий Дон»
- Б Пастернак «Доктор Живаго»
- А.И.Солженицын «Архипелаг Гулаг»
- Произведения советских писателей о Великой Отечественной войне (Ю.Бондарев, О.Адамович, В.Быков, Б.Васильев и другие по выбору учащихся).
Предварительный просмотр:
Нормы контрольных работ по русскому языку
5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. | 10 кл. | 11 кл. | |
Контрольный диктант | 8 | 8 | 6 | 5 | 3 | 2 | 2 |
Контрольное изложение | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 |
Контрольное сочинение | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | ||
Часов на развитие речи | 36 | 28 | 28 | 17 | 15 | ||
Количество часов в неделю | 6 | 5 | 5 | 4 | 3 | 2 | 2 |
Нормы практических работ по литературе
5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. | 10 кл. | 11 кл. | |
Домашнее сочинение | - | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Классное сочинение | 4 | 3 | 2 | 2 | 3 | 4 | 4 |
Количество часов в неделю | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 |
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Здесь Вы найдёте следующую информацию:
1. Требования, предъявляемые к записям в тетрадях учащихся стр. 1 2. Проверка письменных работ учащихся стр. 2
3. Нормы оценки диктанта и требования к проверке стр. 3
4. Сводная таблица контроля стр. 8 5. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе стр. 9
6. Нормы техники чтения (количество слов/мин.) стр. 13 7. Доклад на тему «Пути формирования навыков чтения». стр.13
Требования, предъявляемые к записям в тетрадях учащихся
Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:
- писать аккуратным разборчивым почерком;
- единообразно выполнять надписи на обложке тетради – указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по русскому языку, для работ по развитию речи);
- соблюдать поля с внешней стороны;
- указывать дату выполнения работы (в тетрадях по русскому языку число и месяц записываются словами в форме именительного падежа (например, Пятое декабря);
- писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (изложений, сочинений и др.);
- обозначать номер упражнения, указывать вид выполняемой работы (план, конспект, ответы на вопросы и т. д.), указывать, где выполняется работа (классная или домашняя);
- соблюдать красную строку;
- между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком в тетрадях по русскому языку стоку не пропускать;
- между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому пропускать две линейки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу);
- выполнять аккуратно подчёркивания - условные обозначения карандашом или ручкой, в случае необходимости – с применением линейки;
- исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачёркивать косой линией, а часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией; вместо зачёркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки.
Проверка письменных работ учащихся
Вид проверяемой работы во всех классах определяет учитель: домашняя работа, самостоятельная работа, словарный диктант, тест и др.
Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся.
В проверяемых работах учитель отмечает допущенные ошибки.
- На полях учитель обозначает ошибку определённым условным знаком:
– орфографическая ошибка, V – пунктуационная ошибка.
- При проверке изложений и сочинений в 5-11 классах (как контрольных, так и обучающих) отмечаются не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (подчёркиваются волнистой линией) и грамматические. На полях тетради учитель обозначает фактические ошибки - «Ф», логические – «Л», речевые - «Р», грамматические - «Г», используя также и другие специальные обозначения.
- Подчёркивание ошибок производится учителем красной пастой (красными чернилами, красным карандашом).
- Проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок, а в изложениях и сочинениях, кроме этого, - количество фактических, логических, речевых и грамматических:
Ф – Л - Р
О – П – Г
- после подсчёта ошибок в установленном порядке выставляется оценка работы.
Все контрольные работы оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал.
За диагностические работы оценки «2» и «3» могут не выставляться.
Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются; оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя. Классные и домашние письменные работы по русскому языку оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя.
При оценке письменных работ учащихся учитель руководствуется соответствующими нормами знаний, умений и навыков школьников.
После проверки письменных работ учащимся даётся задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.
Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.
Во время контрольных работ учащиеся 5-11 классов могут пользоваться лингвистическими словарями.
Нормы оценки диктанта и требования к проверке.
Объем диктанта устанавливается исходя из следующих нормативов:
Классы | V | VI | VII | VIII | IX | Х | ХI |
Количество слов | 90-100 | 100-110 | 110-120 | 120-140 | 150-170 | 170-190 | 190- 21О |
Объем школьных диктантов для классов с углубленным изучением предмета может быть увеличен на 20-30 слов.
Примечания:
- При подсчете слов в тексте контрольного диктанта учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи.
- Если контрольный диктант сопровождается дополнительной работой, то берется текст объемом, обозначенным первой цифрой норматива для данного класса.
- Текст диктанта должен быть понятным для учащихся.
- Слова, редко употребляемые и непонятные для учащихся, выписываются на доске и объясняются.
- Отдельно выписываются слова, с написанием которых учащиеся еще не ознакомились.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых бы изучаемые в данной теме орфограммы и пунктуационные правила были представлены не менее чем 2-3 случаями.
Рекомендуется по возможности подбирать тексты следующей насыщенности:
Классы | Число видов орфограмм | Число видов пунктограмм |
V | 12 | 2 - 3 |
VI | 16 | 3 - 4 |
VII | 20 | 4-5 |
VIII | 24 | 10 |
IX | 24 | 15 |
Х-ХI | 28 | 20 |
В диктантах должно быть: в V классе - не более 5, в VI-VII - не более 7, в VIII-IX - не более 10, в Х-ХI - не более 12 слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
Примечание:
- До конца первой четверти (а в V классе - до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
Оценивая орфографическую и пунктуационную грамотность, следует исходить из общего правила: ученикам предъявлять требования в объеме знаний и умений, которым их обучали. Поэтому при проверке письменных работ все орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные учащимися, исправляются, однако при оценке учитываются не все.
Не учитываются и не выносятся на поля при оценке ошибки:
- в переносе слов;
- на те правила, которые не предусмотрены школьной программой;
- на еще не изученные правила;
- в словах с непроверяемыми написаниями, работа над которыми не проводилась;
- явные описки, искажающие звуковой облик слова («пульба» вместо слова «бульба», «мемля» вместо «земля» и т. д.);
- в передаче авторской пунктуации.
По орфографии необходимо различать:
- орфографические и грамматические ошибки;
- орфографические и фактические ошибки;
- орфографические ошибки и описки;
- грубые и негрубые ошибки;
- повторяющиеся и неповторяющиеся ошибки;
- однотипные и неоднотипные ошибки.
Грамматическими являются ошибки в образовании форм слов: «ляжь» вместо «ляг».
К фактическим ошибкам относятся неверные написания, связанные с незнанием реалий: "у Нагульного" вместо "у Нагульнова" и т. д.
Описки - неверные написания, искажающие звуковой и буквенный облик слов («стл» вместо «стол», «дулпо» вместо «дупло» и т. п.).
Негрубыми орфографическими ошибками являются:
- ошибки в исключениях из правил;
- написание ы и и после приставок;
- большие буквы вместо малых и наоборот в составных собственных наименованиях;
- написание собственных имен нерусского происхождения;
- нерегулируемые правилами слитные и раздельные написания в наречиях, образованных от существительных и предлогов;
- случаи трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он только ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не…; не кто иной, как; ничто иное не…; не что иное, как и др.);
- случаи слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого.
Негрубыми пунктуационными ошибками являются:
- постановка одного знака препинания вместо другого;
- пропуск одного из сочетающихся знаков препинания или нарушение их последовательности (сочетание запятой и тире, вопросительного и восклицательного знака и т. п.).
Повторяющимися считаются орфографические ошибки, допущенные в одном и том же слове, использованном несколько раз, или в корне однокоренных слов.
Однотипными называют ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такие правила, в которых для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое опорное слово или его форму (вода – воды, рот – роток, грустный – грустить, резкий – резок).
Примечания:
- Грамматические, фактические ошибки, описки при проверке диктантов исправляются, но при подсчете не учитываются.
- Негрубые ошибки считаются за пол-ошибки.
- Повторяющиеся (сколько бы их ни было) считаются за одну.
- Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
- Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну.
- При наличии в контрольном диктанте более пяти поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трёх и более исправлений.
- Диктант оценивается одной отметкой.
При проверке контрольного текстового диктанта необходимо руководствоваться следующими нормативами (первая цифра – количество орфографических ошибок, вторая – пунктуационных):
Оценка | Количество допускаемых ошибок |
«5» | 0 / 0 |
«4» | 2 / 2, 1 / 3, 0 / 4 |
«3» | 4 / 4, 3 / 5, 0 / 7 |
«2» | 7 / 7, 6 / 8, 5 / 9, 8 / 6 |
Примечания:
- «5» может выставляться за диктант при наличии в нем одной негрубой орфографической ошибки или одной негрубой пунктуационной ошибки.
- «4» может выставляться за три орфографические ошибки, если среди них есть однотипные.
- «3» может быть поставлена при наличии шести орфографических и шести пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
- В V классе допускается выставление «3» за диктанты при пяти орфографических и четырех пунктуационных ошибках.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку: для «4» - две орфографические ошибки, для «3» - четыре орфографические ошибки (необходимо учитывать, что для V класса предел «3» ограничен пятью орфографическими ошибками).
Диктант оценивается одной отметкой.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и др.) задания, выставляются две оценки - за каждый вид работы. Обе оценки выставляются в одну графу по русскому языку: 5/4, 4/3, 3/2.
При оценке дополнительного задания необходимо руководствоваться следующим:
Оценка | Объём правильно выполненной работы |
5 | Все задания |
4 | Не менее 3 / 4 |
3 | Не менее 1 / 2 |
2 | НЕ ВЫПОЛНЕНО более половины |
1 | НЕ ВЫПОЛНЕНО ни одного задания |
Примечание:
- Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, включаются в число ошибок за диктант.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:
Классы | V | VI | VII | VIII | IX | Х-ХI |
Количество слов | 15-20 | 20-25 | 25-30 | 30-35 | 35-40 | 45-50 |
При оценке контрольного словарного диктанта действуют следующие нормы:
Оценка | «5» | «4» | «3» |
Количество допускаемых ошибок | 0 | 1 – 2 | 3 – 4 |
Сводная таблица контроля.
Класс | Темп чтения вслух | Темп чтения про себя | Количество слов: | |||
словарный диктант | контрольный диктант | изложение | сочинение | |||
1 | 30 | - | - | - | - | - |
4 | 110 | 120-140 | 12-15 | 65-70 / 70-85 | 90-105 | 60-80 |
5 | 120 | 140-170 | 15-20 | 90-100 | 100-150 | 110 |
6 | 120 | 170-210 | 20-25 | 100-110 | 150-200 | 130 |
7 | 130 | 210-250 | 25-30 | 110-120 | 200-250 | 160 |
8 | 250-270 | 30-35 | 120-150 | 250-350 | 200 | |
9 | 270-290 | 35-40 | 150-170 | 350-450 | 250 | |
10 | 290-300 | 45-50 | 170-190 | 450-550 | 350-400 | |
11 | 310-330 | 45-50 | 190-210 | 550-700 | 350-400 |
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.
Основной задачей проверки знаний, умений и навыков является установление уровня подготовки учащихся по литературе и объективная оценка их в соответствии с требованиями программы.
При оценке знаний учащихся необходимо обращать внимание на уровень сформированности у них нравственных идеалов, эстетических вкусов, на умение понимать и ценить произведения художественной литературы.
На всех этапах учебного процесса учитель поощряет самостоятельные наблюдения школьников над текстом и личную оценку событий и поведения героев, направленную на раскрытие идейно-художественного содержания произведения; требует знания вопросов теории литературы, добиваясь того, чтобы они практически использовались в процессе анализа и оценки художественных произведений.
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
В течение учебного года рекомендуется проводить классные и домашние сочинения по литературе. Объем сочинений должен быть примерно таким:
Класс | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Количество страниц | 1 - 1,5 | 1,5 - 2 | 2 - 2,5 | 2,5 - 3 | 3 - 4 | 4 - 5 | 5 - 7 |
Уменьшение объёма сочинений против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если сочинение отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, так же как превышение объёма не ведет к повышению отметки.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5 - 8 и десяти дней в 9 - 11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая - за грамотность.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
- Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
- Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
- Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
- Умение анализировать художественное произведение в соответствии историческим контекстом.
- Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий:
- прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения;
- умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
- умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения,
- умение привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9 - 11 кл.);
- свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который:
- показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения;
- умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
- умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений;
- умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов;
- хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий:
- в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения;
- об умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
- о знании основных вопросов теории, но не достаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений;
- об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий:
- незнание существенных вопросов содержания произведения;
- неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
- незнание элементарных теоретико-литературных понятий;
- слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий:
- полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой;
- неумение построить монологическое высказывание;
- низкий уровень техники чтения.
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
- правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия;
- верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения;
- доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы;
- умение делать выводы и обобщения;
- точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;
- наличие плана в обучающих сочинениях;
- соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
- точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений й навыков учащихся по русскому языку».
Отметка «5» (по литературе) ставится за сочинение:
- глубоко и аргументированно раскрывающее тему;
- свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для раскрытия тему;
- говорящее об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
- стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
- написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение:
- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему;
- обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
- отличающееся логичностью и последовательностью изложения содержания;
- написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочётов.
Отметка «З» ставится за сочинение, в котором:
- в главном и основном раскрывается тема;
- в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему;
- допущены отклонения от темы или отдельные ошибки в изложении фактического материала;
- обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
- обнаруживается владение основами письменной речи.
В работе имеется не более четырёх недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
- не раскрывает тему;
- не соответствует плану;
- свидетельствует о поверхностном знании текста произведения;
- состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
- отличается бедностью словаря.
Наличие грубых речевых ошибок.
Отметка «1» ставится за сочинение:
- совершенно не раскрывающее тему;
- свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
- содержащее большее число ошибок, чем это установлено для «2».
Нормы техники чтения (количество слов/мин.)
по Акишиной и Зайцеву.
(Следует учитывать, что акцент делается не на скорость,
а на продуктивность (техника + осмысленность))
Нормой, при сохранении вышеназванных параметров, для учащихся среднего звена считается 90 – 115 слов/мин.
Акишина | Зайцев | |
5 кл. | 104 | 114 |
6 кл. | 114 | 128 |
7 кл. | 128 | 150 |
8 кл. | 151 | 150 |
9-11 кл. | 150-160 |
Центр ШПиСП г. Удомля, 2000г
Доклад на тему «Пути формирования навыков чтения».
Подготовила учитель русского языка и литературы Колганова Л.В.
Как показывают многочисленные исследования, почти при любых отклонениях в развитии у детей в той или иной мере страдает их речевая и связанная с ней познавательная деятельность. дети с особыми нуждами испытывают трудности при чтении, а это – проблемы с успеваемостью по всем предметам, проблемы с дисциплиной. Почему дети неохотно и мало читают? Психофизиологической основой трудностей чтения являются замедленный темп приёма и переработки зрительно воспринимаемой информации, трудности установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения, низкий темп протекания мыслительных процессов, слабость самоконтроля.
Недостатки техники чтения (большое количество ошибок, низкий темп) отрицательно влияют на понимание смысла читаемых текстов и, как правило, тормозят совершенствование беглости и правильности чтения. Уже при выходе из начальной школы ученик должен овладеть синтетическим чтением, т.е. слиянием техники чтения и понимания текста. Однако это очень длительный процесс. на практике ученик начальной школы овладевает лишь начальным этапом чтения. выявлено, что уже в начальных классах мы теряем 60-70% учеников. Далее они не могут учиться на "4" и "5", т.к. низкая техника чтения не способствует освоению всё увеличивающегося объёма информации. С какой скоростью чтения должны читать ученики? Мы должны стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имела объём чтения не ниже 120 слов в минуту. это на "4".чтобы быть "троечником", достаточно читать со скоростью 80-90 слов в минуту. Скорость чтения и успеваемость тесно связаны. Обучение чтению необходимо проводить с учётом дифференциации программных требований на каждом году обучения, а также с учётом психофизических особенностей школьников. кроме того, цели и мотивы чтения в жизни детей значительно меняются, поэтому и чтение должно обладать таким качеством, как гибкость – изменение характера чтения в зависимости от цели. Различные качественные характеристики имеют чтение изучающее и просмотровое, поисковое и ознакомительное ("для себя"). Фактически эти виды чтения отрабатываются окончательно в среднем звене.
1
Обучение чтению можно разделить на три этапа: 1-3 кл., 4-7 кл., 8-11 кл. второй этап – самый сложный и является наиболее важным. ведущее значение в этот период приобретает чтение молча, "про себя". Связано это с возросшим объёмом информации. при таком чтении интенсифицируются процессы понимания, запоминания и усвоения прочитанного. темп зрительного восприятия возрастает в 2 раза. снятие необходимости в устном воспроизведении читаемого способствует усилению смысловой обработки, т.е. формированию навыков параллельного мышления. овладение техникой чтения молча должно происходить параллельно с обучением чтению вслух.
Итак, как же выйти на уровень чтения 120 сл/мин.? Как добиться оптимальной скорости чтения? Рассмотрим несколько резервов обучения чтению, которые могут работать в любых условиях.
1. Частота тренировочных упражнений (но не длительность их).
нужно ежедневно, через определённые промежутки времени проводить небольшие по объёму упражнения. Домашняя тренировка должна проводиться тремя порциями по 10 мин. эффективность этого гораздо выше, чем занятия в течение полутора часов за приём.
2. Жужжащее чтение. все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее, 15 чел.x 5мин.=75 чел/мин., а при обычной методике учитель опросит за урок не более 10 чел., при этом каждый поупражняется не более 2х мин. 10 x 2=20 чел/мин. без комментария.
3. Ежеурочные пятиминутки чтения.
любой урок (литература, музыка, рисование, математика) начинается с того, что дети открывают книгу, которую носят с собой всегда, и читают в течение 5 мин. дальше идёт обычный урок. при обычной методике, учитывая, что 2 урока литературы в неделю, ученик имеет время для тренировок всего 2 мин. 2-4 мин/нед. хорошо, если ребёнку повезло с семьёй и он компенсирует дома недоработки
школы. 5*6*5=150 мин.(5 мин. за урок, 6 ур. в день, 5 дней в неделю.). без всяких ухищрений что-нибудь хорошее да получится.
2
4. Чтение перед сном. последние события дня фиксируются эмоциональной памятью. "учи так, чтобы это было последним событием дня".
5. Режим щадящего чтения. (если ребёнок не любит читать). такой режим, когда ребёнок прочитывает одну-две строчки и после этого получает кратковременный отдых. такой режим получается при просмотре диафильмов. даже в 5 кл. можно приобщить к чтению таким способом.
6. Развитие оперативной памяти и оперативного поля чтения.
слаборазвитая оперативная память – не успев дочитать до конца предложения, забывает первые слова (начало). естественно, не может уловить смысл предложения. делается это с помощью зрительных диктантов. набор из 6ти предложений, на уроке занимает 5-8 мин. времени. ежедневно. один набор предложений применяют до тех пор, пока все дети не будут писать самостоятельно. за 2 месяца можно развить оперативную память. (на каждый набор в среднем уходит по 3 дня, 18 наборов – 54 дня).
7. Три типа упражнений: 1) многократное чтение; 2) чтение в темпе скороговорки; 3) выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. все эти упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, т.е. читают одновременно все ученики, но вполголоса. при многократном чтении ориентир идёт на одинаковый промежуток времени, но не на одинаковый по объёму отрывок. учитель предлагает начать чтение одновременно и продолжать в течение минуты. ученики отмечают, до какого слова успели дочитать. затем следует повторное чтение того же отрывка. снова отмечают. естественно, что во второй раз прочитано больше, что вызывает ещё и положительные эмоции. далее этот же текст читается в темпе скороговорки. направлено на развитие артикуляционного аппарата. выразительности здесь добиваться не следует. не более 30 секунд, но чётко проговаривая окончания. Дети прочитывают знакомую часть текста в повышенном темпе и переходят на незнакомую часть. и незнакомый отрывок дети начинают читать в ускоренном темпе. их возможностей ненадолго хватает, но если проводить это упражнение ежедневно, то чтение через 2-3 недели заметно улучшится.
3
8. Стимулирование учащихся в различных видах – самозамер скорости чтения, различные соревнования. важно привести к положительным эмоциям, не вызывая отрицательных, и негативного отношения к чтению. состязательность не должна применяться между сильным и слабым учеником.
Вообще все упражнения предлагаются учащимся с учётом того, какой параметр чтения у ученика слабо отработан – произношение, правильность, скорость восприятия или понимание. таким образом, для обучения технике чтения могут быть выделены упражнения, направленные на:
- развитие речевого аппарата;
- расширение оперативного поля чтения;
- развитие правильности, безошибочности восприятия текста;
- развитие антиципации (смысловой догадки, предугадывание слов, предложений) на различных уровнях;
- развитие скорости чтения при чтении вслух и молча;
- развитие внимания и памяти в процессе восприятия;
- преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста.
Литература
1. Зайцев в.н. резервы обучения чтению. – м. "просвещение", 1991.
2. Оморокова м.и. совершенствование чтения. – М., 1997.
Предварительный просмотр:
Комментарии к шкале оценок.
В 2012 году я была членом конфликтной региональной комиссии по результатам ГИА. Хочу обратить внимание на следующие моменты: посмотрите на «Шкалу оценок», особенно внимательно на графы с оценками «4» и «5». Там после баллов, необходимых для данной отметки, есть пояснение: «при условии, что за критерии ГК1-ГК4…» Что это значит? Это критерии ГК 1 –орфография, ГК 2 -пунктуация, ГК 3 – грамматические ошибки, ГК 4 – речевые ошибки.
НО ЭТО ЕЩЁ НЕ ВСЁ: оценки по этим критериям суммируются за ДВЕ работы: изложение и сочинение. Т.е. каждый критерий складывается из ошибок за изложение и сочинение ВМЕСТЕ ВЗЯТЫХ.
Самое большое количество апелляций было именно по этому поводу. Например, ученик набрал за экзамен по ГИА 36 баллов (это максимальный балл для оценки «4»). А получил «3». Обида, слёзы, паника, истерика (у детей, учителей, родителей). В чём причина? Именно в этих критериях за грамотность. Разработчики КИМов считают, что нерационально ставить высокие оценки неграмотным людям.
И ещё. От конфликтной комиссии зависит не всё. Она может прибавить только 2 балла за части «С». Если для счастья требуется 3 балла, то работу проверяет комиссия в полном составе вместе с председателем (4 человека), принимает коллективное решение и пишет письменное заключение, обосновывая каждый из поставленных «лишних» трёх баллов. КАЖДЫЙ! Это решение отсылается в Москву.
Как ни странно самая плохая ситуация с изложением. Дети не умеют сжимать КАЖДЫЙ АБЗАЦ из предложенного текста. А в большинстве своём пишут подробное изложение, точнее, что запомнили.
Надеюсь, вы учтёте эти замечания и не повторите этих ошибок.
Удачи на экзаменах.
Коновалова Ирина Васильевна, учитель высшей категории, член конфликтной комиссии Тульской области по ГИА «Русский язык».
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для родителей. Дети и курение.
Каждая семья должна огородить своих детей от употребления табака, в целях сохранения их здоровья. И все же пятая часть населения страны начинает курить в 14 лет, несмотря на старания родителей и педаг...
Материалы для родителей. Компьютер в жизни подростка.
Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники и даже искусства, поэтому умение с ним обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел...
материалы для родителей и учителей
ОБРАЩЕНИЕ К УЧИТЕЛЯМ Дорогие друзья! У нашей профессии есть два начала – охранительное и инновационное. Охранительное начало безмерно важно, ибо ключевое...
Материалы для родителей
Подростковый возраст – это период активного формирования самосознания (образа себя, представления о себе). Подросток накапливает знания о себе, и на основе этих знаний оценивает себя. Оценка се...
Материалы для родителей.
Новости...
Материалы для родителей
Материалы для родителейУроки жизни10 заповедей для родителей от Януша Корчака1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. 2. Не треб...
Материалы для родителей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6654386","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 136px; height: 95px;"}}]] ТРЕВОГА МЕШАЕТ ДЕТЯМ РЕШАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ...