Материалы для родителей
методическая разработка (8 класс) по теме
Подростковый возраст – это период активного формирования самосознания (образа себя, представления о себе). Подросток накапливает знания о себе, и на основе этих знаний оценивает себя.
Оценка себя (самооценка) может быть: заниженной, адекватной, завышенной и компенсаторно завышенной.
Иметь высокую самооценку, это не плохо, главное, чтобы она не была слишком завышенной.
Важно, чтобы подросток имел правильное представление о себе и мог адекватно себя оценить. Для формирования правильного представления о своих возможностях существует много приёмов и упражнений. С некоторыми из них родители знакомятся в ходе этого собрания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_samoocenkakonspekt.doc | 33.5 КБ |
prezentaciya_samoocenka.zip | 2.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в 8 классе на тему:
«Развитие самосознания и адекватной самооценки подростка».
Цель: Ознакомление родителей со способами формирования у подростков адекватной самооценки.
Задачи:
1)Предоставление родителям информации о том, что такое самооценка, и какая она бывает.
2) Привлечение внимания родителей к проблеме завышенной самооценки.
3) Ознакомление с конкретными практическими упражнениями, предназначенными для формирования адекватной самооценки.
Подростковый возраст – это период активного формирования самосознания (образа себя, представления о себе). Подросток накапливает знания о себе, и на основе этих знаний оценивает себя. (СЛАЙД 2).
Оценка себя (самооценка) может быть: заниженной, адекватной, завышенной и компенсаторно завышенной (СЛАЙД 3).
Иметь высокую самооценку, это не плохо, главное, чтобы она не была слишком завышенной.
В чём же опасность завышенной самооценки?
Ответ на этот вопрос хорошо демонстрирует миф об Икаре (СЛАЙД 4,5).
Важно, чтобы подросток имел правильное представление о себе и мог адекватно себя оценить. (СЛАЙД 6)
Для этого ему необходимо хорошо знать себя (свои достоинства и недостатки)
Для тренировки можно использовать упражнение «Две стороны личности». (СЛАЙД 7)
Выполняя его, подросток должен сначала найти положительные качества человека, а затем его отрицательные черты. Упражнение очень хорошо помогает осознать, что у любого человека есть свои сильные и слабые стороны.
Если вы видите, что подросток начинает зазнаваться, то можно в доброжелательной форме покритиковать его и указать ему на его недостатки. Подросток должен осознавать, что недостатки есть у каждого из нас и важно их признавать. Для осознания своих недостатков можно проделать упражнение «Волшебная лавка» (СЛАЙД 8). Лучше всего выполнять это упражнение всей семьёй.
Но недостатки необходимо не только осознавать, но и бороться с ними. Поэтому очень важно, чтобы подросток знал, что все трудности преодолимы и умел брать на себя ответственность не только за свои успехи, но и за свои неудачи (СЛАЙД 9).
Слишком самоуверенные люди, как правило, обвиняют во всех своих неудачах окружающих или обстоятельства, а себе приписывают только успехи.
Важно научить детей брать ответственность на себя. Только тогда они смогут контролировать ситуацию и справиться с ней. Для этого, можно использовать плакат «Я источник чувств» (СЛАЙД 10). Он наглядно показывает, что контролировать ситуацию можно только взяв на себя ответственность и признав свои ошибки.
Важно также развивать у ребят способность к эмпатии (сочувствию, сопереживанию). При просмотре фильмов можно попросить подростка поставить себя на место одного из героев и задать вопрос: « Как ты думаешь, что чувствует этот герой? Почему он так себя ведёт? А что бы ты почувствовал в данной ситуации? Как бы ты поступил на месте героя?» (СЛАЙД 11).
Излишне самоуверенные люди делят всё на черное и белое, людей на плохих и хороших и считают своё мнение единственно правильным. Поэтому очень важно учить подростков видеть ситуацию с различных сторон (как на заседании суда). Для этого подойдут различные ситуации, не имеющие однозначного решения ( (СЛАЙД 12,13).
При излишней самоуверенности люди не видят препятствий на пути к достижению цели. Им всё кажется лёгким. Это часто приводит их к поражению и позору. Поэтому очень важно учить ребят ставить цели, видеть препятствия на пути к их достижению и преодолевать их. Для этого можно использовать карту целей (СЛАЙД 14).
Желаю Вам, чтобы ваши дети выросли свободными личностями, уважающими себя и других.
Использованная литература.
- Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. - СПб., 2007. Стр.66,77. (игры и упражнения)
- Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками.- М., 2000. Стр.120 (карта целей)
- Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими.- М., 2000. (упражнения и картинки к презентации)
- Иллюстрированный мифологический словарь. Под ред. Ботвинник М.Н..- Калининград, 2001. Стр.140 (миф об Икаре)
- http://asmodey.com/_ph/2/2/666981457.jpg (иллюстрация к мифу об Икаре)
Подписи к слайдам:
Самосознание(образ себя) знания о себе + оценка себя.
Оценка себя(самооценка)
Заниженная(неуверенность)
Адекватная (уверенность в себе)
Завышенная(самоуверенность, эгоизм)
Компенсаторно завышенная(человек компенсирует недостаток, пытается его скрыть.
Миф об Икаре
Икар был заточён на острове Крит. Его отец сделал крылья из перьев, скреплённых воском, для того, чтобы юноша мог подняться в небо и улететь. Но Икар оказался слишком самоуверен и самолюбив. Он захотел долететь до солнца. Солнце растопило воск его крыльев. Икар упал в море и разбился.Мораль: излишняя самоуверенность приводит к беде.
Пути преодоления завышенной самооценки
Хорошее знание себя (своих достоинств и недостатков)Игра «Две стороны личности»
Положительные психологические свойства
Отрицательные психологические свойства
Лидер, умеет принимать решения, решительный, сконцентрированный на целях, конкурентный, нацелен на победу, уверен в себе, честолюбивый, энергичный.
Эгоистичный, категоричный, не терпит возражений, прерывает других, хитрый, коварный, нетерпеливый, самонадеянный, ориентирован на статус и карьеру.
ВОЛШЕБНАЯ ЛАВКА
В волшебной лавке продаются качества характера. Каждый из участников может приобрести те качества, которых ему не хватает, в обмен на положительные качества, которые имеет в избытке. Важно обосновать для чего ему нужно приобретаемое качество, и в каких ситуациях оно пригодится.
Упражнение «Я источник чувств»
Чужая ответственность
Моя ответственность
В том, что я получил двойку, виноват учитель.
Я сам виноват в полученной двойке, нужно было выучить заданный материал.
Меня раздражают мои одноклассники
Я раздражаюсь из-за того, что не могу найти общего языка со своими одноклассниками.
Способность к эмпатии (сочувствию, сопереживанию)
Представь себе, что ты сын беженцев из Афганистана. Уже несколько лет вы живёте всей семьёй в Москве. Твои родители – образованные люди, но у них нет законного права работать в России и они плохо знают русский язык. Ты ходишь в школу для детей беженцев, но после её окончания ты не имеешь права поступить в институт, хотя очень хочешь стать врачом. Какие чувства ты испытываешь, когда думаешь о своём будущем?
Умение видеть ситуацию с разных сторон
В суд обратился с заявлением о разводе мужчина, который узнал, что его жена не может иметь детей. Это – единственная причина, по которой он требует развода. Его жена не даёт согласия, мотивируя это тем, что она любит мужа и считает, что семья может быть счастливой и без детей. Какое решение суда будет правильным?
Умение видеть препятствия на пути к достижению целей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для родителей. Дети и курение.
Каждая семья должна огородить своих детей от употребления табака, в целях сохранения их здоровья. И все же пятая часть населения страны начинает курить в 14 лет, несмотря на старания родителей и педаг...
Материалы для родителей. Компьютер в жизни подростка.
Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники и даже искусства, поэтому умение с ним обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел...
материалы для родителей и учителей
ОБРАЩЕНИЕ К УЧИТЕЛЯМ Дорогие друзья! У нашей профессии есть два начала – охранительное и инновационное. Охранительное начало безмерно важно, ибо ключевое...
Материалы для родителей.
Новости...
Материалы для родителей
Материалы для родителейУроки жизни10 заповедей для родителей от Януша Корчака1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. 2. Не треб...
Материалы для родителей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6654386","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 136px; height: 95px;"}}]] ТРЕВОГА МЕШАЕТ ДЕТЯМ РЕШАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ...
Материалы для родителей
Взрослым Шварц Михаил Я в своей родной квартиреКак на слyжбе строевой.Командир на командире...Я один здесь рядовой! Всем я должен подчиняться:По приказy - одеваться,По приказ...