Что такое память и как её развивать.
методическая разработка по теме
Информация, что такое память. Предоставлены игры, которые я использую для развития памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyat.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя-логопеда Смирновой Т.А.
Что такое память и как её развивать.
Память — основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для будущего. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо и т.д.) основана на том, что образ восприятия сохраняется в памяти.
Память разнообразна. Существует определённый запас слов, сведений, понятий, которые хранятся в памяти всю жизнь, чаще всего после многократного повторения. Всё это долговременная память. Но существует и кратковременная память. В этом случае информация хранится недолго, иногда после краткого восприятия. Существует и оперативная память, которая проявляется в процессе конкретной деятельности и включающая в себя как кратковременную , так и долговременную память.
Мы получаем информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память.
В зависимости от того, какую информацию человек запоминает лучше и быстрее выделяется: наглядно-образная память (хорошо запоминаются наглядные образы, цвет, звуки, лица и т.д.), словесно-логическая память (лучше запоминается словесный, абстрактный материал), эмоциональная память (пережитые чувства) и феноменальная память (сильная образность, до мельчайших подробностей).
Возможности природной памяти у каждого свои.
7 лет — это уже возраст. Ребёнок всячески демонстрирует свою избирательность, своё мнение, стремится занять более взрослую позицию. Память не является исключением. Свои способности к запоминанию ребёнок осознаёт. Память определяет успешность обучения, но в дальнейшем ситуация меняется: процесс обучения начинает влиять на то, в каком направлении и какими темпами будет развиваться память.
Активная мыслительная деятельность будет создавать необходимую атмосферу для процесса запоминания. Предлагаю несколько игр, которые я использую на занятии для увеличения объёма памяти.
Упражнение № 1. «Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно».
1 этап – графический. Попробуйте к каждому из названных слов сделать рисунок.
2 этап – представление слов или фраз в уме.
Задание № 1.
Грузовик Умная кошка
Гнев Мальчик – трус
Весёлая игра Капризный ребёнок
Дерево Хорошая погода
Наказание Интересная сказка
Упражнение № 2. «Мысленные образы и эмоции».
Я говорю фразы, а вы закройте глаза и представьте соответствующую картинку.
Задание № 1.
Лев, нападающий на антилопу.
Собака, виляющая хвостом.
Муха в вашем супе.
Миндальное печенье в коробочке в форме ромба.
Молния в темноте
Теперь попробуйте вспомнить и записать названные фразы.
Упражнение № 3. «Мысленные образы и их эмоциональная окраска».
Закройте глаза и вообразите следующие картины.
Задание № 1.
Осиное гнездо.
Осиное гнездо у вашей двери.
Осиное гнездо у вашей кровати
Птичка, клюющая корм в саду.
Птичка, купающаяся в луже.
Птичка, влетающая, спасаясь от кошки.
Запишите, что вам запомнилось.
Упражнение № 4. «Фигуры» (зрительная память).
Используется 10 спичек. Ребёнок выкладывает фигуру, показывает её 1 – 2 сек. и закрывает. Другой ребёнок по памяти выкладывает такую же. Постепенно можно добавить и цвет.
Упражнение № 5. «Осознание словесного материала» (зрительная и слуховая память).
Сейчас я буду читать или показывать слова. Вы должны представить себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать. (Зубная паста – белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно)
Задание № 1.
бумага шерсть сапог гнездо телега
Задание № 2.
палец кот волосы лимонад слон яблоко
Задание № 3.
колесо роза палка поцелуй платок автобус шапка
Дети должны назвать слова, которые запомнили.
Упражнение № 6.
Запомнить 3 – 4 картинки, и назвать их по памяти. Затем отыскать их среди 10 – 12 похожих картинок, беспорядочно разбросанных.
Упражнение № 7. «Двойная стимуляция памяти».
Перед ребёнком раскладывается 15 – 20 карточек. Я назову несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет запомнить каждое слово, и отложи её.
Упражнение № 8.
Слова перегруппировать, объединяя по какому-либо признаку, для запоминания. Придумать историю, которая свела бы их вместе.
Задание № 1.
воздух ваза вода пчела кот колокольчик солнце ромашка медведь
Упражнение № 9. «Ассоциация».
Я назову слово, а вы назовите все ассоциации.
Верблюд – горб, гора, пустыня, кактус, песок, вода и т.д.
Упражнение № 10. «Конкретизация абстрактного».
Найдите конкретные зрительные образы, которые могут ассоциироваться с каждым словом (любовь – сердце и т.д.)
Задание № 1.
зима время бедность смерть жара
Задание № 2.
терпение свобода обед болезнь танец
Задание № 3.
энергия скука справедливость скорость надежда
Упражнение № 11. «Запоминание слов».
Запомнить слова.(10 слов).
Задание № 1.
Дерево, стол, река, корзина, расчёска, мыло, ёжик, резинка, книга, солнце
Эти слова связать в рассказ.
Пример.
Представьте зелёное красивое дерево. Из него начинает расти в сторону доска, из доски вниз опускается ножка, получается стол. Приближаем свой взгляд к столу и видим на нём лужу, которая стекает вниз, превращаясь в целую реку и т.д.
Упражнение № 12. «Запоминание стихов».
- Прочитайте внимательно.
- Закройте глаза и представьте себе картинку.
- Перейдите к следующей строчке. Прочитайте её. Представьте её в своём воображении.
- Вспомнить стихотворение, отталкиваясь от мысленных образов.
- Повторно перечитайте стихотворение.
- Произнести стихотворение, вслушиваться в звучание слов.
Упражнение № 13. «Запоминание текста».
- Определить основную идею содержания текста. (О чём идёт речь?)
- Из скольких частей состоит текст. Поставить вопросы к каждой части.
- Составить план текста. Разбить текст на абзацы, с общей идеей.
- Пересказать.
- Повторно просмотреть текст.
- Рассмотреть детали произведения.
- Личные комментарии и замечания.
- Ответить на вопросы: Кто делает? Что? Когда? Почему? Где? Как?
Упражнение № 14. «Запоминание чисел».
Каждой цифре присваивается визуальный код.
0 – круг (овал)
1 – столб (кол, свеча)
2 – близнецы (пара ботинок)
3 - треугольник (трёхколёсный велосипед)
4 – квадрат (четыре лапы животного)
5 – звезда (пятиугольник)
6 – навесной замок открытый
7 – коса (Белоснежка и семь гномов)
8 – песочные часы (очка)
9 – улитка
10 – пальцы двух рук
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развиваем память ребенка" (советы родителям)
советы детям и их родителям[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17841766","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"448","width":"247"}}]]...
Что такое память?
Данная перезентация послужит хорошим демонстрационным материалом для урока с психологм в 10-11 классе...
Классный час для 5 класса "Развиваем память"
Игры для развития памяти пятиклассников...
Советует психолог "Развиваем память"
Рекомендации для педагогов. Представлена подборка специальных упражнений, способствующих развитию различных видов памяти обучающихся....
Программа "Что такое способности и как их развивать"
Программа "Что такое способности и как их развивать?"Реализуемые цели:Познакомить обучающихся с психическими познавательными процессами. Изучить уровень развития психических процессов (восп...
Консультация для родителей. Что такое внимание и как его развивать
Внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного пото...
Челночный бег: что это такое и какие качества он развивает
Челночный бег, являясь, несомненно, разновидностью беговых видов лёгкой атлетики, в программу легкоатлетических соревнований не вошел, но снискал авторитет в школах на уроках физкультуры, в комплексе ...