Советует психолог "Развиваем память"
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyat_rekom.docx | 26.07 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Починковская специальная(коррекционная)общеобразовательная
школа- интернат VII-VIII видов»
***РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ
Память – сложный психический процесс, который включает в себя следующие стадии: получение информации о предмете или событии, eе обработка, структурирование, создание ассоциативных связей и возможность произвольно использовать эту информацию в будущем.
Память! В ней собраны наши знания, воспоминания, опыт, бесценные сокровища ума. Чем больше объем и прочность памяти, тем больше таких сокровищ.
Различают кратковременную и долговременную память, а также виды памяти в зависимости от характера запоминаемого материала: моторную, слуховую, зрительную, вербальную (словесную), логическую.
Преобладание у человека того или иного вида памяти говорит о том, как ему легче воспринимать информацию: в виде зрительных образов или словесной информации, совершая какие-то действия или выстраивая логические цепочки.
Очень часто эти виды памяти выступают в определенных сочетаниях:
- Зрительно-моторная память
необходима для выполнения работы по образцу (списывание с доски, работа с прописями, с последующим выполнением задания по памяти);
- Вербально-моторная (работа со словесной инструкцией, с указанием порядка выполнения задания: написание под диктовку элементов букв, рисование под диктовку геометрических узоров по клеточкам);
- Логическая память
(запоминание последовательности слов, действий в сюжетных рассказах и т.д.)
У детей младшего школьного возраста преобладает непроизвольное запоминание (запоминание без цели).
- Цель обучения должна быть эмоционально значима для него – достигнув цели, ребенок ждет похвалы или удивления взрослого.
- Лучше сохраняется материал,который поразил и увлек ребенка.
- Дети очень любят соревнование, игру.
К 8-10 годам у ребенка начинает формироваться произвольная память
(сознательное запоминание), это связано с физиологическим развитием ребенка.
Детская память характеризуется тем, что заучивание похожего материала стирает предыдущий. Поэтому, прежде чем приступить к изучению следующего учебного материала, сделайте перерыв или дайте возможность ребенку сменить деятельность.
- Чтобы запомнить новый материал, его лучше всего учить на ночь(таблицу умножения, стихотворение и т.д.)
- Чтобы ребенок лучше запомнил новый материал, ему при изучении необходимо задавать вопросы: о чем это? Что про это говорится? И т.д.
- Особенности памяти умственно отсталых детей:
- неспособность к целенаправленному запоминанию;
- низкий объем памяти;
- слабость произвольной памяти;
- сниженная способность к логическому запоминанию;
Игры и упражнения на развитие произвольной памяти.
Игра «Слово за слово».
Цель: развитие памяти и увеличение объема памяти, расширение и активизация словаря.
Взрослый начинает игру и говорит:
«На полянке растут цветы:….» («В лесу живут...», «В саду на деревьях растут...». «В зоопарке можно увидеть...» и т. д.)
Ребенок повторяет сказанное и добавляет название цветка («ромашка»), третий игрок (или вновь взрослый) повторяет всю
фразу и добавляет название цветка («одуванчик»). И так далее. Это позволит расширить словарный запас у ребенка и стимулирует развитие памяти.
Игра « Два предмета».
Цель: активизация зрительной памяти, сосредоточение ребенка на отдельных свойствах предметов. Развитие способности по описанию свойств определять, каким предметам эти свойства принадлежат.
- Назови два предмета обладающих сразу тремя признаками:
- Гладкий ,черный ,твердый...
- Темный, тяжелый, шумный...
- Светлый, легкий, блестящий...
- Белый ,мягкий ,съедобный...
Игра «Какой игрушки не хватает?»
Цель: развитие зрительной памяти.
Ход игры: Поставить перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросить ребенка отвернуться и убрать одну игрушку.
Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?»
Игру можно усложнить:
а) увеличить количество игрушек;
б) ничего не убирать, а только менять игрушки местами.
Играть можно 2-3 раза в неделю (игрушки меняются).
«Переверни страницу»
Читая ребенку сказку или рассматривая с ним картинки, предложите ему запомнить картинку, а потом переверните и задайте несколько вопросов по картинке
- сколько мячей было в комнате?
- сколько окон?
- куклы сидели или стояли?
- были ли на окнах цветы?
- сколько детей было в комнате и т.д.
Помогут в развитии памяти и разучивание стихотворений,песен, пересказывание сказок, выполнение заданий по памяти:
- нарисуй 3 квадрата, 1 круг и первую фигуру зачеркни;
- нарисуй 4 треугольника, 2 овала, 2 и 3 фигуры разукрась красным карандашом и т.д.
«Запомни и повтори»
Например, взрослый произносит несколько чисел и просит малыша повторить эти числа. Постепенно ряд чисел удлиняется. Это упражнение можно использовать для любых предметов, форм, цветов и т.д.
«Пересказ»
Сочините небольшую историю, которая будет состоять всего лишь из 5-6 фраз, например: «Мальчик проснулся утром, умылся, оделся, и пошел в садик. В садике он играл с детками, занимался, ел и спал. Вечером его забрала мама и они пошли к папе на работу. Вечером все вместе они поехали в зоопарк. Там они видели обезьяну, жирафа, слона и крокодила». И попросите ребенка повторить вашу историю. Если ему будет трудно повторить все фразы с первого раза, расскажите эту историю еще 1-2 раза.
«Читаем и спрашиваем»
Дети любят, когда им читают вслух. Прочитайте абзац или страницу интересного рассказа или сказки, затем остановитесь и спросите : «О чем мы прочитали?» Пусть он попробует пересказать то, что услышал своими словами. Первое время ребенку будет трудно, помогите ему, подбодрите. И не нужно заставлять его пересказывать каждую страницу – для него это будет утомительно и неинтересно. Время от времени устраивайте такие тренировки. Чтобы ребенку было легче, вы можете ему помочь наводящими вопросами: кто прилетел к Малышу? Что он любит делать? Как зовут того мальчика с пропеллером? и т.д.
«Занимательная прогулка»
Используйте любой повод для развития детской памяти. Отправляясь на прогулку с ребенком, предложите ему запоминать все, что он будет видеть по пути. После спросите, мимо каких магазинов проходил, какие цветы росли на клумбе, сколько людей было на детской площадке и т. д.
«Что изменилось?»
Для тренировки детской памяти предложите ребенку внимательно осмотреть комнату и запомнить все, что в ней находится. Затем попросите его выйти на несколько минут и быстро что-то спрячьте или переставьте. Задание считается выполненным, если ребенок увидит произошедшие в комнате изменения.
«Что в мешочке?»
Наполните небольшой мешочек маленькими игрушками различной формы и фактуры. Предложите ребенку на ощупь узнать содержимое, ранее ему знакомое по играм. Для занятий с маленькими детьми необходимо предварительно показать им все, что планируете сложить в мешочек.
«Идем в магазин»
В эту игру дети любят играть как «понарошку», так и перед каждым походом в магазин. Взрослые предлагают ребенку запомнить список планируемых покупок и затем его пересказать. Сначала перечень может состоять из 3–4 названий. По мере взросления ребенка список необходимо увеличивать.
«Парные слова»
Эта игра развивает как память, так и ассоциативное мышление. Взрослые 3 раза называют ребенку 20 слов, каждая пара из которых связана между собой по смыслу. К примеру: лето – отдых, море – корабль, еда – тарелка, животное – кошка. Цель упражнения – чтобы при назывании первых слов ребенок вспоминал вторые. Для развития памяти эффективнее спрашивать об этом не сразу, а спустя 20–30 минут.
Подготовила:
педагог- психолог Новикова Елена Борисовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Наша память, как эхо, печальна, Наша память, как песня, горда
Краткая аннотацияИдеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Умы нынешнего поколения заполняются, во-первых, мощным потоком западных «ценностей», пропагандирующи...
«ПАМЯТЬ, ПАМЯТЬ, ЗА СОБОЮ ПОЗОВИ…»
15 февраля - день памяти воинов-интернационалистов. В этот день мы чтим ветеранов, прошедших горнило афганской и чеченской войн, с честью, достоинством и героизмом исполнивших свой воинский долг. Мы о...
сценарий "Память солдатская память"
разработка данного мероприятия,...
"Развиваем память ребенка" (советы родителям)
советы детям и их родителям[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17841766","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"448","width":"247"}}]]...
" Как улучшить детскую память" (советы родителям)
В данном материале говорится о видах память (тактильная, обонятельная, зрительная, слуховая). Предлагаются игры, упражнения и рекомендации по развитию памяти....
Десять советов, как развить память.
Материал включает в себя советы для учащихся по развитию и укреплению памяти....
Как улучшить память: упражнения и советы
Трудно готовиться к экзаменам? Вечно забываете дома кошелек или список покупок? Не помните, куда положили ключи или блокнот? Множество людей по всему миру испытывают те же проблемы и задаются вопросом...