Что нужно знать о рынке труда и требованиях работодателей
материал по теме

Паначёва Ирина Евгеньевна

Профориентационная работа с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профориентационная работа с родителями.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О РЫНКЕ ТРУДА И ТРЕБОВАНИЯХ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

■ Что такое рынок труда и какова его структура.

■ Какие тенден ции характерны для рынка труда.

  Что такое рынок труда и какова его структура

Современная экономика России основана на рыночных отно шениях. Рынок предполагает свободный обмен товаров и услуг, в результате которого формируются спрос, предложение и цена.

Рынок труда (рабочей силы) является одним из элементов рыночной экономики. Различие между рынком труда и обычным товарным рынком невелико. Оно заключается в том, что на рынке труда «продается» особый товар — знания, умения и опыт работ ника. Покупателем этого товара является работодатель.

РЫНОК ТРУДА - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу.
Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

РАБОТОДАТЕЛЬ - человек, имеющий финансовые, юридические и иные возможности приобрести труд работника и делающий это.

Для работника и работодателя характерно следующее:

  1. они  неразрывно  связаны  между  собой,  т. е.  в  процессе производственной или иной приносящей доход деятель ности не могут обойтись друг без друга;
  2. их интересы противоречивы, т. е. они преследуют разные  цели. Работник думает о том, как подороже продать свой труд. Работодателя же интересуют результаты труда ра ботника. Заботясь о прибыли, работодатель заинтересован
    в том, чтобы труд работника ему обходился как можно дешевле;
  3. взаимодействие между ними представляет собой поиск и нахождение   компромисса   интересов,   выраженного,   как правило, в трудовом соглашении (договоре) между ними.

Как и любой покупатель в магазине или на обычном вещевом рынке, работодатель стремится «приобрести» работника, если он отвечает его требованиям, т. е. обладает соответствующей профес сиональной квалификацией, способностями, возможностью и же ланием трудиться.

Рынок труда саморегулируется. Наибольший шанс выгодно «продать» свой труд имеют те работники, которые обладают ква лификацией и способностями, востребованными у работодателей. Поэтому важно знать структуру рынка труда: в отношении каких профессий и специальностей существует спрос и в отношении ка ких он отсутствует или выражен в небольшой степени.

Основными компонентами рынка труда являются:

  1. спрос на рабочую силу;
  2. предложение рабочей силы;

  1. стоимость и цена рабочей силы.
    Субъектами рынка труда являются:
  2. работодатели и их представители (союзы);
  3. работники и их представители (профсоюзы);
  4. государство и отдельные органы власти.

РАБОТНИК — лицо, работающее по трудовому договору (контракту), подчи няющееся трудовому распорядку предприятия (учреждения).

8.   Какие тенденции характерны для рынка труда

Наиболее востребованными профессиями рабочих на рынке труда в настоящее время являются: станочники (токари, фрезеров щики, шлифовщики, операторы станков ЧПУ), слесари (ремонт ники, инструментальщики механосборочных работ, сборщики), электрики, все профессии по строительству (каменщики, плотни ки, штукатуры, маляры и др.), многие профессии по деревообра ботке, а также шоферы, мотористы, крановщики, электрогазосвар щики, монтажники, бармены, официанты, повара, пекари, кондите ры и др.

Большим спросом пользуются специалисты с высшим и средним профессиональным образованием, имеющие опыт работы по профессии: менеджеры, бухгалтеры, экономисты, юристы, про граммисты, инженеры металлообрабатывающей, радиоэлектрон ной, строительной, энергетической отраслей промышленности, а также товароведы, экспедиторы, врачи, медицинские сестры, вос питатели детских садов, учителя и др. Труднее найти работу мо лодым специалистам, имеющим те же самые профессии (эконо мисты, юристы и др.), что говорит о высоких требованиях работо дателей не только к профессиональному образованию, но и к опыту работников этих профессий.

Возникла потребность в специалистах, имеющих современное образование в сфере управления, в новом типе руководителя, ко торый должен иметь знания в области социальной психологии, маркетинга, международного права, рекламы, владеть иностранны ми языками. Особое значение приобретает уровень образования, который получит, например, будущий юрист.

Обратите внимание на то, что специалист, окончивший среднее специальное учебное заведение, имеет куда меньше шансов устроиться на работу по своей специальности, чем вы пускник вуза с той же профессией.

Интенсивно развивающийся малый и средний бизнес предъ являют к работникам, помимо серьезных профессиональных зна ний, иные, повышенные требования: универсализм, владение смежными профессиями, профессиональная мобильность, умение принимать решения и эффективно вести себя на рынке труда, быстро адаптироваться к рабочему месту. Повысились требования и к психологическим, коммуникативным, организаторским характе ристикам граждан, принимаемых на работу. К числу таких требо ваний относятся: инициативность, ответственность, дисциплиниро ванность, добросовестность, нестандартность мышления, умение самопрезентовать себя как будущего специалиста.

   Задания и вопросы

1.      Попробуйте проанализировать объявления о вакансиях, опубли кованные  в  газетах    

    «Дело»  или  «Из рук  в  руки».  Ответьте  на вопросы:

а)        Работники  каких профессий  наиболее часто встречаются  в этих объявлениях?

б)        Какие требования предъявляют работодатели к кандидатам на вакантные места?

в)        Насколько ваши личные качества соответствуют требовани ям, содержащимся в объявлениях?

2.        Проанализируйте  свои  сильные  и   слабые  стороны.   Каких   ка честв вам  недостает, чтобы стать соискателем престижного ра бочего места?

 

 



 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дисграфия и дислексия: что нужно знать родителям, дети которых с трудом пишут и читают.

ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ДЕТИ КОТОРЫХ С ТРУДОМ ПИШУТ И ЧИТАЮТСтатья содержит полезный материал для родителей. В ней рассказывается о том, что такое дисграфия и дислексия....

Итоговое обобщение по теме «Рынок труда. Человек на рынке труда».

В связи с ограниченным преподаванием экономики в непрофильных школах преподаватели испытывают затруднение в подборе проверочного материала. Предлагаю ряд тестов для основной школы 7-8 класс, которые м...

Внеклассное мероприятие “ Бояться не нужно, нужно знать ” (10 – 11 класс)

Аннотация к внеклассному мероприятию «Бояться не нужно, нужно знать»Мероприятие посвящено Дню борьбы со СПИДом 1 декабря.Цель:дать информацию о вирусе иммунодефицита человека, путях передачи инфекции ...

Внеклассное мероприятие “ Бояться не нужно, нужно знать ” (10 – 11 класс)

Аннотация к внеклассному мероприятию «Бояться не нужно, нужно знать»Мероприятие посвящено Дню борьбы со СПИДом 1 декабря.Цель:дать информацию о вирусе иммунодефицита человека, путях передачи инфекции ...

«Об этом с тревогой говорят родители …Наркомания. Что нужно о ней нужно знать?»

Почему. что заставляет наших детей пробовать наркотики. Почему все чаще мы слышим о суициде детей? Почему суицид за последние годы згначительно омолодился. Как помочь нашим детям и их родителям. Данно...

Качество профессионального образования в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов спо и рынка труда.

Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудово...

Лекция: Моя роль и безопасность на рынке труда. Законы о труде. Мои права и обязанности.

Данная лекция может быть положена в основу профориентационного классного часа или использована в размещенной мной программе по профориентации для 7 класса....