Дисграфия и дислексия: что нужно знать родителям, дети которых с трудом пишут и читают.
статья по теме
ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ДЕТИ КОТОРЫХ С ТРУДОМ ПИШУТ И ЧИТАЮТ
Статья содержит полезный материал для родителей. В ней рассказывается о том, что такое дисграфия и дислексия. Описываются причины возникновения у детей нарушений письма и чтения. И даются практические советы как их преодолеть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disgrafiya_disleksiya.docx | 17.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ:
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ДЕТИ КОТОРЫХ С ТРУДОМ ПИШУТ И ЧИТАЮТ
В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом осваивают родной язык как учебный предмет. Родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться, негуманитарный склад ума и т.п. В ряде случаев родители правы, но подчас за этим стоят более серьезные вещи: физиологические, психологические, неврологические и речевые проблемы. Трудности в овладении навыками письма и чтения дефектологи называют дисграфией и дислексией. И очень часто эти два диагноза стоят рядом. Если есть что-то одно, то имеется и другое.
Дисграфия (от греческого "дис" - затруднение, нарушение, отклонение от нормы; "графо" - писать, изображать) - частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода. Письмо - сложнейший вид деятельности, в его формировании участвуют все отделы коры головного мозга. Психофизической основой письма является взаимодействие работы различных анализаторов - речедвигательного, слухового, зрительного, рукодвигательного. При письме происходит взаимодействие таких психических процессов как мышление, память, внимание, воображение, речь внешняя и внутренняя.
Процесс письма состоит из пяти психофизических компонентов:
1.Акустический (услышать и выделить звук).
2.Артикуляционный (уточнить звук, состав слова, установить последовательность звуков).
3.Зрительный (представление графического образа звука, перевод звуковой структуры в графические знаки).
4.Удерживание в памяти графических символов и их правильная пространственная организация.
5.Наличие устойчивого внимания, знание орфографических и пунктуационных правил.
При письме нужно произвести фонематический анализ слова, соотнести каждую фонему с буквой, написать буквы в определенной последовательности.
Процесс письма проходит несколько стадий: понимание того, о чем будем писать, его программирование; оречевление и графический код. Процесс письма фактически является обратным процессу чтения.
Написать слово значительно труднее, чем прочитать его. Трудности в овладении письмом обусловлены тем, что либо каждый из процессов, необходимых для написания слова, либо какая-то часть из них у ребенка несовершенны. Недостаточность фонематического анализа затрудняет процесс разделения слов на составные части и препятствует точному распознанию каждого из выделенных звуков. Из-за недостатков произношения трудно производить звуковой анализ и синтез слов. Из-за нарушения моторной сферы (недостаточная координация соответствующих движений мышц пальцев, неустойчивость всей кисти руки и т.п.) наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировки на листе бумаги, строчке.
Начинать работу по профилактике дисграфий следует еще в дошкольном возрасте. Уже тогда у ряда детей могут иметься предпосылки к развитию в дальнейшем дисграфий. Если трехлетний ребенок говорит "ем ложком" (по аналогии с "режу ножом"), то это укладывается в рамки нормального речевого развития, т.к. здесь употребляется типичная для русского языка форма творительного падежа, хотя и неправильная для данного существительного. Но если ребенок говорит "ем ложкая", то это выходит за рамки. В дошкольном возрасте речь идет об изжитии аграмматизмов в устной речи детей, а при успешном решении этой задачи они уже не появятся в письменной речи. Если же занятия с логопедом не принесли должного результата, или ребенок не занимался с логопедом, и родители видят огромное количество ошибок при письме ребенка, то следует возобновить занятия (или начать их). Дисграфия не исчезнет сама, ее нужно корригировать и исправлять.
Дислексия (от греческого "дис" - нарушение, отклонение от нормы, затруднение и "лего" - читать) - это состояния, основное проявление которых - стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения. Стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов ("церебро" - головной мозг (лат.)), в целом составляющих основной базис навыка чтения.
Чтение - вид речевой деятельности, в процессе которого буквенный код переводится в звуковой и осуществляется понимание прочитанного материала. Психофизической основой процесса чтения является взаимодействие работы зрительного, речедвигательного, слухового анализаторов и таких психических процессов, как мышление, речь, память, внимание, воображение. Чтение - это один из видов письменной речи, являющейся более поздним и сложным видом, чем устная речь. Формируется чтение на базе устной речи.
Уметь читать - это значит уметь:
- соотнести имеющиеся представления о зрительном образе речевой единицы (слова, словосочетания, предложения) с увиденным (написанным) - увидеть;
- соотнести зрительный образ речевой единицы с ее слухоречедвигательным образом - произнести;
- соотнести зрительный образ речевой единицы с его значением - понять.
Определяют четыре этапа чтения в зависимости от механизма процесса чтения:
1.Овладение звукобуквенными обозначениями.
2.Этап аналитического чтения, при котором единицей чтения является буква-слог и понимание отстает от произношения (послоговое чтение).
3.Этап становления синтетических приемов чтения, при котором единицей чтения является слово, а понимание приближается к произношению.
4.Этап автоматизированного (синтетического) чтения, единицей чтения является словосочетание, предложение или абзац, а понимание опережает произношение.
Умения, необходимые для успешного формирования процесса чтения:
- Сформированность фонематического восприятия (дифференциации и различения фонем).
- Сформированность фонематического анализа (выделение звуков из речи).
- Сформированность зрительного анализа и синтеза (определение сходства и различия букв).
- Сформированность пространственных представлений (лево - право, верх - низ, большой - маленький, на, под, за, около, рядом и т.п.).
- Сформированность зрительного мнезиса (возможность запоминания зрительного образа букв).
- Сформированность связной устной речи (классификация предметов; обобщение предметов; правильные и грамматически верные ответы на вопросы; объяснение назначения предметов).
- Эмоциональная развитость ребенка (устойчивое внимание, умение работать самостоятельно, быстрая переключаемость с одного задания на другое, четкое выполнение инструкций взрослого и т.п.)
- Хорошо развитая мелкая и крупная моторика.
- Сформированность умения общаться со сверстниками.
В группу риска детей с дислексией попадают те школьники, у которых имеется:
- нарушение фонематического слуха;
- нарушение пространственного восприятия;
- нарушение взаимодействия между слуховыми, зрительными и кинестетическими восприятиями и представлениями (движение, положение в пространстве);
- нарушения поведения и работоспособности;
- плохое запоминание знаков;
- плохая дифференциация звуков и букв;
- плохое сливание звуков;
- трудности осуществления звукового анализа слова.
При дислексии одно и тоже слово ребенок может прочитать и верно и неверно, ошибочное прочтение с каждой попыткой выглядит по-новому. Многие дети трудности при прочтении пытаются обойти путем угадывания слов, опираясь при этом на начальную часть слова или на сходство звучания, более старшие - на контекст. Понимание прочитанного либо затруднено, либо полностью отсутствует (механическое чтение).
Встречаются и такие варианты дислексии, когда при очень низком качестве техники чтения, большом количестве допущенных ошибок, ребенок может довольно полно пересказать основное содержание прочитанного. Встречаются и случаи противоположного характера: при довольно беглой технике чтения ребенок почти ничего не понимает из прочитанного.
Полностью устранить дисграфию и дислексию достаточно сложно, но это не значит, что не нужно работать над этим. Следует обратиться за помощью к нейропсихологу или логопеду-дефектологу, четко выполнять все рекомендации специалиста и положительный результат обязательно придет.
Запишитесь на консультацию к логопеду, помогите вашему ребенку!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей «Что нужно знать родителям об очках?
Ребенок и очки. Что нам нужно сделать, чтобы сложный для ребенка период адаптации к очкам прошел как можно легче.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8183398","attributes":{"alt":"","cla...
Что нужно знать родителям о дизартрии у детей?
В этой памятке в краткой форме рассказывается о дизартрии, ее симптомах , признаках, причинах появления, направлениях логопедической работы....
Консультация для родителей "Что нужно знать родителям о развитии речи малыша"
Консультация о нормах и этапах развития речи ребенка раннего возраста...
Консультация для родителей "Что нужно знать родителям о причинах нарушений речи у детей"
Консультация о неблагоприятных воздействиях в период внутриутробного развития плода , в процессе родов и первые годы жизни ребенка...
Что нужно знать родителям об исследованиях, которые могут быть назначены ребёнку с речевой патологией.
Вы заметили,что ваш ребёнок отстаёт в нервно-психическом развитии от своих сверстников, плохо говорит или не говорит совсем. После осмотра специалистов- логопеда, дефектолога, психолога, невролог назн...
Что нужно знать родителям детей с ОПФР
Что нужно знать родителям детей с ОПФР...