Овладение дошкольниками связной речью
материал по теме

Ерганова Мария Александровна

Консультация для родителей дошкольников с ОНР по формированию связной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_svyaznaya_rech.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Овладение дошкольниками связной речью

 Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстов учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня  развития связной (монологической и диалогической) речи. Таким образом, приобретает актуальность проблема развития связной монологической речи дошкольников, что является одним из важнейших факторов для дальнейшего успешного обучения в школе.

  Расширение круга взаимодействия  требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. С помощью речи ребенок учится рассказывать о значимых для него событиях, делится своими впечатлениями, учится строить с людьми адекватные отношения.

   В настоящее время  наблюдается увеличение количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Значительные трудности , которые испытывают дети данной категории обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы: фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной, так и семантической сторонами речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов – восприятия, внимания, памяти, воображения и др., создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.

   Связная речь определяется как совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. Понятие связная речь относится как к диалогической, так и к монологической формам  речи. Диалогическая речь имея ярко выраженную направленность, служит потребности непосредственного общения. Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях. Монологическая речь возникает на основе диалогической. Независимо от формы речи основным условием коммуникативности является связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи  требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний. Выделяют следующие критерии связности устного сообщения: смысловые связи между частями рассказа, логические и грамматические связи между предложениями, связь между частями предложения и законченность выражения мысли говорящего.

   Элементы  монологической речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в возрасте 2-3 лет. С 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, та как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка. В старшем дошкольном возрасте заметно снижается характерная для младших дошкольников ситуативность речи. Уже с 4 лет детям становится доступны такие виды монологической речи, как описание и повествование, а на 7 году жизни – и короткие рассуждения. Однако полноценное овладение детьми навыками монологической речи возможно только в условиях целенаправленного обучения.

   Формирование навыков построения связных развернутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей, одновременно способствуя их совершенствованию. Следует отметить, что овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Приведенные положения особенно значимы для коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

   Под общим недоразвитием речи  у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения и фонематического слуха. При этом отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторон речи. В целом для детей  с ОНР типично позднее появление экспрессивной речи, ограниченный словарный запас , выраженный аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, специфические нарушения слоговой структуры слов.

   О необходимости специальной систематической работы по формированию у детей с ОНР навыков связных высказываний свидетельствуют данные изучения состояния связной речи учащихся младших классов коррекционной  школы для детей с нарушениями речи. К началу школьного обучения  уровень сформированности лексико-грамматических средств языка у них значительно  отстает от нормы. Самостоятельная связная контекстная речь у младших школьников долгое время остается несовершенной: отмечаются затруднения в программировании высказываний, в отборе материала, лексико-грамматическом структурировании высказывания, нарушения связности и последовательности изложения. Это создает детям дополнительные трудности в процессе обучения.

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ.

   Для изучения состояния связной речи детей дошкольного возраста с ОНР используются следующие методы:

- Обследование словарного запаса по специальной схеме;

- Исследование связной речи с помощью серии заданий;

- Наблюдение за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях ДОУ;

- изучение медико-педагогической документации;

- Использование данных бесед с родителями, воспитателями детьми.

В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий:

1. Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам. Используется для определения способностей ребенка составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы.

2. Составление предложения по трем картинкам, связанным тематически. Направленно на выявление способности детей устанавливать логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания.

3. Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа). Имеет целью выявления возможностей детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.

4. Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок. Используется для выявления возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.

5. Сочинение рассказа на основе личного опыта. Имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.

6. Составление рассказа-описания предложенных предметов и графических изображений.

7. Окончание рассказа по заданному началу. Имеет целью выявить возможности детей в решении поставленной речевой и творческой задачи, в умении использовать при составлении рассказа предложенный текстовой и наглядный материал.

8. Придумывание рассказа на заданную тему. Используется для детей с навыками составления связных сообщений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по овладению детьми связной речью

Выступление в рамках проведения заседания методического объединения учителей-логопедов муниципальных дошкольных образовательных учреждений...

Нарушения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)

В работах многих авторов (В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Р.И. Спировой Л.Ф., А.В. Ястребовой и др.) подчеркивается, что у детей с ОНР отмечается различны...

Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон его речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным язык...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ОПИСАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАРАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ОПИСАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН...

Рассказ-описание как вид связной речи и его особенности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Аннотация. Проблема трудности овладения дошкольниками с общим недоразвитием речи  навыка связного высказывания характеризуется недоразвитием таких компонентов речи, как: грамматический, лексическ...