Урок математики 5 класс по теме Деление десятичной дроби на натуральное число
план-конспект урока по математике (5 класс)

Ербатхаева Ольга Дмитриевна

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

предмет

Математика

класс

5

УМК

Математика 5 класс. Базовый уровень. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков и др.

Тема урока

Деление десятичных дробей на натуральное число

Цель урока

Формирование умения выполнять деление десятичной дроби на натуральное число (письменный приём).

Задачи урока

Образовательная:

  • познакомить учащихся с алгоритмом деления десятичной дроби на натуральное число,
  • формировать вычислительный навык деления десятичной дроби на натуральное число;
  • совершенствовать умение применять знания в реальной жизненной ситуации, решать текстовые задачи (составлять математическую модель реальной жизненной ситуации).

Развивающая:

  • формирование познавательных ууд: ставить познавательную задачу, находить способы решения, регулятивных ууд: осуществление самоконтроля, самооценка; коммуникативных ууд.
  • развитие внимания, воображения, памяти.

Воспитывающая:

  • формирование положительного мотива учения, развитие познавательного интереса к предмету,
  • способствование формированию уверенности в своих силах.

Тип урока

Урок изучения нового материала (первый в теме)

Средства обучения

Компьютер, медиапроектор, экран, доска, мел.

Бейджики, ватман, фломастеры

Магниты, табло с названиями команд «Чемпионы», «Отличники».

Памятка с алгоритмом и примерами на обороте

Домашнее задание на карточке с рисунком.


ХОД УРОКА

Этап урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный этап

1 мин.

Доброе утро, ребята!

Как вы уже догадались, урок у нас сегодня будет не совсем обычный и я предлагаю его начать не так, как всегда. Скажите, вы любите играть? А играть в футбол любите? Предлагаю сегодня вам сыграть прямо на уроке в футбол. Согласны?

А что надо чтобы играть в футбол?

Отлично, вы прямо знатоки футбола!

Предлагаю начать с деление на команды и экипировки наших команд. Предлагаю сшить вам форму.

Приветствуют учителя.

Отвечают на вопросы.

Настраиваются на работу.

Высказывают свои версии (поле, команды, табло, судья, форма)

Личностные ууд:

Доброжелательность, вежливость, соблюдение норм поведения.

Познавательные ууд:

Любознательность, расширение кругозора (об игре в футбол).

Регулятивные ууд:

Принимают задачу

Подготовка к восприятию нового материала.

Постановка проблемного вопроса.

5 мин

У нас есть 34,1 метра ткани и нужно сшить форму для 22 игроков. Давайте посчитаем хватит ли нам ткани, если на одного игрока нужно 1,5 метра ткани.

Справимся с такой задачей?

Предлагаю это сделать письменно. Откройте тетради и запишите число и «Классная работа» и попробуем решить эту задачу вместе.

Решение задачи (у доски с объяснением)

34,1 м = 3410 см

3410 см : 22 = 155 см

155 см сравниваем с 1,5 м

Переводим в одинаковые единицы измерения

1,55 м. > 1,5 м вывод – хватит.

Отлично! Мы сшили форму игрокам, предлагаю одеть игроков и начать игру!

Разбираем бейджики, подписываем свои имена

Читают текст задачи.

Предлагают варианты решения

Записывают в тетради дату и «Классная работа».

Выбор способа решения, объяснение способа.

Решение задачи с записью в тетради и на доске

Разбирают бейджики, подписывают имена.

коммуникативные ууд:

высказывать свои версии, донести свою точку зрения до других учащихся;

принятие точки зрения собеседников.

Познавательные ууд:

Принятие ученый задачи

Регулятивные ууд:

Принимают задачу

Составление плана действий, выполнение шагов плана;

Оценка выполнения плана.

Предметные результаты:

Составлять математическую модель реальной жизненной ситуации;

Определять способ решения конкретной текстовой задачи

Решать незнакомую задачу (пример) с помощью имеющихся знаний, сформированных вычислительных навыков;

Определение темы урока, постановка учебной задачи совместно с учащимися

3 мин.

Итак, команды готовы к игре.

Назначаем главного судью матча – самого лучшего математика вашего класса.

Начинаем наш математический футбол.

Кто первым откроет счет и вообще одержит победу в нашем необычном матче, покажет ваша дружная работа на уроке.

Итак, предлагаю определить, чему же будет посвящен наша дружеская встреча.

А поможет нам в этом наша задача.

Давайте посмотрим на её решение немного по-другому.

Мы разделили 34,1 на 22 и получили 1,55 м. Получается какие числа мы разделили? А как мы это сделали?

А как вы думаете можно это деление выполнить иначе?

Хотите это узнать? Отлично!

Так что мы сегодня будет учиться выполнять?

Запишите тему урока:

«Деление десятичной дроби на натуральное число».

Итак, счет игры открыт, первый гол забил игрок команды «Чемпионы» («Отличники»)

Настраиваются на работу.

Смотрят решение, анализируют, сравнивают с ранее изученных, пытаются определить границу своего знания/незнания.

Определяют тему урока, предлагают свои варианты.

Записывают тему урока в тетради.

коммуникативные ууд:

Принятие правил игры, умение соблюдать установленные правила

Познавательные ууд:

Умение осуществлять сравнение, анализировать, делать выводы;

Определять границу своего знания/незнания

Умение ставить собственную учебную задачу;

Личностные ууд:

Способствовать личностной мотивации к познанию, изучение нового;

Регулятивные ууд:

Принятие новой учебной задачи;

Готовность к работе по новой теме урока

Изучение нового материала

10 минут

Решение примера с записью в столбик с объяснением.

  1. Записываем числа столбиком и выполняем деление, не обращая внимания на запятую.
  2. Сначала делим целую часть, когда деление целой части закончилось, в частном ставим запятую и продолжаем деление, не обращая внимание на запятую.
  3. При делении десятичных дробей к остатку можно приписать ноль и продолжить деление до конца.

Итак, прочитайте алгоритм вычисления

Решение №6.209 (стр. 124) с объяснением у доски. 1 столбик

а) 9,6 : 6 =1,4

б) 0,63 : 7 = 0,09

в) 19,2 : 8 = 2,4

г) 273,6 : 9 =  30,4

д) 12,4 : 8 = 1,55

е) 86,198 : 7 = 12,314

ж) 901,6: 14 = 64,4

з) 109,35 : 27 = 4,05

и) 0,623 : 89 = 0,007

За каждый удачно решенный пример даём одно очко (засчитываем гол)

Слушают объяснение,

Записывают решение в тетради.

Запоминают алгоритм вычисления.

Читают алгоритм, запоминают его.

Решают примеры с объяснением у доски, с записью в тетради.

Осуществляют самоконтроль.

коммуникативные ууд:

Принятие правил игры, умение соблюдать установленные правила

Познавательные ууд:

Умение осуществлять сравнение, анализировать, делать выводы; давать оценку разных способам решения и выбирать удобный способ учебных действий.

Регулятивные ууд:

Принимают учебную задачу, удерживают её;

Работа по алгоритму;

Самоконтроль (выполнил ли все шаги алгоритма, поставил ли запятую? Сравнение своих ответов с правильными)

Самооценка.

Предметные результаты:

Выполнение письменного приёма деления с комментарием по алгоритму.

Физкультминутка

1 мин.

Объявляю тайм-аут в игре

А теперь, ребята встали,
Быстро руки вверх подняли.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

Встают и выполняют упражнения.

Личностные ууд:

Осознание необходимости иметь здоровьесберегающие навыки

Закрепление изученного материала

4 мин.

Решение задачи

Длина футбольного поля 97,2 метра. Одновременно от своих ворот навстречу друг другу бегут два футболиста. Скорость первого футболиста – 6,2 м/сек., а второго – 5,8 м/сек. Через сколько секунд они встретятся?

1) 6,2 + 5,8 = 12 (м/с) – скорость сближения

2) 97,2 : 12 = 8,4 (сек) – они встретятся

Ответ: через 8,4 секунды футболисты встретятся

Решают задачу

Записывают решение в тетрадь.

коммуникативные ууд:

донести свою точку зрения до собеседников, принимать точку зрения других;

Познавательные ууд:

Умение работать с информацией (переводить текст в символы, находить нужную информацию в тексте задачи)

Предметные результаты:

Умение составлять математическую модель на реальную жизненную ситуацию. 

Контроль усвоения изученного материала

3 мин.

Итак, кто сможет повторить правило деления десятичной дроби на натуральное число?

Алгоритм в стихах

Знай, что деление дробей десятичных

На натуральные числа – обычно,

НО, закончил деление целой части,

Ставь запятую сразу в частном!

И ещё есть секрет небольшой

В дробной части за запятой:

К остатку можно ноль приписать

И деление продолжать!

Понравилось вам такое правило в стихах?

Я подарю этот алгоритм каждому из вас. Капитаны команд раздайте алгоритм каждому игроку своей команды!

А теперь внимание! Игра продолжается и следующее задание на обороте вашего алгоритма. В течение одной минуты решите примеры, ответы записывайте прямо на листочке. Время пошло!

Проверь себя!

6,3 : 3 =

1,4 : 7 =

3,9 : 3 =

0,88 : 4 =

7,6 : 2 =

1,8 : 4 =

6,3 : 3 = 2,1

1,4 : 7 = 0,2

3,9 : 3 = 1,3

0,88 : 4 = 0,22

7,6 : 2 = 2,8

1,8 : 4 = 0,45

Самопроверка (на экране примеры с ответами).

Повторяют алгоритм деления.

Слушают алгоритм в стихах.

Сравнивают алгоритм в прозе и стихах, дают словесную оценку

Слушают задание, инструкцию по выполнению задания.

Выполняют задание (решают примеры, записывают ответы).

Осуществляют самоконтроль и самооценку.

Познавательные ууд:

Осознание связи предметных знаний и навыков (применение поэзии в математике);

Умение работать с информацией (слушать, выделять главное)

Регулятивные ууд:

Умение осуществлять самоконтроль полученных знаний, оценивать уровень своих умений;

Личностные ууд:

Осознавать и принимать оценку своих знаний и умений, стремится к получению знаний; не терять веры в себя в свои силы и возможности.

Рефлексия

1 мин

Поднимите руку те, кто считает себя сегодня победителем, несмотря на счёт нашего матча (назвать счет), кто считает, что он сегодня всё понял и научился делить дроби на натуральные числа? Чем лучше понял, чем выше руки поднимайте! Отлично!

Определяют свой уровень освоения нового материала.

Показывают свою оценку

Личностные ууд:

Осознавать и принимать оценку своих знаний и умений, стремится к получению знаний; не терять веры в себя в свои силы и возможности.

Домашнее задание

(диффренци-рованное д/з)

1 мин.

Домашнее задание сегодня тоже будет немного необычным.

Раздать листочки с заданием

Ребята, посмотрите на примеры, как вы думаете такие примеры можно устно решить или надо письменно в столбик их решать?

Примеры нужно будет решить в тетради в столбик, а вот результаты этих примеров надо будет показать на рисунке. Справитесь?

Есть задания более сложные и можете взять их.

Получают карточки с заданием, рассматривают

Оценивать уровень сложности заданий, определяют способ решения задания (применить устный или письменный прием деления).

Личностные ууд:

Доброжелательность, вежливость, соблюдение норм поведения.

Познавательные ууд:

Любознательность, расширение кругозора (задания могут быть разными, в разной форме.).

Регулятивные ууд:

Принимают учебную задачу и готов к её выполнению.

Итог урока

1 мин

Ребята, я благодарю вас за работу, за урок!

Жду с нетерпением встречи с вами в среду.

Алгоритм деления

десятичной дроби на число

Знай, что деление дробей десятичных

На натуральные числа – обычно,

НО, закончил деление целой части,

Ставь запятую сразу в частном!

И ещё есть секрет небольшой

В дробной части за запятой:

К остатку можно ноль приписать

И деление продолжать!

Picture background

Алгоритм деления

десятичной дроби на число

Знай, что деление дробей десятичных

На натуральные числа – обычно,

НО, закончил деление целой части,

Ставь запятую сразу в частном!

И ещё есть секрет небольшой

В дробной части за запятой:

К остатку можно ноль приписать

И деление продолжать!

Picture background

Алгоритм деления

десятичной дроби на число

Знай, что деление дробей десятичных

На натуральные числа – обычно,

НО, закончил деление целой части,

Ставь запятую сразу в частном!

И ещё есть секрет небольшой

В дробной части за запятой:

К остатку можно ноль приписать

И деление продолжать!

Picture background

Алгоритм деления

десятичной дроби на число

Знай, что деление дробей десятичных

На натуральные числа – обычно,

НО, закончил деление целой части,

Ставь запятую сразу в частном!

И ещё есть секрет небольшой

В дробной части за запятой:

К остатку можно ноль приписать

И деление продолжать!

Picture background

Алгоритм деления

десятичной дроби на число

Знай, что деление дробей десятичных

На натуральные числа – обычно,

НО, закончил деление целой части,

Ставь запятую сразу в частном!

И ещё есть секрет небольшой

В дробной части за запятой:

К остатку можно ноль приписать

И деление продолжать!

Picture background

Алгоритм деления

десятичной дроби на число

Знай, что деление дробей десятичных

На натуральные числа – обычно,

НО, закончил деление целой части,

Ставь запятую сразу в частном!

И ещё есть секрет небольшой

В дробной части за запятой:

К остатку можно ноль приписать

И деление продолжать!

Picture background

Проверь себя!

6,3 : 3 =

1,4 : 7 =

3,9 : 3 =

0,88 : 4 =

7,6 : 2 =

1,8 : 4 =

Дополнительное задание*

0,7 : 14 =

1,1 : 5 =

Проверь себя!

6,3 : 3 =

1,4 : 7 =

3,9 : 3 =

0,88 : 4 =

7,6 : 2 =

1,8 : 4 =

Дополнительное задание*

0,7 : 14 =

1,1 : 5 =

Проверь себя!

6,3 : 3 =

1,4 : 7 =

3,9 : 3 =

0,88 : 4 =

7,6 : 2 =

1,8 : 4 =

Дополнительное задание*

0,7 : 14 =

1,1 : 5 =

Проверь себя!

6,3 : 3 =

1,4 : 7 =

3,9 : 3 =

0,88 : 4 =

7,6 : 2 =

1,8 : 4 =

Дополнительное задание*

0,7 : 14 =

1,1 : 5 =

Проверь себя!

6,3 : 3 =

1,4 : 7 =

3,9 : 3 =

0,88 : 4 =

7,6 : 2 =

1,8 : 4 =

Дополнительное задание*

0,7 : 14 =

1,1 : 5 =

Проверь себя!

6,3 : 3 =

1,4 : 7 =

3,9 : 3 =

0,88 : 4 =

7,6 : 2 =

1,8 : 4 =

Дополнительное задание*

0,7 : 14 =

1,1 : 5 =

C:\Users\Aser\Desktop\БАГУЛЬНИК\УЧИТЕЛЬ ГОДА\flat-black-and-white-soccer-ball-star-vector-20838232.jpg

C:\Users\Aser\Desktop\БАГУЛЬНИК\УЧИТЕЛЬ ГОДА\a111da1964bcc8a74ff5af38d7e37394.jpg

Реши примеры и раскрась мяч в цвета, которые соответствуют числам (полученным ответам):

0,08 – КРАСНЫЙ  

0,29 – СИНИЙ

3,8 – ЗЕЛЁНЫЙ

9,5 – ЖЕЛТЫЙ

Реши примеры и раскрась мяч в цвета, которые соответствуют числам (полученным ответам):

0,08 – КРАСНЫЙ  

0,29 – СИНИЙ

3,8 – ЗЕЛЁНЫЙ

9,5 – ЖЕЛТЫЙ



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

5 класс

Слайд 2

Имеется ткань – 34,1 метра. Хватит ли на форму 22 игрокам? На пошив одной формы необходимо 1,5 м.

Слайд 3

Имеется ткань – 34,1 метра. Хватит ли на форму 22 игрокам? 34,1 м = 3410 см 3410:22 = 155 см Сравниваем 155 см ? 1,5 м 1,55 м > 1,5 м Ответ: да, ткани хватит. На пошив одной формы необходимо 1,5 м.

Слайд 4

«Чемпион» «Отличник» 0 0

Слайд 5

Тема урока Деление десятичной дроби на натуральное число

Слайд 6

Алгоритм деления десятичной дроби на натуральное число Начинаем деление с целой части. Выполняем деление, не обращая внимания на запятую. 2. Когда закончится деление целой части, ставим запятую в частном. Продолжаем деление. 4 *К остатку можно приписать ноль и продолжить деление. Стр.124 №6.209 (1 столбик)

Слайд 7

Проверь себя! №6.209 (е-и)

Слайд 8

Тайм-аут

Слайд 9

Второй период Длина футбольного поля равна 97,2 метра, одновременно от своих ворот навстречу друг другу бегут два футболиста. Скорость первого 6,2 м/сек, а скорость второго 5,8 м/сек. Через сколько секунд футболисты встретятся?

Слайд 10

Пенальти Как выполнить деление десятичной дроби на натуральное число?

Слайд 11

Совет от тренера Знай, что деление дробей десятичных На натуральные числа – обычно, НО, закончил деление целой части, Ставь запятую сразу в частном ! И ещё есть секрет небольшой В дробной части за запятой: К остатку можно ноль приписать И деление продолжать !

Слайд 12

Проверь себя! 6,3 : 3 = 1,4 : 7 = 3,9 : 3 = 0,88 : 4 = 7,6 : 2 = 1,8 : 4 = Дополнительное задание* 0,7 : 14 = 1,1 : 5 =

Слайд 13

Проверь себя! 6,3 : 3 = 2,1 1,4 : 7 = 0,2 3,9 : 3 = 1,3 0,88 : 4 = 0,22 7,6 : 2 = 3 ,8 1,8 : 4 = 0,45 Дополнительное задание* 0,7 : 14 = 0,05 1,1 : 5 = 0,22

Слайд 14

Итог игры

Слайд 15

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: "Деление десятичных дробей на натуральные числа"

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: "Деление десятичных дробей на натуральные числа"...

технологическая карта урока математики в 5 классе по теме "Деление десятичных дробей на натуральные числа"

Методическая разработка урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода...

Урок математики в 5 классе по теме: "Деление десятичных дробей на натуральные числа".

Задачи  урока:Образовательные:      - ознакомить учащихся с правилом деления десятичной дроби на натуральное число...

Дидактические материалы к уроку математики в 5 классе по теме «Деление десятичной дроби на натуральное число» по УМК А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир (М.: Издательский центр «Вента – Граф»)

Дидактические материалы к уроку математики в 5 классе по теме «Деление десятичной дроби на натуральное число» по УМК   А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир (М.: Издательский центр «Вента – Граф...

Разработка урока по математике в 5 классе по теме: «Деление десятичной дроби на натуральное число» с применением технология проблемно-диалогического обучения

Урок по теме: «Деление десятичной дроби на натуральное число» - это урок изучения нового материала и первичное закрепление знаний. Урок проведен с применением технологии развивающего обуче...