Повышение вычислительных навыков на уроках математики
статья по математике

Реснянская Татьяна Борисовна

В статье рассматриваются методы и подходы к повышению вычислительных навыков учащихся на уроках математики. Вычислительные навыки играют ключевую роль в успешном освоении математических понятий и методов, а их развитие способствует формированию прочных знаний и уверенности в решении практических задач. Описаны теоретические основы формирования вычислительных навыков и предложены практические рекомендации для их совершенствования.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_vychislitelnyh_navykov_na_urokah.docx16.24 КБ

Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПРОЧНЫХ ЗНАНИЙ

Реснянская Татьяна Борисовна, учитель математики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Липецка имени Лидии Александровны Смык

Аннотация. В статье рассматриваются методы и подходы к повышению вычислительных навыков учащихся на уроках математики. Вычислительные навыки играют ключевую роль в успешном освоении математических понятий и методов, а их развитие способствует формированию прочных знаний и уверенности в решении практических задач. Описаны теоретические основы формирования вычислительных навыков и предложены практические рекомендации для их совершенствования.  

Ключевые слова: вычислительные навыки, математика, прочные знания, образовательный процесс, практические методы, алгоритмы.  

Современное математическое образование направлено на формирование глубоких и устойчивых знаний, которые могут быть применены как в учебной, так и в повседневной жизни. Вычислительные навыки являются базисом для успешного изучения математики, так как они обеспечивают уверенное выполнение арифметических и алгебраических операций, составляющих основу для дальнейшего усвоения более сложных концепций.  

Однако снижение уровня вычислительных навыков у учащихся, связанное с избыточной зависимостью от цифровых технологий, становится вызовом для образовательной системы. В данной статье рассматриваются способы развития вычислительных навыков как средства достижения прочных знаний и успешного обучения математике.  

 Вычислительные навыки представляют собой автоматизированные действия, выполняемые учащимися при решении задач, связанных с арифметическими и алгебраическими операциями. Согласно исследованиям Н. А. Менчинской, автоматизация вычислений освобождает когнитивные ресурсы для более глубокого анализа задач.  

Развитие вычислительных навыков происходит в несколько этапов:  

1. Осознание алгоритма вычислений.  

2. Многократное выполнение операций для формирования устойчивого навыка.  

3. Автоматизация вычислительных действий.  

Прочные знания характеризуются высокой степенью усвоения и способности к их долговременному применению. Формирование прочных знаний невозможно без надежных вычислительных навыков, так как последние являются основой для работы с числами, уравнениями, неравенствами и другими математическими объектами.  

Согласно теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, прочность знаний обеспечивается за счет последовательного перехода от внешних операций (например, записи решений) к внутренним (мысленным вычислениям).  

Систематическое выполнение тренировочных заданий способствует автоматизации действий. Например, ежедневное выполнение устных упражнений позволяет учащимся быстрее выполнять основные арифметические операции.  

Игровые упражнения, такие как математические викторины, соревнования по устным счетам и использование онлайн-платформ, повышают мотивацию учащихся и укрепляют навыки.  

Анализ ошибок является важным компонентом обучения. Учитель должен помогать учащимся находить и исправлять ошибки в вычислениях, что способствует повышению уровня самостоятельности и уверенности.  

Решение текстовых задач требует применения вычислительных навыков в реальном контексте, что способствует их закреплению. Например, задачи на проценты и пропорции помогают связать математические вычисления с практическими ситуациями.  

Для повышения вычислительных навыков на уроках математики рекомендуется:  

1. Организация "минуток устного счета" на каждом уроке. Это может быть выполнение операций сложения, вычитания, умножения и деления с возрастающим уровнем сложности.  

2. Использование цифровых технологий, таких как интерактивные задания на онлайн-платформах (например, MathTrainer), для тренировки навыков.

3. Введение промежуточного контроля, направленного на оценку динамики формирования вычислительных умений.  

Особое внимание следует уделять индивидуальной работе с учащимися, испытывающими трудности в освоении вычислительных операций.  

В заключение отметим, что повышение вычислительных навыков на уроках математики является важным аспектом формирования прочных знаний. Вычислительные умения не только способствуют успешному освоению математических понятий, но и развивают у учащихся уверенность в своих силах. Использование разнообразных методов тренировки, таких как систематические упражнения, игровые элементы и работа с ошибками, позволяет значительно улучшить уровень подготовки учащихся и повысить их интерес к математике.  

Список литературы

1. Минаева С. Учим действовать в уме. / МАТЕМАТИКА. Методический журнал для учителей математики. 2018 № 1.

2. Ройтман П.Б. Повышение вычислительной культуры учащихся [Текст]: пособие для учителей / П.Б. Ройтман, С.С. Минаев, Н.С. Прокофьева [и др.]. – М.: Просвещение, 2019. – 48 с.

3.Чекмарев Я.Ф. Методика устных вычислений [Текст] / Я.Ф. Чекмарев – М.: Просвещение, 2020. – 238 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Повышение вычислительных навыков на уроках математики"

"Повышение вычислительных навыков на уроках математики"...

Повышение вычислительных навыков на уроках математики, как средство достижения прочных знаний

Важнейшей задачей обучения математике является обеспечение учащихся прочными знаниями и умениями, нужными в повседневной жизни. В связи с этим необходимо подчеркнуть роль вычислительной подготовки уча...

Презентация к докладу по теме Повышение вычислительных навыков на уроках математики

Презентация к докладу по теме Повышение вычислительных навыков на уроках математики...

Повышение вычислительных навыков на уроках математики, как средство достижения прочных знаний

Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование у учащихся сонательных и  прочных вычислительных навыков. Вычислительные навыки в повседневной жизни необходимы...

Повышение вычислительных навыков на уроках математики

В статье "Повышение вычислительных навыков учащихся на уроках математики" приведены примеры заданий, которые я использую на своих уроках.  Целью данной работы являлась разработка систем...