Разработке урока по теме  «Действия с целыми числами. Сурский рубеж в цифрах и фактах» 
план-конспект урока по математике (5 класс)

Представленная технологическая карта урока по теме « Действия с целыми числами. Сурский рубеж в цифрах и фактах», посвященного Году трудового подвига строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей для учащихся 5 класса, разработанна в соответствии с требованиями ФГОС. В карте отражены цели и задачи урока, намечены и запланированы универсальные учебные действия, которыми должны овладеть учащиеся в процессе урока.  Включение физкультминутки позволяет уделить внимание здоровьесбережению, путем снижения нагрузки на глаза, пальцы рук, осанку. Данный урок позволяет учителю наряду с совершенствованием знаний, умений и навыков по математике на цифрах и фактах показать трудовой подвиг строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большешатьминская средняя общеобразовательная школа имени

Героя Советского Союза Васильева В.В.»

Красноармейского района Чувашской Республики

Номинация

«Методические разработки уроков и мероприятий»

для педагогических работников общеобразовательных организаций

Разработке урока по теме

 «Действия с целыми числами. Сурский рубеж в цифрах и фактах» 

Михайлова Надежда Валерьяновна,

учитель математики

МБОУ «Большешатьминская СОШ

им. В. В. Васильева»

Красноармейского района ЧР

Краткая аннотация к разработке урока по теме

 «Действия с целыми числами. Сурский рубеж в цифрах и фактах» 

 Автор: Михайлова Надежда Валерьяновна, учитель математики

МБОУ «Большешатьминская СОШ им. Васильева В.В»

Представленная технологическая карта урока по теме « Действия с целыми числами. Сурский рубеж в цифрах и фактах», посвященного Году трудового подвига строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей для учащихся 5 класса, разработанна в соответствии с требованиями ФГОС. В карте отражены цели и задачи урока, намечены и запланированы универсальные учебные действия, которыми должны овладеть учащиеся в процессе урока.  Включение физкультминутки позволяет уделить внимание здоровьесбережению, путем снижения нагрузки на глаза, пальцы рук, осанку. Данный урок позволяет учителю наряду с совершенствованием знаний, умений и навыков по математике на цифрах и фактах показать трудовой подвиг строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.

                                                    Технологическая карта урока по теме «Действия с целыми числами.

Сурский рубеж в цифрах и фактах», посвященного Году трудового подвига

строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей

ФИО: Михайлова Надежда Валерьяновна

Место работы: МБОУ «Большешатьминская СОШ им. Васильева В.В»

Должность: учитель математики

Предмет: математика

Уровень образования: общеобразовательный класс

Тема: «Действия с целыми числами. Сурский рубеж в цифрах и фактах», посвященного Году трудового подвига

строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Класс: 5

Цели: обобщить знания и умения учащихся по теме «Действия с целыми числами.  Сурский рубеж в цифрах и фактах» и на цифрах и фактах показать трагедию Великой Отечественной войны для всего человечества.

   Задачи урока:

Обучающие:
формировать умения и навыки учащихся при решении задач и уравнений с целыми числами и связать математические задания с темой «Сурский рубеж».
Развивающие:
развивать познавательный интерес к изучению исторического прошлого школьников на уроке математики; развитие таких качеств, как внимание, память, логическое мышление.
Воспитывающие:
воспитывать патриотические чувства к немеркнущему подвигу, стойкости, мужеству и беззаветной любви народа к своему Отечеству в годы Великой Отечественной войны, развивать коммуникативные способности учащихся.

Ресурсы урока: репродукция картин о войне, компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Методы организации работы:

-словесные методы (эвристическая беседа, чтение),

-наглядные (демонстрация презентации),

-проблемно-поисковый;

-метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).

Формы организации работы:

-парная,

-коллективная (фронтальная).

Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:

Личностные:

Проявляют интерес к теме урока.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

регулятивные: обнаруживают проблему недостатка знаний для выполнения действий.

познавательные: учатся  навыкам самостоятельного приобретения новых знаний, наиболее эффективных способов решения образовательных задач.

 коммуникативные учатся: осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;  слушать других, критично относиться к своему мнению.

Литература:

Н. Я. Виленкин и др. Математика 5кл. М.: «Просвещение» 2018.

А.В. Шевкин. Текстовые задачи по математике 5-6 классы. М.: Илекса 2016.

 Григорьев, Н. Сурско -Казанский оборонительный рубеж: (Оборонительные рубежи в тылу) / Н. Григорьев // Народная школа, 2005. – №2. – С. 35–36.

 «Предмет математики настолько серьёзен,

 что полезно не упускать случаев, делать его немного занимательным».  

                                          Б.Паскаль.

«Сделать учебную работу насколько возможно интересной

для ребёнка и не превратить эту работу в забаву – одна

из труднейших и важнейших задач дидактики»…

                                                                                     К.Ушинский.

Этап урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный

(1 мин)

      Приветствует учащихся, оценивает их готовность к учебной деятельности, поясняет, что сегодня урок «Действия с целыми числами. Сурский рубеж в цифрах и фактах», посвященного Году трудового подвига строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей ; мобилизирует внимание, создает благоприятный психологический настрой на работу.

Включаются в деловой ритм урока: выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы.

Регулятивные: прогнозирование своей деятельности

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Личностные: мотивация учения

2.Мотивация к учебной деятельности

(1мин)

 Труд и вера  - вот твои доспехи,

И не бойся никаких задач!

Самый же надёжный путь к успеху -

Сложный путь падений и удач.

    Выясняет, что необходимо для успешной работы на уроке; желает успешной работы, просит пожать друг другу руки и пожелать успеха.

Слушают, определяют смысл предстоящего поиска, излагают свои мысли.

Познавательные: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные: умение слушать, анализировать, излагать свои мысли в устной форме и понимать речь других.

Личностные:  умение проявлять познавательную инициативу.

3. Вступительное слово учителя

(2 мин)

Декабрь сорок первого. Фашисты у Москвы.

И принято решение на берегу Суры

 Построить укрепления, чтоб немцы не прошли.

      75лет назад прозвучали последние залпы Великой Отечественной войны. Все дальше в историю уходят эти дни, все меньше остается живых свидетелей, и тем ценнее и дороже для нас сохранившиеся сведения того времени. Сегодня, необходимо снова оглянуться назад, вспомнить боевые и трудовые подвиги военных лет. Среди них - строительство оборонительных сооружений Сурского оборонительного рубежа, которое стало самой крупной кампанией по мобилизации населения на трудовую повинность.

    Сурский рубеж обороны проходил на территориях Марийской, Чувашской, Мордовской АССР, Горьковской, Пензенской, Саратовской и Ульяновской областей. 

    На территории Чувашии организовали 6 военно-полевых сооружений: 4 по Сурскому рубежу – с центрами  в Ядрине, Шумерле, Порецком, Алатыре; и 2 на Казанском направлении – в сёлах Октябрьское и Янтиково.

Слушают учителя

Познавательные: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные: умение слушать, анализировать, излагать свои мысли в устной форме и понимать речь других.

Личностные: умение проявлять познавательную инициативу.

4.Актуализация знаний и пробное учебное действие

(5мин)

- Ребята, я предлагаю вам решить устно примеры и заменить полученные ответы буквами из таблицы ответов. (Буквы записываем в тетради).

0 + 324 =                        4 · 67· 25 =

56+67+4=                       442 : 2 =

(345+0)-45=                    9·12=

101 – 47 =                       20х+7х=

420 : 7 =                          4·23·5=

5 · 34· 2 =

230

324

6700

300

108

54

27х

340

127

221

60

1

О

Ь

Т

9

Я

4

Р

К

1

Б

(Ответ: октябрь 1941)

- Как вы думаете, а почему именно эти слова я зашифровала в таблице?

- О чем говорит эта дата?

   - Строительство Сурского рубежа началось в октябре 1941 года для задержания гитлеровских войск на подступах к Казани, Куйбышеву, Ульяновску и Саратову.

    Сурский оборонительный рубеж прошел по территории Республик Чувашия и Мордовия до границ с Ульяновской областью. В строительстве принимали участие сотни тысяч человек, старики, женщины, подростки работали в тяжелейших условиях.

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы:

Записывают свои ответы в тетрадь

Ответы учащихся

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение своих  высказываний, вывод на основе анализа.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

 фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы .

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, уважение чужой точки зрения

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

5. Постановка цели деятельности

(3мин)

- Предлагает ученикам сформулировать тему урока.

- Корректировка темы урока.

-Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься, какова цель нашего урока?

-формулируют тему урока,

записывают её в тетрадь

-учащиеся самостоятельно формулируют цель урока

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

6. Закрепление изученного материала. (10 мин)

- Мотивирует учащихся, акцентирует внимание учащихся на значимость темы,

- в процессе работы, оказывает помощь учащимся по необходимости,

-организует работу с учебником.

- Давайте сейчас узнаем сколько же рабочих было мобилизовано на строительство. Для этого решим пример:

     (1539:9)*1000+450=  

    - Верно, на строительство было мобилизовано 171 450 рабочих. При этом, по имеющимся сведениям, не менее 75% из них составляли женщины. То есть в Чувашии не только увековечат память о строителях Сурского рубежа, но и отдадут дань подвигу женщин, которые в тылу трудились до изнеможения, подрывая не только своё здоровье, но и отдавая жизнь.

    Следующие два уравнения два ученика решают у доски, остальные решают в своих тетрадях. Решив уравнения, заполните пропуски в тексте.


1)(x -800)+200= 1000     Ответ: x = 1600
2)(х:3)+31=531               Ответ: x = 1500

3)(2х+4)-8=156               Ответ: х=80


   По данным Госархива современной истории Чувашии, за период строительства выполнен огромный объем работы: было построено _____ огневых точек, ____ землянок и  _____ км окопов с ходами сообщений.

    Вывод: По данным Госархива современной истории Чувашии, за период строительства выполнен огромный объем работы: было построено 1600 огневых точек, 1500 землянок и  80 км окопов с ходами сообщений.

-пробуют решить пример

-свободно обмениваются мнениями, оказывают помощь в парах

-учащиеся, которые справились с заданием, записывают своё решение на доске, после чего сверяются с ответом; самостоятельно пытаются составить алгоритм решения примера.

- под руководством учителя составляется алгоритм решения  примеров на несколько действий.

-два ученика решают уравнение на доске , объясняя классу каждый шаг.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов

Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты

Коммуникативные: формирование умений совместно с другими детьми в группе, находить решение задачи и оценивать полученные результаты

7. Физкультминутка

(2мин)

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся , даёт рекомендации по выполнению.

Выполняют гимнастику для глаз, для кистей рук

Коммуникативные: умение работать по заданию

Личностныеформирование ЗОЖ

8.Закрепление формируемых знаний и умений

(6 мин)

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок, дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

-Решая пример из учебника, мы узнаем, сколько дней длилось строительство рубежа.

Несмотря на нечеловеческие условия, директива Госкомитета Обороны по возведению Сурского оборонительного рубежа и Казанского обвода в пределах Чувашии выполнена в установленные сроки. Строительство на Сурском рубеже закончено за 45 дней, 20 января 1942 года, Казанском — 25 января 1942 года, причем ряд полевых строительств (Алатырь, Порецкое, Шумерля, Янтиково) закончили досрочно.

-Работа «велась без единого выходного дня за все время строительства, не прерываясь и в самые сильные морозы, доходившие в отдельные дни до 40 градусов.

Жили в холодных бараках, палатках и шалашах. Во время работы особенно быстро изнашивались рукавицы и обувь.

Трудились вручную, механизированные орудия и техника были редкостью. Каждый район должен был обеспечить своих рабочих инвентарем - лопатами, кирками, ломами, кувалдами, пилами, тачками, носилками.

Решение задачи.

Расстояние между крайними точками Чувашии составляет 190 км. Какова общая протяженность Сурского и Казанского оборонительных рубежей, если она в 2 раза длиннее расстояния между крайними точками Чувашии?

-Решают в парах №627  (з),

- решают задачу

Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, работать в паре; учатся формулировать собственное мнение

Личностные: формирование позитивной самооценки

9. Первичное закрепление во внешней речи

(3мин)

    Предлагает зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи (организует повторно работу с учебником: предлагает рассмотреть порядок выполнения действий при нахождении значений выражений с целыми числами)

Заключительное слово.

   Война явилась тяжелым испытанием для нашего народа. Жители Чувашии достойно выполнили свой долг на фронте и в тылу, внесли заметный вклад в Победу.

   В целях увековечения трудового подвига, мужества, героизма и самоотверженности участников строительства в 1941 году Сурского и Казанского оборонительных рубежей 2021 год в Чувашии объявлен Годом, посвященным трудовому подвигу строительства Сурского и Казанского оборонительных рубежей.

   «Наш нравственный долг – вместе изучить забытый подвиг тыла и увековечить память исторического прошлого»,  заявил  Глава Чувашии Олег Николаев.

Проговаривают все правила и определения (фронтально, в парах).

Познавательные:

самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале.

Регулятивные:

контроль, коррекция

10. Рефлексия учебной деятельности

(2мин)

   Подошел к концу наш урок, посвященный Году трудового подвига строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей. Какие факты, цифры вы запомнили? Что можете сделать вы, чтобы такое никогда не повторилось?

    Предлагает ученикам закончить предложения

-Сегодня на уроке я узнал ...

-Я повторил …

-Я закрепил…

-Я научился…

-Было трудно ...

- Было интересно ...

- Я смогу ...

Предлагает оценить свою работу и результаты.

Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели, озвучивают свои успехи и затруднения, которые появлялись в процессе работы.

Ученики показывают смайлики.

Познавательные

построение речевого высказывания в устной форме. 

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументировать, планировать учебное сотрудничество Личностные: позитивная оценка результатам своей учебной деятельности

11. Домашнее задание

(1 мин)

Учитель предлагает дозированное домашнее задание, дает комментарий по его выполнению.

Предлагает поделиться с родителями впечатлениями от полученных фактов и цифр на уроке

Учащиеся записывают в дневники домашнее задание .

П.15, № 644, №647 (а-г)

Познавательные:  рефлексия способов и условий действия, понимание причин успеха и неудач.

Регулятивные: адекватная оценка деятельности на уроке



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большешатьминская средняя общеобразовательная школа имени

Героя Советского Союза Васильева В.В.»

Красноармейского района Чувашской Республики

Номинация

«Методические разработки уроков и мероприятий»

для педагогических работников общеобразовательных организаций

Разработке урока по теме

 «Действия с целыми числами. Сурский рубеж в цифрах и фактах» 

Михайлова Надежда Валерьяновна,

учитель математики

МБОУ «Большешатьминская СОШ

им. В. В. Васильева»

Красноармейского района ЧР

Краткая аннотация к разработке урока по теме

 «Действия с целыми числами. Сурский рубеж в цифрах и фактах» 

 Автор: Михайлова Надежда Валерьяновна, учитель математики

МБОУ «Большешатьминская СОШ им. Васильева В.В»

Представленная технологическая карта урока по теме « Действия с целыми числами. Сурский рубеж в цифрах и фактах», посвященного Году трудового подвига строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей для учащихся 5 класса, разработанна в соответствии с требованиями ФГОС. В карте отражены цели и задачи урока, намечены и запланированы универсальные учебные действия, которыми должны овладеть учащиеся в процессе урока.  Включение физкультминутки позволяет уделить внимание здоровьесбережению, путем снижения нагрузки на глаза, пальцы рук, осанку. Данный урок позволяет учителю наряду с совершенствованием знаний, умений и навыков по математике на цифрах и фактах показать трудовой подвиг строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.

                                                    Технологическая карта урока по теме «Действия с целыми числами.

Сурский рубеж в цифрах и фактах», посвященного Году трудового подвига

строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей

ФИО: Михайлова Надежда Валерьяновна

Место работы: МБОУ «Большешатьминская СОШ им. Васильева В.В»

Должность: учитель математики

Предмет: математика

Уровень образования: общеобразовательный класс

Тема: «Действия с целыми числами. Сурский рубеж в цифрах и фактах», посвященного Году трудового подвига

строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Класс: 5

Цели: обобщить знания и умения учащихся по теме «Действия с целыми числами.  Сурский рубеж в цифрах и фактах» и на цифрах и фактах показать трагедию Великой Отечественной войны для всего человечества.

   Задачи урока:

Обучающие:
формировать умения и навыки учащихся при решении задач и уравнений с целыми числами и связать математические задания с темой «Сурский рубеж».
Развивающие:
развивать познавательный интерес к изучению исторического прошлого школьников на уроке математики; развитие таких качеств, как внимание, память, логическое мышление.
Воспитывающие:
воспитывать патриотические чувства к немеркнущему подвигу, стойкости, мужеству и беззаветной любви народа к своему Отечеству в годы Великой Отечественной войны, развивать коммуникативные способности учащихся.

Ресурсы урока: репродукция картин о войне, компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Методы организации работы:

-словесные методы (эвристическая беседа, чтение),

-наглядные (демонстрация презентации),

-проблемно-поисковый;

-метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).

Формы организации работы:

-парная,

-коллективная (фронтальная).

Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:

Личностные:

Проявляют интерес к теме урока.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

регулятивные: обнаруживают проблему недостатка знаний для выполнения действий.

познавательные: учатся  навыкам самостоятельного приобретения новых знаний, наиболее эффективных способов решения образовательных задач.

 коммуникативные учатся: осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;  слушать других, критично относиться к своему мнению.

Литература:

Н. Я. Виленкин и др. Математика 5кл. М.: «Просвещение» 2018.

А.В. Шевкин. Текстовые задачи по математике 5-6 классы. М.: Илекса 2016.

 Григорьев, Н. Сурско -Казанский оборонительный рубеж: (Оборонительные рубежи в тылу) / Н. Григорьев // Народная школа, 2005. – №2. – С. 35–36.

 «Предмет математики настолько серьёзен,

 что полезно не упускать случаев, делать его немного занимательным».  

                                          Б.Паскаль.

«Сделать учебную работу насколько возможно интересной

для ребёнка и не превратить эту работу в забаву – одна

из труднейших и важнейших задач дидактики»…

                                                                                     К.Ушинский.

Этап урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный

(1 мин)

      Приветствует учащихся, оценивает их готовность к учебной деятельности, поясняет, что сегодня урок «Действия с целыми числами. Сурский рубеж в цифрах и фактах», посвященного Году трудового подвига строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей ; мобилизирует внимание, создает благоприятный психологический настрой на работу.

Включаются в деловой ритм урока: выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы.

Регулятивные: прогнозирование своей деятельности

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Личностные: мотивация учения

2.Мотивация к учебной деятельности

(1мин)

 Труд и вера  - вот твои доспехи,

И не бойся никаких задач!

Самый же надёжный путь к успеху -

Сложный путь падений и удач.

    Выясняет, что необходимо для успешной работы на уроке; желает успешной работы, просит пожать друг другу руки и пожелать успеха.

Слушают, определяют смысл предстоящего поиска, излагают свои мысли.

Познавательные: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные: умение слушать, анализировать, излагать свои мысли в устной форме и понимать речь других.

Личностные:  умение проявлять познавательную инициативу.

3. Вступительное слово учителя

(2 мин)

Декабрь сорок первого. Фашисты у Москвы.

И принято решение на берегу Суры

 Построить укрепления, чтоб немцы не прошли.

      75лет назад прозвучали последние залпы Великой Отечественной войны. Все дальше в историю уходят эти дни, все меньше остается живых свидетелей, и тем ценнее и дороже для нас сохранившиеся сведения того времени. Сегодня, необходимо снова оглянуться назад, вспомнить боевые и трудовые подвиги военных лет. Среди них - строительство оборонительных сооружений Сурского оборонительного рубежа, которое стало самой крупной кампанией по мобилизации населения на трудовую повинность.

    Сурский рубеж обороны проходил на территориях Марийской, Чувашской, Мордовской АССР, Горьковской, Пензенской, Саратовской и Ульяновской областей. 

    На территории Чувашии организовали 6 военно-полевых сооружений: 4 по Сурскому рубежу – с центрами  в Ядрине, Шумерле, Порецком, Алатыре; и 2 на Казанском направлении – в сёлах Октябрьское и Янтиково.

Слушают учителя

Познавательные: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные: умение слушать, анализировать, излагать свои мысли в устной форме и понимать речь других.

Личностные: умение проявлять познавательную инициативу.

4.Актуализация знаний и пробное учебное действие

(5мин)

- Ребята, я предлагаю вам решить устно примеры и заменить полученные ответы буквами из таблицы ответов. (Буквы записываем в тетради).

0 + 324 =                        4 · 67· 25 =

56+67+4=                       442 : 2 =

(345+0)-45=                    9·12=

101 – 47 =                       20х+7х=

420 : 7 =                          4·23·5=

5 · 34· 2 =

230

324

6700

300

108

54

27х

340

127

221

60

1

О

Ь

Т

9

Я

4

Р

К

1

Б

(Ответ: октябрь 1941)

- Как вы думаете, а почему именно эти слова я зашифровала в таблице?

- О чем говорит эта дата?

   - Строительство Сурского рубежа началось в октябре 1941 года для задержания гитлеровских войск на подступах к Казани, Куйбышеву, Ульяновску и Саратову.

    Сурский оборонительный рубеж прошел по территории Республик Чувашия и Мордовия до границ с Ульяновской областью. В строительстве принимали участие сотни тысяч человек, старики, женщины, подростки работали в тяжелейших условиях.

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы:

Записывают свои ответы в тетрадь

Ответы учащихся

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение своих  высказываний, вывод на основе анализа.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

 фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы .

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, уважение чужой точки зрения

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

5. Постановка цели деятельности

(3мин)

- Предлагает ученикам сформулировать тему урока.

- Корректировка темы урока.

-Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься, какова цель нашего урока?

-формулируют тему урока,

записывают её в тетрадь

-учащиеся самостоятельно формулируют цель урока

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

6. Закрепление изученного материала. (10 мин)

- Мотивирует учащихся, акцентирует внимание учащихся на значимость темы,

- в процессе работы, оказывает помощь учащимся по необходимости,

-организует работу с учебником.

- Давайте сейчас узнаем сколько же рабочих было мобилизовано на строительство. Для этого решим пример:

     (1539:9)*1000+450=  

    - Верно, на строительство было мобилизовано 171 450 рабочих. При этом, по имеющимся сведениям, не менее 75% из них составляли женщины. То есть в Чувашии не только увековечат память о строителях Сурского рубежа, но и отдадут дань подвигу женщин, которые в тылу трудились до изнеможения, подрывая не только своё здоровье, но и отдавая жизнь.

    Следующие два уравнения два ученика решают у доски, остальные решают в своих тетрадях. Решив уравнения, заполните пропуски в тексте.


1)(x -800)+200= 1000     Ответ: x = 1600
2)(х:3)+31=531               Ответ: x = 1500

3)(2х+4)-8=156               Ответ: х=80


   По данным Госархива современной истории Чувашии, за период строительства выполнен огромный объем работы: было построено _____ огневых точек, ____ землянок и  _____ км окопов с ходами сообщений.

    Вывод: По данным Госархива современной истории Чувашии, за период строительства выполнен огромный объем работы: было построено 1600 огневых точек, 1500 землянок и  80 км окопов с ходами сообщений.

-пробуют решить пример

-свободно обмениваются мнениями, оказывают помощь в парах

-учащиеся, которые справились с заданием, записывают своё решение на доске, после чего сверяются с ответом; самостоятельно пытаются составить алгоритм решения примера.

- под руководством учителя составляется алгоритм решения  примеров на несколько действий.

-два ученика решают уравнение на доске , объясняя классу каждый шаг.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов

Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты

Коммуникативные: формирование умений совместно с другими детьми в группе, находить решение задачи и оценивать полученные результаты

7. Физкультминутка

(2мин)

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся , даёт рекомендации по выполнению.

Выполняют гимнастику для глаз, для кистей рук

Коммуникативные: умение работать по заданию

Личностныеформирование ЗОЖ

8.Закрепление формируемых знаний и умений

(6 мин)

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок, дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

-Решая пример из учебника, мы узнаем, сколько дней длилось строительство рубежа.

Несмотря на нечеловеческие условия, директива Госкомитета Обороны по возведению Сурского оборонительного рубежа и Казанского обвода в пределах Чувашии выполнена в установленные сроки. Строительство на Сурском рубеже закончено за 45 дней, 20 января 1942 года, Казанском — 25 января 1942 года, причем ряд полевых строительств (Алатырь, Порецкое, Шумерля, Янтиково) закончили досрочно.

-Работа «велась без единого выходного дня за все время строительства, не прерываясь и в самые сильные морозы, доходившие в отдельные дни до 40 градусов.

Жили в холодных бараках, палатках и шалашах. Во время работы особенно быстро изнашивались рукавицы и обувь.

Трудились вручную, механизированные орудия и техника были редкостью. Каждый район должен был обеспечить своих рабочих инвентарем - лопатами, кирками, ломами, кувалдами, пилами, тачками, носилками.

Решение задачи.

Расстояние между крайними точками Чувашии составляет 190 км. Какова общая протяженность Сурского и Казанского оборонительных рубежей, если она в 2 раза длиннее расстояния между крайними точками Чувашии?

-Решают в парах №627  (з),

- решают задачу

Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, работать в паре; учатся формулировать собственное мнение

Личностные: формирование позитивной самооценки

9. Первичное закрепление во внешней речи

(3мин)

    Предлагает зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи (организует повторно работу с учебником: предлагает рассмотреть порядок выполнения действий при нахождении значений выражений с целыми числами)

Заключительное слово.

   Война явилась тяжелым испытанием для нашего народа. Жители Чувашии достойно выполнили свой долг на фронте и в тылу, внесли заметный вклад в Победу.

   В целях увековечения трудового подвига, мужества, героизма и самоотверженности участников строительства в 1941 году Сурского и Казанского оборонительных рубежей 2021 год в Чувашии объявлен Годом, посвященным трудовому подвигу строительства Сурского и Казанского оборонительных рубежей.

   «Наш нравственный долг – вместе изучить забытый подвиг тыла и увековечить память исторического прошлого»,  заявил  Глава Чувашии Олег Николаев.

Проговаривают все правила и определения (фронтально, в парах).

Познавательные:

самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале.

Регулятивные:

контроль, коррекция

10. Рефлексия учебной деятельности

(2мин)

   Подошел к концу наш урок, посвященный Году трудового подвига строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей. Какие факты, цифры вы запомнили? Что можете сделать вы, чтобы такое никогда не повторилось?

    Предлагает ученикам закончить предложения

-Сегодня на уроке я узнал ...

-Я повторил …

-Я закрепил…

-Я научился…

-Было трудно ...

- Было интересно ...

- Я смогу ...

Предлагает оценить свою работу и результаты.

Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели, озвучивают свои успехи и затруднения, которые появлялись в процессе работы.

Ученики показывают смайлики.

Познавательные

построение речевого высказывания в устной форме. 

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументировать, планировать учебное сотрудничество Личностные: позитивная оценка результатам своей учебной деятельности

11. Домашнее задание

(1 мин)

Учитель предлагает дозированное домашнее задание, дает комментарий по его выполнению.

Предлагает поделиться с родителями впечатлениями от полученных фактов и цифр на уроке

Учащиеся записывают в дневники домашнее задание .

П.15, № 644, №647 (а-г)

Познавательные:  рефлексия способов и условий действия, понимание причин успеха и неудач.

Регулятивные: адекватная оценка деятельности на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике "Действия с целыми числами. Красная книга России. Бобр".

Образовательные: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков выполнять все действия с целыми числами. Знакомство с краснокнижным млекопитающим животным – бобром.Коррекционно-развивающие:...

Открытый урок по математике (6 класс) на тему "Действия с целыми числами"

В ноябре каждого года у нас в школе проходит "Неделя открытых уроков". Обычно мы стараемся показать самое лучное: играем, отгадываем кроссворды, путешествуем, показываем применение новых технологий, и...

Конспект внеклассного мероприятия по математике «Сурский рубеж в цифрах и фактах» для 5 класса с презентацией

Конспект внеклассного мероприятия по математике «Сурский рубеж в цифрах и фактах», посвященного Году трудового подвига строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей для 5 класса ...

Зачет по теме "Действия с целыми числами"

Материал содержит правила по теме "Действия с целыми числами" и практические задания по применению этих правил, а также бланк для проведения зачета. Целью зачета является проверка теоретичес...

Контрольная работа для 6 класса на тему: Действия с целыми числами

Контрольная работа для 6 класса на тему:  Действия с целыми числами, по учебнику С.М. Никольского, математика, 6 класс...

Открытый урок по математике "Действия с целыми числами, обыкновенными и десятичными дробями"

Совершенствование работы по формированию у учащихся вычислительных навыков при повторении темы «Все действия с целыми числами, десятичными и обыкновенными дробями»Патриотическое воспитание...