Решение задач исследовательского характера с экологическим компонентом на уроках математики и внеурочных занятиях как средство познавательной активности обучающихся
методическая разработка по математике (5, 6 класс)
В работе приведены примеры задач исследовательского характера с экологическим компонентом как средство активизация познавательной деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_zadach_issledovatelskogo_haraktera_s_ekologicheskim_komponentom.docx | 26.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение задач исследовательского характера с экологическим компонентом на уроках математики и внеурочных занятиях как средство познавательной активности обучающихся
Н.И.Глинкина, учитель математики
высшей квалификационной категории
МБОУ СШ №72 с углублённым изучением отдельных предметов
В работе приведены примеры задач исследовательского характера с экологическим компонентом как средство активизация познавательной деятельности учащихся.
Ключевые слова: экологический компонент, исследовательская деятельность, десятичные дроби, познавательный интерес, успешность.
Сухомлинский писал: «Тонкие роднички, из которых наполняется река единства обучения и воспитания - это желание ребенка учиться». Поэтому
в современное время, работая в школе по ФГОС, необходимо не просто научить ученика решать задачи, но и создать условия для успешного обучения, желания самому добывать информацию. Для повышения мотивации к познавательной и исследовательской деятельности можно использовать различные приемы: дидактические игры, кроссворды, цитаты о связи математики с различными предметами, применение регионального и экологического компонентов.
Наша школа в течение трёх лет является региональной инновационной площадкой по теме: «Формирование экологической культуры обучающихся в аспекте человекоцентрированной парадигмы», поэтому учителя, преподающие разные предметы, разработали учебное и методическое пособия, в которых имеется не только информация, но и представлены разные задачи. Например, в устных упражнениях по теме: «Деление десятичных дробей» можно предложить разгадать название птички, внесенной в Красную книгу Ульяновской области, поговорить о значении птиц и участии в акции «Помоги птицам»
л | а | з | о | р | е | в | к | а |
6 | 80 | 0,25 | 2,5 | 4 | 0,08 | 0,4 | 0,6 | 80 |
О. 10:4=2,5 Р. 0,8:0,2=4 А. 6,4:0,08=80
В. 2:5=0,4 Е. 2:25=0,08 К. 0,36:0,6=0,6
Л. 7,2:1,2=6.
Задачи исследовательского характера
Практическая задача в 5 классе после изучения арифметических действий с десятичными дробями позволяет поговорить об экономном использовании электроэнергии в быту, об атомных электростанциях и альтернативных источниках энергии. Кроме того, такие задачи заставляют детей задуматься об экономии в собственном доме.
Услуга | Показания прибора учета (кВт/ч) | Потребление (кВт/ч) | Тариф (руб./квт) | Начислено (руб.) | |
текущее | предыдущее | ||||
Индив. потребление по показаниям (день) | 6933 | 6535 | 3,14 | ||
Индив. потребление по показаниям( ночь) | 2901 | 2735 | 1,61 | ||
Сумма к оплате, руб |
Задание: Используя показания приборов учета и тарифы, посчитайте сумму к оплате за один месяц при двухтарифном и однотарифном счетчике, если при однотарифном оплата за 1 квт/ч составляет 2,73 рублей. Сравните полученные результаты и сделайте вывод. Составьте задачу по своим показаниям счетчика электроэнергии за один месяц.
Задача из жизни семьи Софьи, ученицы 6 класса.
Мы любим путешествовать и каждое лето посещаем новые интересные места. Мы забронировали экскурсию в город Болгары в 14.00 часов дня. Едем туда на машине в составе трех человек. Расстояние от Ульяновска до Болгар 140 км. Средняя скорость нашего автомобиля 80 км/час.
1. Во сколько нам надо выехать из Ульяновска в Болгары, чтобы прибыть к назначенному времени?
2. Сколько литров топлива мы затратим?
3. В какую сумму обойдется покупка топлива (в нашем случае это газ)? Каковы будет наши затраты на эту поездку?
4. Какую сумму нужно потратить, если поехать на автобусе из Ульяновска до Болгар?
Ответ: 1. Чтобы прибыть к назначенному времени (к 14.00) на экскурсию, необходимо выехать из Ульяновска в 12.30 с учетом небольшого запаса времени. 2. Нами будет затрачено 22,4 литра топлива. 3. На покупку топлива уйдет 537 рублей 60 копеек.
А стоимость проезда на автобусе в оба конца для семьи из трех человек составит 1725 рублей.
Вывод: До города Болгары быстрее и дешевле семье из трех человек добираться на машине, чем на автобусе.
Задача из исследовательского проекта Софьи не сложная, но она бросает вызов детской любознательности, приводит ее к открытиям и прививает вкус к самостоятельному мышлению.
Софья вычисляет по карте, сколько километров до Болгар, применяя понятие масштаб, узнает на заправке стоимость газа и вычисляет затраты на газ,
находит в интернете, сколько стоит взрослый и детский билет до Болгар,
делает вывод об оптимальной поездке.
Работая над темой РИП «Формирование экологической культуры обучающихся в аспекте человекоцентрированной парадигмы», учителя нашей школы большое внимание уделяют экологическому воспитанию школьников. Ребята выполняют проекты по экологии. Обязательным условием является составление экозадач игрового вида: ребусов, кроссвордов, лабиринтов. Важен практический выход проекта - проектный продукт и его реализация: памятка по правилам поведения в лесу, участие в экологических акциях, интерактивные путешествия, экскурсии, устные журналы.
Задачи из интерактивного сборника
«Экология в примерах и задачах».
1. Задача, которая формирует навыки бережного отношения к водным ресурсам (аналог задачи № 961 из учебника Мерзляка А.Г., Математика - 5):
Из сломанного крана капает вода, 2 капли в сек. Объем 1 капли равен 1,5 мл. Сколько воды израсходуется за 1 час; за сутки?
1) 1,5 * 2 = 3 (мл/с) - 2 капли.
2) 2 к/с * 3600 = 7200 капель за 1 час
3) 7200 *1,5 = 10800 мл = 10,8 л за 1 час
3) 10,8 * 24 = 259,2 (л)
Ответ: за 1 час расходуется 10,8 л; за сутки - 259,2 л.
Ответ позволяет проанализировать результат и поговорить о природоохранных мероприятиях в рамках национального проекта «Экология», проводимых в Ульяновской области: «Чистая вода», «Оздоровление Волги».
2. Задача о скорости распространения пожара позволяет провести беседу о правилах поведения в лесу и бережному отношению к природе.
Низовой пожар может передвигаться от 0,5 до 3 м/мин, а сильный верховой пожар – 25 - 30 км/ч. Найдите, как далеко продвинется низовой пожар при максимальной его скорости и как далеко продвинется верховой пожар при максимальной его скорости за 8 часов, и сравните их отношение.
Решение:
8 часов = 480 мин
1) 480 * 3 = 1440 (м/мин) – низовой пожар.
2) 30 * 8 = 240 (км/ч) – верховой пожар.
1440 м/мин = 86,4 км/ч
3) 240: 86,4 = 2,777
2,777 ≈ 2,8
Ответ: низовой пожар продвинется на 86,4 км/ч, верховой пожар – в 2,8 раза быстрее, чем низовой.
Кроме того, учащиеся сами составляют задачи, исходя из всероссийских, городских или школьных мероприятий.
Задача, которую составили ученики 5 класса на внеурочном занятии по итогам акции «Бум Батл»:
В акции по сбору макулатуры «Бум Батл» в 2020 году приняли участие 16 школ Ульяновской области и заняли 7 место по стране. Победителем по Ульяновской области стала наша школа №72, собрав 6770 кг. макулатуры.
Задача: Известно, что 20 кг сданной макулатуры сохранит одно дерево. Подсчитайте, сколько деревьев сохранили только ученики нашей школы за одну акцию. Сколько килограммов собрали ученики 5 классов, если их вклад составляет 3/10 всей собранной макулатуры?
Решение задачи:
- 6770:20= примерно 338 деревьев
- 6770:10*3=2031кг.
Ответ: примерно 338 деревьев сохранили только ученики нашей школы за одну акцию, 2031 килограмм собрали ученики 5 классов.
Таким образом, решение задач с экологическим содержанием на уроках математики и во внеурочное время вызывает познавательный интерес у учащихся к математике и экологии, формирует у них экологическую компетентность и воспитывает экологически правильное мышление. К тому же, привлекает их внимание к общественным и бытовым проблемам, помогает стать успешными на определённом этапе обучения.
Список литературы
- Зелеева С.Г. Живая азбука природы Ульяновской области. – Ульяновск: Областная типография «Печатный двор», 2014. -328с.
- Мерзляк А.Г. Математика:5класс:учебник.-М. Просвещение,2021. -304с.:ил.
- Конструктор интерактивных заданий LearningApps. http://learningapps.org/user/ninagl72
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Исследовательская деятельность на уроках английского языка – одна из форм развития познавательной активности обучающихся"
Статья посвящена способам активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках английского языка....
Мастер-класс по теме "Актуализация экологического компонента на уроках математики"
цель Це Цель моего мастер-класса : заинтересовать вас, уважаемые коллеги, идеей актуализации экологического компонента н...
Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»
Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...
Использование экологического компонента на уроках математики
Архив содержит доклад и презентацию на данную тему...
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время, как средство развития познавательной активности обучающих.
Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность,...
Применение информационно-коммуникационных технологий как средство познавательной активности обучающихся на уроках башкирского языка и литературы
Сегодня, вероятно, нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для ка...
Творческий отчет по теме: Использование экологического компонента на уроках математики"
В своей работе я показала как на различных этапах урока в процессе изучения математики при объяснении темы можно подобрать такой материал, в котором будет присутствовать элемент экологического воспита...