Применение информационно-коммуникационных технологий как средство познавательной активности обучающихся на уроках башкирского языка и литературы
материал

Мусалимова Гульнар Сабитовна

Сегодня, вероятно, нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Как организовать учебный процесс, чтобы ребёнку урок был в радость и приносил пользу?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мусалимова Гульнар Сабитовна

Учитель башкирского языка

МБОУ ООШ с.Улуелга

Доклад на тему:

«Использование информационно-

коммуникационных технологий как средство

познавательной активности обучающихся

на уроках башкирского языка и литературы»

Сегодня, вероятно, нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Как организовать учебный процесс, чтобы ребёнку урок был в радость и приносил пользу?»

Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать ИКТ в преподавании. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно- познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу обучающихся, повысить интерес к изучению родного языка, развивать творческий потенциал учащихся. Обычный урок часто сводится к иллюстративному методу: делай как я (посмотри-повтори-запомни).

Сегодня основная цель обучения - воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться и совершенствоваться самостоятельно.

Новые информационные технологии открывают большие возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету, и башкирский язык не является исключением. Поэтому одно из условий творческой деятельности учителя – это использование информационно–коммуникационных технологий: Так, например, в 2016-2017 учебном году наши учащиеся активно участвовали в Международной Олимпиаде Глобус. Где призерами стали Казбулатова Л., Ахметшина К., победителем стала Ахмедина Д. (учитель Мусалимова Г.С.).

Применение компьютерных технологий можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что увиденное запоминается гораздо лучше, значительно возрастает экономия времени учебного времени, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

В настоящее время использование ИКТ - эффективное средство оптимизации умственного развития учеников. С помощью компьютера на уроках башкирского языка мы решаем ряд дидактических задач: изучение лексики (с использованием электронных словарей); работа над дикцией; выполнение орфографических упражнений (с использование компьютерных программ, электронных учебников), выполнение тестов на этапе рефлексии урока и т.д.

Мы в своей практике используем конспекты-презентации, которые создаем в программе Microsoft Power, содержащие рисунки и краткий текст. Использование компьютерных технологий на уроках показало, что возрастает заинтересованность учеников материалом, который мы хотим им преподнести. В легкой, непринужденной форме диалога, сопровождаемые показом слайдов, приобретаются навыки разговорной речи и легче заучиваются, запоминаются новые слова, а главное - возрастает интерес учащихся к самостоятельному созданию таких презентаций.

Используя Интернет-технологии, учащиеся подготавливают к урокам сообщения, рефераты по творчеству башкирских писателей, поэтов, деятелей культуры, об исторических героях, презентации на различные темы, выполняют проектные работы.

Систематическое использование информационных технологий на уроке позволяют решать такие задачи, как:

  • создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
  •  выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
  • преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
  • использование личностно-ориентированного обучения;
  • повышение познавательного интереса и творческой активности учащихся;
  • повышение эффективности урока.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Использование компьютерных технологий позволяет совершенствовать методику преподавания родных языков, вносить элементы разнообразия в различные типы уроков, способствует развитию интереса к овладению родными языками.

Таким образом, мы ещё раз убеждаемся: успешное обучение возможно только в том случае, если учителю удается пробудить интерес к изучаемому предмету и систематически поддерживать его. Использование интерактивной доски, мультимедийного проектора, индивидуальная работа учеников на компьютере позволяет построить современный урок, который отвечает всем требованиям ФГОС.

Систематическое использование информационных технологий на уроке  позволяют сделать следующие выводы:

  • повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации;
  • разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);
  • осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
  • расширение объёма предъявляемой учебной информации;
  • обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
  • улучшение организации урока (дидактический материал всегда  имеется в достаточном количестве);
  • повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;
  • включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;
  • повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом), улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.

Отмечая все положительные стороны использования компьютеров, я бы хотела подчеркнуть, что никакие самые новейшие электронные технологии не могут заменить учителя во время урока. Пробудить эмоции, заглянуть в душу ребенка сможет только учитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных образовательных технологий для развития творческих способностей учащихся на уроках башкирского языка и литературы в рамках реализации ФГОС».

Использование современных образовательных технологий для развития творческих способностей учащихся на уроках башкирского языка и литературы в рамках реализации ФГОС....

Применение технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Технология развития критического мышления позволяет сделать работу на уроке интереснее и полезнее. Учащимся даются не готовые выводы, которые нужно зазубрить, а прививается умение творчески работать с...

Статья. Применение инновационных технологий и интернет ресурсов на уроке башкирского языка и литературы

Башҡорт теле һәм әҙәбиәте дәресендә интернет ресурстар ҡулланыу тураһында...

«Применение приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»

О применении приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Применение технологии личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы

Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Человек, в высоком смысле этого слова, становится человеком благодаря литературе. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собс...