Технологическая карта урока математики в 6 классе по учебнику Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика 6 класс
план-конспект урока по математике (6 класс)

РеснянскаяТатьянаБорисовна

Технологическая карта урока по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реснянская Татьяна Борисовна

Учитель математики МБОУ СОШ № 4.

Проект урока математики в 6 классе по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями»

Тема: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями».

Цели урока:

– обучающие: вывести правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.

– развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;

– воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели; бережного отношения к своему здоровью.

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

-образовательные ( формирование познавательных УУД):

научить складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями, определять основную информацию для самостоятельного создания и использования алгоритмов деятельности;

-воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

-умение сотрудничать с учителем и сверстниками, полно и точно выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи, воспитывать трудолюбие и ответственность;

-развивающие ( формирование регулятивных УУД):

формирование и развитие мыслительных операций, развитие логического мышления.

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, выбор способов решения задач, рефлексия способов и условий действия, анализ объектов и синтез.

Коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные УУД:

планирование своей деятельности, прогнозирование ,контроль, коррекция, оценка качества и уровня усвоения, результатов и саморегуляция .

Личностные УУД:

самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Время проведения: 45 минут.

Участники: учитель, обучающиеся.

Оборудование: Учебник: Математика. 6 класс /Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика 6 класс Мерзляк А.Г. Методическое пособие для учителя М., 2015, мультимедиа проектор, компьютер, рабочие листы.

Технологическая карта урока математики в 6 классе

по учебнику Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика 6 класс

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.(Слайд 2)

Чем мы занимались на прошлом уроке?(Слайд 3)

Вспомните правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Включаются в деловой ритм урока.

Мы сравнивали дроби, сравнивали их с правильными дробями, с единицей, узнали правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.

Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, надо сложить их числители, а знаменатель оставить без изменения.

Чтобы выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, надо из числителя уменьшаемого вычесть числитель вычитаемого, а знаменатель оставить без изменения.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

1. Что изображено на доске? (Слайд 5)

Среди данных дробей найдите правильные, обоснуйте свой выбор.

(Слайд 5)

Среди данных дробей найдите неправильные и обоснуйте свой выбор.

(Слайд 5)

2. Вычислить устно: выполнить задания по пунктам а), б), в) (Слайд 5).

#1057;равнить дроби и прокоментировать свои ответы. (Слайд 5)

#1053;айти значение выражений удобным способом (прокомментировать выбор способа)

(Слайд 5)

Обыкновенные дроби.

Называют дробь и доказывают свой выбор: числитель меньше знаменателя.

Называю по очереди неправильные дроби и обосновывают свой выбор: числитель больше или равен знаменателю.

а)4/8=1/2;

б)1/2+1/2=2/2=1;

в) 1-5/9=9/9-5/9=4/9.

а) 5/8>3/8( из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та дробь числитель которой больше);

б) 1>13/25(1 всегда больше правильной обыкновенной дроби)

в) 2/9<5/9(из двух дробей с одинаковыми знаменателями меньше та дробь числитель которой меньше);

г)7/13<7/10(из двух дробей с одинаковыми числителями меньше та дробь знаменатель которой больше).

д)1/4<3/8(числитель и знаменатель первой дроби необходимо умножить на 2, получим дробь2/8 и тогда сравниваем как дроби с одинаковыми знаменателями

а)7/12+1/12+1/3=8/12+1/3=2/3+1/3=3/3=1;

б) 1/10+1/5+3/10=4/10+1/5=

2/5+1/5=3/5(переместительное свойство сложения);

в)3/7+2/7+5/14=5/7+5/14?

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков.

#1062;елеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Проблема: как выполнить сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями?

-Что заметили в предыдущих заданиях?

Учащиеся выдвигают гипотезу.

-Как вы думаете, это правило без исключений?

-Какова же цель нашего урока?

Когда сравнивали дроби с разными знаменателями мы их приводили к одному знаменателю.

Гипотеза.

Чтобы найти сумму дробей с разными знаменателями нужно привести их к одному знаменателю.

Правило без исключений.

Цель урока: мы будем находить сумму и разность дробей с разными знаменателями.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

4. Усвоение новых знаний и способов усвоения

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

-Итак, тема нашего урока созвучна цели урока

-как называется тема нашего урока?

Записываем в тетрадь тему урока.

-Попробуем выстроить правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями

(слайд 6)

Тема урока: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».

Чтобы найти сумму или разность дробей с разными знаменателям, надо привести дроби к общему знаменателю. Выполнить сложение или вычитание по правилу действий с дробями одинаковых знаменателей.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

#1055;ервичное закрепление

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Поддержание здоровья учащихся.

- Ребята, пока мы с вами рассматривали правило, нам пришла телеграмма от Незнайки. Он просит помощи в решении задачи, чтобы получить от Самоделкина фонарик.

Задача . За один день Винтик и Шпунтик проехали 2/5 пути, а за второй день 6/10 пути.

Добрались ли Винтик и Шпунтик до города за эти два дня?

Незнайка, не долго думая,

выдал решение, за которое фонарик он не получил.(Слад 7,8)

Проверь соседа по парте (Слайд9)

Выполнить № 268(2строчки), 270

(Слайд10)

Физкультминутка: Закройте глаза. Представьте мысленно прекрасную розу. Таким образом, вы представляете в уме только один объект. Представьте на ножке розы маленького муравья. Он выползает из темной зелени травы и начинает свое путешествие (и вы вместе с ним) по объекту вашего представления. Муравей выползает на ножку розы и начинает медленно взбираться по ней, перелезая от одной веточки розы к другой, доползая до кончика каждого листика на своем пути и достигая в конце концов цветка. Он с трудом взбирается на каждый лепесток до тех пор, пока не обнаруживает глубокое углубление в центре розы – маленькую белую чашечку, наполненную нектаром. Муравей набирает немножко нектара и начинает обратный путь.(Слайд 11)

Ребята делают предположения и обосновывают свои ответы.

2/5+6/10=2 ×2/5 ×2+6/10=

=4/10+6/10=10/10=1

Ответ: Винтик и Шпунтик до города за эти два дня добрались.

Взаимопроверка.

Учащиеся выполняют сложение и вычитание дробей с разными знаменателями по правилам.

Учащиеся выполняют рекомендации учителя, в сопровождении музыки.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

6. Организация первичного контроля

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

Самостоятельная работа. (Слайд 12)

Вариант I.

#1053;айти значение выражения.

а)3/10+23/50;

б)1-7/13;

в)8/9-5/18.

#1042; библиотеке сделали первую закупку всех учебников. 3/5 всех учебников – математика, 3/10 – русский язык, остальная часть учебники по истории. Какая часть учебников приходится на историю?

Вариант II

#1053;айти значение выражения.

а)16/21-3/7;

б)5/6+1/12;

в)1-9/10.

2. В столовую завезли булочки:1/4 их количества с творогом, 2/3 – с мясом, остальные с повидлом. Какая часть булочек с повидлом?

Самопроверка.(Слайд 13)

Самостоятельное решение в тетради.

Самопроверка.

1.

а)38/50=19/25;

б)6/13;

в)11/18.

2.

1)3/5+3/10=6/10+3/10=9/10 всех учебников по математике и русскому языку;

2) 1-9/10=10/10-9/10=1/10 часть учебников по истории.

Ответ: 1/10 учебников по истории.

1.

а)7/21=1/3;

б)11/12;

в)1/10.

2.

1) 1/4+2/3=3/12+8/12=11/12

булочек с творогом и мясом;

2)1-11/12=12/12-11/12=1/12

булочек с повидлом.

Ответ: 1/12 булочек с повидлом.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

7. Подведение итогов урока.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

-Что изучили сегодня на уроке?

-Кто желает сформулировать правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями?

Кто желает сформулировать правило вычитание дробей с разными знаменателями

(Слайд 14)

Оценить отдельных учащихся

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Чтобы найти сумму или разность дробей с разными знаменателям, надо привести дроби к общему знаменателю. Выполнить сложение или вычитание по правилу действий с дробями одинаковых знаменателей.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

№ 269(1 столбик), 272.

Придумать задачу на сложение дробей с разными знаменателями (Iвариант),

вычитания дробей с разными знаменателями(IIвариант).

(Слайд 15)

9. Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Если вы считаете, что поняли тему урока, то поднимите красный смайлик ( смайлики раздает учитель на листочках вначале урока)

Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то поднимите зеленый смайлик.

Если вы считаете, что не поняли тему урока, то поднимите желтый смайлик.(Слайд 16)

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карты достижений УД, 1 полугодие, 6 класс, учебник: Математика 6 класс А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир

Данные методические материалы предназначены для «облегчения» процесса подготовки учителя к уроку математики  в 6 классе. Карты достижений помогают  предоставлять информацию:  учащимся о...

Карты достижений УД, 2 полугодие, 6 класс, учебник: Математика 6 класс А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир

Данные методические материалы предназначены для «облегчения» процесса подготовки учителя к уроку математики  в 6 классе....

Рабочая программа по математике для 6 класса к учебнику Математика, 6 класс, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М. С. Якир, Е.В. Буцко

Аннотация к рабочей программе по математике для 5-6 классов по УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонского, М.С. Якира. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования; ав...

Билеты для проведения переводного экзамена в 6 классе. К учебнику: Мерзляк А Г, Полонский В Б, Якир М С.

Материал подготовлен для проверки усвоения учащимися материала за 5-й и 6-й классы....

Рабочая программа по алгебре 7 класс ФГОС к учебнику «Алгебра. 7 класс» А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир.

Рабочая программа по алгебре содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 3 урока в неделю, то есть 102...

Рабочая программа по алгебре 8 класс ФГОС к учебнику «Алгебра. 8 класс» А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир.

Программа рассчитана на 1 учебный год, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса....

Рабочая программа по математики 5-6 классы. По учебнику математика 5 класс: А.Г. Мерзляк, Б.В. Полонский, М.С. Якир.

Рабочая программа разработана мною по учебнику математика 5-6 классы. Авторы А.Г. Мерзляк, Б.В. Полонский, М.С. Якир. Представлено  календарное планирование....