Урок математики в 6 классе по теме "Взаимно обратные числа"
план-конспект урока по математике (6 класс)
Урок- путешествие по стране «Математика» в город «Взаимно обратные числа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimno_obratnye_chisla_6_klass.docx | 76.83 КБ |
urok_puteshestvie_vzaimno_obratnye_chisla_.ppt | 673.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока в 6 «Б» классе учителя Лысиковой И. Н.
Взаимно обратные числа
Тип урока | Урок «открытия» новых знаний | |
Цели деятельности педагога | Создание условий для знакомства обучающихся с взаимно обратными числами, показать необходимость взаимно обратных чисел; сформировать умение находить число, обратное натуральному числу, обыкновенной дроби, десятичной дроби, смешанному числу. | |
Образовательные источники | Веленкин Н.Я. Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / | |
Методы и формы обучения | Урок- путешествие по стране «Математика» в город «Взаимно обратные числа» Беседа, индивидуальная, фронтальная, самопроверка. | |
Основные понятия | Взаимно обратные дроби, произведение дробей | |
Планируемые результаты | ||
Предметные знания и умения | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научиться проверять, являются ли данные числа взаимно обратными, находить число обратное данному числу (натуральному, смешанному, десятичной дроби) | Регулятивные: уметь самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися в поиске и сборе информации; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: выделять существенную информацию из текста, осуществлять анализ с выделением существенных признаков, синтез как составление целого из частей (анализировать, обобщать, сравнивать, | Проявлять положительное отношение к учебному процессу на уроке, осознавать его значение; интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Организационная структура урока
Этапы урока | Дидактическая задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Самоопределение к деятельности (организационный момент) | Включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне | Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок: Урок – путешествие по стране «Математика». Наше воображаемое путешествие мы совершим на поезде. В качестве путеводителя будет собачка Чаппи. Вы знаете что собака – это верный друг человека. Я думаю, что она нам укажет путь нашего путешествия. Слайд № 1 Чаппи покажет станции города «Взаимно обратные числа» и предложит выполнить нам некоторые задания. Итак. В путь! | Приветствуют учителя. Желают друг другу удачи. | По слайду № 2 изучить карту города «Взаимно обратных чисел» |
Определение и постановка учебных задач | Постановка учебных | Организует работу по определению темы и целей урока. Корректирует ответы обучающихся. Наше путешествие началось. Запишем в тетрадях: число, классная работа. | Формулируют и записывают тему урока. Отвечают на вопросы учителя. Формулирую цели урока:
Слайд № 3 | Перед вами карта нашего города. Слайд № 2, определите тему урока. А теперь, давайте определим цели нашего необычного урока. - Ребята, а вы уже знаете, какие числа называются взаимно обратными? Умеете находить пары взаимно обратных чисел? Умеете работать с взаимно обратными числами? Итак, каковы цели нашего урока? |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения | Осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. | Организует работу по осознанию места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. Слайд № 4 Первая станция – это «Посчитай-ка» Собачка Чаппи предлагает нам выполнить задания. | Обучающиеся, справившиеся с самостоятельной работой, выполняют задания. Анализируют свое решение. Выявляют и фиксируют способы действий (правила) для устранения допущенных ошибок | Слайд № 5
Давайте с вами подумаем, какие числа пропущены в данных записях? ; Слайд № 6
Выполним следующие задания: Найдите: 20 % от 80, 0,5 от 14, 10 % от 20. Чему равно значение выражения: ; 0 :;
Куплено 15 кг яблок. На приготовление варенья израсходовали купленных яблок. Сколько килограммов яблок было израсходовано на варенье?
|
Слайд № 8 Вторая станция – это «Историческая» Здесь мы узнаем об истории возникновения дробей. - Ребята, вот мы с вами работаем на уроках математики с дробными числами. А, знаете ли вы, когда появились дроби? Современное обозначение дробей берет начало в древней Индии, дробь стали использовать и арабы. А в Европе дроби стали использовать в XІ – XІV веках. Вначале в записи дробей не использовалась черта дроби. Например, числа: и записывались так и . Черта дроби стала использоваться только около 300 лет назад. | Слушают историческую справку о возникновении записи дробей. | - Молодцы, ребята. А поезд наш мчит нас дальше и дальше. И вот следующая станция. Слайд № 8 | ||
Изучение нового материала | Построение обучающимися нового способа действий и формирование умений его применять | Организует работу, используя слайды презентации № 10 и 11 | Выполняют работу по намеченному маршруту | Приступим к изучению нового материала. Для начала собачка Чаппи предлагает выполнить умножение следующих чисел: Слайд № 10 Умножьте: (Учитель устно называет примеры, а ученики называют ответы). а) ; б) ; в) - Молодцы, ребята! Справились с заданием Чаппи. А теперь познакомимся с правилом о взаимно обратных числах: Определение взаимно обратных чисел, Слайд № 11; при а ≠ 0 и в ≠ 0. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Проговаривание нового знания. Усвоение обучающимися нового способа действия при решении типовых задач | Организует выполнение заданий | Выполняют задания, озвучивают полученные ответы, отвечают на вопросы | Давайте посмотрим следующий слайд: Слайд № 12 Чтобы продолжить путешествие, мы должны попасть на станцию «Закрепляй-ка». Но для этого надо вспомнить, какие, же числа называются взаимно обратными? Приведите свои примеры. - Молодцы! Вы правильно назвали числа. Эти числа тоже могут теперь проживать в этом городе, как и многие другие. Слайд № 13 Поезд доставляет на следующую станцию «Закрепляй-ка». Давайте поупражняемся в нахождении взаимно обратных чисел: 1) Слайд № 14 – Ребята, а теперь такое задание: 2) Найдите число, обратное числу - Запишем число в виде неправильной дроби: . - Значит, обратным будет число . |
Включение в систему знаний и повторения | Выявление и фиксирование границы применимости нового знания и его использование в системе изученных ранее знаний | Организует работу по применению полученных знаний. Консультирует в случае затруднений | Обучающиеся решают предложенные задачи. | Слайд № 15 Пока мы будем в пути, вы должны выполнить следующие задания, чтобы не огорчать нашу собачку. Покажите ей, как вы умеете работать. Работа по учебнику. Начинаем работу по учебнику:
Следующая станция - Упражняй-ка. Слайд № 16 Работа по слайдам № 17 и № 18. Сейчас мы проверим примеры, в некоторых из них были допущены ошибки. Если ответ правильный, то отмечаем да и открывается следующий пример, а если же вы не правильно отвечаете, то пример не откроется, пока не будет дан правильный ответ. |
Информация о домашнем | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей | Информирует о домашнем | Записывают домашнее | Слайд № 19 п. 16 (выучить правила и ответить на вопросы на стр. 105), № 596(а), 597(а, б, в) Повторение: № 598. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях | Организует самостоятельную работу с самопроверкой и самооценкой по эталону. | Самостоятельно выполняют предложенные задания. Выполняют самопроверку и самооценку по предложенному эталону | Задания для самостоятельной работы. (Приложение 1)
Самопроверка и самооценка по эталону. Слайд № 20 |
Итоги путешествия | Анализ и оценка успешности выполнения задач урока | Организует подведение итогов работы. - Вот наше путешествие подошло к концу. Наш поезд отправится в депо до следующего путешествия, а Чаппи подарила вам на память своё фото с памяткой. (Детям раздаются рисунки собаки с памяткой) (Приложение 2) | Отвечают на вопросы. | Слайд № 21 |
Приложение 1
Самостоятельная работа
- Запишите номера пар взаимно обратных чисел:
- ; 2) ; 3) 0,2 и 5; 4) .
- Выберите все верные утверждения:
- и 3 взаимно обратные числа;
- взаимно обратные числа;
- взаимно обратные числа;
- взаимно обратные числа;
- взаимно обратные числа.
- Установите соответствие
Число | Обратное ему число | ||
А) ; Б) ; В) ; Г) 2,3 | 1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) . | ||
А | Б | В | Г |
Ответ запишите в таблицу:
Приложение 2
ПАМЯТКА
Два числа, произведение которых равно 1, называют взаимно обратными.
Полезные правила
Чтобы найти число взаимно обратное данному, надо:
- , значит 5 и взаимно обратные
- , значит и взаимно обратные
- = , значит и взаимно обратные
- 0,5 = , значит 0,5 и 2 взаимно обратные
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Карта города Взаимно обратные числа Станция Историческая Станция Посчитай-ка Станция Узнавай-ка Станция Закрепляй-ка Станция Узнавай-ка
Цели урока: Узнать, какие числа называются взаимно обратными. Научиться находить пары взаимно обратных чисел. Повторить правило умножения и сокращения дробей. Применение знаний на практике.
Станция "Посчитай-ка"
Вставьте пропущенные числа: 2 3 = . ? 2 3 1 3 8 = . ? 1 4 2 3
Вычислите: 20% от 80 0,5 от 14 10% от 20
Куплено 15 кг яблок. На приготовление варенья израсходовали купленных яблок. Сколько килограммов яблок было израсходовано на варенье? Сколько килограммов яблок осталось?
Станция "Историческая"
Станция "Узнавай-ка"
2 5 5 2 Найдите произведение дробей. = 1 3 7 7 3 = 1 31 6 6 31 = 1 a b = 1
a b = 1 - обратные числа; и при а ≠ 0 и в ≠ 0 а b Два числа, произведение которых равно 1, называют взаимно обратными.
Будут ли взаимно обратными числа: Если произведение чисел равно 1, то они взаимно обратные 3 2 2 3 и Да, т.к. 1
Станция "Закрепляй-ка"
Назовите число, обратное данному 12 17 17 12 7 8 8 7 91 14 14 91 23 42 42 23
№ 582 № 583 (б, г, е, з) № 584 № 585 (а, в, д) Задача № 593 (повторение)
Станция "Упражняй-ка"
Укажи пары чисел, в которых числа взаимно обратные:
Теорема Пифагора да нет Математический Л А Б И Р И Н Т нет да нет да да нет да нет нет да нет да да нет М О Л О Д ЦЫ ! старт
Домашнее задание: П. 16 (прочитать, выучить правило, ответить на вопросы на стр. 105) № 596 (а), № 597 (а, б, в), № 598(задача на повторение).
Проверьте себя Ответы № 1. 23 № 2. 134 № 3. А Б В Г 4 3 5 1 Оцени себя Каждая верно выбранная цифра оценивается в 1 балл. Подсчитайте набранные вами баллы, в соответствии с предложенной оценочной таблице поставьте себе оценку Количество баллов 5 6 7 8 9 Оценка 3 3 4 4 5
Итог путешествия Какие числа называют взаимно обратными ? Как записать число, обратное дроби ? Как записать число, обратное натуральному числу ? Как записать число, обратное смешанному числу ?
Использованная литература Математика 6 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова. Л.А. Тапилина, Т.Л. Афанасьева. – Волгоград: Учитель, 2012. Математика: Учебник 6 класс. Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.- М.: Мнемозина, 2020 г. Сайты в интернете: http :// nsportal . ru / shkola / raznoe / library / metodicheskaya - razrabotka - uroka - po - matematike - umnozhenie - i - delenie - obyknovenny http://www.proshkolu.ru http :// www . zavuch . info / component / mtree / tochnie / mathem / maturok Использованный рисунок http://img.b2bage.com/photo/product30/679475/big-hot-electric-train-children-electronic-toy-train.jpg http://posledstviya.ru/uploads/posts/2012-07/1341676251_volontery.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 6 класс "Нахождение дроби от числа" с учетом требований ФГОС
С учетом требований нового стандарта я попыталась создать технологическую карту урока в 6 классе. Может кому-нибудь поможет....
Урок математики 6 класс Нахождение дроби от числа. Решение задач на проценты.
Урок математики6 классНахождение дроби от числа. Решение задач на проценты....
Конспект урока математики 6 класс по теме "Противоположные числа"
Урок изучение нового материала с применением ЭОР...
Конспект урока математики 5 класс. Действия с натуральными числами
Разработка урока математики в 5 классе по теме "Сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел"...
Презентация к уроку математики 5 класс по теме "Смешанные числа"
В презентации представлен материал 1 урока по теме "Смешанные числа"...
Презентация к уроку математики 6 класс по теме "Модуль числа"
В презентации представлен этап изучения нового материала и закрепление по теме "Модуль числа"...
Урок математики 6 класс Нахождение дроби от числа
Урок математики 6 класс Нахождение дроби от числа. Разработка урока и презентация...