Урок математики в 6 классе по теме "Взаимно обратные числа"
план-конспект урока по математике (6 класс)

Урок- путешествие по стране «Математика» в город  «Взаимно обратные числа»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока в 6 «Б» классе учителя Лысиковой И. Н.

Взаимно обратные числа

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Цели деятельности педагога

Создание условий для знакомства обучающихся с взаимно обратными числами, показать необходимость взаимно обратных чисел; сформировать умение находить число, обратное натуральному числу, обыкновенной дроби, десятичной дроби, смешанному числу.

Образовательные источники
и ресурсы

Веленкин Н.Я. Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /
Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.- М.: Мнемозина, 2020 г.

Методы и формы обучения

Урок- путешествие по стране «Математика» в город  «Взаимно обратные числа»

 Беседа, индивидуальная, фронтальная, самопроверка.

Основные понятия

Взаимно обратные дроби, произведение дробей

Планируемые результаты

Предметные знания и умения

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научиться проверять, являются ли данные числа взаимно обратными, находить число обратное данному числу (натуральному, смешанному, десятичной дроби)

Регулятивные: уметь самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися в поиске и сборе информации; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: выделять существенную информацию из текста, осуществлять анализ с выделением существенных признаков, синтез как составление целого из частей (анализировать, обобщать, сравнивать,
делать выводы, устанавливать аналогии)

Проявлять положительное отношение к учебному процессу на уроке, осознавать его значение; интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности


Организационная структура урока

Этапы урока

Дидактическая задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне

Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок:  Урок – путешествие по стране «Математика».  Наше воображаемое путешествие мы совершим на поезде. В качестве путеводителя будет собачка Чаппи. Вы знаете что собака – это верный друг человека. Я думаю, что она нам укажет путь нашего путешествия.

Слайд № 1

Чаппи покажет станции города «Взаимно обратные числа» и предложит выполнить нам некоторые задания.

Итак. В путь!

Приветствуют учителя.

Желают друг другу удачи.

По слайду № 2 изучить карту города «Взаимно обратных чисел»

Определение и постановка учебных задач

Постановка учебных
задач

Организует работу по определению темы и целей урока. Корректирует ответы обучающихся.

Наше путешествие началось.

 Запишем  в тетрадях: число, классная работа.  

Формулируют и записывают тему урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулирую цели урока:

  • Узнать, какие числа называются взаимно обратными.
  • Научиться находить пары взаимно обратных чисел.
  • Применение знаний на практике.

Слайд № 3

Перед вами карта нашего города.  

Слайд № 2, определите тему урока.

А теперь, давайте определим цели нашего необычного урока.

- Ребята, а вы уже знаете, какие числа называются взаимно обратными?

Умеете находить пары взаимно обратных чисел?

Умеете работать с взаимно обратными числами? Итак, каковы цели нашего урока?

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения

Осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

Организует работу по осознанию места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

Слайд № 4

Первая станция – это «Посчитай-ка»

Собачка Чаппи предлагает нам выполнить задания.

Обучающиеся, справившиеся с самостоятельной работой, выполняют задания.

Анализируют свое решение. Выявляют и фиксируют способы действий (правила) для устранения допущенных ошибок

Слайд № 5

  1. Вставьте пропущенные числа:

Давайте с вами подумаем, какие числа пропущены в данных записях?

;      

Слайд № 6

  1. Вычислите:

Выполним следующие задания: 

Найдите:

20  % от 80,   0,5 от 14,   10 % от 20.

Чему равно значение выражения:

 ;    0 :;    

  1. Решите задачу: Слайд № 7

 Куплено 15 кг яблок. На приготовление варенья   израсходовали       купленных яблок. Сколько килограммов яблок было израсходовано на варенье?

  1. А теперь работаем по учебнику стр. 106. № 587.  (Представить дроби в виде неправильных дробей).

Слайд № 8

Вторая станция – это  «Историческая»

Здесь мы узнаем об истории возникновения дробей.

- Ребята, вот мы с вами работаем на уроках математики с дробными числами. А, знаете ли вы, когда появились дроби?

Современное обозначение дробей берет начало в древней Индии, дробь стали использовать и арабы. А в Европе дроби стали использовать в XІ – XІV веках. Вначале в записи дробей не использовалась черта дроби. Например, числа:  и  записывались так  и . Черта дроби стала использоваться только около 300 лет назад.

Слушают историческую справку о возникновении записи дробей.

- Молодцы, ребята. А поезд наш мчит нас дальше и дальше. И вот следующая станция. Слайд № 8

Изучение нового материала

Построение обучающимися нового способа действий и формирование умений его применять

Организует работу, используя слайды презентации № 10 и 11

Выполняют работу по намеченному маршруту

Приступим к изучению нового материала. Для начала собачка Чаппи предлагает выполнить умножение следующих чисел:

Слайд № 10

Умножьте: (Учитель устно называет примеры, а ученики называют ответы).

а) ;          б) ;

в)

- Молодцы, ребята! Справились с заданием Чаппи.

А теперь познакомимся с правилом о взаимно обратных числах:

Определение взаимно обратных чисел,

Слайд  № 11;  

при а ≠ 0 и в ≠ 0.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Проговаривание нового знания. Усвоение обучающимися нового способа действия при решении типовых задач

Организует выполнение заданий

Выполняют задания, озвучивают полученные ответы, отвечают на вопросы

Давайте посмотрим следующий слайд:

Слайд № 12

Чтобы продолжить путешествие, мы должны попасть на станцию «Закрепляй-ка».  Но для этого надо вспомнить, какие, же числа называются взаимно обратными? Приведите свои примеры.

- Молодцы! Вы правильно назвали числа. Эти числа тоже могут теперь проживать в этом городе, как и многие другие.

Слайд № 13

Поезд доставляет на следующую станцию  «Закрепляй-ка».

Давайте поупражняемся в нахождении взаимно обратных чисел:

1) Слайд № 14

 – Ребята, а теперь такое задание:

2)   Найдите число, обратное числу  

- Запишем число   в виде неправильной дроби: .   

- Значит,  обратным     будет число  .

Включение в систему знаний и повторения

Выявление и фиксирование границы применимости нового знания и его использование в системе изученных ранее знаний

Организует работу по применению полученных знаний.

Консультирует в случае затруднений

Обучающиеся решают предложенные задачи.

Слайд № 15

Пока мы будем в пути, вы должны выполнить следующие задания, чтобы не огорчать нашу собачку. Покажите ей, как вы умеете работать.

Работа по учебнику.

Начинаем работу по учебнику:

  1. Выполняем №  582 (устно),
  2. № 583(б, г, е, з) , 584, 585 (а, в, д) (письменно)
  3. Выполняем упражнение  на повторение:  № 593

Следующая станция -  Упражняй-ка. Слайд № 16

Работа по слайдам № 17 и № 18.

Сейчас мы проверим примеры, в некоторых из них были допущены ошибки. Если ответ правильный, то отмечаем да и открывается следующий пример, а если же вы не правильно отвечаете, то пример не откроется, пока не будет дан правильный ответ.

Информация о домашнем
задании

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Информирует о домашнем
задании

Записывают домашнее
задание

Слайд № 19

п. 16 (выучить правила и ответить на вопросы на стр. 105),

№ 596(а), 597(а, б, в)

Повторение: № 598.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях

Организует самостоятельную работу с самопроверкой и самооценкой по эталону.

Самостоятельно выполняют предложенные задания.

Выполняют самопроверку и самооценку по предложенному эталону

Задания для самостоятельной работы. (Приложение 1)

 

Самопроверка и самооценка по эталону. Слайд № 20

Итоги путешествия

Анализ и оценка успешности выполнения задач урока

Организует подведение итогов работы.

- Вот наше путешествие подошло к концу.  Наш поезд отправится в депо до следующего путешествия, а Чаппи подарила вам на память своё фото с памяткой. (Детям раздаются рисунки собаки с памяткой) (Приложение 2)

Отвечают на вопросы.

Слайд № 21 

Приложение 1

Самостоятельная работа

  1. Запишите номера пар взаимно обратных чисел:
  1. ;        2) ;        3) 0,2 и 5;       4) .
  1. Выберите все верные утверждения:
  1.  и 3 взаимно обратные числа;
  2.  взаимно обратные числа;
  3.  взаимно обратные числа;
  4.  взаимно обратные числа;
  5.  взаимно обратные числа.
  1. Установите соответствие

Число

Обратное ему число

А) ;

Б) ;

В) ;

Г) 2,3

1) ;

2) ;

3) ;

4) ;

5) .

А

Б

В

Г

Ответ запишите в таблицу:

Приложение 2

ПАМЯТКА

Два числа, произведение которых равно 1, называют взаимно обратными. 

1341676251_volontery.jpg (636×640)

 

Полезные правила

Чтобы найти число взаимно обратное данному, надо:

  1.    ,        значит 5 и       взаимно обратные
  2.   ,     значит  и   взаимно обратные
  3.  =      , значит  и  взаимно обратные
  4. 0,5 =       , значит 0,5 и 2 взаимно обратные


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешаствие по стране "Математика " в город «Взаимно обратные числа» Урок математики 6 класс

Слайд 2

Карта города Взаимно обратные числа Станция Историческая Станция Посчитай-ка Станция Узнавай-ка Станция Закрепляй-ка Станция Узнавай-ка

Слайд 3

Цели урока: Узнать, какие числа называются взаимно обратными. Научиться находить пары взаимно обратных чисел. Повторить правило умножения и сокращения дробей. Применение знаний на практике.

Слайд 4

Станция "Посчитай-ка"

Слайд 5

Вставьте пропущенные числа: 2 3 = . ? 2 3 1 3 8 = . ? 1 4 2 3

Слайд 6

Вычислите: 20% от 80 0,5 от 14 10% от 20

Слайд 7

Куплено 15 кг яблок. На приготовление варенья израсходовали купленных яблок. Сколько килограммов яблок было израсходовано на варенье? Сколько килограммов яблок осталось?

Слайд 8

Станция "Историческая"

Слайд 9

Станция "Узнавай-ка"

Слайд 10

2 5 5 2 Найдите произведение дробей. = 1 3 7 7 3 = 1 31 6 6 31 = 1 a b = 1

Слайд 11

a b = 1 - обратные числа; и при а ≠ 0 и в ≠ 0 а b Два числа, произведение которых равно 1, называют взаимно обратными.

Слайд 12

Будут ли взаимно обратными числа: Если произведение чисел равно 1, то они взаимно обратные 3 2 2 3 и Да, т.к. 1

Слайд 13

Станция "Закрепляй-ка"

Слайд 14

Назовите число, обратное данному 12 17 17 12 7 8 8 7 91 14 14 91 23 42 42 23

Слайд 15

№ 582 № 583 (б, г, е, з) № 584 № 585 (а, в, д) Задача № 593 (повторение)

Слайд 16

Станция "Упражняй-ка"

Слайд 17

Укажи пары чисел, в которых числа взаимно обратные:

Слайд 18

Теорема Пифагора да нет Математический Л А Б И Р И Н Т нет да нет да да нет да нет нет да нет да да нет М О Л О Д ЦЫ ! старт

Слайд 19

Домашнее задание: П. 16 (прочитать, выучить правило, ответить на вопросы на стр. 105) № 596 (а), № 597 (а, б, в), № 598(задача на повторение).

Слайд 20

Проверьте себя Ответы № 1. 23 № 2. 134 № 3. А Б В Г 4 3 5 1 Оцени себя Каждая верно выбранная цифра оценивается в 1 балл. Подсчитайте набранные вами баллы, в соответствии с предложенной оценочной таблице поставьте себе оценку Количество баллов 5 6 7 8 9 Оценка 3 3 4 4 5

Слайд 21

Итог путешествия Какие числа называют взаимно обратными ? Как записать число, обратное дроби ? Как записать число, обратное натуральному числу ? Как записать число, обратное смешанному числу ?

Слайд 22

Использованная литература Математика 6 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова. Л.А. Тапилина, Т.Л. Афанасьева. – Волгоград: Учитель, 2012. Математика: Учебник 6 класс. Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.- М.: Мнемозина, 2020 г. Сайты в интернете: http :// nsportal . ru / shkola / raznoe / library / metodicheskaya - razrabotka - uroka - po - matematike - umnozhenie - i - delenie - obyknovenny http://www.proshkolu.ru http :// www . zavuch . info / component / mtree / tochnie / mathem / maturok Использованный рисунок http://img.b2bage.com/photo/product30/679475/big-hot-electric-train-children-electronic-toy-train.jpg http://posledstviya.ru/uploads/posts/2012-07/1341676251_volontery.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 6 класс "Нахождение дроби от числа" с учетом требований ФГОС

С учетом требований нового стандарта я попыталась создать технологическую карту урока в 6 классе. Может кому-нибудь поможет....

Урок математики 6 класс Нахождение дроби от числа. Решение задач на проценты.

Урок математики6 классНахождение дроби от числа. Решение задач на проценты....

Конспект урока математики 6 класс по теме "Противоположные числа"

Урок изучение нового материала с применением ЭОР...

Конспект урока математики 5 класс. Действия с натуральными числами

Разработка урока математики в 5 классе по теме "Сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел"...

Презентация к уроку математики 5 класс по теме "Смешанные числа"

В презентации представлен материал 1 урока по теме "Смешанные числа"...

Презентация к уроку математики 6 класс по теме "Модуль числа"

В презентации представлен этап изучения нового материала и закрепление по теме "Модуль числа"...

Урок математики 6 класс Нахождение дроби от числа

Урок математики 6 класс Нахождение дроби от числа. Разработка урока и презентация...