конспект урока Определение комплексного числа. Действия с комплексными числами.
план-конспект урока по математике

Определение комплексного числа. Действия с комплексными числами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Определение комплексного числа. Действия с комплексными числами.

Цели урока

Цель:

  • получить знания о комплексных числах и действиях над ними.

Задачи:

  • рассмотреть определение комплексных чисел;
  • разобрать основные действия с комплексными числами;
  • рассмотреть примеры решения квадратных уравнений с дискриминантом меньшим нуля.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

1) понятие мнимой единицы;

2) определение комплексного числа;

3) действия с комплексными числами и действия над ними.

Глоссарий по теме

Определение. Комплексным числом называется выражение вида a + bi, где a и b - действительные числа.

Запись комплексного числа в виде a + bi называют алгебраической формой комплексного числа, где а – действительная часть, bi – мнимая часть, причем b – действительное число.

Два комплексных числа z = a + bi и https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4115/20190417114529/OEBPS/objects/c_matan_11_38_1/f94dc460-4bfa-47be-b92e-c8a2aedd36a0.png = a – bi, отличающиеся лишь знаком мнимой части, называются сопряженными.

Определение. Суммой комплексных чисел z1 = a1 + b1i и z2 = a2 + b2называется комплексное число z, действительная часть которого равна сумме действительных частей z1 и z2, а мнимая часть - сумме мнимых частей чисел z1 и z2, то есть z = (a1 + a2) + (b1 + b2) i.

Числа z1 и z2 называются слагаемыми.

Определение. Вычесть из комплексного числа z1 комплексное число z2, значит найти такое комплексное число z,

что z + z2 = z1.

Теорема. Разность комплексных чисел существует и притом единственная.

Определение. Произведением комплексных чисел z1=a1+ b1 i и z2=a2+b2 i называется комплексное число z, определяемое равенством:

z = (a1a2 – b1b2) + (a1b2 + a2b1) i.

Числа z1 и z2 называются сомножителями.

Определение. Разделить комплексное число zна комплексное число z2, значит найти такое комплексное число z, что z · z2 = z1.

Теорема. Частное комплексных чисел существует и единственно, если z2 ≠ 0 + 0i.

Основная литература:

Колягин Ю.М., Ткачева М.В., Федорова Н.Е. и др., под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 11 кл. – М.: Просвещение, 2014.

Дополнительная литература:

Шабунин М.И., Ткачева М.В., Федорова Н.Е. Дидактические материалы Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 11 кл. – М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал

Мнимые числа, которыми мы дополняем действительные числа, записываются в виде bi, где i – мнимая единица, причем 2 = -1.

Исходя из этого, получим следующее определение комплексного числа.

Определение. Комплексным числом называется выражение вида a + bi, где a и b - действительные числа. При этом выполняются условия:

а) Два комплексных числа a1 + b1и a2 + b2равны тогда и только тогда, когда a1=a2b1=b2.

б) Сложение комплексных чисел определяется правилом:

(a1 + b1i) + (a2 + b2i) = (a1 + a2) + (b1 + b2) i.

в) Умножение комплексных чисел определяется правилом:

(a1 + b1i) (a2 + b2i) = (a1a2 - b1b2) + (a1b2 - a2b1) i.

Запись комплексного числа в виде a + bi называют алгебраической формой комплексного числа, где а – действительная часть, bi – мнимая часть, причем b – действительное число.

Комплексное число a + bi считается равным нулю, если его действительная и мнимая части равны нулю: a = b = 0

Комплексное число a + bi при b = 0 считается совпадающим с действительным числом aa + 0i = a.

Комплексное число a + bi при a = 0 называется чисто мнимым и обозначается bi0 + bi = bi.

Два комплексных числа z = a + bi и https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4115/20190417114529/OEBPS/objects/c_matan_11_38_1/b30d7c23-4985-416b-99dd-3492cce00859.png = a – bi, отличающиеся лишь знаком мнимой части, называются сопряженными.

Над комплексными числами в алгебраической форме можно выполнять следующие действия.

1) Сложение.

Определение. Суммой комплексных чисел z1 = a1 + b1 i и z2 = a2 + b2называется комплексное число z, действительная часть которого равна сумме действительных частей z1 и z2, а мнимая часть - сумме мнимых частей чисел z1 и z2, то есть z = (a1 + a2) + (b1 + b2) i.

Числа z1 и zназываются слагаемыми.

Сложение комплексных чисел обладает следующими свойствами:

1º. Коммутативность: z1 + z2 = z2 + z1.

2º. Ассоциативность: (z1 + z2) + z3 = z1 + (z2 + z3).

3º. Комплексное число – a – bi называется противоположным комплексному числу z = a + bi. Комплексное число, противоположное комплексному числу z, обозначается -z. Сумма комплексных чисел z и -z равна нулю: z + (-z) = 0

Пример 1. Выполните сложение (3 – i) + (-1 + 2i).

(3 – i) + (-1 + 2i) = (3 + (-1)) + (-1 + 2) i = 2 + 1i.

2) Вычитание.

Определение. Вычесть из комплексного числа z1 комплексное число z2, значит найти такое комплексное число z, что z + z2 =z1.

Теорема. Разность комплексных чисел существует и притом единственная.

Пример 2. Выполните вычитание (4 – 2i) - (-3 + 2i).

(4 – 2i) - (-3 + 2i) = (4 - (-3)) + (-2 - 2) i = 7 – 4i.

3) Умножение.

Определение. Произведением комплексных чисел z1=a1+ b1 i и z2=a2+b2i называется комплексное число z, определяемое равенством:

z = (a1 a2 – b1b2) + (a1b2 + a2b1) i.

Числа z1 и z2 называются сомножителями.

Умножение комплексных чисел обладает следующими свойствами:

1º. Коммутативность: z1z2 = z2 z1.

2º. Ассоциативность: (z1z2)z3 = z1 (z2z3)

3º. Дистрибутивность умножения относительно сложения:

(z1 + z2) z3 = z1z3 + z2z3.

4º. z · https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4115/20190417114529/OEBPS/objects/c_matan_11_38_1/5cda6f49-368c-4f55-ad30-dc33fa3218a6.png = (a + bi) (a – bi) = a2 + b- действительное число.

На практике умножение комплексных чисел производят по правилу умножения суммы на сумму и выделения действительной и мнимой части.

В следующем примере рассмотрим умножение комплексных чисел двумя способами: по правилу и умножением суммы на сумму.

Пример 3. Выполните умножение (2 + 3i) (5 – 7i).

1 способ. (2 + 3i) (5 – 7i) = (2 5 – 3 (- 7)) + (2 (- 7) + 3 5)i =

= (10 + 21) + (- 14 + 15)i = 31 + i.

2 способ. (2 + 3i) (5 – 7i) = 2 5 + 2 (- 7i) + 3i 5 + 3i (- 7i) =

= 10 – 14i + 15i + 21 = 31 + i.

4) Деление.

Определение. Разделить комплексное число z1 на комплексное число z2, значит найти такое комплексное число z, что z · z2 = z1.

Теорема. Частное комплексных чисел существует и единственно, если z2 ≠ 0 + 0i.

На практике частное комплексных чисел находят путем умножения числителя и знаменателя на число, сопряженное знаменателю.

Пусть z1 = a1 + b1iz2 = a2 + b2i, тогда https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4115/20190417114529/OEBPS/objects/c_matan_11_38_1/0a664174-5870-4ca1-9cde-600674499ee1.png

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4115/20190417114529/OEBPS/objects/c_matan_11_38_1/3cee27ad-e167-4b1b-b577-964716ee6ae2.png

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4115/20190417114529/OEBPS/objects/c_matan_11_38_1/4f93bf22-df21-4d4d-8f4c-d0c66b257b57.png

В следующем примере выполним деление по формуле и правилу умножения на число, сопряженное знаменателю.

Пример 4. Найти частное

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4115/20190417114529/OEBPS/objects/c_matan_11_38_1/070aeb6a-1c85-445c-8286-5410f494c9d4.png

1 способ.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4115/20190417114529/OEBPS/objects/c_matan_11_38_1/051c982a-96f7-4348-a446-13a4ac405d7e.png

2 способ.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4115/20190417114529/OEBPS/objects/c_matan_11_38_1/df798134-02f3-4643-a2a0-913ceabacfcc.png

5) Возведение в целую положительную степень.

а) Степени мнимой единицы.

Пользуясь равенством i2 = -1, легко определить любую целую положительную степень мнимой единицы. Имеем:

i= ii = -i,

i= ii2 = 1,

i5 = ii = i,

i= ii2 = -1,

i= ii2 = -i,

i8 = ii2 = 1 и т. д.

Это показывает, что значения степени in, где n – целое положительное число, периодически повторяется при увеличении показателя на 4 .

Поэтому, чтобы возвести число i в целую положительную степень, надо показатель степени разделить на 4 и возвести i в степень, показатель которой равен остатку от деления.

Пример 5. Вычислите: (i 36 + i 17) · i 23.

36 = (i 4) 9 = 1 9 = 1,

17 = i 4 4+1 = (i 4)4 i = 1 · i = i.

23 = i 4 5+3 = (i 4)5 i3 = 1 · i3 = - i.

(i 36 + i 17) · i 23 = (1 + i) (- i) = - i + 1= 1 – i.

б) Возведение комплексного числа в целую положительную степень производится по правилу возведения двучлена в соответствующую степень, так как оно представляет собой частный случай умножения одинаковых комплексных сомножителей.

Пример 6. Вычислите: (4 + 2i) 3

(4 + 2i) = 4 3 + 3 42 2i + 3 4 (2i)2 + (2i)3 = 64 + 96i – 48 – 8i = 16 + 88i.

Стоит отметить. что с помощью комплексных чисел можно решать квадратные уравнения, у которых отрицательный дискриминант.

Рассмотрим решение квадратных уравнений, дискриминант которых отрицателен.

Пример 7. Решите уравнения:

а) x2 – 6x + 13 = 0;    б) 9x2 + 12x + 29 = 0.

Решение. а) Найдем дискриминант по формуле
D = b
– 4ac.

Так как a = 1, b = – 6, c = 13, то 
D = (– 6)
2 – 4×1×13 = 36 – 52 = – 16;

Корни уравнения находим по формулам

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4115/20190417114529/OEBPS/objects/c_matan_11_38_1/27e079f9-92c9-462a-ba64-c261518440df.gif

б) Здесь a = 9, b = 12, c = 29. Следовательно, 
D = b
2 – 4ac =122 – 4×9×29 = 144 – 1044 = – 900,

Находим корни уравнения:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4115/20190417114529/OEBPS/objects/c_matan_11_38_1/1499538a-40b5-4ea3-8550-987c0663df38.gif

Мы видим, что если дискриминант квадратного уравнения отрицателен, то квадратное уравнение имеет два сопряженных комплексных корня.

Разбор решения заданий тренировочного модуля

№1. Тип задания: единичный выбор

Вычислите сумму (2 + 3i)+ (5 – 7i).

  1. 7 +4i
  2. 7 - 4i
  3. 6 - 3i
  4. 6 + 3i

Решение: 2 + 3i + 5 - 7i = (2 + 5) + (3 - 7)i = 7 - 4i.

Можем сделать вывод, что верный ответ

2. 7 - 4i.

№2. Тип задания: ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.

Чему будет равно частное: (5 + 3i):(1 - 2i)=______

Решение:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4115/20190417114529/OEBPS/objects/c_matan_11_38_1/872f9d17-8456-4ed2-8f75-d7b834f75c27.png

Ответ: -0.2 + 2.6i


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему Арифметические действия с целыми числами и десятичными дробями

Конспект урока для 9 класса на тему "Арифметические действия с целыми числами и десятичными дробям"...

Конспект урока математики 5 класс. Действия с натуральными числами

Разработка урока математики в 5 классе по теме "Сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел"...

Конспект урока в 6 классе "Действия с рациональными числами"

Конспект урока в 6 классе «Действия с рациональными числами» Обобщающий урок по теме с применением компьютера.Разнообразие видов деятельности, упор на самостоятельную работу помогают учащимся в л...

краткий конспект урока по теме"Свойства действий с рациональными числами"

краткий конспект урока по теме"Свойства действий с рациональными числами" с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения...

Конспект урока "Путешествие в сказку" (Действия с натуральными числами) 5 класс

Урок математики  в нетрадиционной форме с приложением тематической презентации....

Конспект урока математики 7 классе "Действия с целыми числами. Порядок действий"

Конспект урока математики 7 классе "Действия с целыми числами. Порядок действий" предназначен для учителей коррекционной школы VIII вида....

Конспект урока в 5 классе "Действия с натуральными числами"

Конспект урока в 5 классе по теме "Действия с натуральными числами"УМК: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин и др. – М.: Мнемозина, 2012Цель...