Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Химия в задачах», 1 час в неделю, 34 часа в год
рабочая программа по математике (8 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Химия в задачах" предназначается для учащихся 8-х классов, которые интересуются химией и математикой. Материал занятий предполагает интеграцию двух предметов и направлен на развитие у учащихся ещё и метапредметных умений. Может использоваться для предпрофильных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_vneurochkahimiya_v_zadachah.docx | 34.46 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №40» города Смоленска
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Химия в задачах»
Класс (параллель): 8АБВГДЖ
Учитель: Зайцева Елена Владимировна
2022
Содержание
1.Результаты освоения внеурочной деятельности
- личностные
- метапредметные
- предметные
2.Содержание внеурочной деятельности
3.Тематическое планирование
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты освоения курса:
— знание и понимание: основных исторических событий, связанных с развитием химии; достижений в области химии и культурных традиций своей страны (в том числе научных);
— чувство гордости за российскую химическую науку и достижения ученых; уважение и принятие достижений химии; любовь и бережное отношение к природе; уважение и учет мнений окружающих к личным достижениям в изучении химии;
— осознание степени готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
— умение устанавливать связи между целью изучения химии и тем, для чего это нужно; строить жизненные и профессиональные планы с учетом успешности изучения химии и собственных приоритетов.
Метапредметные результаты освоения курса:
Регулятивные УУД:
-способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
-умение управлять своей познавательной деятельностью;
-умение организовывать свою деятельность;
-определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты
-формирование и развитие средствами знаний в области химии познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
-умение работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты освоения курса:
Учащийся научится:
-определять тот или иной тип расчётных задач;
-анализировать условия заданий;
-выявлять химическую сущность задачи;
-составлять уравнения всех химических процессов, заданных в условиях задачи;
-производить математические расчёты при решении химических задач;
-использовать несколько способов при решении задачи;
-составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций на основании методов: электронного и электронно-ионного баланса;
-осуществлять запись цепочки превращений любого типа;
- решать задания по химии различных уровней сложности.
Учащийся получит возможность научиться:
-применять основные алгоритмы решения расчетных задач;
-использовать химические понятия и термины, формулы, химические свойства разных классов неорганических соединений; химическую номенклатуру.
-указывать признаки, условия и сущность химических реакций;
-составлять уравнения реакций с участием типичных окислителей и восстановителей на основе электронного баланса.
-Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям:
— для вывода формулы соединения по массовым долям элементов;
— по приготовлению раствора с использованием кристаллогидратов;
— по нахождению доли выхода продукта реакции по отношению к теоретически возможному;
— с использованием правила Гей-Люссака об объемных отношениях газов;
— с использованием понятий «кмоль», «ммоль», «число Авогадро»;
— по термохимическим уравнениям реакции.
-Создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Содержание программы
Тема 1. Химические формулы (4часа).
Нахождение молекулярной массы вещества. Расчеты по химическим формулам с использованием относительных атомных и молекулярных масс. Определение химических формул из данных о массовом соотношении элементов. Решение задач по теме « Химические формулы».
Элементы таблицы Д. И. Менделеева на защите Родины.
Заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки химии.
Тема 2. Моль – единица количества вещества (2 час).
Молярная масса. Расчеты с использованием понятия «моль».
Профилактика заболеваний, вызванных избытком или недостатком химического элемента в организме человека с точки зрения химика.
Тема 3. Газовые законы (6 часов).
Молярный объем газа. Вычисление массы газа заданного объема и объема газа по заданной массе. Определение числа частиц газа по его объему. Относительная плотность газа. Определение истинной формулы химического соединения по молекулярной массе. Определение молекулярной массы по уравнению Менделеева-Клапейрона. Решение задач по теме « Газовые законы».
Значение химических методов очистки газообразных выбросов.
Значимость использования приемов поддержания чистоты воздуха в помещениях.
Значимость личностных качеств учёного: по страницам биографии Д. И. Менделеева
Тема 4. Расчеты по уравнениям химических реакций (9 часов).
Закон сохранения массы веществ. Расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций. Расстановка коэффициентов в уравнениях ОВР методом электронного баланса и методом электронно-ионного баланса. Расчеты по уравнениям химических реакций. Расчеты по уравнениям химических реакций, когда один из реагентов дан в избытке. Выход химической реакции. Расчеты по уравнениям химических реакций, когда один из реагентов содержит примесь. Решение задач по теме «Расчеты по уравнениям химических реакций». Решение задач на выход химической реакции.
Тема 5. Тепловой эффект химической реакции (2 часа).
Расчеты по термохимическим уравнениям. Закон Гесса.
Тема 6. Растворы (7 часов).
Способы выражения содержания веществ в растворах. Массовая и объемная доля (в процентах) растворенного вещества. Расч6ты, связанные с использованием плотности растворов. Коэффициент растворимости. Разбавление и концентрирование растворов. Смешение растворов разного состава. Растворимость веществ. Молярные концентрации. Взаимный переход от одного способа выражения содержания растворенного вещества к другому. Растворимость веществ.
Практическая работа №1 «Растворение в воде сахара, соли. Заваривание чая, кофе, приготовление настоев, отваров».
Роль кислот и солей в организме человека.
Мой вклад в формирование химической культуры потребителя.
Тема 7. Качественные задачи по химии (4 часа)
Визуальная характеристика веществ. Распознавание веществ. Доказательство качественного состава веществ. Смеси. Выделение и получение чистых веществ.
Практическая работа №2 «Методы разделения смесей: фильтрование, выпаривание, разделение при помощи делительной воронки; разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита».
Практическая работа №3 «Испытание индикаторами растворов соды, мыла, лимонной кислоты».
Практическая работа №4 «Испытание индикаторных свойств соков, отваров, варенья».
Значение открытия Н. Д. Зеленского в военной и производственной практике.
Мой выбор профессии, предусматривающий химические знания.
Формы внеурочной деятельности
Групповые и индивидуальные практикумы по решению задач.
Практические работы и опыты.
Лабораторные исследования.
Индивидуальные и групповые работы с техническими средствами обучения, цифрового оборудования «Кванториум», ресурсов интернета.
Работа с различными информационными источниками.
Индивидуальная проектно-исследовательская деятельность.
Формы представления результатов внеурочной деятельности
Представление результата учащихся в рамках курса внеурочной деятельности «Химия в задачах» происходит на заключительном занятии в форме зачета (презентации своих индивидуальных результатов участия в конкурсах и олимпиадах химической направленности.)
Контроль обучения
Виды контроля | I | II | III | IV | год |
Зачет | - | - | - | 1 | 1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Содержание учебного материала | Количество часов |
Химические формулы | 4 | |
Моль – единица количества вещества | 2 | |
Газовые законы | 6 | |
Расчеты по уравнениям химических реакций | 9 | |
Тепловой эффект химической реакции | 2 | |
Растворы | 7 | |
7. | Качественные задачи по химии | 4 |
Итого | 34 |
Рассмотрено Согласовано
на заседании МО заместитель директора
учителей естественного цикла
Протокол № от «_»_______2022 «__» _______ 2022
________ М,В. Власова
Руководитель МО
_____________ Воронова Ю.А.
Паспорт календарно – тематического планирования
внеурочной деятельности
«Химия в задачах»
Количество часов в неделю по учебному плану: 1
Всего количество часов в году по плану: 34
Класс (параллель классов): 8А БВГДЖ
Учитель: Зайцева Елена Владимировна
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы | Дата планируемого проведения | Дата фактического проведения | Примечание |
1 | Нахождение молекулярной массы вещества. Элементы таблицы Д. И. Менделеева на защите Родины. | |||
2 | Расчеты по химическим формулам с использованием относительных атомных и молекулярных масс. | |||
3 | Определение химических формул из данных по массовым соотношениям элементов. | |||
4 | Заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки химии. Решение задач по теме « Химические формулы» | |||
5 | Молярная масса. Расчеты с использованием понятия «моль» | |||
6 | Профилактика заболеваний, вызванных избытком или недостатком химического элемента в организме человека, с точки зрения химика. | |||
7 | Молярный объем газа. Вычисление массы газа заданного объема. | |||
8 | Определение числа частиц газа по его объему. | |||
9 | Относительная плотность газа. Значение химических методов очистки газообразных выбросов. | |||
10 | Определение истинной формулы химического соединения по молекулярной массе. Значимость использования приемов поддержания чистоты воздуха в помещениях. | |||
11 | Определение молекулярной массы по уравнению Менделеева – Клапейрона. | |||
12 | Значимость личностных качеств учёного: по страницам биографии Д.И. Менделеева. Решение задач по теме «Газовые законы» | |||
13 | Закон сохранения массы веществ. Расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций. | |||
14 | Расстановка коэффициентов в ОВР методом электронного баланса. | |||
15 | Расстановка коэффициентов в ОВР методом электронно-ионного баланса. | |||
16 | Расчеты по уравнениям химических реакций | |||
17 | Расчеты по уравнениям химических реакций, когда один из реагентов содержит примесь. | |||
18 | Выход химической реакции. | |||
19 | Расчеты по уравнениям химических реакций, когда один из реагентов дан в избытке | |||
20 | Решение задач по теме «Расчеты по уравнениям химических реакций» | |||
21 | Решение задач на выход химической реакции. | |||
22 | Закон Гесса | |||
23 | Расчеты по термохимическим уравнениям | |||
24 | Способы выражения содержания веществ в растворах. Роль кислот и солей в организме человека. | |||
25 | Массовая и объемная доля (в процентах) растворенного вещества. | |||
26 | Расчеты, связанные с использованием плотности растворов. | |||
27 | Молярные концентрации. Взаимный переход от одного способа выражения содержания растворенного вещества к другому. | |||
28 | Разбавление и концентрирование растворов. Смешение растворов разного состава. | |||
29 | Растворимость веществ. Практическая работа №1 «Растворение в воде сахара, соли. Заваривание чая, кофе, приготовление настоев, отваров». | |||
30 | Коэффициент растворимости. Мой вклад в формирование химической культуры потребителя. | |||
31 | Характеристика веществ. Значение открытия Н. Д. Зеленского в военной и производственной практике. | |||
32 | Разделение смесей. Выделение и получение чистых веществ. Практическая работа №2 «Методы разделения смесей: фильтрование, выпаривание, разделение при помощи делительной воронки; разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита». | |||
33 | Распознавание веществ. Доказательство качественного состава веществ. Практическая работа №3 «Испытание индикаторами растворов соды, мыла, лимонной кислоты». | |||
34 | Практическая работа №4 «Испытание индикаторных свойств соков, отваров, варенья». Мой выбор профессии, предусматривающий химические знания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение математических задач» 7 класс
Одним из направлений в обучении математики является расширение кругозора, повышение мотивации учения и самообучения. Это возможно только при условии учёта индивидуальных особенностей ребёнка и его спо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика в задачах" 9 класс
Программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика и предназначен для повторения, обобщения и некоторого углубления отдельных тем математики, подготовки к ГИА...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Химия» 8-9 класс
Рабочая программа рассчитана на 140 часов (2часа в неделю, 35 учебных недель) в 8 и 9 классе, что соответствует учебному плану школы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Химия в задачах»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Химия в задачах»...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика в задачах и экспериментах» 7 класс (базовый уровень) «Точка Роста»
Направленность программы – цифровая лабораторияУровень программы – базовый.Возраст обучающихся: от 13 лет до 14 лет.Срок реализации программы: 1 год, 34 часа.Реализация программы обеспечив...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение географических задач» 9 класс
Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Решение географических задач».Программа составлена для обучающихся 9 классов, которые выбрали предмет «География&ra...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Решение разноуровневых задач по физике" для обучающихся 7-х классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение разноуровневых задач по физике» согласована с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) об...