Программа по учебному курсу Математика плюс для 7 класса коррекционной школы
рабочая программа по математике (7 класс)
Программа по учебному курсу Математика плюс для 7 класса коррекционной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matem_7_kl_rab_pr.docx | 42.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа- интернат № 15 города Белово»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей предметников протокол № 1 «28» августа 2024 г. _________/ Еремина О.В. / | «Согласовано» зам.директора по УР. _________/Устинских Е.В./ «29» августа 2024 г. | «Утверждено» Директор школы-интерната №15 города Белово _____ / И.Е. Пыникова / Приказ №107 от «30» августа 2024 г. |
Рабочая программа
учебного курса
«Математика плюс»
для обучающихся 7 «А», 7 «Б» классов
2024 - 2025 учебный год
Составитель:
Олекова Е.И.,
учитель математики
2024
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………………….. | 3 |
Содержание учебного курса…………………………………………………………… Планируемые результаты освоения учебного курса…………………………………. | 5 7 |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности… | 8 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса..................................................................................................................................... Календарно-тематическое планирование………………………………………………….. Прохождение программы …………………………………………………………………... | 11 12 16 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Математика плюс» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с интеллектуальными нарушениями с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 18.07.2024 г. №499 (цифровые издания с №807);
- АООП школы – интерната №15 города Белово;
- Положения о рабочей программе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями школы-интернат №15 города Белово.
Основная цель предмета – повышение уровня математической культуры обучающихся, развитие логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора обучающихся в процессе рассмотрения различных практических задач и вопросов.
Задачи:
- формирование знаний, умений, навыков быстро считать, приобретение навыков нестандартного решения математических задач;
- развитие мотивации к изучению математики;
- коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с интеллектуальными нарушениями средствами математических заданий;
- воспитание интереса обучающихся к дальнейшему получению знаний в сфере математики;
- расширение кругозора обучающихся в различных областях элементарной математики.
Процесс обучения курса «Математика плюс» неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств обучающихся, а также воспитания трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Курс «Математика плюс» носит практическую направленность и связано с другими учебными предметами, жизнью. Большое внимание уделяется связям между математикой, историей, географией, естествознанием. Решение задач является одним из важных разделов занимательной математики.
Актуальность программы определена тем, что обучающиеся должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес обучающихся к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям обучающихся и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит знакомство учащихся с категориями математических задач, не связанных непосредственно со школьной программой, с новыми методами рассуждений, так необходимыми для успешного решения учебных и жизненных ситуациях.
Каждый урок оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают:
- задачи с элементарными расчётами;
- тестовые задания;
- игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией.
В соответствии с учебным планом и программой курс «Математика плюс» изучается в 7 классе 1 час в неделю, поэтому программа составлена на 34 часа (34 учебные недели).
Содержание учебного курса
Занимательная арифметика (3 ч)
Запись цифр и чисел у других народов.
Числа - великаны и числа – малютки.
Упражнения на быстрый счёт.
Занимательные задачи (4 ч)
Магические квадраты.
Математические фокусы.
Математические ребусы.
Задачи - шутки.
Логические упражнения (4 ч)
Игра «Расшифруй слово».
Кроссворды.
Числовые головоломки.
Лабиринты.
Логические задачи (4 ч)
Старинные задачи.
Задачи на движение.
Задачи, решаемые с конца.
Задачи с многовариантными решениями.
Немного истории (6 ч)
Знакомьтесь: Архимед!
Знакомьтесь - Пифагор.
Исаак Ньютон.
Рене Декарт.
Леонард Эйлер.
Софья Ковалевская
Числовые диковинки (4 ч)
Число 12.
Число 365.
Три девятки.
Число Шахерезады.
Геометрические задачи (4 ч)
Задачи на разрезание.
Задачи со спичками.
Геометрические головоломки.
Занимательное моделирование.
Решай, отгадывай, считай! (5 ч)
Математическая викторина.
Математическая газета.
Математический турнир «Надо подумать!».
Путешествие по стране Математика.
Итоговое занятие.
Формы организаций занятий, основных видов деятельности
Для достижения поставленных задач, используются следующие методы обучения:
- наглядные;
-словесные;
-практические.
Формы организации учебной деятельности:
- коллективная;
- групповая;
- индивидуальная.
Используемые средства обучения:
- вербальные;
- визуальные;
- технические.
Основные типы учебных занятий:
- урок сообщения новых знаний;
- урок усовершенствования и применения полученных знаний;
- урок закрепления и систематизации знаний;
- урок практической работы;
- урок контроля знаний и умений;
Основным типом урока является комбинированный.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностными результатами изучения учебного курса «Математика плюс» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых ситуациях.
Метапредметными результатами изучения учебного курса «Математика плюс» являются: познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения учебного курса «Математика плюс» являются:
• понимание и правильное использование математических терминов;
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ урока | Тема раздела, тема урока | К-во часов | Прак. раб. | Конт. раб. | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Занимательная арифметика | 3 | ||||
1 | Запись цифр и чисел у других народов. | 1 | Знакомятся с записью цифр у других народов. Выполняют различные развивающие математические задания. | ||
2 | Числа - великаны и числа – малютки. | 1 | Рассматривают числа - великаны и числа – малютки. Выполняют решение занимательных заданий. | ||
3 | Упражнения на быстрый счёт. | 1 | Знакомятся с интересными приёмами быстрого счёта. Учатся быстрому умножению. | ||
Занимательные задачи | 4 | ||||
4 | Магические квадраты. | 1 | Выполняют отгадывание и составление магических квадратов. | ||
5 | Математические фокусы. | 1 | Рассматривают математические фокусы с «угадыванием чисел». Примеры математических фокусов. | ||
6 | Математические ребусы. | 1 | Знакомятся с математическими ребусами. Учатся разгадывать ребусы. | ||
7 | Задачи - шутки. | 1 | Выполняют решение шуточных задач в форме загадок и стихотворений. | ||
Логические упражнения | 4 | ||||
8 | Игра «Расшифруй слово». | 1 | Выполняют задания игры. | ||
9 | Кроссворды. | 1 | Рассматривают математические кроссворды. Отгадывают кроссворды. | ||
10 | Числовые головоломки. | 1 | Знакомятся с решением числовых головоломок. Решают числовые головоломки. | ||
11 | Лабиринты. | 1 | Рассматривают математические лабиринты. Учатся решать лабиринты. | ||
Логические задачи | 4 | ||||
12 | Старинные задачи. | 1 | Выполняют решение старинных логических задач. | ||
13 | Задачи на движение. | 1 | Рассматривают решение задач на движение. | ||
14 | Задачи, решаемые с конца. | 1 | Рассматривают решение задач методом «с конца». | ||
15 | Задачи с многовариантными решениями. | Выполняют решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. | |||
Немного истории | 6 | ||||
16 | Знакомьтесь: Архимед! | 1 | Рассматривают исторические сведения: кто такой Архимед, открытия Архимеда, вклад в науку. | ||
17 | Знакомьтесь - Пифагор. | 1 | Рассматривают исторические сведения: кто такой Пифагор, открытия Пифагора, вклад в науку. | ||
18 | Исаак Ньютон. | 1 | Рассматривают исторические сведения: кто такой Исаак Ньютон, открытия Ньютона, вклад в науку. | ||
19 | Рене Декарт. | 1 | Рассматривают исторические сведения: кто такой Рене Декарт, открытия Декарда, вклад в науку. | ||
20 | Леонард Эйлер | 1 | Рассматривают исторические сведения: кто такой Леонард Эйлер, открытия Эйлера, вклад в науку. | ||
21 | Софья Ковалевская | Рассматривают исторические сведения: кто такая Софья Ковалевская, открытия Ковалевской, вклад в науку. | |||
Числовые диковинки | 4 | ||||
22 | Число 12. | 1 | Рассматривают число 12 как числовую диковинку. | ||
23 | Число 365. | 1 | Рассматривают число 365 как числовую диковинку. | ||
24 | Три девятки. | 1 | Знакомятся с числом три девятки. | ||
25 | Число Шахерезады. | 1 | Рассматривают число Шахерезады. (1001). | ||
Геометрические задачи | 4 | ||||
26 | Задачи на разрезание. | 1 | Рассматривают решение занимательных геометрических задач. | ||
27 | Задачи со спичками. | 1 | Выполняют решение задач со спичками. | ||
28 | Геометрические головоломки. | 1 | Выполняют решение геометрических головоломок. | ||
29 | Занимательное моделирование. | 1 | Рассматривают решение задач занимательного моделирования. | ||
Решай, отгадывай, считай! | 5 | ||||
30 | Математическая викторина. | 1 | Выполняют занимательные математические задания. | ||
31 | Математическая газета. | 1 | Совместная деятельность по изготовлению газеты. | ||
32 | Математический турнир «Надо подумать!». | 1 | Выполняют занимательные математические задания. | ||
33 | Путешествие по стране Математика. | 1 | Выполняют занимательные математические задания. | ||
34 | Итоговое занятие. | 1 | Выполняют задания итогового урока. |
Учебно-методическое и
материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическая литература:
- Кардемский Б.А. Увлечь школьников математикой. - М.: Просвещение,1981.
- Семенов В.F. Изучаем геометрию. М.: Просвещение,1987.
- Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. - М.: Айрис-пресс, 2005г Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону: «Феникс» 2006г.
- Екимова М.А., Кукин Г.П. Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2014
- Зайкин М.И. Математический тренинг: Развиваем комбинационные способности: Книга для учащихся 4-7 классов общеобразовательных учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.
- Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1979.
- Лоповок Л.М. Математика на досуге: Кн. для учащихся средн. школьного возраста. М.: Просвещение, 1981.
- Мерлин А.В., Мерлина Н.И. Задачи для внеклассной работы по математике (5-11 классы): Учеб. Пособие, 4-е изд., испр. М.: Издат-школа, 2016. Спивак А.В. Математический кружок. 6-7 классы. М.: Посев, 2003.
- Спивак А.В. Тысяча и одна задача по математике: Кн. для учащихся 5-7 кл. М.: Просвещение, 2002.
- Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. 3-е изд., испр. и доп. М.: Айрис-пресс, 2004.
- Фарков А.В. Олимпиадные задачи по математике и методы их решения. М.: Дрофа, 2003.
- Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2014.
- Перельман Я.И. Занимательная арифметика. Загадки и диковинки в мире чисел. М: Проспект, 2025.
- Тонких А.П., Кравцова Т.П. Логические игры и задачи на уроках математики. Ярославль: Академия развития, 1997.
Календарно-тематическое планирование 7«А» класс
№ урока | Дата | Изм | Тема раздела, тема урока. | Кол-во час |
Занимательная арифметика | 3 | |||
1 | 04.09 | Запись цифр и чисел у других народов. | 1 | |
2 | 11.09 | Числа - великаны и числа – малютки. | 1 | |
3 | 18.09 | Упражнения на быстрый счёт. | 1 | |
Занимательные задачи | 4 | |||
4 | 25.09 | Магические квадраты. | 1 | |
5 | 02.10 | Математические фокусы. | 1 | |
6 | 09.10 | Математические ребусы. | 1 | |
7 | 16.10 | Задачи - шутки. | 1 | |
Логические упражнения | 4 | |||
8 | 23.10 | Игра «Расшифруй слово». | 1 | |
9 | 06.11 | Кроссворды. | 1 | |
10 | 13.11 | Числовые головоломки. | 1 | |
11 | 20.11 | Лабиринты. | 1 | |
Логические задачи | 4 | |||
12 | 27.11 | Старинные задачи. | 1 | |
13 | 04.12 | Задачи на движение. | 1 | |
14 | 11.12 | Задачи, решаемые с конца. | 1 | |
15 | 18.12 | Задачи с многовариантными решениями. | 1 | |
Немного истории | 6 | |||
16 | 25.12 | Знакомьтесь: Архимед! | 1 | |
17 | 15.01 | Знакомьтесь - Пифагор. | 1 | |
18 | 22.01 | Исаак Ньютон. | 1 | |
19 | 29.01 | Рене Декарт. | 1 | |
20 | 05.02 | Леонард Эйлер | 1 | |
21 | 12.02 | Софья Ковалевская | 1 | |
Числовые диковинки | 4 | |||
22 | 19.02 | Число 12. | 1 | |
23 | 26.02 | Число 365. | 1 | |
24 | 05.03 | Три девятки. | 1 | |
25 | 12.03 | Число Шахерезады. | 1 | |
Геометрические задачи | 4 | |||
26 | 19.03 | Задачи на разрезание. | 1 | |
27 | 02.04 | Задачи со спичками. | 1 | |
28 | 09.04 | Геометрические головоломки. | 1 | |
29 | 16.04 | Занимательное моделирование. | 1 | |
Решай, отгадывай, считай! | 5 | |||
30 | 23.04 | Математическая викторина. | 1 | |
31 | 30.04 | Математическая газета. | 1 | |
32 | 07.05 | Математический турнир «Надо подумать!». | 1 | |
33 | 14.05 | Путешествие по стране Математика. | 1 | |
34 | 21.05 | Итоговое занятие. | 1 | |
| Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование 7 «Б» класс
№ урока | Дата | Изм | Тема раздела, тема урока. | Кол-во час |
Занимательная арифметика | 3 | |||
1 | 02.09 | Запись цифр и чисел у других народов. | 1 | |
2 | 09.09 | Числа - великаны и числа – малютки. | 1 | |
3 | 16.09 | Упражнения на быстрый счёт. | 1 | |
Занимательные задачи | 4 | |||
4 | 23.09 | Магические квадраты. | 1 | |
5 | 30.09 | Математические фокусы. | 1 | |
6 | 07.10 | Математические ребусы. | 1 | |
7 | 14.10 | Задачи - шутки. | 1 | |
Логические упражнения | 4 | |||
8 | 21.10 | Игра «Расшифруй слово». | 1 | |
9 | 11.11 | Кроссворды. | 1 | |
10 | 18.11 | Числовые головоломки. | 1 | |
11 | 25.11 | Лабиринты. | 1 | |
Логические задачи | 4 | |||
12 | 02.12 | Старинные задачи. | 1 | |
13 | 09.12 | Задачи на движение. | 1 | |
14 | 16.12 | Задачи, решаемые с конца. | 1 | |
15 | 23.12 | Задачи с многовариантными решениями. | 1 | |
Немного истории | 6 | |||
16 | 13.01 | Знакомьтесь: Архимед! | 1 | |
17 | 20.01 | Знакомьтесь - Пифагор. | 1 | |
18 | 27.01 | Исаак Ньютон. | 1 | |
19 | 03.02 | Рене Декарт. | 1 | |
20 | 10.02 | Леонард Эйлер | 1 | |
21 | 17.02 | Софья Ковалевская | 1 | |
Числовые диковинки | 4 | |||
22 | 03.03 | Число 12. | 1 | |
23 | 17.03 | Число 365. | 1 | |
24 | 31.03 | Три девятки. | 1 | |
25 | 07.04 | Число Шахерезады. | 1 | |
Геометрические задачи | 4 | |||
26 | 14.04 | Задачи на разрезание. | 1 | |
27 | 21.04 | Задачи со спичками. | 1 | |
28 | 28.04 | Геометрические головоломки. | 1 | |
29 | 05.05 | Занимательное моделирование. | 1 | |
Решай, отгадывай, считай! | 5/3 | |||
30 | 12.05 | Математическая викторина. | 1 | |
31-32 | 19.05 | Математическая газета. Математический турнир «Надо подумать!». | 1 | |
33-34 | 26.05 | Путешествие по стране Математика. Итоговое занятие. | 1 | |
| Итого: | 34 |
Прохождение программы 7 «А»
Период | Количество часов по программе | Проведено фактически | Отставание |
I четверть | |||
II четверть | |||
III четверть | |||
IY четверть | |||
Год |
Прохождение программы 7«Б»
Период | Количество часов по программе | Проведено фактически | Отставание |
I четверть | |||
II четверть | |||
III четверть | |||
IY четверть | |||
Год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Математика» в 5 классе Базовый уровень
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа учебного курса математики для 5 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по математике и программы курса математики для учащи...
Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" в 4 классе коррекционной школы 8 вида
Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" в 4 классе коррекционной школы 8 вида...
Рабочая программа по учебному курсу «Математика» 5-6 класс
Рабочая программапо учебному курсу «Математика»основного общего образования на 2016 - 2018 учебный годразработана на основе примерной программы по математике и учебного авторского коллектива в со...
Рабочая программа по учебному курсу "Математика" для 5-6 класса общеобразовательной школы (базовый уровень)
Рабочая программа по математике составлена на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобреной решением федерального учебно-методического объединения п...
Рабочая программа по учебному курсу "Математика (алгебра)" для 7-9 класса общеобразовательной школы (базовый уровень)
Рабочая программа по математике (алгебре) составлена на основе примерной программы по математике, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образов...
Рабочая программа по учебному курсу "Математика (геометрия)" для 7-9 класса общеобразовательной школы (базовый уровень)
Рабочая программа по математике (геометрии) составлена на основе примерной программы по математике, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образ...
Программа по учебному курсу Занимательная математика для 5 класса коррекционной школы
Программа по учебному курсу Занимательная математика для 5 класса коррекционной школы...