Программа по учебному курсу Занимательная математика для 5 класса коррекционной школы
рабочая программа по математике (5 класс)
Программа по учебному курсу Занимательная математика для 5 класса коррекционной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matematika_5a_5b_rabochaya_programma.docx | 40.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная)общеобразовательная
школа- интернат № 15 города Белово»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей предметников протокол № 1 «28» августа 2024 г. _________/ Еремина О.В. / | «Согласовано» зам.директора по УР. _________/Устинских Е.В./ «29» августа 2024 г. | «Утверждено» Директор школы-интерната №15 города Белово _____ / И.Е. Пыникова / Приказ №107 от «30» августа 2024 г. |
Рабочая программа
учебного курса
«Занимательная математика»
для обучающихся 5 «А», 5 «Б» класса
2024 - 2025 учебный год
Составитель:
Олекова Е.И.,
учитель математики
2024
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………………….. | 3 |
Содержание учебного курса…………………………………………………………… Планируемые результаты освоения учебного курса…………………………………. | 5 7 |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности… | 8 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса..................................................................................................................................... Календарно-тематическое планирование………………………………………………….. Прохождение программы …………………………………………………………………... | 11 12 16 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Занимательная математика» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с интеллектуальными нарушениями с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 18.07.2024 г. №499 (цифровые издания с №807);
- АООП школы – интерната №15 города Белово;
- Положения о рабочей программе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями школы-интернат №15 города Белово.
Основная цель предмета – повышение уровня математической культуры обучающихся, развитие логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора обучающихся в процессе рассмотрения различных практических задач и вопросов.
Задачи:
- формирование знаний, умений, навыков быстро считать, приобретение навыков нестандартного решения математических задач;
- развитие мотивации к изучению математики;
- коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с интеллектуальными нарушениями средствами математических заданий;
- воспитание интереса обучающихся к дальнейшему получению знаний в сфере математики;
- расширение кругозора обучающихся в различных областях элементарной математики.
Процесс обучения курса «Занимательная математика» неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств обучающихся, а также воспитания трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Курс «Занимательная математика» носит практическую направленность и связано с другими учебными предметами, жизнью. Большое внимание уделяется связям между математикой, историей, географией, естествознанием. Решение задач является одним из важных разделов занимательной математики.
Актуальность программы определена тем, что обучающиеся должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес обучающихся к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям обучающихся и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит знакомство обучающихся с категориями математических задач, не связанных непосредственно со школьной программой, с новыми методами рассуждений, так необходимыми для успешного решения учебных и жизненных ситуациях.
Каждый урок оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и включают:
- задачи с элементарными расчётами;
- тестовые задания;
- игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией.
В соответствии с учебным планом и программой курс «Занимательная математика» изучается в 5 классе 1 час в неделю, поэтому программа составлена на 34 часа (34 учебные недели).
Содержание учебного курса
Занимательная математика (34ч.)
Математика – царица наук.
Как люди научились считать.
Интересные приёмы устного счёта.
Решение занимательных задач в стихах.
Упражнения со спичками.
Учимся отгадывать ребусы.
Числа – великаны. Коллективный счёт.
Упражнения с числами.
Решение ребусов и логических задач.
Задачи с неполными данными, лишними данными.
Загадки – смекалки.
Игра «Знай свой разряд».
Обратные задачи.
Практикум «Подумай и реши».
Задачи с изменением вопроса.
Проектная деятельность «Газета любознательных».
Решение нестандартных задач.
Решение задач международной игры «Кенгуру».
Математические горки.
Решение логических задач.
Игра «У кого какая цифра».
Знакомьтесь: Архимед!
Задачи с многовариантными решениями.
Знакомьтесь: Пифагор!
Математическая викторина.
Математические кроссворды.
Учимся отгадывать ребусы.
Математическая игра «Лабиринт».
Математическая игра «Вставь пропущенное число».
Геометрические задачи.
Математическая игра «Сколько стоит салат».
Математическая игра «Какая дробь на картинке?».
Геометрические задачи.
Решай, отгадывай, считай!
Формы организаций занятий, основных видов деятельности
Для достижения поставленных задач, используются следующие методы обучения:
- наглядные;
-словесные;
-практические.
Формы организации учебной деятельности:
- коллективная;
- групповая;
- индивидуальная.
Используемые средства обучения:
- вербальные;
- визуальные;
- технические.
Основные типы учебных занятий:
- урок сообщения новых знаний;
- урок усовершенствования и применения полученных знаний;
- урок закрепления и систематизации знаний;
- урок практической работы;
- урок контроля знаний и умений;
Основным типом урока является комбинированный.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностными результатами изучения учебного курса «Занимательная математика» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых ситуациях.
Метапредметными результатами изучения учебного курса «Занимательная математика» являются: познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения учебного курса «Занимательная математика» являются:
• понимание и правильное использование математических терминов;
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ урока | Тема раздела, тема урока | К-во часов | Прак. раб. | Конт. раб. | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Занимательная математика | 34 | ||||
1 | Математика – царица наук. | 1 | Знакомятся с основными разделами математики. Выполняют различные развивающие математические задания. | ||
2 | Как люди научились считать. | 1 | Знакомятся с материалом из истории развития математики. Выполняют решение занимательных заданий. | ||
3 | Интересные приёмы устного счёта. | 1 | Знакомятся с интересными приёмами устного счёта. Учатся применять рациональные способы решения математических выражений. | ||
4 | Решение занимательных задач в стихах. | 1 | Выполняют решение занимательных задач в стихах. | ||
5 | Упражнения со спичками. | 1 | Выполняют решение различных задач, игр, головоломок. | ||
6 | Учимся отгадывать ребусы. | 1 | Знакомятся с математическими ребусами. Учатся разгадывать ребусы. | ||
7 | Числа – великаны. Коллективный счёт. | 1 | Выполняют арифметические действия с числами из класса миллионов. | ||
8 | Упражнения с числами. | 1 | Выполняют решение занимательных упражнений с числами. | ||
9 | Решение ребусов и логических задач. | 1 | Рассматривают решение ребусов и логических задач. Учатся решать логические задачи. | ||
10 | Задачи с неполными данными, лишними данными. | 1 | Учатся решать задачи с неполными данными, лишними данными. | ||
11 | Загадки – смекалки. | 1 | Выполняют решение математических загадок, требующих логических рассуждений. | ||
12 | Игра «Знай свой разряд». | 1 | Знакомятся с решением заданий на знание разрядов и классов. | ||
13 | Обратные задачи. | 1 | Рассматривают решение обратных задач, используя круговую схему. | ||
14 | Практикум «Подумай и реши». | 1 | Выполняют решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. | ||
15 | Задачи с изменением вопроса. | 1 | Выполняют анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составных задач. | ||
16 | Проектная деятельность «Газета любознательных». | 1 | Совместная деятельность по изготовлению газеты. | ||
17 | Решение нестандартных задач. | 1 | Выполняют решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. | ||
18 | Решение задач международной игры «Кенгуру». | 1 | Учатся решать задачи международной игры «Кенгуру». | ||
19 | Математические горки. | 1 | Выполняют занимательные математические задания. | ||
20 | Решение логических задач. | 1 | Выполняют решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. | ||
21 | Игра «У кого какая цифра». | 1 | Выполняют занимательные математические задания. | ||
22 | Знакомьтесь: Архимед! | 1 | Рассматривают исторические сведения: кто такой Архимед, открытия Архимеда, вклад в науку. | ||
23 | Задачи с многовариантными решениями. | 1 | Выполняют решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. | ||
24 | Знакомьтесь: Пифагор! | 1 | Рассматривают исторические сведения: кто такой Пифагор, открытия Пифагора, вклад в науку. | ||
25 | Математическая викторина. | 1 | Выполняют задания математической викторины. | ||
26 | Математические кроссворды. | 1 | Рассматривают и составляют математические кроссворды. | ||
27 | Учимся отгадывать ребусы. | 1 | Знакомятся с математическими ребусами. Учатся разгадывать ребусы. | ||
28 | Математическая игра «Лабиринт». | 1 | Выполняют задания математической игры «Лабиринт». | ||
29 | Математическая игра «Вставь пропущенное число». | 1 | Выполняют задания математической игры «Вставь пропущенное слово». | ||
30 | Геометрические задачи. | 1 | Рассматривают решение занимательных геометрических задач. | ||
31 | Математическая игра «Сколько стоит салат». | 1 | Выполняют задания математической игры «Сколько стоит салат». | ||
32 | Математическая игра «Какая дробь на картинке?». | 1 | Выполняют задания математической игры «Какая дробь на картинке?». | ||
33 | Геометрические задачи. | 1 | Рассматривают решение занимательных геометрических задач. | ||
34 | Решай, отгадывай, считай! | 1 | Выполняют задания итогового урока. |
Учебно-методическое и
материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическая литература:
- Кардемский Б.А. Увлечь школьников математикой. - М.: Просвещение,1981.
- Семенов В.F. Изучаем геометрию. М.: Просвещение,1987.
- Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. - М.: Айрис-пресс, 2005г Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону: «Феникс» 2006г.
- Екимова М.А., Кукин Г.П. Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2014
- Зайкин М.И. Математический тренинг: Развиваем комбинационные способности: Книга для учащихся 4-7 классов общеобразовательных учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.
- Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1979.
- Лоповок Л.М. Математика на досуге: Кн. для учащихся средн. школьного возраста. М.: Просвещение, 1981.
- Мерлин А.В., Мерлина Н.И. Задачи для внеклассной работы по математике (5-11 классы): Учеб. Пособие, 4-е изд., испр. М.: Издат-школа, 2016. Спивак А.В. Математический кружок. 6-7 классы. М.: Посев, 2003.
- Спивак А.В. Тысяча и одна задача по математике: Кн. для учащихся 5-7 кл. М.: Просвещение, 2002.
- Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. 3-е изд., испр. и доп. М.: Айрис-пресс, 2004.
- Фарков А.В. Олимпиадные задачи по математике и методы их решения. М.: Дрофа, 2003.
- Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2014.
Календарно-тематическое планирование 5 «А» класс
№ урока | Дата | Изм | Тема раздела, тема урока. | Кол-во час |
Занимательная математика | 34 | |||
1 | 04.09 | Математика – царица наук. | 1 | |
2 | 11.09 | Как люди научились считать. | 1 | |
3 | 18.09 | Интересные приёмы устного счёта. | 1 | |
4 | 25.09 | Решение занимательных задач в стихах. | 1 | |
5 | 02.10 | Упражнения со спичками. | 1 | |
6 | 09.10 | Учимся отгадывать ребусы. | 1 | |
7 | 16.10 | Числа – великаны. Коллективный счёт. | 1 | |
8 | 23.10 | Упражнения с числами. | 1 | |
9 | 06.11 | Решение ребусов и логических задач. | 1 | |
10 | 13.11 | Задачи с неполными данными, лишними данными. | 1 | |
11 | 20.11 | Загадки – смекалки. | 1 | |
12 | 27.11 | Игра «Знай свой разряд». | 1 | |
13 | 04.12 | Обратные задачи. | 1 | |
14 | 11.12 | Практикум «Подумай и реши». | 1 | |
15 | 18.12 | Задачи с изменением вопроса. | 1 | |
16 | 25.12 | Проектная деятельность «Газета любознательных». | 1 | |
17 | 15.01 | Решение нестандартных задач. | 1 | |
18 | 22.01 | Решение задач международной игры «Кенгуру». | 1 | |
19 | 29.01 | Математические горки. | 1 | |
20 | 05.02 | Решение логических задач. | 1 | |
21 | 12.02 | Игра «У кого какая цифра». | 1 | |
22 | 19.02 | Знакомьтесь: Архимед! | 1 | |
23 | 26.02 | Задачи с многовариантными решениями. | 1 | |
24 | 05.03 | Знакомьтесь: Пифагор! | 1 | |
25 | 12.03 | Математическая викторина. | 1 | |
26 | 19.03 | Математические кроссворды. | 1 | |
27 | 02.04 | Учимся отгадывать ребусы. | 1 | |
28 | 09.04 | Математическая игра «Лабиринт». | 1 | |
29 | 16.04 | Математическая игра «Вставь пропущенное число». | 1 | |
30 | 23.04 | Геометрические задачи. | 1 | |
31 | 30.04 | Математическая игра «Сколько стоит салат». | 1 | |
32 | 07.05 | Математическая игра «Какая дробь на картинке?». | 1 | |
33 | 14.05 | Геометрические задачи. | 1 | |
34 | 21.05 | Решай, отгадывай, считай! | 1 | |
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование 5 «Б» класс
№ урока | Дата | Изм | Тема раздела, тема урока. | Кол-во час |
Занимательная математика | 34 | |||
1 | 04.09 | Математика – царица наук. | 1 | |
2 | 11.09 | Как люди научились считать. | 1 | |
3 | 18.09 | Интересные приёмы устного счёта. | 1 | |
4 | 25.09 | Решение занимательных задач в стихах. | 1 | |
5 | 02.10 | Упражнения со спичками. | 1 | |
6 | 09.10 | Учимся отгадывать ребусы. | 1 | |
7 | 16.10 | Числа – великаны. Коллективный счёт. | 1 | |
8 | 23.10 | Упражнения с числами. | 1 | |
9 | 06.11 | Решение ребусов и логических задач. | 1 | |
10 | 13.11 | Задачи с неполными данными, лишними данными. | 1 | |
11 | 20.11 | Загадки – смекалки. | 1 | |
12 | 27.11 | Игра «Знай свой разряд». | 1 | |
13 | 04.12 | Обратные задачи. | 1 | |
14 | 11.12 | Практикум «Подумай и реши». | 1 | |
15 | 18.12 | Задачи с изменением вопроса. | 1 | |
16 | 25.12 | Проектная деятельность «Газета любознательных». | 1 | |
17 | 15.01 | Решение нестандартных задач. | 1 | |
18 | 22.01 | Решение задач международной игры «Кенгуру». | 1 | |
19 | 29.01 | Математические горки. | 1 | |
20 | 05.02 | Решение логических задач. | 1 | |
21 | 12.02 | Игра «У кого какая цифра». | 1 | |
22 | 19.02 | Знакомьтесь: Архимед! | 1 | |
23 | 26.02 | Задачи с многовариантными решениями. | 1 | |
24 | 05.03 | Знакомьтесь: Пифагор! | 1 | |
25 | 12.03 | Математическая викторина. | 1 | |
26 | 19.03 | Математические кроссворды. | 1 | |
27 | 02.04 | Учимся отгадывать ребусы. | 1 | |
28 | 09.04 | Математическая игра «Лабиринт». | 1 | |
29 | 16.04 | Математическая игра «Вставь пропущенное число». | 1 | |
30 | 23.04 | Геометрические задачи. | 1 | |
31 | 30.04 | Математическая игра «Сколько стоит салат». | 1 | |
32 | 07.05 | Математическая игра «Какая дробь на картинке?». | 1 | |
33 | 14.05 | Геометрические задачи. | 1 | |
34 | 21.05 | Решай, отгадывай, считай! | 1 | |
Итого: | 34 |
Прохождение программы 5 «А»
Период | Количество часов по программе | Проведено фактически | Отставание |
I четверть | |||
II четверть | |||
III четверть | |||
IY четверть | |||
Год |
Прохождение программы 5 «Б»
Период | Количество часов по программе | Проведено фактически | Отставание |
I четверть | |||
II четверть | |||
III четверть | |||
IY четверть | |||
Год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа учебного курса "Занимательная математика" для обучающихся 4-5-х классов
Данная программа учебного курса по математике предназначена для обучающихся 4-5-х классов. Прошла успешную апробацию на базе МОУ лицея №3 г.Волгограда. Может быть использована для оказания платн...
Учебное пособие для учащихся специальных классов коррекционных школ по программе "Мир животных"
Данное пособие предназначено для учащихся и родителей специальных классов коррекционных школ по программе "Мир животных".Иллюстрации помогут чтению и пониманию текста. Словарные вставки, объясняющие т...
Авторская программа к учебному курсу "Занимательный русский язык" (5 класс)
Авторская программа к учебному курсу "Занимательный русский язык" (5 класс)...
Рабочая программа учебного курса "Занимательная математика"
Учебный курс направлен на достижение следующих целей:развитие логического мышления, раскрытие творческих способностей ребёнка, привитие интереса к предмету....
Рабочая программа курса "Занимательная математика " 5 класс
Рабочая программа курса "Занимательная математика" для 5 класса...