Методическая разработка по математике к курсу "Вероятность и статистика" для 7 класса
методическая разработка по математике (7 класс)

Цветкова Ольга Валентиновна

Данный материал рассчитан на использование в рамках курса «Теория вероятности и статистика» в параллели 7 классов. Материал содержит пять практических работ  и  используется для закрепления и проверки теоретических знаний учащихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Дидактические материалы для 7 класса  «Вероятность и статистика» :

Пояснительная записка:

Данный материал рассчитан на использование в рамках курса «Теория вероятности и статистика» в параллели 7 классов. Материал содержит пять практических работ  с критериями оценивания и   используется для закрепления и проверки теоретических знаний учащихся.

Материал содержит практические работы по темам:

  1. «Таблицы»– 5 заданий
  2. «Диаграммы» - 3 задания
  3. «Средние значения»– 8 заданий;
  4. «Случайная изменчивость» -  3 задания
  5. Вероятность и частота случайного события – 6 заданий.

Цель: проверить теоретические знания и навыки их применения при решении задач по темам, изучаемым по статистике и теории вероятностей в 7 классе.

На работу учащимся отводится 45 минут. Данные в заданиях, где требуются вычисления, адаптированы, поэтому все расчеты могут быть проведены и без калькулятора, однако учащимся в ходе работы разрешено пользоваться калькуляторами.

Практическая работа «Таблицы»

Характеристики деятельности учащихся:

Читать информацию, представленную в таблицах, представлять данные в виде таблиц, Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах.

Задание 1.                                                                                                                                                      Продавец в сувенирном киоске подсчитал, сколько каких сувениров продано. Но, к сожалению, пролил чернила и чать информации пропала.

Наименование

Цена , р.

Продано

Выручка

1.

Брелок сувенирный «Мяч»

630

3

1890

2.

Магнит сувенирный FIFA-2018 «Кубок»

140

   

2240

3.

Мяч футбольный «Волк-Забивака»

580

2

1160

4.

Майка женская СМ-2018

1000

9

9000

5.

Альбом с наклейками PANINI

80

960

6.

Подарочная монета

150

7

1050

  1. Сколько было продано альбомов с наклейками?
  2. Сколько было продано сувенирных магнитов?

Задание 2.                                                                                                                                                                      В таблице даны минимальные баллы ЕГЭ по четырем предметам, необходимые для подачи документов на факультеты некоторого университета

                                     Минимальный балл ЕГЭ

Номер факультета

Математика (профильный уровень)

Русский язык

Биология

Химия

1

60

36

50

36

2

40

40

36

55

3

50

40

50

50

4

27

61

60

40

5

27

51

36

36

6

27

36

65

45

В таблице приведены баллы абитуриента Сергея. Выберите факультеты, на которые может подать документы Сергей.

Математика (профильный уровень)

Русский язык

Биология

Химия

Баллы

42

55

62

52

Задание 3.                                                                                                                                                                      В таблице представлена смета расходов на проведение школьного тура олимпиады. Найдите общую сумму расходов на проведение олимпиады.

                                                       Смета расходов

Статья расходов

Количество, шт.

Цена, р.

Итого, р.

1

Ручки гелевые

200

13

2

Бумага А4

2

230

3

Маркер черный

15

79

4

Диплом (бланк)

12

40

5

Грамота (бланк)

38

30

6

Призы победителям

5000

Итого    

Задание 4.

 Сергей решил посетить парк аттракционов. Сведения о билетах на аттракционы представлены в таблице. Некоторые билеты позволяют посетить сразу два аттракциона.

Номер билета

Название аттракциона

Стоимость (руб.)

1

Американские горки

300

2

Комната страха, американские горки

400

3

Автодром, американские горки

350

4

Колесо обозрения

250

5

Колесо обозрения, автодром

300

6

Автодром

100

Пользуясь таблицей, подберите набор билетов так, чтобы Сергей посетил все четыре аттракциона: колесо обозрения, комнату страха, американские горки, автодром, а суммарная стоимость билетов не превышала 800 рублей. Предложите один вариант такого набора.

   Задание 5.

 В таблице указаны доходы и расходы фирмы за 5 месяцев.

Месяц

Доход (тыс. руб.)

Расход (тыс. руб)

Июль

115

110

Август

125

130

Сентябрь

140

120

Октябрь

120

110

Ноябрь

130

90

Пользуясь таблицей, поставьте в соответствие каждому из указанных периодов времени характеристику доходов и расходов.

ПЕРИОДЫ ВРЕМЕНИ                                                                                                     А)  август      Б)  сентябрь       В)  октябрь        Г)  ноябрь

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1)  расход в этом месяце больше, чем расход в предыдущем                                         2)  доход  в этом месяце меньше, чем доход в предыдущем                                3)  наибольший доход в период с августа по ноябрь                                                    4)  наибольшая разница между доходом и расходом

Критерии оценивания

Отметка «отлично» ставится за выполнение любых четырех из пяти заданий;

отметка «хорошо» ставится за выполнение трех любых заданий, возможно с одной вычислительной ошибкой при верном ходе рассуждений;

отметка «удовлетворительно» – за выполнение двух любых заданий, возможно с вычислительной ошибкой.

Практическая работа «Диаграммы»

Характеристики деятельности учащихся:

 строить столбиковые и круговые диаграммы по имеющимся данным, читать информацию, представленную на диаграммах. Учащиеся должны понять, что диаграммы, в отличие от таблиц, дают наглядное представление о соотношении величин, динамике процесса. 

Оборудование: линейка или угольник, цветные карандаши, циркуль, транспортир

Задание 1.                                                                                                                                                      

В таблице собраны данные о дальности перелете на зимовку некоторых птиц

Птицы

Расстояние , км

Тонкоклювый буревестник

9000

Европейский белый аист

10000

Сибирская пеночка-лесничка

11000

Скандинавская пеночка-талочка

13500

Полярная крачка

17000

       

 Постройте столбиковую диаграмму этих данных.

Задание 2.

По результатам опроса учеников класса составлена таблица содержания домашних животных

Животные

Количество

Доля в общем количестве животных,

Угол  сектора на диаграмме, градусы

Кошки

18

Собаки

9

Птицы

2

Рыбки

5

Другие

7

Никого

6

                           

Постройте круговую диаграмму содержания животных

Ответьте на вопросы:

1.Почему в задании 1 необходимо построить столбиковую диаграмму, а задании 2 – круговую.

2.Попробуйте сформулировать правило о том, когда лучше строить столбиковую диаграмму, а когда - круговую.

Задание 3.

Возрастной состав населения какой страны отражает представленная на рисунке диаграмма? Запишите в ответе название страны.

Страна

Численность населения, млн человек

Состав населения, %

Доля населения в возрасте до 15 лет

Доля населения в возрасте от 15 до 65 лет

Доля населения в возрасте старше 65 лет

1

Мавритания

4

46

52

2

2

США

325

19

66

15

3

Мексика

133

29

64

7

4

Япония

126

13

59

28

Критерии оценивания

Отметка «отлично» ставится за выполнение трех заданий, возможно с одной вычислительной ошибкой при верном ходе рассуждений;

отметка «хорошо» ставится за выполнение двух любых заданий, возможно с одной вычислительной ошибкой при верном ходе рассуждений;

отметка «удовлетворительно» – за выполнение одного любого задания.

Практическая работа «Описательная статистика»

Характеристики деятельности учащихся:

         Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения и размах

Задание 1.   В таблице представлены данные о производстве пшеницы в России за 5 лет. Найдите среднее значение данных за 5 лет с 2013 по 2017 г.

Год

2013

2014

2015

2016

2017

Производство,

млн  т

52,1

59,7

61,6

73,3

85,8

                                                                                                                                                                                    Задание 2.                                                                                                                                                                        Дан числовой набор:   8, -3, 4, 0, -1, 1, -3, 7, 5.   Найдите медиану числовых наборов.                                                                                                                                             Задание 3.  В таблице представлены данные о численности населения ( тыс.чел.)пяти крупнейших городов Подмосковья. Найдите медиану численности населения и медианного представителя

год

Балашиха

Королев

Люберцы

Подольск

Химки

1959 г

58

41

95

129

47

                                                                                                                                                                                    Задание 4. В наборе 20 чисел, их среднее арифметическое равно 2,6. Чему будет  равно среднее арифметическое нового набора, если все числа данного набора умножить на 5?                                                                                                                                                                      Задание 5.                                                                                                                                                                    Найти наибольшее значение и размах числового набора:      8, -3, 4, 0, -1, 1,-3,7, 5, -3, 8.

Задание 6.                                                                                                                                                                       В ряду натуральных чисел 2, 8, 11, 22, … 19   одно число пропущено. Найдите его если размах ряда равен 32.

Задание7.                                                                                                                                                                      Какое число нужно добавить к набору чисел   6, 7, 8, чтобы его среднее арифметическое стало равным 8?

Задание 8                                                                                                                                                                   Найдите число, пропущенное в ряду чисел 15, 3, 4, …,  24, 16, 4, 7, 15, если известно, что среднее арифметическое ряда равно его медиане.

Критерии оценивания

Отметка «отлично» ставится за выполнение любых семи заданий;

отметка «хорошо» ставится за выполнение шести любых заданий, возможно с одной вычислительной ошибкой при верном ходе рассуждений;

отметка «удовлетворительно» – за выполнение четырех любых заданий, возможно с вычислительной ошибкой.

 Практическая работа «Случайная изменчивость»                                                                                                                                                                                                                                              

Характеристика деятельности учащихся

Осваивать понятия: частота значений в массиве данных, группировка данных, гистограмма. Строить и анализировать гистограммы, подбирать подходящий шаг группировки.

Задание 1 .По дороге на дачу Петя от скуки подсчитывал встречные машины разных цветов. Результаты подсчетов отражены в таблице.

Цвет машины

Количество

Частота

Черный

21

Белый

17

Красный

9

Коричневый

10

Синий

15

Зеленый

3

Найдите частоту :

1)машин каждого цвета и заполните таблицу;   2) события «встречная машина была не черной».

Задание 2. В России номинальное напряжение в бытовых электросетях 220 В. Получено 25 наблюдений напряжения:

225 В

228 В

223 В

220 В

 214 В

227 В

218 В

225 В

218 В

219 В

217 В

225 В

216 В

221 В

231 В

228 В

218 В

222 В

220 В

228 В

225 В

220 В

224 В

216 В

227 В

 По имеющимся данным найдите частоту, когда напряжение в сети:

  1. больше номинального;     2) меньше номинального.

Задание 3. Катя проводит многочисленную серию опытов. В каждом опыте она бросает игральный кубик до тех пор, пока не выпадет 3 или 6 очков. Количество бросков в каждом эксперименте Катя записала  в таблицу.

Число бросков

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Частота бросков

0,29

0,2

0,14

0,11

0,09

0,06

0,09

0,04

0,01

0,02

0,01

0,005

Построить гистограмму по данным таблицы, по горизонтали отметить число бросков, по вертикали – частоту бросков.

Какова приближенно доля случаев, когда 3 или 6 очков выпадало:

  1. с первого или со второго раза;
  2. не ранее, чем при четвертом броске?

Критерии оценивания

Отметка «отлично» ставится за выполнение трех заданий, возможно с одной вычислительной ошибкой;

отметка «хорошо» ставится за выполнение двух любых заданий, возможно с одной вычислительной ошибкой при верном ходе рассуждений;

отметка «удовлетворительно» – за выполнение одного любого задания.

Практическая работа «Вероятность и частота случайного события»

Характеристика деятельности учащихся

Осваивать понятия: элементарное событие, случайное событие как совокупность благоприятствующих элементарных событий, равновозможные элементарные события. Решать задачи на вычисления вероятностей событий в опытах с равновозможными элементарными событиями.  

Задание 1. Какие из следующих событий – случайные, достоверные, невозможные:

  1. При бросании игрального кубика выпало

А: число, меньшее 10;  В: четное число;  С: число 7.

  1. День рождения отдельно ученика

А: выпадает на дату от 1 до 31;  В: выпадает на  30 февраля;  С: выпадает на август.

  1. Задуманное число  А: положительно;  В: отрицательно;  С: число 7.
  2. Известно, что в классе учатся 20 мальчиков и 10 девочек.

А: в классе есть хотя бы два человека, родившиеся в разные месяцы;

В: в классе есть хотя бы два человека, родившиеся в одном месяце;

С: в классе есть хотя бы два мальчика, родившиеся в одном месяце;

D: в классе есть хотя бы две девочки, родившиеся в одном месяце;

Е: все девочки родились в разные месяцы;

F: все мальчики родились в разные месяцы.

Задание 2

В случайном эксперименте симметричную монету бросают дважды. Найдите вероятность того, что:

1. орел выпадет ровно один раз;

2. орел выпадет оба раза;

3. решка выпадет ровно один раз;

4. орел не выпадет ни разу.

Задание 3.

 В случайном эксперименте бросают две игральные кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет:

  1. 9 очков,
  2. 4 очка.

Результаты округлите до сотых.

Задание 4.

Спортсмен сделал 40 выстрелов и попал в мишень 32 раза. Определите относительную частоту попаданий.

Задание 5

В отделе контроля качества завода проверили 500 деталей и на 75 из них обнаружили брак. Определите вероятность появления бракованной детали.

Задание 6

У бабушки 20 чашек: 5 с красными цветами, остальные с синими. Бабушка наливает чай в случайно выбранную чашку. Найдите вероятность того, что это будет чашка с синими цветами.

Критерии оценивания

Отметка «отлично» ставится за выполнение любых пяти заданий;

отметка «хорошо» ставится за выполнение четырех любых заданий, возможно с одной вычислительной ошибкой при верном ходе рассуждений;

отметка «удовлетворительно» – за выполнение трех любых заданий, возможно с вычислительной ошибкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по математике "КВН по математике"

Пробудить математическую любознательность и инициативу;·        Развить устойчивый интерес к математике;·       Способствовать развитию...

Методическая разработка урока математики по теме "Уравнения" (5 класс)

Урок начинается с демонстрации математического фокуса "Угадай задуманное число", что, в свою очередь, обеспечивает активность учащихся на уроке и их заинтересованность в результатах своей работы. Пред...

Методическая разработка урока математики "Деление натуральных чисел" 5 класс

Коснспект урока с приложением презентации к уроку и физкультминутки...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по математике, 8 класс «Урок Победы» «Математика и оборона нашей страны»

Материал подобран к 65 годовщине Дня Победы. Рассматривается практическое применение математики в военном деле....

Методическая разработка урока математики по теме "Уравнения" 5 класс

Урок повторения и закрепления знаний учащихся по теме "Решение уравнений" 5 класс в игровой форме....

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: «О вреде курения языком математики»

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме:«О вреде курения языком математики»...