Методическая разработка по математике к курсу "Вероятность и статистика" для 7 класса
методическая разработка по математике (7 класс)
Данный материал рассчитан на использование в рамках курса «Теория вероятности и статистика» в параллели 7 классов. Материал содержит пять практических работ и используется для закрепления и проверки теоретических знаний учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дидактические материалы для 7 класса «Вероятность и статистика» :
Пояснительная записка:
Данный материал рассчитан на использование в рамках курса «Теория вероятности и статистика» в параллели 7 классов. Материал содержит пять практических работ с критериями оценивания и используется для закрепления и проверки теоретических знаний учащихся.
Материал содержит практические работы по темам:
- «Таблицы»– 5 заданий
- «Диаграммы» - 3 задания
- «Средние значения»– 8 заданий;
- «Случайная изменчивость» - 3 задания
- Вероятность и частота случайного события – 6 заданий.
Цель: проверить теоретические знания и навыки их применения при решении задач по темам, изучаемым по статистике и теории вероятностей в 7 классе.
На работу учащимся отводится 45 минут. Данные в заданиях, где требуются вычисления, адаптированы, поэтому все расчеты могут быть проведены и без калькулятора, однако учащимся в ходе работы разрешено пользоваться калькуляторами.
Практическая работа «Таблицы»
Характеристики деятельности учащихся:
Читать информацию, представленную в таблицах, представлять данные в виде таблиц, Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах.
Задание 1. Продавец в сувенирном киоске подсчитал, сколько каких сувениров продано. Но, к сожалению, пролил чернила и чать информации пропала.
№ | Наименование | Цена , р. | Продано | Выручка |
1. | Брелок сувенирный «Мяч» | 630 | 3 | 1890 |
2. | Магнит сувенирный FIFA-2018 «Кубок» | 140 |
| 2240 |
3. | Мяч футбольный «Волк-Забивака» | 580 | 2 | 1160 |
4. | Майка женская СМ-2018 | 1000 | 9 | 9000 |
5. | Альбом с наклейками PANINI | 80 | 960 | |
6. | Подарочная монета | 150 | 7 | 1050 |
- Сколько было продано альбомов с наклейками?
- Сколько было продано сувенирных магнитов?
Задание 2. В таблице даны минимальные баллы ЕГЭ по четырем предметам, необходимые для подачи документов на факультеты некоторого университета
Минимальный балл ЕГЭ
Номер факультета | Математика (профильный уровень) | Русский язык | Биология | Химия |
1 | 60 | 36 | 50 | 36 |
2 | 40 | 40 | 36 | 55 |
3 | 50 | 40 | 50 | 50 |
4 | 27 | 61 | 60 | 40 |
5 | 27 | 51 | 36 | 36 |
6 | 27 | 36 | 65 | 45 |
В таблице приведены баллы абитуриента Сергея. Выберите факультеты, на которые может подать документы Сергей.
Математика (профильный уровень) | Русский язык | Биология | Химия | |
Баллы | 42 | 55 | 62 | 52 |
Задание 3. В таблице представлена смета расходов на проведение школьного тура олимпиады. Найдите общую сумму расходов на проведение олимпиады.
Смета расходов
№ | Статья расходов | Количество, шт. | Цена, р. | Итого, р. |
1 | Ручки гелевые | 200 | 13 | |
2 | Бумага А4 | 2 | 230 | |
3 | Маркер черный | 15 | 79 | |
4 | Диплом (бланк) | 12 | 40 | |
5 | Грамота (бланк) | 38 | 30 | |
6 | Призы победителям | 5000 | ||
Итого |
Задание 4.
Сергей решил посетить парк аттракционов. Сведения о билетах на аттракционы представлены в таблице. Некоторые билеты позволяют посетить сразу два аттракциона.
Номер билета | Название аттракциона | Стоимость (руб.) |
1 | Американские горки | 300 |
2 | Комната страха, американские горки | 400 |
3 | Автодром, американские горки | 350 |
4 | Колесо обозрения | 250 |
5 | Колесо обозрения, автодром | 300 |
6 | Автодром | 100 |
Пользуясь таблицей, подберите набор билетов так, чтобы Сергей посетил все четыре аттракциона: колесо обозрения, комнату страха, американские горки, автодром, а суммарная стоимость билетов не превышала 800 рублей. Предложите один вариант такого набора.
Задание 5.
В таблице указаны доходы и расходы фирмы за 5 месяцев.
| ||||||||||||||||||
Пользуясь таблицей, поставьте в соответствие каждому из указанных периодов времени характеристику доходов и расходов.
ПЕРИОДЫ ВРЕМЕНИ А) август Б) сентябрь В) октябрь Г) ноябрь
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) расход в этом месяце больше, чем расход в предыдущем 2) доход в этом месяце меньше, чем доход в предыдущем 3) наибольший доход в период с августа по ноябрь 4) наибольшая разница между доходом и расходом
Критерии оценивания
Отметка «отлично» ставится за выполнение любых четырех из пяти заданий;
отметка «хорошо» ставится за выполнение трех любых заданий, возможно с одной вычислительной ошибкой при верном ходе рассуждений;
отметка «удовлетворительно» – за выполнение двух любых заданий, возможно с вычислительной ошибкой.
Практическая работа «Диаграммы»
Характеристики деятельности учащихся:
строить столбиковые и круговые диаграммы по имеющимся данным, читать информацию, представленную на диаграммах. Учащиеся должны понять, что диаграммы, в отличие от таблиц, дают наглядное представление о соотношении величин, динамике процесса.
Оборудование: линейка или угольник, цветные карандаши, циркуль, транспортир
Задание 1.
В таблице собраны данные о дальности перелете на зимовку некоторых птиц
Птицы | Расстояние , км |
Тонкоклювый буревестник | 9000 |
Европейский белый аист | 10000 |
Сибирская пеночка-лесничка | 11000 |
Скандинавская пеночка-талочка | 13500 |
Полярная крачка | 17000 |
Постройте столбиковую диаграмму этих данных.
Задание 2.
По результатам опроса учеников класса составлена таблица содержания домашних животных
Животные | Количество | Доля в общем количестве животных, | Угол сектора на диаграмме, градусы |
Кошки | 18 | ||
Собаки | 9 | ||
Птицы | 2 | ||
Рыбки | 5 | ||
Другие | 7 | ||
Никого | 6 |
Постройте круговую диаграмму содержания животных
Ответьте на вопросы:
1.Почему в задании 1 необходимо построить столбиковую диаграмму, а задании 2 – круговую.
2.Попробуйте сформулировать правило о том, когда лучше строить столбиковую диаграмму, а когда - круговую.
Задание 3.
Возрастной состав населения какой страны отражает представленная на рисунке диаграмма? Запишите в ответе название страны.
№ | Страна | Численность населения, млн человек | Состав населения, % | ||
Доля населения в возрасте до 15 лет | Доля населения в возрасте от 15 до 65 лет | Доля населения в возрасте старше 65 лет | |||
1 | Мавритания | 4 | 46 | 52 | 2 |
2 | США | 325 | 19 | 66 | 15 |
3 | Мексика | 133 | 29 | 64 | 7 |
4 | Япония | 126 | 13 | 59 | 28 |
Критерии оценивания
Отметка «отлично» ставится за выполнение трех заданий, возможно с одной вычислительной ошибкой при верном ходе рассуждений;
отметка «хорошо» ставится за выполнение двух любых заданий, возможно с одной вычислительной ошибкой при верном ходе рассуждений;
отметка «удовлетворительно» – за выполнение одного любого задания.
Практическая работа «Описательная статистика»
Характеристики деятельности учащихся:
Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения и размах
Задание 1. В таблице представлены данные о производстве пшеницы в России за 5 лет. Найдите среднее значение данных за 5 лет с 2013 по 2017 г.
Год | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
Производство, млн т | 52,1 | 59,7 | 61,6 | 73,3 | 85,8 |
Задание 2. Дан числовой набор: 8, -3, 4, 0, -1, 1, -3, 7, 5. Найдите медиану числовых наборов. Задание 3. В таблице представлены данные о численности населения ( тыс.чел.)пяти крупнейших городов Подмосковья. Найдите медиану численности населения и медианного представителя
год | Балашиха | Королев | Люберцы | Подольск | Химки |
1959 г | 58 | 41 | 95 | 129 | 47 |
Задание 4. В наборе 20 чисел, их среднее арифметическое равно 2,6. Чему будет равно среднее арифметическое нового набора, если все числа данного набора умножить на 5? Задание 5. Найти наибольшее значение и размах числового набора: 8, -3, 4, 0, -1, 1,-3,7, 5, -3, 8.
Задание 6. В ряду натуральных чисел 2, 8, 11, 22, … 19 одно число пропущено. Найдите его если размах ряда равен 32.
Задание7. Какое число нужно добавить к набору чисел 6, 7, 8, чтобы его среднее арифметическое стало равным 8?
Задание 8 Найдите число, пропущенное в ряду чисел 15, 3, 4, …, 24, 16, 4, 7, 15, если известно, что среднее арифметическое ряда равно его медиане.
Критерии оценивания
Отметка «отлично» ставится за выполнение любых семи заданий;
отметка «хорошо» ставится за выполнение шести любых заданий, возможно с одной вычислительной ошибкой при верном ходе рассуждений;
отметка «удовлетворительно» – за выполнение четырех любых заданий, возможно с вычислительной ошибкой.
Практическая работа «Случайная изменчивость»
Характеристика деятельности учащихся
Осваивать понятия: частота значений в массиве данных, группировка данных, гистограмма. Строить и анализировать гистограммы, подбирать подходящий шаг группировки.
Задание 1 .По дороге на дачу Петя от скуки подсчитывал встречные машины разных цветов. Результаты подсчетов отражены в таблице.
Цвет машины | Количество | Частота |
Черный | 21 | |
Белый | 17 | |
Красный | 9 | |
Коричневый | 10 | |
Синий | 15 | |
Зеленый | 3 |
Найдите частоту :
1)машин каждого цвета и заполните таблицу; 2) события «встречная машина была не черной».
Задание 2. В России номинальное напряжение в бытовых электросетях 220 В. Получено 25 наблюдений напряжения:
225 В | 228 В | 223 В | 220 В | 214 В | 227 В | 218 В | 225 В | 218 В | 219 В |
217 В | 225 В | 216 В | 221 В | 231 В | 228 В | 218 В | 222 В | 220 В | 228 В |
225 В | 220 В | 224 В | 216 В | 227 В |
По имеющимся данным найдите частоту, когда напряжение в сети:
- больше номинального; 2) меньше номинального.
Задание 3. Катя проводит многочисленную серию опытов. В каждом опыте она бросает игральный кубик до тех пор, пока не выпадет 3 или 6 очков. Количество бросков в каждом эксперименте Катя записала в таблицу.
Число бросков | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Частота бросков | 0,29 | 0,2 | 0,14 | 0,11 | 0,09 | 0,06 | 0,09 | 0,04 | 0,01 | 0,02 | 0,01 | 0,005 |
Построить гистограмму по данным таблицы, по горизонтали отметить число бросков, по вертикали – частоту бросков.
Какова приближенно доля случаев, когда 3 или 6 очков выпадало:
- с первого или со второго раза;
- не ранее, чем при четвертом броске?
Критерии оценивания
Отметка «отлично» ставится за выполнение трех заданий, возможно с одной вычислительной ошибкой;
отметка «хорошо» ставится за выполнение двух любых заданий, возможно с одной вычислительной ошибкой при верном ходе рассуждений;
отметка «удовлетворительно» – за выполнение одного любого задания.
Практическая работа «Вероятность и частота случайного события»
Характеристика деятельности учащихся
Осваивать понятия: элементарное событие, случайное событие как совокупность благоприятствующих элементарных событий, равновозможные элементарные события. Решать задачи на вычисления вероятностей событий в опытах с равновозможными элементарными событиями.
Задание 1. Какие из следующих событий – случайные, достоверные, невозможные:
- При бросании игрального кубика выпало
А: число, меньшее 10; В: четное число; С: число 7.
- День рождения отдельно ученика
А: выпадает на дату от 1 до 31; В: выпадает на 30 февраля; С: выпадает на август.
- Задуманное число А: положительно; В: отрицательно; С: число 7.
- Известно, что в классе учатся 20 мальчиков и 10 девочек.
А: в классе есть хотя бы два человека, родившиеся в разные месяцы;
В: в классе есть хотя бы два человека, родившиеся в одном месяце;
С: в классе есть хотя бы два мальчика, родившиеся в одном месяце;
D: в классе есть хотя бы две девочки, родившиеся в одном месяце;
Е: все девочки родились в разные месяцы;
F: все мальчики родились в разные месяцы.
Задание 2
В случайном эксперименте симметричную монету бросают дважды. Найдите вероятность того, что:
1. орел выпадет ровно один раз;
2. орел выпадет оба раза;
3. решка выпадет ровно один раз;
4. орел не выпадет ни разу.
Задание 3.
В случайном эксперименте бросают две игральные кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет:
- 9 очков,
- 4 очка.
Результаты округлите до сотых.
Задание 4.
Спортсмен сделал 40 выстрелов и попал в мишень 32 раза. Определите относительную частоту попаданий.
Задание 5
В отделе контроля качества завода проверили 500 деталей и на 75 из них обнаружили брак. Определите вероятность появления бракованной детали.
Задание 6
У бабушки 20 чашек: 5 с красными цветами, остальные с синими. Бабушка наливает чай в случайно выбранную чашку. Найдите вероятность того, что это будет чашка с синими цветами.
Критерии оценивания
Отметка «отлично» ставится за выполнение любых пяти заданий;
отметка «хорошо» ставится за выполнение четырех любых заданий, возможно с одной вычислительной ошибкой при верном ходе рассуждений;
отметка «удовлетворительно» – за выполнение трех любых заданий, возможно с вычислительной ошибкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по математике "КВН по математике"
Пробудить математическую любознательность и инициативу;· Развить устойчивый интерес к математике;· Способствовать развитию...
Методическая разработка урока математики по теме "Уравнения" (5 класс)
Урок начинается с демонстрации математического фокуса "Угадай задуманное число", что, в свою очередь, обеспечивает активность учащихся на уроке и их заинтересованность в результатах своей работы. Пред...
Методическая разработка урока математики по теме "Пропорция" 6 класс
Первый урок по данной теме....
Методическая разработка урока математики "Деление натуральных чисел" 5 класс
Коснспект урока с приложением презентации к уроку и физкультминутки...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по математике, 8 класс «Урок Победы» «Математика и оборона нашей страны»
Материал подобран к 65 годовщине Дня Победы. Рассматривается практическое применение математики в военном деле....
Методическая разработка урока математики по теме "Уравнения" 5 класс
Урок повторения и закрепления знаний учащихся по теме "Решение уравнений" 5 класс в игровой форме....
Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: «О вреде курения языком математики»
Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме:«О вреде курения языком математики»...