Рабочая программа элективного курса по математике "Учимся решать" 7 класс
рабочая программа по математике (7 класс)

Данная рабочая программа курса для 7 класса рассчитана на 34 учебных часа. Содержание программы направлено на обобщение и систематизацию знаний, умений и навыков по математике, проверку которых целесообразно осуществлять в форме тестов. Особое внимание должно быть уделено систематизации методов решения задач, формирования пространственного воображения, выбору рационального метода решения задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Терекли-Мектебская СОШ им. А.Ш. Джанибекова»

«Рассмотрено»

на заседании ШМО

____________________

Протокол №________

от «___»______2022  г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МКОУ «Терекли-Мектебская              

СОШ им. Джанибекова»

________/Аракчиева К.К

 «___» ___________2022  г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ «Терекли-Мектебская СОШ им. Джанибекова»

__________/Ярикбаева К.Д./

 «___»_______2022 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

элективного курса

«Учимся решать»

Учитель        Оразбаева Курманбийке Абибуллаевна

    Предмет       Математика.

    Класс            7

Всего часов на учебный год: 34

Количество часов в неделю: 1 час

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа курса для 7 класса рассчитана на 34 учебных часа. Содержание программы направлено на обобщение и систематизацию знаний, умений и навыков по математике, проверку которых целесообразно осуществлять в форме тестов. Особое внимание должно быть уделено систематизации методов решения задач, формирования пространственного воображения, выбору рационального метода решения задач.

Содержание элективного курса

Актуальность курса состоит в том, что он направлен на расширение знаний учащихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры.

Новизна данного курса заключается в том, что программа включает новые для учащихся темы, не содержащиеся в базовом курсе. Творческие задания позволяют решать поставленные задачи и вызвать интерес у обучаемых. Задания позволяют повышать образовательный уровень всех учащихся, так как каждый сможет работать в зоне своего ближайшего развития.

Отличительные особенности данного курса в том, что этот курс подразумевает доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие их интереса к предмету. Сложность заданий нарастает постепенно. Приступая к решению сложных заданий, рассматриваются вначале простые, входящие как составная часть в решение трудных.

Цели данного курса:

  • Повышение интереса к предмету.
  • Овладение конкретными математическими знаниями, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смешанных дисциплин, для продолжения образования.
  • Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности.
  • Развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания.
  • Формирование познавательного интереса к математике, развитие творческих способностей, осознание мотивов учения.
  • Формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии, анализа и синтеза.

Задачи курса:

  • углубить и расширить знания учащихся по изучаемым темам;
  • создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр   задач, посильных для учащихся
  • повысить интерес к изучению предмета.

Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  •   Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 506 от 07.06.2017 «О внесение изменений в федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ 05.03.2004 (№ 1089).
  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» с изменениями и дополнениями от: 20.08.2008 г № 241, 30.08.2010 г. № 889, 03.06.2011 г. № 1994, 01.02.2012 г. № 74.
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018 г. № 345 (в ред. приказа от 08.05.2019 № 233) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ №81 от 24.11.2015).
  • СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 26 от 10.07.2015).
  • Устав МКОУ «Терекли-Мектебская СОШ им. А.Ш. Джанибекова».
  • Учебный план МКОУ «Терекли-Мектебская СОШ им. А.Ш. Джанибекова».

Программа курса реализуется с помощью учебников:

- Алгебра: учебник  для 7 класса общеобразовательных организаций (Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова); под редакцией С. А. Теляковского, Москва: Просвещение, 2020г.

Разделы, темы курса:

Выражения

Числовые выражения. Сравнение числовых выражений. Формулы.

Уравнения

Линейное уравнение с одной переменной. Нелинейные уравнения. Уравнения с модулем. Уравнения с параметрами. Решение текстовых задач с помощью уравнений.

Функции

Линейная функция и её график. Построение графиков функции, сводящихся к линейным

функциям. Понятие о графике уравнения.

Многочлены.

Преобразование целого выражения в многочлен. Применение различных способов для разложения на множители. Деление многочлена на многочлен. Возведение двучлена в степень.

Уравнения с двумя переменными и их системы  

Линейные уравнения с двумя переменными. Нелинейные  уравнения с двумя переменными. График нелинейного уравнения с двумя переменными. Системы линейных уравнений с двумя переменными. Системы нелинейных уравнений.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

Обучающийся научится:

  • грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
  • креативность мышления, общекультурное и интеллектуальное развитие, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
  • формирование готовности к саморазвитию, дальнейшему обучению;
  • выстраивать конструкции (устные и письменные) с использованием математической терминологии и символики, выдвигать аргументацию, выполнять перевод текстов с обыденного языка на математический и обратно;
  • контролировать свой процесс и результат деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений, способов решения задач, рассматриваемых проблем.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
  • сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • совершенствовать в диалоге с учителем самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • определять возможные источники необходимых сведений, анализировать найденную информацию и оценивать ее достоверность;
  • использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные результаты: 

Обучающийся научится:

  • основным приёмам и методам решения нестандартных задач, применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать собственный метод решения;

  • сравнивать и упорядочивать рациональные числа, выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений, применение калькулятора;

  • с помощью равносильных преобразований приводить уравнение к линейному виду, решать такие уравнения, использовать геометрический смысл и алгебраического определение модуля при решении уравнений, решать простейшие линейные уравнения с параметрами.
  • строить графики более сложных функций (кусочно-заданные, с "выколотыми" точками и т. п.), исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
  • выполнять преобразования буквенных выражений, выполнять деление многочлена на многочлен «уголком», возводить двучлен в степень;
  • решать простейшие нелинейные уравнения с двумя переменными и системы нелинейных уравнений с двумя переменными; решать системы нелинейных уравнений графическим способом;
  • осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные.

Обучающийся получит возможность                                                                         

  • научиться и использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести         привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ;
  • использовать функциональные представления и свойства функций для построения графиков более сложных функций;
  • овладеть специальными приёмами решения других типов уравнений;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • для выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих      зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • решения сложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными;
  • успешного выступления на математических олимпиадах.

Тематическое планирование

п/п

Название темы раздела

Кол-во часов

1

Выражения

5

2

Уравнения

11

3

Функции

7

4

Многочлены

6

5

Уравнения с двумя переменными и их системы.

6

Итого:

35


Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

по плану

по факту

7 «Б»

7 «В»

7 «Б»

7 «В»

Выражения. (5ч.)

1.

03.09

02.09

Числовые выражения.

1

2.

10.09

09.09

Сравнения числовых выражений.

1

3.

17.09

16.09

Формулы.

1

4.

24.09

23.09

Формулы

1

5.

01.10

30.09

Формулы

1

Уравнения (11ч.).

6.

08.10

07.10

Линейное уравнение с одной переменной.

1

7.

15.10

14.10

Нелинейные уравнения.

1

8.

22.10

21.10

Уравнения с модулем.

1

9.

29.10

28.10

Уравнения с модулем.

1

10.

Уравнения с модулем.

1

11.

Уравнения с параметрами.

1

12.

Уравнения с параметрами.

1

13.

Уравнения с параметрами.

1

14.

Решение текстовых задач с помощью уравнения.

1

15.

Решение текстовых задач с помощью уравнения.

1

16.

Решение текстовых задач с помощью уравнения.

1

Функции (7ч.)

17.

Линейная функция и её график

1

18.

Построение графиков функции, сводящихся к линейным функциям

1

19.

Построение графиков функции, сводящихся к линейным функциям

1

20.

Задание функции несколькими формулами и построение её графика.

1

21.

Задание функции несколькими формулами и построение её графика.

1

22.

Понятие о графике уравнения

1

23.

Понятие о графике уравнения

1

 Многочлены (6ч.).

24.

Преобразование целого выражения в многочлен.

1

25.

Применение различных способов для разложения на множители.

1

26.

Деление многочлена на многочлен.

1

27.

Деление многочлена на многочлен.

1

28.

Возведение двучлена в степень.

1

29.

Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля.

1

Уравнения с двумя переменными и их системы (6ч.).

30.

Линейные уравнения с двумя переменными.

1

31.

Нелинейные уравнения с двумя переменными.

1

32

График нелинейного уравнения с двумя переменными.

1

33

Системы линейных уравнений с двумя переменными.

1

34

Системы нелинейных уравнений.

1

35

Итоговое занятие.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа элективного курса по математике 10 класс

рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...

Рабочая программа элективного курса по алгебре 11 класс

Рабочая программа по алгебре 11 класс "Решение уравнений и неравенств"...

Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс "Решение уравнений"

Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс...

Рабочая программа элективного курса "Элементарная математика" 10 класс

Данный курс предназначен для учащихся 10 классов.Основной цельюкурса является подготовка к успешной сдаче централизованного тестирования, что достигается за счёт углублённого изучения ряда важных тем,...

Рабочая программа элективного курс по математике 11 класс "Универсальные математические методы решения задач"

В программу включены разделы математики мало изучаемые в школьном курсе, которые необходиму для подготовки учащихся к ЕГЭ....

Рабочая программа элективного курса по химии 8 класс

Данная программа предназначена для проведения элективных занятий с учащимися 8 классов. Предполагаемая нагрузка 34 часа в год, один раз в неделю.Основная идея программы заключается в том, чтобы учащие...

Рабочая программа элективного курса по географии 10 класс

Программа элективного курса  “Путешествие по достопримечательностям мира” предназначена для учащихся 10 класса и соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для уча...