Программа внеурочной деятельности по математике в 8 классе "В мире чисел"
рабочая программа по математике (8 класс)
Программа внеурочной деятельности по математике в 8 классе "В мире чисел"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
по математике
в 8 классе
«В мире чисел»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностными результаты
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении
- разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
- преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные результаты
- Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
- Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
- Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
- Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
- Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
- Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
- Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
- Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
- Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
- Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты
- Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
- Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
- Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
- Расположение деталей фигуры в исходной конструкции. Части фигуры.
- Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
- Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
- Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
- Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
- Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
- Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.
Универсальные учебные действия
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
- Использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Должны научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать пути решения задач;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи решения задач.
В ходе решения системы математических задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, математике. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении решения задач;
Вместе с тем, очевидно, что курс «Математика для любознательных» в основной школе требует к себе самого серьёзного внимания.
В основе построения внеурочной деятельности лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование, как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять
простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Учитывая психологические особенности данной возрастной группы, акцент перемещается от групповых форм работы к индивидуальным. Способы общения детей друг с другом носит дискуссионный характер.
Содержание курса 8 класса:
Модуль 1. Алгебраические задания базового уровня (19 часов)
- Вычисления (8 часов).
Происходит формирование вычислительных навыков, умение решать простейшие числовые и буквенные выражения, числовые простейшие неравенства, выполнять действия с дробными выражениями, применение ФСУ в соответствии с потребностями обучающихся, с диагностикой проблемных зон в изучении обучающимися данного раздела предмета «математика; осуществляется совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первичное проектирование индивидуальных решений возникших проблем) с учётом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представлений о решении числовых и буквенных выражений, числовых простейших неравенств.
- Уравнения и неравенства (6 часов)
Совершенствование умений решения простейших уравнений и неравенств различными способами; выявление проблемных зон и совместное решение для их ликвидации.
- Графики функций (5 часов)
Рассмотрение графика линейной функции и его свойств, графика уравнения у=х2 и его свойств. Сравнение и анализ графиков функций в заданной координатной плоскости.
Модуль 2. Геометрические задачи базового уровня (8 часов)
- Подсчет углов (2 часа)
Отработка навыка подсчета углов в треугольниках и четырехугольниках различных видов.
- Площади фигур (4 часа)
Применение формул для вычисления площадей различных геометрических фигур. Использование нестандартных форм и методов для достижения поставленных целей. Формирование навыка работы на квадратной решетке.
- Выбор верных утверждений (2 часа)
Отработка заданий на выбор верных утверждений, использование метода лишнего утверждения.
Модуль 3. Реальная математика (6 часов)
- Графики и диаграммы. Текстовые задачи. (3 часа)
Формирование умений чтения графиков и диаграмм. Отработка навыка решения задач на практический расчет, ориентировка на жизненный опыт. Постановка проблемы и совместные пути ее решения.
- Реальная планиметрия. Теория вероятностей. (3 часа)
Формирование навыка решения задач практической направленности. Практическое применение элементов комбинаторики и теории вероятностей в современной жизни. Выявление проблемных зон по данной теме и совместные пути их решения.
- Итоговое занятие (3 часа)
Полный вариант диагностической работы в полном объеме.
3. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
Учебно-тематический план | |||
Тема: | кол-во часов | теория | Практика |
Числа и вычисления, алгебраические выражения | 7 | 1 | 6 |
Уравнения | 6 | 2 | 4 |
Графики функций | 4 | 2 | 2 |
Геометрия на плоскости | 8 | 3 | 5 |
Реальная математика | 6 | 1 | 5 |
Итоговое занятие | 3 | 0 | 3 |
Всего за курс обучение: | 34 | 9 | 27 |
Календарно-тематическое планирование
8 класс
№ занятия | Количество часов | Тема занятия |
Модуль 1. Алгебраические задания базового уровня (19 часов) | ||
Вычисления (8 часов) | ||
2,3 | 2 | Числа и вычисления. |
4 | 1 | Числовые неравенства, координатная прямая. |
5 | 1 | Числа, вычисления, алгебраические выражения. |
6,7 | 2 | Действия с дробными выражениями, применение ФСУ. |
8 | 1 | Самостоятельная работа. |
Уравнения и неравенства (6 часов) | ||
9 | 1 | Простейшие линейные уравнения. |
10,11 | 2 | Уравнения и неравенства, приводимые к простейшим линейным |
12,13 | 2 | Различные виды уравнений и их решение (у=kx+b? у=х2 ) |
14 | 1 | Самостоятельная работа. |
Графики функций (4 часа) | ||
15,16 | 1 | График линейной функции и его свойства. |
17 | 1 | График уравнения у=х2 и его свойства |
18 | 1 | Графики функций |
19 | 1 | Самостоятельная работа. |
Модуль 2. Геометрические задачи базового уровня (8 часов) | ||
Подсчет углов(2 часа) | ||
20 | 1 | Треугольник. Четырехугольник. Подсчет углов. |
21 | 1 | Решение задач. |
Площади фигур (4 часа) | ||
22 | 1 | Четырехугольники, треугольник и их площади |
23 | 1 | Решение задач |
24 | 1 | Фигуры на квадратной решетке |
25 | 1 | Самостоятельная работа. |
Выбор верных утверждений(2 часа) | ||
26,27 | 2 | Тренировочные задания. |
Модуль 3. Реальная математика (6 часов) | ||
Графики и диаграммы. Текстовые задачи (6 часов) | ||
28 | 1 | Чтение графиков и диаграмм. |
29 | 1 | Текстовые задачи на практический расчет. |
30 | 1 | Самостоятельная работа. |
Реальная планиметрия. Теория вероятностей (6 часов) | ||
31 | 1 | Решение задач практической направленности. |
32 | 1 | Элементы комбинаторики и теории вероятностей. |
33 | 1 | Обобщающий тест модуля «Реальная математика». |
Итоговое занятие (3часа) | ||
34-36 | 1-3 | Итоговая контрольная работа (пробный вариант работы в полном объеме) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по математике 2 класс
Программа внеурочной деятельности по математике 2 класс...
Программа внеурочной деятельности по математике 5 класс ФГОС
Программа на основе курса "Наглядная геометрия" авторов И.Ф. Шарыгина, Л.Н. Ерганжиевой....
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика".5 класс.
В программе даны пояснительная записка, учебно-тематический план,содержание программы, литература к учителю и к ученику ит.д....
программа внеурочной деятельности по математике 5 класс
Программа внеурочной деятельности поможет школьникам познакомиться с интересными задачами математики за страницами учебника....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» 6 класс
Программа этого курса разработана авторами Жигулевым Л.А., заслуженным учителем РФ,доцентом кафедры физико-математического образования СПБ АППО и Лукичевой Е.Ю., к.п.н., доцентом заведующей кафедрой ф...
Программа внеурочной деятельности по математике 5 класс
Программа внеурочной деятельности по математике 5 класс "Живая математика"...
Программа внеурочной деятельности по математике 6 класс "Занимательная математика"
Занимательная математика...