Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика".5 класс.
календарно-тематическое планирование по геометрии (5 класс) на тему
В программе даны пояснительная записка, учебно-тематический план,содержание программы, литература к учителю и к ученику ит.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для 5 класса. | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
О-Шынаанская средняя общеобразовательная школа
Тес-Хемский кожуун Республики Тыва
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика».
(5 класс)
Составила:
Чульдум Людмила Васильевна.
с.О-Шынаа
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что пятиклассники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям пятиклассников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий внеурочной деятельности представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия внеурочной деятельности должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы внеурочной деятельности должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на занятии. Для эффективности работы внеурочной деятельности желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
Основными целями проведения занятий являются:
- привитие интереса обучающимся к математике;
- углубление и расширение знаний по математике;
- развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений обучающихся;
- воспитание настойчивости, инициативы.
Задачи внеурочной деятельности:
- воспитать творческую активность обучающихся в процессе изучения математики;
- оказать конкретную помощь обучающимся в решении текстовых задач, олимпиадных задач;
- способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления.
Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей.
Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т.д. формы организации обучающихся разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения занятий, в поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данную программу внеурочной деятельности включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочек или других предметов по заданному образцу, по собственному замыслу. На данных занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» намечена программа дальнейшего улучшения воспитания и обучения детей: «Необходимо улучшать организацию воспитания и образования детей. С ранних лет воспитывать у них любовь к Родине, уважение к старшим, товарищество и коллективизм, культуру поведения, чувство красоты, развивать у каждого ребенка познавательные интересы и способности, самостоятельность, организованность и дисциплину» в решении этих задач окажет помощь и данное творческое объединение.
Характер материала определяет назначение внеурочной деятельности.
Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать, что не является , безусловно, основным.
Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как из двух палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображений.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился. В конце полугодий проводятся викторины и КВН. Это помогает детям оценить свои успехи и достижения.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 | Математика царица наук. Значение математики в жизни человека. Удивительный мир чисел. Как люди научились считать. Страна цифр и знаков. Взаимное расположение предметов. Интересные приемы устного счета. Великие математики России. Задачи со сказочным сюжетом. Решение задач со сказочным сюжетом. Занимательные задачи в стихах. Решение занимательных задач в стихах. Коллективный счет. Веселый счет. Здесь загадки и шарады. За загадку две награды. Волшебные клеточки. Решение логических цепочек. Знакомство с магическими квадратами. Магические квадраты. Игры с математическими заданиями. Подвижные игры с математическими заданиями. Знакомство с математическим лото. Математическое лото. Арифметические ребусы. Решение арифметических ребусов. Логические лабиринты. Решение логических лабиринтов. Решение ребусов и логических задач. Задачи – шутки. Решение задач-шуток. Загадки –смекалки. Решение задач-смекалок. Обратные задачи. Решение обратных задач. Практикум «Подумай и реши». Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. Решение задач с неполными данными. Задачи с изменением вопроса. Изменение вопроса в задачах. Знакомство с математической мозаикой. Математическая мозаика. Нестандартные задачи. Решение нестандартных задач. Путешествие в страну геометрических фигур. Решение геометрических задач. Волшебная точка. Волшебные линии. Четырех угольники и их виды. Четырех угольники и их виды. Свойства квадрата. Прямоугольник и его свойства. Диагонали прямоугольника. Решение задач международной игры «Кенгуру». Математические горки. Игра «У кого какая цифра». Знакомьтесь: Архимед. Задачи с многовариантными решениями. Решение задач с многовариантными решениями. Игра «Знай свой разряд». Знакомьтесь: Пифагор. Проектная деятельность «Газета любознательных». Газета любознательных. Подготовка к олимпиаде. Математическая олимпиада. Математическая олимпиада. Заседание круглого стола. Заседание круглого стола. Математический праздник. Математический праздник. Математическая эстафета. Подведение итогов работы . | Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом. Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанных со счётом предметов. Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений. Решение занимательных задач в стихах по теме «Сложение и вычитание» Знакомство с математическими ребусами, решение логических. конструкций Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне. Решение математических загадок, требующих от обучающихся логических рассуждений Формирование числовых и пространственных представлений у детей. Решение обратных задач, используя круговую схему. Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач. Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными. Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения Исторические сведения: - кто такой Архимед - открытия Архимеда, Пифагора - вклад в науку Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты |
Содержание курса
1. Из истории математики часа -8 ч
Первоначальное знакомство с историей математики. Возникновение цифр и знаков.
2.Занимательные задачи-18 ч
Решение задач в одно и два действия, задач шуток, задач со сказочным сюжетом с использование игрового материала. Сравнение предметов по размеру и форме. Пространственные представления, взаимное расположение предметов.
3.Математические ребусы, лабиринты, мозаики-22ч
Математические квадраты, головоломки, математическое лото, арифметические ребусы. Направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Сравнение групп предметов.
4.Страна геометрических фигур-15 ч
Точка. Линии: кривая, прямая, отрезок, замкнутая, ломаная.Многоугольник. Длина отрезка, сантиметр.
5.Проектная деятельность, математические праздники, КВН-9ч.
Используемая литература.
1. Математика. 5 класс. Учебник в 2 ч. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. 2-е изд., перераб. - М.: 2011.
2. Гончарова Л. В. Предметные недели в школе. Математика.
3. Глейзер Г.И. История математики в школе. 4 – 6классы.
4. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики.
5.Кочергина А. В., Гайдина Л. И. Учим математику с увлечением. М.: 5 за знание, 2007.
6. Минковский В.Л. За страницами учебника математики.
7.Г.И.Григорьева Подготовка школьников к олимпиадам по математике:5-6 классы. М.: Глобус, 2009.
10. А.В.Спивак Тысяча и одна задача по математике 5-7 классы.М.: Просвещение 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности в 5 классе. Математический кружок "Занимательная математика"
Пояснительная запискаУчебный тематический планСодержание программы...
Программа внеурочной деятельности в 5 классе "Занимательная математика"
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике 5 класс "Занимательная математика"...
Рабочая программа внеурочного модуля «Математика вокруг нас» 5 класс
Актуальность программыМатематика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного ...
Программа внеурочного курса " Математика в задачах" 6 класс.
Программа составлена в соответствии с ФГОС.Предлогаемый курс предназначен для развития математических способностей обучающтхся,для формирования элементов логической грамотности,коммуникативных умений ...
Программа внеурочной деятельности учащихся 6 класса "Математика и твой дом"
Программа внеурочной деятельности по математике для учащихся 6 - го класса....
Программа внеурочной деятельности "Математика для всех" для учащихся 8 класса
Программа внеурочной деятельности «Математика для всех» позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики школьной программы и вопросами, выходящими за рамки школьной п...
Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике «Удивительный мир математики».
Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике «Удивительный мир математики»...