Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика".5 класс.
календарно-тематическое планирование по геометрии (5 класс) на тему

Чульдум Людмила Васильевна

В  программе даны пояснительная записка, учебно-тематический план,содержание программы, литература к учителю и к ученику ит.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

О-Шынаанская средняя общеобразовательная школа

Тес-Хемский кожуун Республики Тыва

Программа  внеурочной деятельности «Занимательная математика».

(5 класс)

                                        Составила:

Чульдум Людмила Васильевна.                                            

                                             

с.О-Шынаа

 2015 – 2016 учебный год

                           Пояснительная  записка.

          Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

  Актуальность программы определена тем, что пятиклассники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

  Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

    Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
  Содержание программы соответствует познавательным возможностям пятиклассников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
 Содержание занятий внеурочной деятельности представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  внеурочной деятельности должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
 Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы внеурочной деятельности должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.     Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
   Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на занятии. Для эффективности работы внеурочной деятельности желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
 Специфическая  форма  организации позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

     Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам  дополнительного образования  в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности обучающихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов

 4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

Основными целями проведения занятий  являются:

  • привитие интереса обучающимся к математике;
  • углубление и расширение знаний по математике;
  • развитие математического кругозора, мышления,   исследовательских умений          обучающихся;                                
  • воспитание настойчивости, инициативы.

              Задачи внеурочной деятельности:

 -  воспитать творческую активность обучающихся в процессе изучения математики;

 - оказать конкретную помощь обучающимся  в решении  текстовых задач, олимпиадных  задач;

 - способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления.

     Для  успешного  освоения  программы  обучения  ребенку  необходимо  не  только  много  знать,  но  и  последовательно  мыслить,  догадываться,  проявлять  умственное  напряжение.  Интеллектуальная  деятельность,  основанная  на  активном  поиске  способов  действий,  при  соответствующих  условиях  может  стать  привычной  для  детей.

   Так,  головоломки  целесообразны  при  закреплении  представлений  ребят  о  геометрических  фигурах.  Загадки,  задачи-шутки  уместны  в  ходе  обучения  решения  арифметических  задач,  действий  над  числами,  формирование  временных  представлений  и  т.д.  формы  организации  обучающихся разнообразны:  игры  проводятся  со  всеми,  с  подгруппами  и  индивидуально.  Педагогическое  руководство  состоит  в  создании  условий  проведения  занятий, в поощрении  самостоятельных  поисков  решений  задач,  стимулировании  творческой  инициативы.  В  данную программу внеурочной деятельности включены  игры,  смекалки,  головоломки,  которые  вызывают  у  ребят  большой  интерес.  Дети  могут,  не  отвлекаясь,  подолгу  упражняться  в  преобразовании  фигур,  перекладывании  палочек  или  других  предметов  по  заданному  образцу,  по  собственному  замыслу.  На  данных занятиях  формируются  важные  качества  личности  ребенка:  самостоятельность,  наблюдательность,  находчивость,  сообразительность,  вырабатывается  усидчивость,  развиваются  конструктивные  умения.

      В  «Основных  направлениях  реформы  общеобразовательной  и  профессиональной  школы»  намечена  программа  дальнейшего  улучшения  воспитания  и  обучения  детей:  «Необходимо  улучшать  организацию  воспитания  и  образования  детей.  С  ранних  лет  воспитывать  у  них  любовь  к  Родине,  уважение  к  старшим,  товарищество  и  коллективизм,  культуру  поведения,  чувство  красоты,  развивать  у  каждого  ребенка  познавательные  интересы  и  способности,  самостоятельность,  организованность  и  дисциплину»  в  решении  этих  задач  окажет  помощь  и  данное творческое объединение.

    Характер  материала  определяет  назначение  внеурочной деятельности.

    Развивать  у  детей  общие  умственные  и  математические  способности,  заинтересовать  их  предметом  математики,  развлекать,  что  не  является ,  безусловно,  основным.

    Любая  математическая  задача  на  смекалку,  для  какого  возраста  она  не  предназначалась,  несет  в  себе  умственную  нагрузку,  которая  чаще  всего  замаскирована  занимательным  сюжетом,  внешними  данными,  условием  задачи  и  т.д.

   Умственная  задача:  составить  фигуру,  видоизменить,  найти  путь  решения,  отгадать  число  -  реализуется  средствами  игры,  в  игровых  действиях.  Развитие  смекалки,  находчивости,  инициативы  осуществляется  в  активной   умственной   деятельности,  основанной  на  непосредственном  интересе.

   Занимательность  математическому  материалу  придают  игровые  элементы,  содержащиеся  в  каждой  задаче,  логическом  упражнении,  развлечении,  будь  то  шашки  или  самая  элементарная  головоломка.  Например,  в   вопросе:  «Как  из  двух  палочек  сложить  на  столе  квадрат?»  -  необычность  его  постановки  заставляет  ребенка  задуматься  в  поисках  ответа,  втянуться  в  игру  воображений.

   В  ходе  решения  задач  на  смекалку,  головоломок  дети  учатся  планировать  свои  действия,  обдумывать  их,  догадываться  в  поисках  результата,  проявляя  при  этом  творчество.  Эта  работа  активизирует  не  только  мыслительную  деятельность  ребенка,  но  и  развивает  у него  качества,  необходимые  для  профессионального  мастерства,  в  какой  бы  сфере  потом  он   не  трудился.  В конце полугодий проводятся викторины и КВН. Это помогает детям оценить свои успехи и достижения.

  Календарно-тематическое планирование

 

                          Тема

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

Математика царица наук.

Значение математики в жизни человека.

Удивительный мир чисел.

Как люди научились считать.

Страна цифр и знаков.

Взаимное расположение предметов.

Интересные приемы устного счета.

Великие математики России.

Задачи со сказочным сюжетом.

Решение задач со сказочным сюжетом.

 Занимательные задачи в стихах.

Решение занимательных задач в стихах.

Коллективный счет.

Веселый счет.

Здесь загадки и шарады.

За загадку две награды.

Волшебные клеточки.

Решение  логических  цепочек.

Знакомство с магическими квадратами.

Магические квадраты.

Игры с математическими заданиями.

Подвижные игры с математическими заданиями.

Знакомство с математическим лото.

Математическое лото.

Арифметические ребусы.

Решение арифметических ребусов.

Логические лабиринты.

Решение логических лабиринтов.

Решение ребусов и логических задач.

Задачи – шутки.

Решение задач-шуток.

Загадки –смекалки.

Решение задач-смекалок.

Обратные задачи.

Решение обратных задач.

Практикум «Подумай и реши».

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

Решение задач с неполными данными.

Задачи с изменением вопроса.

Изменение вопроса в задачах.

Знакомство с математической мозаикой.

Математическая мозаика.

Нестандартные задачи.

Решение нестандартных задач.

Путешествие в страну геометрических фигур.

Решение геометрических задач.

Волшебная точка.

Волшебные линии.

Четырех угольники и их виды.

Четырех угольники и их виды.

Свойства квадрата.

Прямоугольник и его свойства.

Диагонали прямоугольника.

Решение задач международной игры «Кенгуру».

Математические горки.

Игра «У кого какая цифра».

Знакомьтесь: Архимед.

Задачи с многовариантными решениями.

Решение задач с многовариантными решениями.

Игра «Знай свой разряд».

Знакомьтесь: Пифагор.

Проектная деятельность «Газета  любознательных».

Газета любознательных.

Подготовка к олимпиаде.

Математическая олимпиада.

Математическая олимпиада.

Заседание круглого стола.

Заседание круглого стола.

Математический праздник.

Математический праздник.

Математическая эстафета.

Подведение итогов работы .

Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанных со счётом предметов.

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

Решение занимательных задач в стихах по теме «Сложение и вычитание»

Знакомство с математическими ребусами, решение логических. конструкций

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

Решение математических загадок, требующих от обучающихся логических рассуждений

Формирование числовых и пространственных представлений у детей.

Решение обратных задач, используя круговую схему.

Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения

Исторические сведения:

- кто такой Архимед

- открытия Архимеда, Пифагора

- вклад в науку

Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты

  Содержание курса

1.  Из истории математики часа -8 ч

Первоначальное знакомство с историей математики. Возникновение цифр и знаков.

2.Занимательные  задачи-18 ч

Решение задач в одно и два действия, задач шуток, задач со сказочным сюжетом с использование игрового материала. Сравнение предметов по размеру и форме. Пространственные представления, взаимное расположение предметов.

3.Математические ребусы, лабиринты, мозаики-22ч

Математические квадраты, головоломки,  математическое лото, арифметические ребусы. Направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Сравнение групп предметов.

4.Страна геометрических  фигур-15 ч

Точка. Линии: кривая, прямая, отрезок, замкнутая, ломаная.Многоугольник. Длина отрезка,  сантиметр.

5.Проектная деятельность, математические праздники, КВН-9ч.


Используемая литература.

1. Математика. 5 класс. Учебник в 2 ч.   Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г.     2-е изд., перераб. - М.: 2011.

2. Гончарова Л. В. Предметные недели в школе. Математика.

3. Глейзер Г.И.  История математики в школе. 4 – 6классы.

4. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики.

5.Кочергина А. В., Гайдина Л. И. Учим математику с увлечением. М.: 5 за знание, 2007.

6. Минковский В.Л.  За страницами учебника   математики.

7.Г.И.Григорьева Подготовка школьников к олимпиадам по математике:5-6 классы. М.: Глобус, 2009.

10. А.В.Спивак Тысяча и одна задача по математике 5-7 классы.М.: Просвещение 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности в 5 классе. Математический кружок "Занимательная математика"

Пояснительная запискаУчебный тематический планСодержание программы...

Программа внеурочной деятельности в 5 классе "Занимательная математика"

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике 5 класс "Занимательная математика"...

Рабочая программа внеурочного модуля «Математика вокруг нас» 5 класс

Актуальность программыМатематика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного ...

Программа внеурочного курса " Математика в задачах" 6 класс.

Программа составлена в соответствии с ФГОС.Предлогаемый курс предназначен для развития математических способностей обучающтхся,для формирования элементов логической грамотности,коммуникативных умений ...

Программа внеурочной деятельности учащихся 6 класса "Математика и твой дом"

Программа внеурочной деятельности по математике для учащихся 6 - го класса....

Программа внеурочной деятельности "Математика для всех" для учащихся 8 класса

Программа  внеурочной деятельности «Математика для всех» позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики школьной программы и вопросами, выходящими за рамки школьной п...

Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике «Удивительный мир математики».

Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике «Удивительный мир математики»...