Программа внеурочной деятельности по математике 2 класс
рабочая программа на тему
Программа внеурочной деятельности по математике 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmavneurochnoydeyatelnosti.docx | 29.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
вo 2,4 классе (2014-2015 учебный год)
по математике
«Веселая математика»
Возраст детей—8-11 лет
Срок реализации – 1 год
Тип программы - адаптированная
п. Лесной 2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа рассчитана на 34 учебных часа. Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Программа построена с учётом возрастных особенностей младших школьников (возраст – 8-11 лет)
Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.
Целенаправленное, интенсивное развитие творческого и логического мышления становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающий курс «Веселая математика» состоит из трёх блоков: «Арифметические забавы», «Логика в математике», «Задачи с геометрическим содержанием». С каждым последующим годом содержание каждого блока изучается глубже. Основную цель развивающего курса можно лучше всего объяснить через противопоставление творческого и традиционного мышления.
Задачи и задания традиционного типа приводят к тому, что развивается стиль учения, ориентированный на наведение на «правильный ответ». Однако надо обязательно предоставить детям возможность развивать и творческое дивергентное мышление. Поэтому в программу включены задачи на нахождение и описание процесса достижения поставленной цели – процессуальные задачи. Процессуальные задачи можно разделить (условно) на эвристические и алгоритмические. Ценность этих задач в том, что их решение способствует формированию операционного стиля мышления, необходимого при изучении математики и информатики.
Данная программа, способствует развитию творческих мыслительных способностей и преодолению стереотипов и шаблонов мышления. Оптимальным условием выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:
1)познавательные задачи строятся на междисциплинарной, интегрированной основе и способствуют развитию памяти, внимания, мышления, логики;
2)задания подобраны с учетом рациональной последовательности их предъявления;
3)система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы;
4)освоение общелогических приемов, формирования понятий, оперирования понятиями: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, ограничение. Например: выявление общих свойств объектов и их различий; выявление существенных и не существенных признаков предметов; классификация объектов;
5)развитие навыков анализа суждений и построения правильных форм умозаключений через решение логических задач;
6)развитие способностей к рисованию и художественного мышления, формирование начальных представлений о правилах геометрических построений.
В программе выделены три блока: арифметические забавы, логика в математике, задачи с геометрическим содержанием.
В результате обучения по данной программе ученики должны уметь:
- работать с разными источниками информации;
- пользоваться изученной терминологией;
- ориентироваться в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения);
- выполнять инструкции при решении учебных задач;
- изготавливать изделия из доступных материалов по образцу;
- сравнивать, анализировать полученную информацию;
- рассуждать, строить догадки, выражать свои мысли;
- раскрывать общие закономерности;
- составлять простейшие ребусы, кроссворды, магические квадраты;
- работать в группе, в паре;
- решать открытые и закрытые задачи;
- определять последовательность осуществления логических операций.
Цель обучения: развитие у школьников математических и творческих способностей; навыков решения задач с применением формальной логики (построение выводов с помощью логических операций «если - то», «и», «или», «не» и их комбинаций); умение планировать последовательность действий; овладение умениями анализировать, преобразовывать, расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с математикой. Основной целью должно стать формирование такого стиля мышления, который должен сочетать аналитическое мышление математика, логическое мышление следователя, конкретное мышление физика и образное мышление художника.
ЗАДАЧИ
- развивать умение последовательно описывать события и выполнять последовательность действий;
- обучить решению логических задач;
- научить решать задачи с геометрическим содержанием;
- научить решению и составлению задач-шуток, магических квадратов;
- научить обобщать математический материал;
- воспитывать умение сопереживать, придти на помощь;
Требования к результатам обучения по программе:
Предметные
научиться последовательно, описывать события и выполнять последовательность действий;
обучиться решению логических задач;
научиться решать задачи с геометрическим содержанием;
научиться решению и составлению задач-шуток, магических квадратов;
Метапредметные
научиться обобщать математический материал;
Личностные
научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним, единство с коллективом;
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «Учись играючи». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
- на развитие внимания и закрепления терминологии;
- игры-тренинги;
- игры-конкурсы (с делением на команды);
- сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
- интеллектуально-познавательные игры;
- интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому урок состоит из «кусочков», среди которых и гимнастика ума, и логика, и поиск девятого и многое другое.
Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:
- сказочные сюжеты уроков;
- поиск основных алгоритмических конструкций
на хорошо знакомых сказках
- сочинение своих сказок.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
Арифметические забавы. | 9 | |||
1 | Из истории математики. Как люди научились считать. | 1 | ||
2 | Игры с числами. | 1 | ||
3 | Задачи на сообразительность. | 1 | ||
4 | Задачи на внимание. | 1 | ||
5 | Конкурс «Загадки Весеорго карандаша» | 1 | ||
6 | Шарады. Ребусы. | 1 | ||
7 | Задачи в стихах. | 1 | ||
8 | Магические квадраты. | 1 | ||
9 | Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения. | 1 | ||
Логика в математике. | 15 | |||
10 | Больше - меньше, раньше - позже, быстрее - медленнее. | 1 | ||
11 | Множество и его элементы. | 1 | ||
12 | Способы задания множеств. | 1 | ||
13 | Сравнение и отображение множеств. | 1 | ||
14 | Математическая эстафета. | 1 | ||
15 | Кодирование и декодирование. | 1 | ||
16 | Отрицание. | 1 | ||
17 | Истинные и ложные высказывания. | 1 | ||
18 | Математические фокусы, игры на внимание. | 1 | ||
19 | Символы в реальности и сказке. | 1 | ||
20 | Самостоятельное создание символов. | 1 | ||
21 | Обозначение действий, знаки – пиктограммы. | 1 | ||
22 | Понятие «дерево». | 1 | ||
23 | Задачи, решаемые подбором. | 1 | ||
24 | Решение задач комбинаторного типа. | 1 | ||
Задачи с геометрическим содержанием. | 10 | |||
25 | Кодирование | 1 | ||
26 | Симметрия фигур. | 1 | ||
27 | Задачи на разрезание. | 1 | ||
28 | Задачи на склеивание. | 1 | ||
29 | Игра «Конструктор». | 1 | ||
30 | Задачи со спичками. | 1 | ||
31 | Геометрическая викторина. | 1 | ||
32 | Задачи комбинированного типа | 1 | ||
33 | Игры на развитие конструкторских способностей | 1 | ||
34 | Обобщение и закрепление изученного. | 1 | ||
Итого: | 34 ч |
Список литературы
для педагога:
1. Ф.В.Варегина, С.В.Смирнова, З.П.Чеботарь. Дидактические игры и логические задачи на уроках математики в начальных классах. Тула, 1992.
2. Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин. Математическая шкатулка, - М.: Просвещение, 1988.
3. Н.Н.Аменицкий, И.П.Сахаров. Забавная арифметика, - М.: Наука, 1991.
4. И.Ф.Шарыгин. Наглядная геометрия, - М.: МИРОС, 1995.
5. Г.В.Керова. Нестандартные задачи по математике, -М.: Вако, 2006.
6. З.А. Дегтярёва. Математика после уроков, - Краснодар, 1996.
7. Е.Г.Козлова. Сказки и подсказки, М.: МИРОС, 1994.
8. Н.А.Копытов. Лучшие задачи на развитие логики, -М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
9. П.У.Байрамукова. Через сказку в мир математики, -М.: ИЗДАТ-ШКОЛА , 1999.
10. Л.А.Маш. Моя самая первая книжка по математике, -М.: Дрофа, 1995.
11. В.В.Волина Праздник числа, -М.: ЗНАНИЕ, 1993.
12.Л.В.Кузнецова. Гармоничное развитие личности младшего школьника, -М.: 1989.
13.А.З.Зак. Задачи для развития логического мышления, журнал Начальная школа,1989 -№6.
14. А.Г.Гайшут, Л.И. Брудман. Развивающие игры. Логика. Математика. Язык. – Киев,1990.
15.С.И.Волкова. Математика и конструирование, -журнал Начальная школа, 1997-№10
Список литературы для детей:
для дополнительной информации,закрепления изученного материала:
1.Л.М.Лихтарников. Занимательные логические задачи для учащихся начальной школы. – СПб.6 Лань МИК, 1996.
2. А.А.Свечников, П.И,Сорокин. Числа, фигуры, задачи. - М.,1997.
3. Л.М.Лихтарников. Числовые ребусы для учащихся начальной школы. – СПб.6 Лань МИК, 1996.
4.В.П.Труднев. Считай, смекай, отгадывай: Пособие для учащихся начальной школы. 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по математике в 5 классе "В мире математики"
Программа внеурочной деятельности для обучающихся по математике основной ступени образования. Название: "В мире математики". Предназначена для учащихся 5 класса. Программа рассчитана на 1 год об...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса «Математика вокруг нас»
Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников. Рабочая программа ...
Программа внеурочной деятельности по математике 6 класс "Занимательная математика"
Занимательная математика...
Программа внеурочной деятельности по математике «Занимательная математика» для учащихся 7 класса
Программа внеурочной деятельности по математике «Занимательная математика»для учащихся 7 класса...
Программа внеурочной деятельности по математике 7 класс ФГОС "Магия математики"
Пояснительная запискаПрограмма курса внеурочной деятельности «Магия математики» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результата...
Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике «Удивительный мир математики».
Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике «Удивительный мир математики»...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «За страницами учебника математики», 8 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «За страницами учебника математики» для 8 класса составлена, как продолжение работы по внеурочной деятельности с 5-9 классы. П...