Урок математики в 5 классе
план-конспект урока по математике (5, 6 класс)

Тема урока: «Площади. Единицы измерения площади»

(урок – обобщение)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики в  5 классе

Тема урока: «Площади. Единицы измерения площади»

(урок – обобщение)

Цели: 

  • Обобщить теоретический материал по теме;
  • Закрепить умение находить площади различных фигур, сравнивать и выражать единицы измерения площадей, использовать полученные знания при решении задач и в нестандартных ситуациях;
  • Развивать правильную математическую речь, логическое мышление, умение аргументировать ответ, быстроту вычислительных навыков;
  • Воспитывать внимательность, аккуратность, умение слушать.

План урока:

  1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока, темы урока (2 мин.)
  2. Проверка домашнего задания (3 мин.)
  3. Актуализация знаний: работа по опорному конспекту (5 мин.), единицы измерения площади (2 мин.), нахождение площади фигур (3 мин.), сравнение единиц площади  (3 мин.)
  4. Вычисление площади фигур по готовым чертежам (7 мин.)
  5. Анаграммы (2 мин.)
  6. Лото – работа в парах (7 мин.)
  7. Решение задачи (3 мин.)
  8. Тест (6 мин.)
  9.  Итог урока, постановка домашнего задания (2 мин.)

Ход урока:

1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока, темы урока.

2. Проверка домашнего задания: на доске даны рисунки воздушных шаров с указанными на них ответами; учащимся предлагается назвать номера заданий, соответствующих данным ответам.

3. Актуализация знаний: 

- работа по опорным конспектам.

Учитель показывает на фрагменты конспекта, учащиеся его комментируют, обобщая тем самым необходимые знания для работы на уроке.

- устно выразить единицы измерения площадей: 1 см2 в мм2, 1 дм2 в см2, 1 м2 в см2, 1 га в а, 1 км2 в га, 1 км2 в м2.

- сравните (письменно) 13 см2 и 1 дм2, 5 а и 50 м2, 400 дм2 и 4 м2, 600 га и 6 км2.

Проверка с помощью магнитных карточек у доски (ученик).

- устно найти площади фигур, разбитых на квадраты, если известна площадь одного квадрата (3 шт.)

4. Письменно вычислить площади фигур по готовым чертежам, найти несколько способов.

5. Учащимся предлагается разгадать анаграммы и объяснить значения полученных слов: ДВАКАТР – квадрат, ТЕРГАК – гектар, МЕРЕПИТР – периметр.

6. Работа в парах. Учащимся раздаются карточки лото с предложенными ответами. Задание: решить задачи и закрыть все поля лото. Самая быстрая пара выкладывает карточки у доски (перевернув карточки осуществляют проверку по правильности полученного рисунка).

  1. Найти площадь прямоугольника со сторонами 15 м и 4 м.

2. Найти площадь квадрата, сторона которого равна 12м.

3.Длина прямоугольника 32 м, а его ширина в 4 раза меньше. Чему равна площадь прямоугольника?

4. Найдите периметр прямоугольника, если его площадь равна 30 м2, а одна из его сторон – 5м.

5. Выразите 18а в квадратных метрах.

6. Площадь поля, имеющего форму прямоугольника, равна 54 га. Найдите ширину этого поля, если его длина 900 м.

7. Найдите площадь треугольника АСД, если сторона квадрата АВСД равна 4 м.

8. Найдите площадь всей фигуры, если АВ = АД = 4 м, ДК = 6 м.

60 м2

144 м2

256 м2

22 м

1 800м2

600 м

8 м2

40 м2

7. Задача по полученному рисунку: Ковер – самолет имеет форму прямоугольника со сторонами 70 м и 40 м. Для его украшения на каждый ар потрачено 4 кг бисера. Сколько бисера понадобилось для украшения сказочного ковра – самолета? (112 кг)

8. Самостоятельная работа в форме тестирования:

1 вариант

  1. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 6 см и 4 см.

а) 24 см2;                б) 10 см2;                           в) 20 см2;                 г) 24 см.

  1. Найдите площадь квадрата, сторона которого равна 11 см.

а) 44 см2;                б) 121 см2;                         в) 22 см2;                 г) 121 см.

  1. Чему равна сторона квадрата, если его площадь 36 см2.

а) 18 см;                б) 6 см;                             в) 9 см;                      г) 4 см.

4. Найдите периметр прямоугольника, площадь которого равна 36 см2, а одна из его сторон 9 см.

а) 4 см;                   б) 324 см;                           в) 13 см;                  г) 26 см.

5. Выразите 7га 18а в квадратных метрах.

а) 718 м2;               б) 7018 м2;                          в) 71 800 м2;           г) 7180 м2.

6. Найдите площадь фигуры.

   

      а) 14 см2;                б) 35 см2;                           в) 26 см2;                 г) 27 см2.

                     

2 вариант

1. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 3 см и 10 см.

а) 26 см2;                б) 30 см2;                           в) 13 см2;                 г) 30 см.

  1. Найдите площадь квадрата, сторона которого равна 9 см.

а) 18 см2;                б) 81 см2;                         в) 36 см2;                 г) 81 см.

  1. Чему равна сторона квадрата, если его площадь 49 см2.

а) 7 см;                  б) 28 см;                          в) 8 см;                 г) 9 см.

4. Найдите периметр прямоугольника, площадь которого равна 40 см2, а одна из его сторон  равна 5см.

а) 26 см;                   б) 8 см;                           в) 13 см;                  г) 200 см.

5. Выразите 9га 28а в квадратных метрах.

а) 92 800 м2;            б) 9028 м2;                      в) 928 м2;                 г) 9280 м2.

6. Найдите площадь фигуры.

      а) 48 см2;                б) 24 см2;                           в) 33 см2;                 г) 39 см2.

Результаты работы вносятся в сводную ведомость по которой осуществляется взаимопроверка:

Фамилия, имя______________________________________

Вариант___________________________________________

Оценка

учителя

Номер задания

1

2

3

4

5

6

ответ

9. Подведение итогов урока, постановка домашнего задания: № 626 (решить кроссворд на форзаце учебника) или составить кроссворд из 8 – 10 слов по теме урока.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики в 6 классе

Тема урока: «Сложение и вычитание смешанных чисел с разными знаменателями», 6 класс

Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению темы

Тип урока: урок открытия нового знания

Планируемые результаты:

  • Личностные: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • Метапредметные: понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
  • Предметные: овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию; развитие навыков устных, письменных вычислений.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Техническое обеспечение урока: электронный учебник «Математика,6»  Виленкин Н.Я., флипчарт для интерактивной доски Promethean, презентация для физминутки, карточки для работы в парах.

Технологическая карта (ход урока)

Этап урока

(время)

Содержание

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Время

1. Организационный этап

Создание благоприятного психологического настроя на работу 

Слайд 1: Притча. Как-то раз один величайший мастер стрельбы из лука повесил на дерево мишень и спросил каждого из своих учеников, что тот видит.

Первый ученик ответил: «Учитель, я вижу дерево и мишень на нём». Другой ученик произнёс: «Я вижу ствол дерева с мишенью, листву, солнце, птиц на небе». Третий сказал: «Я вижу тебя, мой учитель, твоих учеников и дерево, на котором висит мишень». Остальные отвечали примерно тоже самое. Затем мастер обратился с тем же вопросом к своему лучшему ученику. И тот ответил: «Прости, учитель. Наверное, у меня что-то случилось с глазами. Как я ни стараюсь, не вижу ничего кроме центра мишени», -последовал ответ. Тогда мастер повернулся к остальным ученикам и назидательно сказал: «...»

Мастер повернулся к ученикам и назидательно сказал: «Знайте, только такой человек может стать попадающим в цель!»

-Действительно, попадающим в цель может стать только тот, кто настраивает себя на собранность и организованность своих действий. Сегодня на уроке мы вместе постараемся определить тему урока и его цели.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Организует внимание учащихся.

Как вы думаете, ребята, что мастер мог сказать, и почему его лучший ученик ничего не видел кроме центра мишени?

Включаются в деловой ритм урока.

Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 3 мин.

2. Актуализация знаний

 

3. Постановка учебной задачи

4. Открытие новых знаний

 5. Первичное закрепление

 

6. Физкультминутка

 

7. Закрепление

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Слайд 2:

7/14, 10/15, 9/36, 12/14, 6/8, 21/30

Слайд 3:

17/3, 5/6, 6/5, 9/9, 4/9, 17, 9/4, 15/7, 11/2, 2/11

Слайд 4:

  1. Найдите соответствие

3 17/15, 7 31/24, 7 29/24, 2 19/15, 3 33/15

4 2/15, 8 7/24,  8 5/24, 4 4/15, 4 3/15

  1. Вычислите: 2/7+3/14, 2/7+3/14+5/7, 5/6+1/14+1/6+6/14

Сократите дроби.

Что значит сократить дроби?

На основании чего мы можем сокращать дроби

 Что здесь лишнее?

На какие группы можно разделить?

В чем отличие неправильных и правильных дробей?

Вспомните правило выделения целой части из неправильной дроби.

Запишите в тетради число, 26.10, классная работа

Выпишите неправильные дроби и выделите целую часть.

Как называются полученные числа?

Почему они так называются?

Представьте их в виде суммы целой и дробной части (устно)

Представьте числа так, чтобы дробная часть была правильной дробью и найдите соответствие

Сформулируйте правило сложения дробей с разными знаменателями

Какие свойства сложения использовали при вычислении

Для чего их применяют

Формулируют определение и основное свойство дроби

Определяют, что число 17 лишнее.

Делят дроби на 2 группы: правильные и неправильные. Называют определение правильных и неправильных дробей.

Называют правило выделения целой части из неправильной дроби

Записывают в тетрадь число, классная работа.

Выписывают неправильные дроби, 2-3 учащихся называют полученные числа, остальные проверяют себя.

Вспоминают, что полученные числа называются смешанными.

Состоят из целой и дробной части.

Называют сумму целой и дробной части

Выполняют действия устно и находят соответствие – 1 ученик у доски

Формулируют правило

Вспоминают переместительное и сочетательное свойство

Для упрощения вычислений

Личностные: самостоятельное выполнение заданий.

Познавательные: анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания.

Регулятивные: выполняют тренировочное учебное действие.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения.

Познавательные: анализируя и сравнивая приводимые примеры, извлекают необходимую информацию формулируют тему, цель урока.

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей.

Коммуникативные: выражают свои мысли, аргументируют свое мнение.

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование;

поиск необходимой информации; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;

самоорганизация;

построение речевого высказывания;

построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные:

познавательная инициатива;

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

учёт разных мнений;

формулирование и аргументация своего мнения.

 5 мин

Слайд 5:

Вывод нового правила:

Морковь – 4 2/15 кг

Свёкла – 2 3/10 кг

4 2/15+2 3/10=4+2/15+2+3/10=(4+2)+(2/15+3/10)=6+(4/30+9/30)=6 13/30 кг

Слайд 6: Заполняется кластер сложения смешанных чисел, в которых дробные части имеют разный знаменатель

Составьте по картинке задачу.

Какие вопросы можно задать

Запишите в тетради решение задачи.

Что заметили?

Какое правило использовали при вычислении

Сформулируйте его

Восстановите алгоритм сложение смешанных чисел (кластер)

Решите эту же задачу с изменёнными числовыми данными

Что заметили?

Попытайтесь сформулировать тему нашего урока. Цели (центр мишени)

Как найдем значение суммы 4 2/15+2 3/10

Какой вывод можно сделать?

Дополним алгоритм сложения смешанных чисел, чтобы он стал универсальным. Чего не хватает в нашей схеме?

На стр.60 учебника прочитаем правило сложения смешанных чисел, сравним с нашими выводами

2-3 учащихся составляют задачу по картинкам.

Записывают в тетради 

 4 3/10+1 2/10  = 5 5/10

Замечают, что дробную часть можно сократить 5 ½ кг

Учащиеся делают вывод: при решении задачи использовали правило сложения смешанных чисел.

Называют раннее уже известный им алгоритм сложении и вычитания смешанных чисел (где знаменатели дробных частей одинаковы)

Замечают, что дробные части имеют разные знаменатели.

Формулируют тему урока, его цель

Представим в виде суммы целой и дробной части, дробные части приведём к общему знаменателю

Формулируют правило сложения смешанных чисел

Заполняют кластер

Ученик читает правило вслух

Убеждаются в правильности формулировки

 2 мин

 5 мин

Обычно запись выполняют коротко:

2 ½+11 2/3=2 3/6+11 4/6=13 7/6=14 1/6

а) 3 2/7+5 3/14=3 4/7+5 3/14=8 7/14=8 ½

б) 5 7/8+2 5/12=5 21/24+2 10/24=7 31/24=8 7/24

слайд 8: д) 7 2/9+4=11 2/9

е) 8 3/5+1/15=8 9/15+1/15=8 10/15=8 2/3

офтальмологичекая зарядка (офтальмотренажёр Л.Г.Масько)

Слайд 9: задача на разностное сравнение

Найдите периметр треугольника, если одна его сторона 3 1/7 см, что на 2 2/3 см меньше другой стороны, а третья на 4 5/42 см больше первой.

  1. 3 1/7+2 2/3=3 3/21+2 14/21=5 17/21 см – вторая сторона
  2. 3 1/7+4 5/42=3 6/42+4 5/42=7 11/42 см – третья сторона
  3. Р=3 1/7+5 17/21+7 11/42=3 6/42+5 34/42+7 11/42=15 51/42=16 9/42=16 3/14см

Ответ: Р=16 3/14 см

Учитель на доске показывает правило записи вычислений

Стр.61 №376 а,б,д,е

Следит за правильностью выполнения

Контролирует правильность решения задачи

Записывают в тетрадь

Слайд 7:

а, б у доски ученик с комментированием

д, е самостоятельно с последующей проверкой (Слайд 8:шторка)

Выполняют зарядку для глаз

Учащийся решает у доски с подробным комментированием, остальные пишут в тетрадь.

Личностные: решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений.

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу

Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, координируют свои действия.

Формирование навыков организации с учётом принципов ЗОЖ

 5 мин

 3 мин

 3 мин

Работа в парах: Расшифруй слово (составить дроби по рисунку, записать выражения и вычислить их значения; по предложенному ключу составить слово)

Слайд 10: Сегодня, 26.10, Всероссийский день безопасности школьников в сети Интернет.

Информация может быть хорошей и плохой, верной и ложной. Необходимо в этом уметь разбираться. Многие используют для игр, просмотра видео.

Помни, важно соблюдать правила безопасности в интернете , чтобы заботиться о себе, своих близких и твоем помощнике – компьютере.

Все компьютеры, которые  подключены к  интернету – сразу становятся связанны друг с другом, поэтому,  любая информация, которая есть в интернете доступна не только нам, но и всему миру. Прежде чем сказать что-то или сделать – хорошо подумай и посоветуйся с близкими.

Если ты ищешь какую-либо информацию в интернете – помни, что не всему можно верить. Чтобы не навредить себе и своим близким – пользуйся компьютером вместе с родителями.

Пользуйся интернетом вместе с родителями.  Они помогут тебе защитить компьютер «антивирусом» и подскажут, на какой сайт заходить можно, а на какой опасно.

Помни, что отправив смс на какой- либо не известный номер интернет –мошенники могут забрать твои деньги или даже информацию о тебе. Советуйся с близкими – и вы вместе примете верное решение!

Старайся больше времени проводить со своими родителями и близкими людьми!

Организует работу в парах по карточкам

Для чего нужен Интернет?

Каким должен быть пароль?

Что защищает компьютер от вируса?

Давайте вместе попробуем составить памятку с советами, как безопасно работать в сети

Находят значения выражений, расшифровывают слово «ИНТЕРНЕТ»

Для поиска информации

Сложным

Специальная программа – антивирус

Предлагают правила, обсуждают

Личностные: стараются следовать в поведении моральным нормам, самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку

Познавательные: самостоятельно выполняют действия по алгоритму

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролирую свои действия

Коммуникативные: осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой

 13 мин

9. Применение полученных знаний в изменённой ситуации

2,4 + 1 2/3 = 4 1/15

1 7/9+2 5/12+5 2/9+7/12+4 3/4

Контролирует правильность выполнения заданий

Обсуждают в парах план решения. Предлагают привести числа к одному виду, использовать свойства сложения.

Выполняют проверку по решению на доске

Анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение. Саморегуляция в ситуации затруднения

 3 мин

10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению   

Домашнее задание

Стр. 59 п.12

№ 414, 421, 426 а

Дает инструктаж по выполнению домашнего задания

Записывают домашнее задание в дневник

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем

 1 мин

11. Рефлексия (подведение итогов занятия) 

Ответьте на вопросы

Я повторил…

Я научился…

Я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

У меня хорошо получалось…

Оцените свой уровень к концу урока

Большой палец вверх – отлично, всё понятно

В сторону – хорошо, но есть некоторые трудности

Палец вниз – не понял ничего

Подводит итог занятия, организует рефлексию учащихся

Отвечают на вопросы, оценивают уровень полученных знаний

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение Карта урока по ФГОС

1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в те...

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Урок математики 5 класс.Технологическая карта к уроку

технологическая карта урока математики 5 класс. Тема: Делимостьь чисел.Свойства делимости.(в соответствии с ФГОС)...

Урок математики 6 класс VIII вид Тема урока: Скорость, время, расстояние (путь).

Разработка урока коррекции и систематизации знаний по изученной теме с элементами краеведения по теме «Скорость, время, расстояние (путь)»; карта учета умений учащихся 7  класса; интеллект-карта...

урок математики 6 класс "Решение задач с помощью пропорций" конспект урока и призентация

решение задач на прямую и обратную пропорциональность с последующим построением диаграмм....

урок математики 6 класс Бунимович тема урока "Решение задач с помощью уравнений"

урок составлен полностью в соответствии с требованием ФГОС, разработка содержит технологическую карту, презентацию...