Система подготовки учаихся к ОГЭ по математике
опыты и эксперименты по математике (9 класс)

Дубова Маиса Григорьевна

Как эффективнее подготовить детей к ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_podgotovki_k_oge.docx43.48 КБ

Предварительный просмотр:


«Система подготовки учащихся к ОГЭ по математике

(из опыта работы)»

Подготовила: учитель математики первой категории

Дубова Маиса Григорьевна

Одной из ключевых проблем, волнующей учителей 9-го класса по математике, является гарантия того, что основной государственный экзамен (далее будем писать просто ОГЭ) сдадут все без исключения обучаемые, в том числе и самые-самые слабые (в математическом смысле). Полной гарантии, конечно, никто не даст: в конце концов двойку на экзамене можно получить и по роковой случайности, и в результате неблагоприятного стечения обстоятельств, независимо от того, насколько качественной была подготовка.

Государственная итоговая аттестация по математике в 9 классе – это результат работы ученика и учителя на протяжении пяти лет обучения в школе, и подготовка к ней является важной составляющей учебного процесса.

Уровень обученности детей разный. Есть учащиеся с низким темпом продвижения в обучении, испытывающих затруднения при усвоении нового материала, имеющих пробелы в знаниях, учитель вынужден решать сложную педагогическую задачу: достижения всеми учениками уровня обязательных результатов обучения.
Разумеется, если школьник все 9 лет обучения имел по математике хотя бы тройку (не натянутую, а реальную, твёрдую) или ещё более высокие оценки, опасность того, что он не сдаст ОГЭ на минимальный балл незначительна. Есть, правда, и в данной ситуации свой коварный риф – школьник может уверенно решать задачи раздела «алгебра» и почти не решать задачи раздела «геометрия». Тогда, при твердой тройке, а то и четверке за каждую четверть, ОГЭ он не сдаст, так как не наберёт нужный балл по геометрии. Крайне редка, но теоретически не исключена и обратная картина: по геометрии нужное число задач решается, по алгебре – нет.

Успешнее сдает экзамен тот, кто

  • в полном объеме владеет материалом,
  • хорошо знаком с процедурой проведения экзамена,
  • психологически готов к экзамену и адекватно реагирует на нестандартные ситуации.

Задача учителя - помочь ученику как можно лучше решить первые две проблемы, и уменьшить, насколько это возможно, третью. Экзамен в новой форме не похож на обычные школьные контрольные, к которым привыкли и ученики, и учителя, и родители. Именно поэтому к нему надо специально готовить даже тех, кто неплохо пишет обычные контрольные работы, а уж тем более тех, кто испытывает затруднения в математике.

Дважды в год для девятиклассников и их учителей нами проводятся диагностические и репетиционные контрольные работы по математике в формате ОГЭ. Анализ решаемости заданий базового уровня сложности позволяет достаточно четко выделить так называемую группу риска - школьников, не освоивших образовательную программу даже на базовом уровне. К сожалению, группа риска весьма объемна и в большинстве школ в эту группу попадает не менее половины общего числа учащихся

Группа риска может формироваться различными категориями учащихся. Есть среди них те, кто для себя категорически решил, что учиться вообще не нужно, есть и те, кто учиться-то может, но не хочет. А есть школьники вполне нормальные, старательные, но (увы) совершенно не способные к математике. Иными словами, есть те, кто не дружит с математикой, и есть те, с кем не дружит математика. Но всем им нужно особое внимание и помощь в преодолении минимального порога установленного на экзамене.

Важным условием успешной подготовки к экзаменам - является тщательное отслеживание результатов учеников по всем темам и своевременная коррекция уровня усвоения учебного материала. Для этого разработана система контроля знаний, умений и навыков обучающихся, которая позволяет:

1) постоянно получать информацию об уровне усвоения учебного материала по каждой теме;

2) своевременно принимать меры по восполнению пробелов;

3) повысить уровень познавательных способностей учащихся;

4) повысить мотивацию учащихся к учебе;

5) развивать навыки самостоятельной деятельности учащихся;

6) привлечь внимание родителей непосредственно к учебному процессу, повысить их ответственность за обучение детей.

В систему контроля включены: индивидуальная диагностическая карта развития обучающегося по подготовке к ОГЭ 9 класс математика, лист контроля зачетных тем, статистика выполненных работ на сайте «Решу ОГЭ»

Каждый школьник в процессе обучения должен иметь возможность получить полноценную подготовку к выпускным экзаменам.

Формула успеха хорошо сдать экзамен ОГЭ по математике:

Высокая степень восприимчивости + мотивация + компетентный педагог.

В любом случае натаскивание на варианты ОГЭ необходимо, но его нужно сочетать с фундаментальной подготовкой, формируя системные знания и навыки. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ можно выделить следующие составляющие:

-информационная готовность;

-предметная готовность;

-психологическая.

Ориентируясь на данные компоненты, актуальными вопросами в подготовке к экзамену являются следующие:

1. Организация информационной работы:

- по подготовке учащихся к экзамену в форме инструктажа (содержание - правила поведения на экзамене; правила заполнения бланков);

- информирование родителей о процедуре ОГЭ, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет;

- информирование о результатах пробного внутри школьного диагностического тестирования;

- индивидуальное консультирование родителей.

2. Психологическая подготовка к ОГЭ.

Состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в

3. Организация работы по предмету:

Организация правильной, ответственной самоорганизации у обучающегося:

- ведение отдельной тетради для прорешивания тестовых заданий ОГЭ ;

- справочника, который мы начинаем вести с восьмого класса, записывая и повторяя основные формулы и правила по математике, алгебре и геометрии;

- наличие сборников разных авторов для самостоятельной подготовки к экзамену (например - 8 класс работаем со сборником под редакцией Ященко, 9 класс - сборник под редакцией Мальцева)

Устный счет – один из важных приемов при подготовке учащихся к ОГЭ по математике. В связи с введением обязательного ОГЭ по математике возникает необходимость научить учащихся решать быстро и качественно задачи базового уровня. При этом необыкновенно возрастает роль устных вычислений, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и таблицы. Можно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень) преобразования устно. Конечно, для этого потребуется организовать отработку такого навыка до автоматизма, на каждом уроке необходимо отводить 5-7 минут для проведения упражнений устных вычислений, предусмотренных программой каждого класса.

Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции.

Практика показала, что систематическая работа с устным счетом способствует значительному повышению продуктивности вычислений и преобразований. Сокращается время на выполнение таких операций, что переводит их из разряда самостоятельной задачи в разряд вспомогательной и становится инструментом (“таблицей умножения”) для решения более сложных задач.

Учитель по математике, знающий, с чем придется столкнуться школьнику на экзамене, кроме фундамента уделяет большую часть времени на занятии отработке вопросов специфики ОГЭ.

Правильность оформления заданий, тактика и стратегия решения в условиях дефицита выделенного времени на экзамене, а также банальная невнимательность. Эти и масса других особенностей составляют суть специфики.

Для эффективной подготовки к ОГЭ нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма.

Применение ИКТ на уроках математики при подготовке к ГИА.

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения:

- графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;

– повышение мотивации учащихся;

– экономия времени при выполнении заданий;

– формированию навыков самоконтроля, взаимоконтроля и самообучения;

– включению у учащихся всех каналов восприятия информации.

Использую интернет-ресурсы, открытый банк математических задач, обеспечивающий цель поддержки работы учителя и самостоятельной работы учащихся по подготовке к сдаче экзамена.

Мониторинг качества.

Особое внимание в процессе деятельности по подготовке учащихся к ОГЭ занимает мониторинг качества обученности по предмету. Мониторинг – отслеживание, диагностика, прогнозирование результатов деятельности. Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предмету, оценок по контрольным и самостоятельным работам, результаты пробного внутри школьного диагностического тестирования в форме ОГЭ. Учитель анализирует их, выносит на обсуждение, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на выпускном ОГЭ.

Использование дифференцированного подхода при подготовке к ОГЭ.

На каждого ученика 9 класса есть мониторинг выполнения диагностических работ по каждому заданию. Для организации подготовки школьников к экзамену по результатам первой диагностической работы определены 3 группы учащихся:

первая группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель – преодоление нижнего рубежа (8 заданий). Выявляем сильные и слабые позиции математической подготовки каждого и работаем с сильными позициями (закрепляем то, что уже получается), добавляя посильные задания из слабых позиций. Цель такой работы – отработать решение выбранных заданий и вселить уверенность в учащихся, что нижний рубеж им по силам.

вторая группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель – сдать экзамен на оценку «4». Для этой группы необходимо уверенно получить 16-22 баллов. Работаем со слабыми позициями, постоянно держа под контролем сильные позиции выполнением соответствующих задач (добиваемся выполнения того, что не получается). Цель работы – сформировать навыки самопроверки и добиться устойчивого результата (на уровне ожидаемого) по работе с задачами в которых ученик более успешен, повторить темы, дающие возможность решения наиболее сложных заданий.

третья группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель – получить высокие баллы. Для этой группы вырабатываем умение уверенно выполнять задания части 2,чтобы набрать 23-38 баллов. Регулярно решаем, задания, развивающие творческие способности учащихся к решению задач повышенного уровня сложности. Цель работы - сформировать умения и навыки, позволяющие получить наивысшие баллы.

При дифференцированной работе каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей

Мы работаем в простой школе, наши ученики имеют средние учебные возможности и понятно, что без прочного усвоения базовых знаний детьми невозможно дальнейшее обучение. Уделяю внимание технике выполнения экзаменационной работы:

В своей работе применяю следующие принципы для эффективной подготовки к ОГЭ .

1. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая принцип от простых типовых заданий к сложным.

2. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое.

3. На консультациях учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.

4. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.

5. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.

6. Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

Моя цель состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Развиваю способность мыслить свободно, без страха, творчески. Стараюсь давать возможность каждому школьнику расти настолько, насколько он способен.

Успешная сдача ОГЭ по математике для учеников 9 класса — важный этап в их образовательном пути. Этот экзамен проверяет не только знания, но и умение применять их на практике. Для достижения успеха на экзамене необходима грамотная подготовка. Вот несколько эффективных методов, которые помогут ученикам подготовиться к ОГЭ по математике. А также понять как математика 9 класс подготовка к огэ поможет ученикам.

  1. Изучение программы. Первым шагом к успешной подготовке к ОГЭ является изучение учебной программы. Ученики должны тщательно ознакомиться со всеми разделами, темами и типами заданий, которые могут встретиться на экзамене. Это поможет им определить слабые места и сконцентрироваться на них во время подготовки.
  2. Практика на примерах. Решение большого количества задач и примеров поможет ученикам лучше понять материал и научиться его применять. Рекомендуется использовать как учебники и рабочие тетради, так и специальные сборники задач по подготовке к ОГЭ. Также задания создаю сама.
  3. Работа с учебными пособиями и онлайн-ресурсами. Современные технологии предоставляют широкий выбор учебных пособий и онлайн-ресурсов для подготовки к ОГЭ. Ученики могут использовать интерактивные задания, видеоуроки, тесты и другие обучающие материалы для закрепления знаний и тренировки навыков.
  4. Регулярные проверки знаний. Для оценки уровня подготовки к ОГЭ полезно проводить регулярные проверочные работы. После решения огромного количества заданий по определенной теме, обязательно даю самостоятельную работу. Каждый месяц пишем пробные экзамены. Это поможет ученикам отслеживать свой прогресс, выявлять слабые места и своевременно их исправлять.
  5. Самостоятельная подготовка. Важно, чтобы ученики не ограничивались только уроками в школе. Самостоятельная работа над материалом, повторение изученного и поиск дополнительной информации помогут им углубить свои знания и повысить уровень подготовки.
  6. Подготовка к разделу «Задачи». Особое внимание следует уделить разделу «Задачи», так как он составляет значительную часть экзамена по математике. Ученики должны научиться правильно формулировать условия задач, выделять важные данные, выбирать подходящий метод решения и проверять полученный ответ.
  7. Психологическая подготовка. Экзаменационная ситуация может быть стрессовой для учеников, поэтому важно помочь им управлять своими эмоциями. Регулярные тренировочные тесты и симуляции экзамена помогут ученикам привыкнуть к формату экзамена и повысить свою уверенность в своих силах.

Соблюдение этих рекомендаций поможет ученикам 9 класса эффективно подготовиться к ОГЭ по математике и успешно справиться с этим важным этапом своего образования. Главное — не забывать о систематическом подходе к подготовке и верить в свои силы.

При подготовке к ОГЭ следует знать специфику класса и уровень знаний по предмету.

Для работы по подготовке к ОГЭ всех учащихся я разделила на 2 группы (можно и на 3), перед каждой поставила свои задачи.

1 группа

2 группа

Учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и получить на экзамене «3».

Учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и более сложными заданиями.

Задачи:

  1. должны выучить всю теорию;
  2. научиться решать все типы заданий базового уровня;
  3. на контрольных работах, тестах и зачетах не списывать.
  4. если получена «2», то отработать (но не более 2 раз)
  1. должны выучить всю теорию;
  2. научиться решать все типы заданий любой темы разными способами;
  3. уметь объяснять, почему так решаешь;
  4. уметь решать задачи на уравнения, проценты, прогрессии;
  5. знать теорию геометрии и уметь решать задачи с параметрами.
  6. если получишь «2», «3» или «4», то отработать (но не более 1 раза);
  7. посещать элективные курсы;
  8. прорешивать все дополнительные задания.

Проведение дополнительных занятий по подготовке к ОГЭ:

  • консультации для слабых учащихся (решение 1 части);
  • консультации для сильных ребят (решение заданий 2 части);
  • индивидуальные консультации.

На первых занятиях знакомлю учащихся с нормативно-правовыми документами, провожу инструктаж по правилам выполнения Кимов. Знакомлю с содержанием работ, их особенностями. На нескольких занятиях задания выполняем коллективно, с полным объяснением и записью на доске, прорешиваем несколько тестов (1 часть). При этом стараюсь знакомить с тем, как правильно читать задания, несколько раз прочитать вопрос задания. Стараюсь каждого ученика вызвать при этом к доске.

Систематическое включение в устную работу заданий из ОГЭ открытого банка задач части 1.

Включение в изучение текущего учебного материала заданий,

соответствующих экзаменационным заданиям. На каждом уроке решаем и разбираем задания не только из учебника, но и задания, соответствующие теме задания из Кимов.

Использование в домашних заданиях материалов Кимов.

На протяжении первого полугодия домашнее задание задаю из сборника Кимов: 4- 5 заданий из варианта или несколько заданий из этого сборника по новой теме. Те задания, которые вызвали затруднения, разбираем на доске.

Включение экзаменационных задач в содержание текущего контроля.

В контрольные и тестовые работы включаю задания из открытого банка задач. Обязательно добиваюсь того, чтобы ребята отработали задания, в которых допустили ошибки (иногда работу над ошибками приходиться выполнять по нескольку раз, пока задание не будет решено правильно).

Проведение тематического повторения в течение года.

В сборниках для подготовки к ОГЭ есть много заданий по определённой теме,

например, «Уравнения». Готовясь к уроку, учителю приходится искать задания по этой теме в разных источниках, что занимает много времени. Кроме того, повторять материал темы удобно, когда задания расположены в одном месте. Наиболее

оптимальное решение - это тематические тесты.

Систематическое повторение учебного материала начинаем с 3

триместра. Итоговое повторение можно построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.

  • Примерные экзаменационные работы беру из различных сборников для подготовки к ОГЭ (прошлых лет и новые с геометрическим материалом)
  • Кроме этого ребята могут проверить свои знания, решая примерные работы в режиме on-lain, а также работы, размещённые на сайте СтатГрада и Алекс Ларин, Ширяевой «Распечатай и реши», Гущина «Решу ОГЭ», «Мат100»,

Систематическая работа по заполнению бланков. С заполнением бланков возникает много проблем, поэтому, чем раньше обучающиеся по ним начинают работать, тем меньше вероятность допущения ошибок в оформлении. На дополнительных занятиях разбираем все ошибки, которые были допущены при выполнении диагностических работ. Обращаю внимание на то, что каждая цифра и знак пишутся в отдельной клеточке, на правильность написания цифр, на то, что в ответах не пишут наименования, не ставят знаки %, не получают десятичную или неправильную дробь и т.д. ответы в тетрадях и на доске записываем в клеточках.

Решение большого числа тестов. Отработка тестовых технологий. С конца сентября в классе, на дополнительных занятиях и дома можно раздать для

прорешивания большое количество тестов, желательно разные варианты. Ответы затем проверить и те задания, в которых была допущена ошибка, разобрать.

Подготовку решения заданий второй части можно начать со второго триместра.

Для этого сначала можно использовать дополнительные занятия, на которые пригласить более подготовленных ребят. Можно дать домашнее задания из 2 части.

Конечно, подготовка к урокам, консультациям, проведение дополнительных занятий занимают много времени и сил, но, если правильно организовать свою деятельность и заинтересовать обучающихся в получении положительной оценки, то вся проведенная работа принесёт желаемый результат.

Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей и успешно сдали экзамен.

Одним из направлений организационно-методической работы является создание банка тестовых заданий, подбор учебно-методической литературы. Эти пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход. Составлять свои тестовые задания. В работе использую банк открытых задач, демонстрационные варианты, варианты репетиционных экзаменов.

Литература:

  • Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении / М.Ю. Бабанский - М., Педагогика, 1989.
  • Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / Беспалько В.П. – М., 1989.
  • Красновский Э.А. Активизация учебного познания / Красновский Э.А. // Советская педагогика. – 1989. - №5.
  • Эльконин Д. Б. Избранные педагогические труды. / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко.-М., 1989.
  • Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе/ Щукина Г.И. - М., 1979.

Диагностическая карта учащегося 9 «_» класса _______________________________

Проверяемое умение

Дата проведения

1

Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели

2

3

4

5

6

Числа и вычисления

7

Числовые неравенства, координатная прямая

8

Числа, вычисления и алгебраические выражения

9

Уравнения, системы уравнений

10

Статистика, вероятности

11

Графики функций

12

Расчеты по формулам

13

Неравенства, системы неравенств

14

Задачи на прогрессии

15

Треугольники, четырёхугольники, многоугольники и их элементы

16

Окружность, круг и их элементы

17

Площади фигур

18

Фигуры на квадратной решётке

19

Анализ геометрических высказываний

20

Алгебраические выражения, уравнения, неравенства и их системы

21

Текстовые задачи

22

Функции и их свойства. Графики функций

23

Геометрическая задача на вычисление

24

Геометрическая задача на доказательство

25

Геометрическая задача повышенной сложности

Итого/баллы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике в сельской школе

Положительный опыт работы учителя математики сельской школы, эффективные методы и приёмы, основные этапы подготовки учащихся к единому государственному экзамену....

Статья для родителей «Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике»

За время работы по подготовке учащихся к ЕГЭ у  меня   сложилась определенная система, которая способствует успешной сдаче экзамена. Прежде всего, произошла  коррекция педагогичес...

Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике

Первоочередная задача изучения курса математики – это качественное изучение предмета на базовом уровне. Приоритетное направление изучения физико-математических дисциплин в МОУ лицей обязывает поднять ...

Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике

Единый государственный экзамен по математике – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы, а для выпускника обычной общеобразовательной  сельской школы испытание особенное. Профильное о...

Выступление на МО учителей естественно-научного цикла «Система подготовки учащихся к олимпиадам по математике»

Олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеуроч­ной работы по математике.Целями проведения математических олимпиад являются:—  расширение кругозора учащихся;—  развитие интереса у...

Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике профильного уровня

Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике профильного уровня...

Образовательный проект "Система подготовки учащихся к ОГЭ по математике"

Педагогический проект посвящен системе подготовки к основному государственному экзамену по математике на уроках математики как средство формирования ключевых компетенций у учащихся. Основные разделы д...