Конспект диагностического НОД в средней группе по математическому развитию
план-конспект по математике

Конспект диагностического занятия позволяет определить уровень усвоения программного материала за год по познавательному развитию у детей средней группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 107 «Искорка» г. Волжский  Волгоградской области»

Конспект

итоговой диагностической образовательной ситуации

по познавательному развитию

(математическое)

средняя группа

«Приглашение в Простоквашино»

Разработчик:

педагог-психолог высшей категории

Власова Ольга Ивановна

г. Волжский

Программное содержание:

-  Упражнять детей в сравнении предметов по ширине, пользоваться словами: «самый широкий», «самый узкий», «шире чем», «уже чем».

- Закреплять состав числа «5».

- Закреплять умение находить фигуру по ее свойствам, пользоваться символами.

- Закреплять ориентировку в пространстве, использовать в речи слова «справа», «слева», «впереди», «сзади».

- Закреплять количественный и порядковый счет в пределах 10.

- Закреплять временные отношения: утро, день, вечер, ночь.

- При измерении жидкости упражнять детей в обобщении, сравнении и анализе своих действий.

- Закреплять конструктивные способности, умение работать с бумагой, соблюдать последовательность действий.

- Развивать речь, мышление, воображение.

- Воспитывать интерес к занятиям, чувство коллективизма.

Материал и оборудование: письмо, схема «Продолжи ряд», картинка дома кота Матроскина (с диагностического приложения «Математика – это интересно» З.А.Михайлова), картина «Коровы на лугу», 2 сосуда емкостью 2 литра, аудиозапись «Мы едем, едем, едем», музыкальный центр, подставки для образцов конструирования, корзинка для педагога.

Раздаточный материал:  на каждого ребенка по 5 полосок разных по ширине и цвету (красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя), плотная основа для коврика, набор палочек Кьюнезера, набор блоков Дьенеша, карточки-символы для блоков Дьенеша, карточки разноцветных геометрических фигур для задания «продолжи ряд», карточки-билеты - геометрические формы с номером от 1 до 9; диагностическое приложение «Дома с разными крышами» и маркеры на каждого ребенка; 10 стаканов по 200мл, 4 банки по 500 мл, листы бумаги 16х16, клеевой карандаш, ножницы, полоски  бумаги черного и  синего.

Рекомендации: занятие проводится 2 дня, длительность каждого занятия – 20 минут, подгруппа детей 8 - 10 человек, подгруппы формируются по уровню развития детей.

                             Ход непосредственно образовательной деятельности.

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: «Ребята, сегодня замечательный, солнечный день. Весь день мы чем-нибудь занимаемся в детском саду. Давайте поиграем в игру и вспомним когда и что мы  с вами делаем.      

Игра  « Когда это бывает?»

Вы приходите в детский сад …   (утром)

Мама приходит за вами…            (вечером)

Вы ходите на прогулку…             (днем)

Вы делаете зарядку…                   (утром)

Спите в своей кроватке…            (ночью)

Входит младший воспитатель: «Прошу прощения, но почтальон Печкин принес вам письмо». Воспитатель: «Интересно, кто его прислал? Из Простоквашино… Читаем письмо. «Дорогие ребята! Я, кот Матроскин, приглашаю вас в Простоквашино. Приезжайте, помирите меня с Шариком. Мы постоянно спорим, чья коровка дает больше молока».

- Ребята, как мы можем помочь коту Матроскину? (ответы детей).

Воспитатель: «Мы обязательно поедем в деревню к Матроскину и Шарику, но сначала нам надо разложить полоски по ширине, чтобы получился красивый коврик, который мы сможем подарить нашим друзьям из  Простоквашино». (Дети садятся за стол, на котором лежат основы для ковриков и цветные ленты).

- Начинаем раскладывать с левой стороны от самой широкой полоски до самой узкой. (Раскладывают на плотной основе). После выполнения задания детям задаются вопросы:

-  какая по цвету полоска самая широкая? (красная).

-  какая по цвету самая узкая? (синяя).

-  какая по ширине оранжевая полоска относительно красной и желтой? (оранжевая полоска уже красной, но шире желтой).

- какая по ширине зеленая полоска относительно желтой и синей? (шире синей, но уже желтой).

Дети убирают со стола коврики, переносят их, делая длинную дорожку, состыковывая коврики по цвету.

- Смотрите, какая длинная и  яркая дорожка получилась, потому что все вместе старательно работали. Мы ее можем показать жителям Простоквашино, когда будем у них в гостях.

- Собираясь в гости, принято брать угощение. Что мы можем взять коту, чтобы его  порадовать? (корм, рыбку, молоко, мясо и т.д.)

- А сделать рыбку нам помогут палочки Кьюнезера.

Задание  «Выложи рыбку».

- Рыбки у нас получатся не простые. Все палочки должны по длине равняться числу 5. А число5 можно собрать из 2 меньших чисел. (количество  палочек  №5 ограничено).

Дети садятся за столы, на которых лежат наборы палочек Кьюизенера на каждого ребенка и стоят «домиком» на подставках образцы «рыбок» и  дети собирают «рыбку» по образцу.

- Молодцы, ребята, красивые получились рыбки? А правильные? (дети все  вместе проверяют).

- Сейчас мы подберем угощение и для Шарика подойдем к  другому столу, там  лежат блоки Дьенеша, они помогут нам выполнить следующее задание.  

 Задание   «Выбери нужную косточку».

Детям раздаются индивидуальные карточки с символами свойств (например: круг, большой, синий, толстый. Они находят соответствующую фигуру на столе, называют ее свойства. Складывают «косточки» в корзинку.

- Теперь мы можем ехать в Простоквашино. На чем мы поедем? Дядя Федор на чем ездил? (на поезде).

 Д/ упражнение «Построим поезд из геометрических фигур» (продолжи узор).

Воспитатель показывает схему, на которой последовательно изображены геометрические фигуры разного цвета.

- Ребята, сейчас мы с вами построим поезд из геометрических фигур. А то этот поезд маловат для всех нас, вагончиков не хватает. Вам надо взять по одной карточке с изображением геометрических фигур и продолжить по образцу. (Дети берут по карточке и выкладывают их в  заданном порядке).

- Какой длинный поезд получился, всем теперь места хватит, чтоб доехать до Простоквашино. Проверяем, правильно ли стоят вагончики, в заданном порядке? (дети проверяют).

-  А чтобы ехать в поезде, нужно приобрести билет и по нему найти свое место.

Д/ упражнение  «Найди свое место»

Воспитатель раздает детям «билеты» разной геометрической формы и с цифрой от 1 до 9.

Рекомендация: Эти же метки наклеены на стульях, которые стоят в ряд друг за другом.

Воспитатель предлагает найти и занять свое место в вагоне. Затем проверяет, все ли правильно заняли свои места.

- На каком месте сидишь?

- Кто впереди тебя?

- Кто сзади?

Воспитатель: «Дорога в Простоквашино долгая. Мы будем ехать все утро и весь день. Мамы наши не знают, что мы уехали в Простоквашино и будут волноваться. Я предлагаю продолжить наше путешествие завтра, а сегодня вернуться в детский сад. А вы как думаете? Не будем маму волновать».

ВТОРОЙ ДЕНЬ

Воспитатель:

 - Ребята, сегодня мы едем в Простоквашино. Будьте внимательны, берите билеты и занимайте свои места.

- Все на своих местах? (дети проверяют себя и соседа).

Звучит  музыка « Мы едем, едем, едем».

-Ребята, посмотрите направо, что вы видите? (дети называют предметы обстановки  и новые яркие игрушки в группе, находящиеся с правой стороны от них).

- Посмотрите налево, что находится слева? (дети перечисляют, что видя слева от себя).

Музыка заканчивается.

- Вот мы и приехали на станцию Простоквашино. Выходите из поезда. Ребята, нам надо узнать в каком из домов живут кот Матроскин и пес Шарик. Посмотрите на столе лежат фотографии домов.  А Матроскин пишет, что они живут в доме не с двумя окошками, прямой крышей и трубой. Найдите этот дом и нарисуйте дорожку к нему. (дети рисуют дорожку).

- Теперь мы знаем, какой у них дом и куда идти. Посмотрите вокруг, где этот дом.

(Дети находят картину с изображением данного дома и переходят к нему, рядом стоят столы, на которых расставлены емкости с «молоком». На столе у Матроскина 10 стаканчиков по 200мл, а на столе у Шарика 4 банки по  500мл).

- Ребята, как же мы будем измерять это молоко. Оно разлито в разную посуду.

- Сколько стаканов на столе у кота?  (у кота 10 стаканчиков)

- Какие они по размеру? (маленькие)

-  А сколько у Шарика? (у Шарика 4 банки)

-  Какие они по размеру? (большие)

- Мы можем сказать, чья корова дает больше молока? (Нет, потому что разная посуда).

Рекомендация: В результате обсуждения, приходим к выводу, что нужно молоко налить в одинаковые емкости. Берем 2 одинаковые по объему и размеру емкости. Четверо детей переливают «молоко» из стаканов в емкость за столом кота Матроскина, а 4-за столом Шарика переливают «молоко» из банок в такую же  емкость. Ставим  емкости рядом, сравниваем  уровень «молока» в  емкостях и делаем вывод - молока одинаково.

- Ребята, тогда почему у кота было больше стаканов с молоком? (потому что они были маленькие по размеру).

- Мы с вами доказали, что молока у них ….(поровну) и спорить не нужно, а надо брать посуду для молока какую? (одинаковую).

Воспитатель обращает внимание на картину, где пасутся 9 коров.

Ребята, вы посмотрите какое стадо коров развел Матроскин, а коровник у него всего один.

- Где же живут его коровы? (в коровнике)

- А мы можем сделать домики для коров? На столах лежит необходимый материал и вы можем приступить к работе.

Конструирование  «Коровника» из бумаги.  Дети садятся за столы, на которых разложены все необходимое оборудование и материалы для конструирования из бумаги.

- Квадрат нужно сложить пополам. Черную полоску приклеить на крышу на месте сгиба листа, а из синей полоски нарезать квадраты для окошек и приклеить их. Работаем ребята, быстро и аккуратно. (дети работают самостоятельно). Домик для коровы готов?

- Молодцы, ребята, вы справились с работой.

- Сколько вы сделали коровников? (восемь детей сделали 8 коровников).

- А коров сколько? (на картине нарисовано 9 коров).

- Всем хватит домиков? (сделали 8, коров 9, но один уже есть).

- Мы с вами сделали очень много дел сегодня и пора возвращаться домой в д/с.

- Взяли стульчики и повернули их. Мы едем назад. Теперь последний вагон стал первым, а  первый последним.

Музыка.  Поезд наш едет.  Колеса стучат,

                А в поезде этом ребята сидят.

                Рассчитаемся по порядку..1..2..3..4..5..6..7..8

                Вот мы все и вернулись в свой любимый детский сад.

- Вам понравилось путешествие в Простоквашино?

- Что вам понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Семья" в средней группе

Конспек НОД рабработан в рамках тематического проекта "Моя семья"....

Конспект спортивного развлечения для средней группы "Путешествие в страну Вежливости"

Конспект спортивно-воспитательного мероприятия для детей средней группы детского сада "Путешествие в страну Вежливости", можно использовать в летне-оздоровительный период на прогулке...

Конспект кружковой деятельности в средней группе по приобщению к истокам русской народной культуры "Матрена, Матрешка, Матрешенька".

Творческая деятельность детей в рамках кружка по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Тема: "Матрена, Матрешка, Матрешенька".Данная работа знакомит детей с народной игрушкой, традиция...

Конспект кружковой деятельности в средней группе по приобщению к истокам русской народной культуры "Русская балалайка"

Через знакомство с народными инструментами приобщать детей к народной культуре и традициям....

Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию (ФЭМП) на тему: "Поможем машинке".

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) по теме :"Поможем машинке".Програмное содержание: Счет до 5, в пределах 5.Сравнение величин гео...

Конспект открытого занятия в средней группе №12 "Солнышко" Познавательное развитие "Стайка снегирей на ветвях рябины"

Цель: Расширять представления детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их.Задачи:Об...

Занятие средней группе художественное эстетическое развитие "Иллюстрирование сказки : "Домики трех поросят"

Занятие средней группеХудожественное  эстетическое развитие Тема: Иллюстрирование  сказки :"Домики трех поросят"Используемые технологии:- игровые технологии;- технология деятельнос...