«Системно -деятельностный подход на уроках математики в условиях реализации ФГОС»
опыты и эксперименты по математике

Гиззатуллина Гулькай Яумбаевна

Системно – деятельностный подход (СДП) позволяет сформулировать краткое определение РО: развивающим можно назвать обучение, в котором у учащегося – субъекта УД в зоне ближайшего развития на базе обыденного мышления и интеллектуальных способностей формируется теоретическое мышление и творческие способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тюменская область. Ханты-Мансийский автономный округ Югра

Нижневартовский район.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Охтеурская общеобразовательная средняя школа»

 

 

 

«Системно -деятельностный подход на уроках математики в

условиях реализации ФГОС»

 

 

учитель математики  

Гиззатуллиной Г.Я.

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 -2023г.г.

                                                Постановка проблемы.

Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы повышения качества знаний учащихся, обратившись к теме: «Системно -деятельностный подход на уроках математики в условиях реализации ФГОС». Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности. Показателями этого являются не сформированность умений  работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности.  В результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд  на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.

     Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.

 

Системно - деятельностный подход

Системно – деятельностный подход (СДП) позволяет сформулировать краткое определение РО: развивающим можно назвать обучение, в котором у учащегося – субъекта УД в зоне ближайшего развития на базе обыденного мышления и интеллектуальных способностей формируется теоретическое мышление и творческие способности.

В чём же сущность деятельностного подхода?        

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».  

Технология деятельностного подхода  предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных действий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

 Развивающее обучение, основанное на системно – деятельностном подходе, выступает как полноценное инновационное. Оно действительно преобразует традиционное обучение в развивающее, что нетрудно выявить при их сравнении:

Традиционное обучение 

Инновационное развивающее обучение 

1) базируется на принципе доступности;  

1) опирается на зону ближайшего развития;  

2) учащийся выступает в роли объекта ПД;  

2) учащийся         действует         как         субъект собственной УД;  

3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний;  

3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения;  

4)         развивает         обыденное         мышление,

эмпириический способ познания  

4)развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания;

5)решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы;  

5)на первый план выступают учебные задачи,

 решая         их         учащиеся,         усваивают         общие

способы умственной деятельности

6) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности.

 6)формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.

Системно- деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Основная идея системно - деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

Учитель должен организовать исследовательскую работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Поэтому Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Обучение математики должно сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

Задачи учителя при системно- деятельном подходе в обучении математике

Основной задачей обучения математике в общеобразовательной школе является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Наряду с этой задачей перед учителем стоит проблема: научить школьников рассуждать, научить мыслить. Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  ● Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

● Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

● Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

● Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

● Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

● Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

● Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

- Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную  деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

    Важной характеристикой  деятельностного  подхода  в работе педагогов является системность.  Так, в практике работы учителей  системно деятельностный   подход  осуществляется на различных этапах урока.

На этапе самоопределения  к учебной деятельности и актуализации знаний создается проблемная ситуация, которая предполагает наличие разных вариантов решения проблем.

На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания идет поиск, анализ, структурирование информации. Проводится лабораторное и виртуальное исследование. Эффективность данного этапа урока достигается за счет работы в группах постоянного и сменного состава, организации проектной деятельности. Коллективная деятельность учащихся организуется в форме мозгового штурма, с помощью которого выбирается метод разрешения проблемной ситуации.

На этапе включения нового знания в систему  и повторения используются такие формы работы, как индивидуальная работа при решении количественных и качественных задач, организуется индивидуальная ликвидация пробелов в знаниях учащихся на основе самоконтроля и взаимоконтроля.

Особого внимания заслуживает этап обобщения полученных знаний и рефлексии учебной деятельности.

   Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых.

     Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно- контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднений и т. д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т. д.

     Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно- методических линий.

     Урок развивающего контроля.

     Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

     Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

  - предъявление контролируемого варианта;

  - сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;

- оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

     Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

  1. Написание учащимися варианта контрольной работы.
  2. Сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы.
  3. Оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Содержание практической деятельности.

    Мы учителя должны развивать у детей способности к логическому мышлению, доказательно мыслить. Математически грамотным должен быть каждый, не зависимо от того будет он заниматься математикой профессионально в дальнейшем или нет. На уроках я пытаюсь воспитать интерес к предмету. Доказываю, что математика -это жизнь, это наука всех наук. Новые темы стараюсь начать с проблемного вопроса, ставлю на основе жизненных примеров.

      Моя задача правильно организовать работу, сделать так, чтобы материал усвоили все учащиеся. В своей работе большое внимание уделяю задачам. Стараюсь связать их с жизнью. Очень часто на уроках сталкиваешься с ситуацией: несколько учеников «выключены» из учебного процесса. Они не воспринимают объяснение нового материала, не могут решить простейших примеров по новой и предыдущим темам. Опыт показывает, что применение карточек в течение трех- четырех недель помогает им освоить ранее не понятый материал и хорошо воспринять новые темы. Затем они легко включаются в общий ритм учебного процесса.

     Обучающая карточка состоит из чередования трех блоков:

  1. опорная формула;
  2. решенные примеры;
  3. Р. С. –реши сам.

       В словосочетании ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ: проблемное означает, что на уроке должны быть проработаны два звена: постановка проблемы и поиск решения. Постановка проблемы- это этап формулирования темы урока или вопросы для исследования. Наиболее характерной является проблемная ситуация с «затруднением». В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя  и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала. Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Второй путь постановки учебной проблемы на уроке - подводящий диалог. В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычные) и мыслительные (проанализируй и сравни). Ответом на последний вопрос станет формулировка темы урока.

 Работать над активизацией познавательной деятельности – это, значит, формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов. Основная задача учителя – повышение мотивации учащихся к учению.

Учитель должен уважать своих учащихся, доверять и понимать их. Ведь учитель - это человек, у которого в душе живёт ребёнок с открытым сердцем. Помня это всегда, учитель сможет быть своим ученикам хорошим другом, помощником и наставником.

Наиболее остро проблема активизации познавательной деятельности учащихся встает при обучении детей подросткового возраста. Это связано с тем, что в 13-14 лет начинается интенсивное нравственное и социальное формирование личности, наблюдается стремление ребенка к «взрослости», главной проблемой становится общение со сверстниками, желание подростка найти себя, самоопределиться. Интерес к учебе ослабевает, снижается работоспособность, следовательно, качество знаний ухудшается. Между тем подростковый возраст является важным в становлении личности ребенка, именно в этот период закладывается фундамент ценностей и знаний, полезных и необходимых для жизни.

      Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием.  С целью заинтересовать учащихся использую Игровые ситуации в процессе изучения и закрепления    материала.

Возможность и целесообразность использования игровых ситуаций на уроках математики в процессе изучения и закрепления нового материала различны в зависимости от дидактических целей урока.

      Игровая ситуация создается в процессе выполнения практических заданий. Например, на уроке геометрии в 7 классе при изучении темы: «Теорема о сумме углов треугольника и ее следствия» предложила учащимся первого ряда построить треугольник по трем сторонам АВ= 7, АС=2, ВС= 3; второго ряда – по сторонам АВ=4, ВС=3, АС=7;  Выполняя задание, ребята убедились в невозможности такого построения. Как следствие этого, актуализируются знания об условии существования треугольника.

   Дальше учащимся каждого ряда предложила построить треугольник по заданным углам: а) А= 37,В=28, С= 90;  б) А= 72, В =50, С = 110; В данном задании не выполняется условие о сумме внутренних углов треугольника. Создается проблемная ситуация. Учитель усиливает проблему вопросами: зависит ли сумма углов треугольника от его размеров, положения на плоскости, формы? Предлагается начертить два треугольника, измерить с помощью транспортира внутренние углы и найти их сумму. После размышлений учащихся выдвигают гипотезу: треугольник можно построить, если сумма внутренних углов его равна 1800. Доказывается соответствующая теорема.           Создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность. Ситуация затруднения школьников  в решении задач приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых знаний. Нельзя заставлять ребенка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем. Всякий раз при разрешении проблемной ситуации я с удовольствием наблюдаю, как ребята усваивают новое для себя, но и переживают этот процесс как «открытие» еще чего-то неизвестного: кто сдержанно, а кто с нетерпением и восторгом (пятиклассники), торопясь, чтобы его не опередили в «открытии», и обижаясь иногда на себя, если не сумел быть первым, а иногда на меня «почему выбрала другого, а не меня». А мне на каждом уроке приходится думать о том, как ободрить его, заставить поверить в свои силы, снова увидеть горящие глаза. Именно это заставляет меня искать что-то новое, всегда быть в поиске. 

 

Заключение:

        В силу того, что предмет «математика» является одним из самых трудных предметов, считаю необходимым осуществлять постоянный поиск различных форм, методов и способов повышения мотивации учащихся к изучению математики. С этой целью стараюсь применять на уроках различные формы подачи материала (с включением игровых моментов), подбирать материал к уроку на волнующие их темы. Привлекаю учащихся к участию в сетевых проектах, научно-исследовательской работе по предмету. Мои ученики на 2021-2023 учебный год принимали участие в таких конкурсах и олимпиадах, как «Эврика», «Учи.ру» и многие другие... Многие из них занимали места в первой десятке участников. Чендарева Мохби, ученица 7  класса, стала призером Юниорской олимпиады, а Середнев Егор, ученик 9 класса лауреатом. …

        Урок, основанный на принципах системно -деятельностного подхода прививает такие навыки учащимся, которые дают возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей жизни. Последовательная реализация системно -деятельностного подхода повышает эффективность образования, существенно увеличивает мотивацию и интерес к учению.

                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация мастер - класса «Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики».

laquo;Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики»   В современных ус...

Cnfnmz "К вопросу о реализации системно - деятельностного подхода при обучении математике в условиях ФГОС"

Статья для учителей математики. В статье обсуждаются возможности использования системно-деятельностного подхода в обучении математики в рамках реализации ФГОС нового поколения. Приводятся примеры испо...

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «Системно-деятельностный подход на уроках математики в условиях реализации ФГОС»

 С момента вступления человечества в постиндустриальное общество, в котором помимо традиционных источников информации, используемых педагогом в своей работе, появилось множество новых, в о...

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ ФГОС

Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС, где соотношение теоретической и практической долей содержания новых ст...

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ ФГОС

Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС, где соотношение теоретической и практической долей содержания новых ст...

«Системно -деятельностный подход на уроках математики в условиях реализации ФГОС»

Системно – деятельностный подход (СДП) позволяет сформулировать краткое определение РО: развивающим можно назвать обучение, в котором у учащегося – субъекта УД в зоне ближайшего развития н...