Математическая грамотность. Методическая разработка урока по математики в 6 классе «Решение задач на проценты»
план-конспект урока по математике (6 класс)
Методическая разработка урока по математики в 6 классе «Решение задач на проценты»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_markova_m.s._mou_hmelnikovskaya_sosh_1.docx | 297.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Хмельниковская общеобразовательная школа
Математическая грамотность
Методическая разработка урока по математики в 6 классе
«Решение задач на проценты»
Ростов, 2022
Технологическая карта учебного занятия
блок. Общая характеристика занятия.
Тема занятия: Решение задач на проценты
Тип занятия: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Цель занятия: создать условия для совершенствования практических навыков решения основных задач на проценты и умение применять их при решении реальных жизненных задач
Задачи занятия:
образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение процентов при решении задач; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Проценты».
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.
Планируемые результаты:
- личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения
- метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятия проценты; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности
- предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и умения решать основные типы задач на проценты
Класс: 6
УМК, рекомендуемая литература и дидактические материалы, и пр.: А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. Математика 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф.
Дидактические материалы по математике. А.Г. Мерзляк. В.Б. Полонский и др., М.: Вентана-Граф
блок. Технологическая карта занятия.
В таблице в качестве примеров приведены этапы занятия и описание одного этапа.
Актуализа-ция знаний | Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия опорных знаний и способов действий. | Фронтальная работа Организация устного счета и повторения основных типов задач на проценты. | Приведите проценты к десятичной дроби.
Обратите десятичную дробь в проценты
Давайте вспомним основные задачи на проценты. а) как найти процент от числа; Найдите: 38% от 450 Решение: 38% = 0,38 450 ⋅ 0,38 =171 б) как найти по проценту целую величину; Найдите: число, 7% которого равны 21. Решение: 7% = 0,07 21 : 0,07=300. в) как найти процентное соотношение одного числа от другого. Сколько процентов составляет 25 от 500? Решение: 25 : 500 ⋅ 100% = 5%. | 3 мин | ||||||||||||||||||||
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Мотивация учащихся, вместе с ними определяется цель урока; акцентируется внимание учащихся на значимость темы. | Рассмотрим следующую задачу:
Ответить на этот вопрос помогут проценты. Просто сравнивать количество бракованных ноутбуков нет смысла, так как фирмы изготавливают разное количество товара. А если вычислим, какой процент составляют бракованные ноутбуки у фирм Астра и Роза. То вычисленные нами процентные отношения позволяют сделать вывод, какая фирма выпускает более качественный товар.
Где вы можете встретиться с этим понятием? Учащиеся предлагают свои решения. Обсуждают. Отвечают на поставленный вопрос. (В магазине, и в банке, и в аптеке, и в газетах, и в журналах, и по телевизору и в школе) Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по различным предметам, а также при сдаче экзаменов. Сегодня вы будете работать в роли продавцов; в роли учителя; в роли бухгалтера. Как вы думаете, как можно озаглавить тему нашего урока? Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Проценты" и суметь применить их при решении реальных жизненных задач. | 2 мин |
Примене-ние знаний и умений в новой ситуации | Организовать усвоение детьми решения заданий с их проговариванием во внешней речи. Показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни. | Работа в парах над поставленными задачами Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач. По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания. Называют правила, которыми будут пользоваться при выполнении данного задания. Отвечают на поставленный вопрос. | Задача 1. Для приготовления полезного салата порцией в 200 г вам понадобится: 50% листьев салата, 30% зеленого лука, 12,5% петрушки и 7,5% растительного масла. Определите массу каждого компонента. Ответы: Листья салата – 100 г Зеленый лук – 60 г Петрушка – 25 г Растительное масло -15г Задача 2. Виктории для приготовления обеда необходимо купить следующий набор продуктов: 1 баночку горошка Bonduelle, 0.5 кг огурцов, 10 яиц, 1 литр молока «Простоквашино» и хлеб. Рядом с домом Виктории располагаются сетевые магазины «Магнит», «Лента» и «Пятёрочка». У Виктории в телефоне установлено приложение «Едадил» и она постоянно следит за обновлениями акционных товаров в этих магазинах. Цены на необходимые товары в данных магазинах представлены в Таблице 1. (приложение 2). Определите стоимость необходимого набора товаров, если Наталья Анатольевна будет покупать отдельные продукты в тех магазинах, где наиболее выгодно. Запишите ответ и приведите соответствующее решение. Во сколько рублей обойдётся покупка Наталье Анатольевне, если она будет покупать все продукты в ближайшем к её дому магазине «Пятёрочка» и на кассе предъявит свою дисконтную карту, предоставляющую ей скидку 5% на весь ассортимент? Ответ округлите до целых. | 15 мин | ||||||||||||||||||
Физкультми-нутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | Физкультминутка! Поднимает руки класс – это «раз». | 2 мин | ||||||||||||||||||
Применение знаний и умений в новой ситуации (продолжение этапа 4) | Показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни. Продолжим урок и решаем задачи. | Работают в парах над поставленными задачами. Один из учащихся озвучивает получившийся ответ. | Задача 3. Вычислите скидку на два, выбранных покупателем товара, и стоимость его покупки.
Задача 4. Посчитайте месячную заработную плату сотруднику, если она складывается из: Ставка сотрудника – 17 500 рублей. Доплата за совмещение обязанностей – 40 % Доплата за командировку 10% Премия 45% от начисленной суммы. Какую сумму получит сотрудник с учетом вычета подоходного налога 13%? | 15 мин | ||||||||||||||||||
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. | (Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.) - Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?
| 4 мин | ||||||||||||||||||
Рефлексия (подведение итогов урока) | Дать качественную оценку работы учащихся | Учащиеся сдают карточки самооценивания. | (Подводит итоги работы групп и класса в целом.) - Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами. Собираются карточки самооценки и выставляются оценки за работу на уроке | 2 мин | ||||||||||||||||||
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания | Учащиеся записывают в дневники задание. | Дает комментарий к домашнему заданию. Для решения дом. задания учащимся выдаются карточки. - Молодцы! - Спасибо за урок. | 1 мин | ||||||||||||||||||
2. Дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, Е. М. Рабинович, М. С. Якир. — М.: Вентана-Граф 3. Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран
Оценочный лист по каждому этапу урока. Ученик по каждому этапу урока ставит "+" - справился с задачей без затруднений,"±" - справился с задачей, но возникали сложности,"-" - не справился с задачейВ конце урока подсчитывает количество "+" и выставляет себе оценку. Оценочный лист сдается учителю |
Приложение 1.
Карточка самооценки за урок
«Решение задач на проценты»
_______________________________________________________________________________-__
Фамилия, имя учащегося
"+" справился с задачей без затруднений, | "±" справился с задачей, но возникали сложности | "-" не справился с задачей. | самооценка | |||
оценка за задачи | ||||||
1 | 2 | № 3 | № 4 | |||
Приложение 2.
Наименование | Магазин | ||
Цены на товар (в рублях) | |||
Горошек Bonduelle | 81,99 | 87,90 | 79,99 |
Огурец свежий, за 1 кг | 93,99 | 79,90 | 89,99 |
Яйцо куриное, СО, столовое, 10 штук | 87,99 | 85,90 | 88,99 |
Молоко «Простоквашино» | 63,99 | 67,90 | 69,99 |
Хлеб | 27,99 | 28,90 | 26,99 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока физики в 11 классе. Решение задач по теме "Электромагнитная индукция"
Данную разработку можно использовать при проведении урока по решению качественных и расчётных задач практического характера по физике в 11 классе (базовый уровень, учебник Г.Я. Мякишева, Б.Б.Бух...
Методическая разработка урока физики в 7 классе "Решение задач на расчет гидростатического давления"
Методическая разработка урока физики в 7 классе включает разработку урока с использованием интерактивной доски, включает разработку урока в программе Notebook, презентацию....
Урок по математике на тему:"Решение задач на проценты"
При решении задач на проценты на уроке решается проблемный для подростков вопрос "Жить или курить!"...
Методическая разработка урока по математике 6 класса по теме: «Пропорция. Решение задач» (игровые технологии, здоровьесберегающие технологии)
Цели: Закрепить знание понятий отношения, процент и пропорция; отработать навык определения вида зависимости величин, умение решать задачи с помощью пропорции; способствовать развитию матем...
Контрольная работа с элементами ВПР по математике 6 класс "Решение задач на проценты. Круговые диаграммы"
Контрольная работа состоит из 4-х задач на проценты разного типа, в том числе из открытого банка ВПР и задачи ВПР на круговые диаграммы...
Презентация к уроку по математике 6 класс "Решение задач на проценты"
Цели урока:Общеобразовательные: повторить понятие «процент»; закрепить основные приемы и методы решения задач; Развивающие: формирование качеств мышления, необходимых для матема...
Урок математики 6 класс "Решение задач на проценты"
Урок математики для 6 класса Решение задач на проценты...