Открытый урок в 5 классе на тему: "Треугольник". По новым ФГОС.
план-конспект урока по математике (5, 6 класс)

Разработка открытого урока содержит план-конспект и Приложения 1-3. В конспекте урока имеется ссылка на урок в РЭШ, частично использованы материалы этого урока. Все задания разноуровневые. Подходит для 5 классов общеобразовательных школ, работающих по ФП. В учебнике под авторством Виленкина Н.Я.,  2023 года  тема Треугольник не изучается отдельно. Пришлось потрудиться, чтобы подобрать материал из разных пунктов. Приложение1 можно использовать для работы в парах, или предложить слабо успевающим, Приложение 2 разноуровневая карточка, состоит из 2 вариантов, Приложение 3- карточка-памятка по видам треугольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока. 17.02.24.

Предмет: математика

Класс: 5

Тема: Треугольники

Цель: научиться классифицировать треугольники по углам, по сторонам.

Задачи: исследовать свойства треугольников; научиться определять виды треугольников; научиться работать с чертёжными инструментами.

Перечень рассматриваемых вопросов: треугольники; элементы треугольника; виды треугольников.

Ход урока

  1. Организационный момент. Настрой на урок. Мотивация.

Кто не слышал о загадочном Бермудском треугольнике, в котором бесследно исчезают корабли и самолеты?! А ведь знакомый всем нам с детства треугольник также таит в себе немало интересного и загадочного. Сегодня речь пойдёт об этой геометрической фигуре.

  1. Постановка целей и задач. На уроке мы

узнаем: что такое треугольник; виды треугольников;

научимся: распознавать треугольники на чертежах и рисунках;

сможем: определять периметр треугольника.

  1. Изучение нового материала. https://resh.edu.ru/subject/lesson/7734/main/234917/ 

Среди всех многоугольников наименьшее число сторон и углов имеет треугольник. Он является простейшей фигурой, и, казалось бы, его изучение не может быть интересным. Однако существует множество видов треугольников. О них мы и поговорим.

Отметим какие-нибудь три точки, не лежащие на одной прямой – например, А, В, С. Соединим их с помощью линейки. Получим геометрическую фигуру, которая называется треугольником. Отмеченные три точки А, В, С называются вершинами, отрезки АВ, ВС, АС – сторонами треугольника, а углы А, В, С – углами треугольника.

Все треугольники можно разделить на группы по сторонам:

- если равных сторон нет – это разносторонний треугольник;

- если две стороны равны – это равнобедренный треугольник;

- если все стороны равны – это равносторонний треугольник.

Треугольники можно разделить на группы в зависимости от углов:

- если есть тупой угол – это тупоугольный треугольник;

- если все углы острые – это остроугольный треугольник;

- если есть прямой угол – это прямоугольный треугольник.

Треугольники, соединяясь друг с другом, могут образовывать другие фигуры.

А теперь рассмотрим свойства треугольников. Одно из них – жёсткость. Это свойство заключается в том, что, если взять три рейки и соединить их попарно, то получится треугольник, изменить форму которого можно лишь сломав рейку.

Рассмотрим ещё одно свойство треугольников. Оно заключается в том, что длина каждой стороны треугольника всегда меньше суммы двух других сторон.

Это свойство можно использовать для проверки возможности построения треугольника по определённым сторонам. То есть, если свойство не выполняется, то такого треугольника не может быть.

Если мы знаем стороны треугольника, то можем найти его периметр как сумму длин всех его сторон. Например, периметр треугольника АВС – это сумма сторон АВ, АС и ВС. Р = АВ + ВС + АС.

Измерим с помощью линейки стороны треугольника и рассчитаем его периметр.

По результатам измерения стороны, соответственно, равны 5, 6 и 7 сантиметрам.

Значит, периметр равен 18 см, то есть сумме всех сторон.

Р = АВ + ВС + АС= 5 + 6 + 7 = 18 (см)

Говоря о треугольниках, стоит упомянуть, что они бывают как равными, так и разными. Определить, равные или разные треугольники, можно способом наложения. Если треугольник полностью накладывается на другой треугольник, такие треугольники равны. В противном случае треугольники не будут равными.

  1. Закрепление.
  1. Тренировочные задания

№ 1. В треугольнике все стороны равны 15 см. Чему равен периметр треугольника?

Решение: Р = АВ + АС + ВС. Так как у этого треугольника стороны равны, то

Р = 15 см + 15 см + 15 см = 45 см.

№ 2. Можно ли начертить треугольник со сторонами 2 см, 3 см и 5 см?

№ 3. Сопоставьте треугольники с их видами (1 ряд - по углам, 2 ряд – по сторонам).

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/7734/20200110173757/OEBPS/objects/c_math_5_28_1/47c6fefa-5c6d-404e-b1ab-bb924f71e311.jpeg

  1. Работа в парах. Карточка. Приложение 1.
  1. Проверка усвоения. Тест. Приложение 2.
  2. Подведение итогов. У: Ребята, сможете ли вы теперь ответить на мои вопросы?

Что такое треугольник? Треугольник – это геометрическая фигура, состоящая из трёх точек, не лежащих на одной прямой и соединённых между собой.

Что такое периметр треугольника? Периметр треугольника – сумма длин всех сторон треугольника.

Можно ли начертить треугольник со сторонами 2 см, 3 см и 5 см?

7. Домашнее задание.

1. Знать определение треугольника, определение равностороннего, равнобедренного (часть 1, с. 133 над номерами 4.6 и 4.7), разностороннего, прямоугольного, тупоугольного, остроугольного.

2.  Решить: №1.62, 1.63, 1.64 (с. 19).

Приложение 1.

  1. Подберите правильные названия к элементам треугольника:

Стороны треугольника

Вершины треугольника

  1. Сопоставьте треугольники с их видами

    

Приложение 2.

Вариант 1

Вариант 2

1. Определите вид треугольника (по углам), если его углы соответственно равны 70º, 30º, 80º. Укажите правильный ответ.

А) тупоугольный; Б) прямоугольный; В) остроугольный.

2. Взяли проволоку длиной 16 см и из неё сделали треугольник, две стороны которого равны 4 см и 8 см. Каков вид этого треугольника? Выберите правильный ответ:

А) разносторонний; Б) равнобедренный; В) равносторонний.

3. Одна из сторон треугольника равна 20 см, она на 2 см меньше второй стороны и на 3 см меньше третьей. Чему равен периметр треугольника? Выберите правильный ответ:

А) 65 см;       Б) 55 см;       В) 45 см;       Г) 35 см

4. В равнобедренном треугольнике даны длины двух сторон – 7 см и 4 см. Чему может быть равен периметр треугольника?

Ответ: ___ см или ___ см.

1. Определите вид треугольника (по углам), если его углы соответственно равны 95º, 40º, 45º. Укажите правильный ответ. 

А) тупоугольный; Б) прямоугольный; В) остроугольный.

2. Взяли проволоку длиной 14 см и из неё сделали треугольник, две стороны которого равны 4 см и 6 см. Каков вид этого треугольника? Выберите правильный ответ:

А) разносторонний; Б) равносторонний; В) равнобедренный.

3. Одна из сторон треугольника равна 20 см, она на 2 см больше второй стороны и на 3 см больше третьей. Чему равен периметр треугольника? Выберите правильный ответ:

А) 65 см;       Б) 55 см;       В) 45 см;       Г) 35 см

4. В равнобедренном треугольнике даны длины двух сторон – 5 см и 8 см. Чему может быть равен периметр треугольника?

Ответ: ___ см или ___ см.

Приложение 3



Предварительный просмотр:

1. Подберите правильные названия к элементам треугольника:

Стороны треугольника

Вершины треугольника

2. Сопоставьте номера треугольников с их видами

По углам

По сторонам

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1. Подберите правильные названия к элементам треугольника:

Стороны треугольника

Вершины треугольника

2. Сопоставьте номера треугольников с их видами

По углам

По сторонам

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.

2.

3.

4.

5.

6.



Предварительный просмотр:

Вариант 1

Вариант 2

1. Определите вид треугольника (по углам), если его углы соответственно равны 70º, 30º, 80º. Укажите правильный ответ.

А) тупоугольный; Б) прямоугольный; В) остроугольный.

2. Взяли проволоку длиной 16 см и из неё сделали треугольник, две стороны которого равны 4 см и 8 см. Каков вид этого треугольника? Выберите правильный ответ:

А) разносторонний; Б) равнобедренный; В) равносторонний.

3. Одна из сторон треугольника равна 20 см, она на 2 см меньше второй стороны и на 3 см меньше третьей. Чему равен периметр треугольника? Выберите правильный ответ:

А) 65 см;       Б) 55 см;       В) 45 см;       Г) 35 см

4. В равнобедренном треугольнике даны длины двух сторон – 7 см и 4 см. Чему может быть равен периметр треугольника?

Ответ: ___ см или ___ см.

1. Определите вид треугольника (по углам), если его углы соответственно равны 95º, 40º, 45º. Укажите правильный ответ. 

А) тупоугольный; Б) прямоугольный; В) остроугольный.

2. Взяли проволоку длиной 14 см и из неё сделали треугольник, две стороны которого равны 4 см и 6 см. Каков вид этого треугольника? Выберите правильный ответ:

А) разносторонний; Б) равносторонний; В) равнобедренный.

3. Одна из сторон треугольника равна 20 см, она на 2 см больше второй стороны и на 3 см больше третьей. Чему равен периметр треугольника? Выберите правильный ответ:

А) 65 см;       Б) 55 см;       В) 45 см;       Г) 35 см

4. В равнобедренном треугольнике даны длины двух сторон – 5 см и 8 см. Чему может быть равен периметр треугольника?

Ответ: ___ см или ___ см.

Вариант 1

Вариант 2

1. Определите вид треугольника (по углам), если его углы соответственно равны 70º, 30º, 80º. Укажите правильный ответ.

А) тупоугольный; Б) прямоугольный; В) остроугольный.

2. Взяли проволоку длиной 16 см и из неё сделали треугольник, две стороны которого равны 4 см и 8 см. Каков вид этого треугольника? Выберите правильный ответ:

А) разносторонний; Б) равнобедренный; В) равносторонний.

3. Одна из сторон треугольника равна 20 см, она на 2 см меньше второй стороны и на 3 см меньше третьей. Чему равен периметр треугольника? Выберите правильный ответ:

А) 65 см;       Б) 55 см;       В) 45 см;       Г) 35 см

4. В равнобедренном треугольнике даны длины двух сторон: 7 см и 4 см. Чему может быть равен периметр треугольника?

Ответ: ___ см или ___ см.

1. Определите вид треугольника (по углам), если его углы соответственно равны 95º, 40º, 45º. Укажите правильный ответ. 

А) тупоугольный; Б) прямоугольный; В) остроугольный.

2. Взяли проволоку длиной 14 см и из неё сделали треугольник, две стороны которого равны 4 см и 6 см. Каков вид этого треугольника? Выберите правильный ответ:

А) разносторонний; Б) равносторонний; В) равнобедренный.

3. Одна из сторон треугольника равна 20 см, она на 2 см больше второй стороны и на 3 см больше третьей. Чему равен периметр треугольника? Выберите правильный ответ:

А) 65 см;       Б) 55 см;       В) 45 см;       Г) 35 см

4. В равнобедренном треугольнике даны длины двух сторон: 5 см и 8 см. Чему может быть равен периметр треугольника?

Ответ: ___ см или ___ см.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 7 класс математика тема Треугольники

Конспект урока 7 класс математика тема Треугольники...

Открытый урок по геометрии по теме "Треугольник", 7 класс

Открытый урок по геометрии по теме "Треугольник", 7 класс.Конспект урока и презентация для проведения урока с использованием мультимедийного проектора....

Открытый урок по геометрии в 7 классе по теме "Треугольники. Сумма углов треугольника"

Данный урок является уроком повторения по теме "Треугольники. Сумма углов треугольника". В ходе урока ребята повторяют все изученныесведения о треугольниках, а также теорему о сумме углов треугольника...

Открытый урок по геометрии в 7 классе на тему: "Треугольники"

Урок обобщения и систематизации знаний по геометрии в 7 классе на тему: "Треугольники"...

Технологическая карта урока по теме «Треугольники» Урок в 5 классе по теме «Треугольники и их виды» Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.В. Дорофеев,И.Ф.Шарыгин и др.

Технологическая карта урока по теме «Треугольники»  Урок в 5 классе по теме «Треугольники и их виды» Учебник: Математика.  5 класс: учеб. для общеобразоват. организац...

Открытый урок в 5 классе по теме «Треугольник»

Открытый урок по математике в 5 классе по теме «Треугольники»Цель урока:организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию понятия треугольник и его виды....

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока Решение задач по теме «треугольники»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Решение задач по теме «треугольники» 7 класс.Урок-закрепление....