Разработка урока математики в 5 классе по теме "Действия с десятичными дробями"
методическая разработка по математике (5, 6 класс)

Лапишкина Анна Андреевна

Методическая разработка урока по теме "Действия с десятичными дробями2. Данный проводится после изучения всех видов действий с десятичными дробями в качестве уроказакрепления и систематизации знаний по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx111.37 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.03 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока математики в 5 классе на тему

«Действия с десятичными дробями»

Цель урока: формировать умение выполнять арифметические действия с десятичными дробями.

Задачи урока:

предметные: формировать умение выполнять арифметические действия с десятичными дробями;

личностные: формировать математическую компетентность, ценностные ориентации, способность к самооценке;

метапредметные:

  • коммуникативные: формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • регулятивные: формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по составленному плану, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок;
  • познавательные: формировать умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Место урока: данный урок проводится перед уроком контроля знаний по данной теме.

Оборудование: компьютер и проектор (презентация), раздаточный материал (карточки с примерами для работы в парах, рабочие листы с заданиями).

Используемые ресурсы:

1) «Математика 6», Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С Б Суворова, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова; Москва, «Просвещение», 2015.

2) Лукичева Е.Ю. «ФГОС: обновление содержания и технологий обучения (математика)», Санкт-Петербург, 2015.

3) открытыйурок.рф

4) http://allpeterburg.ru

5) https://ru.wikipedia.org

Технологическая карта урока

Этап урока

Учебное содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный этап

(1 мин)

Приветствие. Организация внимания.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.

Приветствие учащихся, включение в учебную деятельность.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Мотивация и актуализация   знаний

(3  мин)

Пронумерованные карточки с примерами по одной на парту. На доске листы с ответами, на обратной стороне напечатаны слова.

Предлагает выполнить задание на карточке, работая в паре. Найти свой ответ, перевернуть лист и прикрепить его под номером своей карточки.

Выполняют задание, работая в паре. Из листов на доске составляют четверостишие.

Коммуникативные: умение работать в паре, вести диалог.

Регулятивные: взаимоконтроль.

Целеполагание

(2 мин)

Слайд 1.

Подводит под формулировку темы урока и определения цели урока.

Отвечают на вопросы. Формулируют тему и цели урока.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли в устной форме.

Закрепление с проговариванием во внешней речи

(13  мин)

Рабочие листы с заданиями. Задания № 1 – 5. Слайды 2 – 6.

Организует усвоение учениками способа действий с проговариванием во внешней речи.

Выполняют задания на доске и в рабочих листах.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

Познавательные: выполнение действий по алгоритму, установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий.

Физкультминутка (1  мин)

Закрепление изученного

(10 мин)

Рабочие листы с заданиями. Задания № 6 – 7.

Организует выполнение учащимися заданий, работая в парах. Взаимопроверку.

Выполняют задания в рабочих листах, работая в парах.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, работать в парах.

Регулятивные: планирование, контроль, коррекция.

Познавательные: поиск и выделение информации.

Самостоятельная работа

(10 мин)

Рабочие листы с заданиями. Задание № 8.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Выполняют задания самостоятельно в рабочих листах, выбирая сложность выполняемого задания. Называют место своего затруднения, причину. Исправляют ошибки.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные: уметь выполнять работу по предложенному плану, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

Рефлексия

(5 мин)

Подведение итога работы на уроке. Диагностическая карта.

Организует фиксирование содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности.

Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку.

Коммуникативные: уметь точно и грамотно выражать свои мысли.

Регулятивные: оценка результатов работы и коррекция собственной познавательной деятельности.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке:

Диагностика формируемых предметных и метапредметных умений проводится с помощью рабочих листов обучающихся.

Предметные умения проверяются в ходе выполнения самостоятельной работы (задание 8).

Личностные УУД проверяются на этапе рефлексии (подведение итогов, самооценка). Диагностика познавательных УУД проводится на примере заданий 1 – 5 (работа по алгоритму) и 7 (работа с таблицей). Регулятивные УУД проверяются в ходе выполнения заданий 2 («найди ошибку»), 6 (поиск информации в предложенном источнике, взаимоконтроль). Коммуникативные УУД диагностируются при работе в парах, при выполнении задания 6 (составь задание партнеру).

Интерпретация результатов осуществляется через такие методы, как наблюдение за поведением обучающихся на уроке, анализ полученных письменных работ.

Сценарий урока

  1. Организационный момент. Приветствие. Готовность к уроку.
  2. Мотивация и актуализация знаний.

Учитель: На каждой парте есть карточка с заданием. Выполните задание на карточке и сравните ответ с соседом по парте. Если ответы разные, то найдите ошибку в решении и исправьте ее. Затем один из вас выходит к доске, находит лист с ответом на вашу карточку, переворачивает его и прикрепляет под номером карточки. В итоге мы получаем четверостишие.

1

2

3

Державный град,

возвышайся

над Невою,

4

5

6

7

Как дивный

храм, ты

сердцем

открыт!

8

9

10

11

Сияй

в веках

красотой

живою,

12

13

14

15

Дыханье

твое

Медный всадник

Хранит.

Карточки:

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

№ 10

№ 11

№ 12

№ 13

№ 14

№ 15

  1. Целеполагание.

Учитель: Какие задания вы сейчас выполняли? А значит, какая тема нашего урока? (Действия с десятичными дробями) У каждого из вас есть рабочий лист урока. Запишите, пожалуйста, тему урока. Попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока. (Закрепить умение выполнять действия с десятичными дробями) Обратите, пожалуйста, внимание на строки, которые у нас получились на доске. Прочитайте их. Скажите, о каком городе идет речь? (Санкт-Петербург) А кто-нибудь из вас знает, откуда это четверостишие? (Это отрывок из гимна Санкт-Петербурга) Мы сегодня будем выполнять задания, связанные с Санкт-Петербургом и я надеюсь, что вы узнаете что-нибудь новое и интересное о нашем городе. (Слайд 1)

  1. Закрепление.

Слайд 2. Учитель: Назовите, что изображено на слайде. (Петропавловский собор) Где находится этот собор? (На территории Петропавловской крепости). Да, именно с этого места начал строиться Санкт-Петербург. В задании 1 вычислите примеры и впишите ответы в предложения после них. И вы узнаете некоторые данные о соборе. Задания выполняются на доске и в рабочих листах.

Задание 1.

1)

Высота Петрапавловского собора - ___________ м. Ответ: 122,5 м.

2)

Высота креста на шпиле собора - _____________ м. Ответ: 6,5 м.

3)

Размах крыльев ангела на шпиле собора - __________ м. Ответ: 3,8 м.

4)

Вес ангела вместе с крестом составляет примерно __________ кг. Ответ: 250 кг.

Слайд 3. Учитель: Как называется собор, изображенный на этом слайде? (Исаакиевский собор) В задании 2 вам дана таблица. Вычеркните неверные равенства и буквы над ними и вы узнаете фамилию архитектора Исаакиевского собора.

Ответ: МОНФЕРРАН.

Слайд 4. Учитель: Что вы видите на слайде? (Дворцовую площадь) Решите задание 3 и вы узнаете ее площадь. (Задание выполняется на доске и в рабочих листах)

Задание 3. Красная площадь в Москве занимает 2,3 га. Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге на 3,1 га больше. Найдите ее площадь. Ответ: 5,4 га.

Слайд 5. Учитель: Что находится в центре Дворцовой площади? (Александровская колонна) В задании 4 вам представлены некоторые характеристики Александровской колонны. Переведите эти величины в метры и округлите ответы до десятых. (Задание выполняется на доске и в рабочих листах)

Задание 4.

  1. Высота Александровской колоны вместе с пьедесталом и скульптурой составляет 155,84 фута (1 фут = 0,3048 м). Ответ: 47,5 м.
  2. Высота ствола (монолитной части) колонны  - 12 саженей. (1 сажень = 2,13 м). Ответ: 25,6 м.
  3. Высота пьедестала – 4 аршина. (1 аршин = 0,71 м). Ответ: 2,8 м.

Слайд 6. Учитель: Как еще называют город Санкт-Петербург? (Культурная столица, Северная столица, Северная Венеция) Почему Санкт-Петербург называют Северной Венецией? (Много рек и каналов) Верно. Выполняем задание 5. (На доске и в рабочих листах)

Задание 5. Общая протяженность рек и каналов Санкт-Петербурга 282 км. Их водная поверхность составляет 7% площади города. Найдите площадь водной поверхности, если площадь Санкт-Петербурга 1439 км². Ответ: 100,73 км².

Физкультминутка.

Учитель: Раз в городе много рек и каналов, то много и мостов через них. Самостоятельно прочитайте текст в задании 6 и выполните его. (Учащиеся выполняют задание самостоятельно, проводят самопроверку)

Задание 6. В черте Санкт-Петербурга находится множество (в сумме 93) рекрукавовпротоков и каналов и около 100 водоёмов (озёр, прудов, искусственных водоёмов), через которые перекинуто около 800 мостов (не считая мосты на территориях промышленных предприятий), в том числе 218 пешеходных.

Самый длинный мост – Большой Обуховский (вантовый)мост через Неву. Его длина примерно 2,84 км. Самый длинный разводной мост – мост Александра Невского через Неву. Его длина 0,629 км. Самый короткий мост перекинут через Лебяжью канавку. Это Верхний Лебяжий мост и его длина 18,8 м. Самый широкий мост на реке Мойке – Синий мост. Ширина этого моста 97,3 м. Самый узкий мост находится на канале Грибоедова. Это Банковский мост. Его ширина всего 1,9 м.

Найдите в тексте необходимые данные и ответьте на вопросы.

  1. Во сколько раз самый длинный мост больше самого короткого? Ответ: в 15 раз.
  2. На сколько метров Банковский мост уже Синего моста? Ответ: на 95,4 м.

Учитель: Выполняем задание 7. Заполните, пожалуйста, таблицу, пользуясь текстом из предыдущего задания.

Название моста

Длина (м)

Ширина (м)

Большой Обуховский мост

30

Мост Александра Невского

35

Синий мост

35

Верхний Лебяжий мост

15

Банковский мост

25,2

Выберите один из мостов и вычислите его площадь в квадратных метрах.

Возможные ответы: Большой Обуховский мост – 85 200 м²; мост Александра Невского – 22 015 м²; Синий мост – 3 405,5 м²; Верхний Лебяжий мост – 282 м²; Банковский мост – 47,88 м².

Учитель: Придумайте, пожалуйста, какой-нибудь вопрос к этой таблице. Запишите свой вопрос в рабочий лист соседа по парте. Ответьте на вопрос вашего соседа в своем листе.

  1. Самостоятельная работа.

Учитель: Теперь проведем небольшую самостоятельную работу. В задании 8 вам даны примеры разного уровня сложности. Они оцениваются в 1, 2 или 3 балла. Вы самостоятельно выбираете примеры, которые можете решить и записываете вычисления в рабочий лист. Не забудьте указать номер задания, которое вы выбрали. На оценку «5» вы должны набрать 9 баллов, на «4» - 6 баллов, на «3» - 4 балла.

Задания в 1 балл:

1) ;

2) ;

3) ;

4) ;

5) ;

6) ;

7) ;

8) ;

9) ;

10) .

Задания в 2 балла:

11) ;

12) ;

13) ;

14) ;

15) ;

16).

Задания в 3 балла:

17) ;

18) .

19) .

Учитель: Завершаем работу над самостоятельной работой. Подведем итоги урока. Назовите, пожалуйста, какая была тема урока? Какие цели мы с вами ставили? Как вы считаете, достигли ли мы нашей цели?

Заполните, пожалуйста, таблицу в конце вашего рабочего лиса. Напротив каждого утверждения поставьте один из предложенных смайликов. (☺ - хорошо, 😐 - так себе, ☹ - плохо)

Как я себя чувствовал в процессе учения

Насколько мне было комфортно

Насколько я доволен своей работой

Рабочий лист урока

Тема урока:___________________________________________________________

Задание 1. Вычислите:

1)

Высота Петропавловского собора - ___________ м.

2)

Высота креста на шпиле собора - _____________ м.

3)

Размах крыльев ангела на шпиле собора - __________ м.

4)

Вес ангела вместе с крестом составляет примерно __________ кг.

Задание 2.

М

И

О

К

Н

Л

Ф

Е

У

Р

4,05-1,12=3,93

Р

А

В

Н

Д

Ответ:_________________________________________________________________

Задание 3. Решите задачу:

Красная площадь в Москве занимает 2,3 га. Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге на 3,1 га больше. Найдите ее площадь.

Решение:

Ответ:_________________________________________________________________

Задание 4. Переведите данные длины в метры и округлите ответы до десятых:

  1. Высота Александровской колоны вместе с пьедесталом и скульптурой составляет 155,84 фута (1 фут = 0,3048 м).

Решение:

Ответ:_________________________________________________________________

  1. Высота ствола (монолитной части) колонны  - 12 саженей. (1 сажень = 2,13 м).

Решение:

Ответ:_________________________________________________________________

  1. Высота пьедестала – 4 аршина. (1 аршин = 0,71 м)

Решение:

Ответ:_________________________________________________________________

Задание 5. Решите задачу:

Общая протяженность рек и каналов Санкт-Петербурга 282 км. Их водная поверхность составляет 7% площади города. Найдите площадь водной поверхности, если площадь Санкт-Петербурга 1439 км².

Решение:

Ответ:_________________________________________________________________

Задание 6. Прочитайте текст:

В черте Санкт-Петербурга находится множество (в сумме 93) рекрукавовпротоков и каналов и около 100 водоёмов (озёр, прудов, искусственных водоёмов), через которые перекинуто около 800 мостов (не считая мосты на территориях промышленных предприятий), в том числе 218 пешеходных.

Самый длинный мост – Большой Обуховский (вантовый) мост через Неву. Его длина примерно 2,84 км. Самый длинный разводной мост – мост Александра Невского через Неву. Его длина 0,629 км. Самый короткий мост перекинут через Лебяжью канавку. Это Верхний Лебяжий мост и его длина 18,8 м.

Самый широкий мост на реке Мойке – Синий мост. Ширина этого моста 97,3 м. Самый узкий мост находится на канале Грибоедова. Это Банковский мост. Его ширина всего 1,9 м.

Найдите в тексте необходимые данные и ответьте на вопросы.

  1. Во сколько раз самый длинный мост больше самого короткого?

Решение:

Ответ:_________________________________________________________________

  1. На сколько метров Банковский мост уже Синего моста?

Решение:

Ответ:_________________________________________________________________

Задание 7. Заполните, пожалуйста, таблицу, пользуясь текстом из предыдущего задания.

Название моста

Длина (м)

Ширина (м)

Большой Обуховский мост

30

Мост Александра Невского

35

Синий мост

35

Верхний Лебяжий мост

15

Банковский мост

25,2

Выберите один из мостов и вычислите его площадь в квадратных метрах.

Решение:

Ответ:_________________________________________________________________

Вопрос:________________________________________________________________

Решение:

Ответ:_________________________________________________________________

 

Задание 8.

Задания в 1 балл:

1) ;

2) ;

3) ;

4) ;

5) ;

6) ;

7) ;

8) ;

9) ;

10) .

Задания в 2 балла:

11) ;

12) ;

13) ;

14) ;

15) ;

16).

Задания в 3 балла:

17) ;

18) .

Решение:

Оцените свое самочувствие и свою работу на уроке (☺ - хорошо, 😐 - так себе, ☹ - плохо)

Как я себя чувствовал в процессе учения

Насколько мне было комфортно

Насколько я доволен своей работой


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Действия с десятичными дробями

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Этот урок я проводила в 5 классе. Была проведена предварительная работа с ребятами по оформлению кабинета, проведена самостоятельная работа, результатом которой стало определение учеников в вагоны "ку...

Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей".

Урок в технологии деятельностного метода. 5 класс. УМК Виленкин Н. Я....

Презентация урока математики 6 класс по теме "Умножение десятичных дробей"

Презентация урока математики 6 класс по теме "Умножение десятичных дробей"...

Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Сложение и вычитание десятичных дробейСоздание условий для прочного усвоения  учебного материала по теме урока; ознакомление учащихся с правилами сложения вычитания десятичных дробейУрок «освоени...

Технологическая карта урока математики 5 класс Сложение и вычитание десятичных дробей

Технологическая карта урока математики 5 класс Сложение и вычитание десятичных дробей...