Методическая разработка урока по финансовой грамотности
методическая разработка (5 класс)
Урок финансовой грамотности в 5 классе " Откуда берутся доходы семьи " .Занимательный урок с использованием презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока по ФГ в 5 кл | 26.97 КБ |
Презентация " Доходы семьи" | 650.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 5 классе по теме : «Доходы семьи . Из чего они состоят » в рамках курса « Формирование финансовой грамотности на уроках математики »
Автор: Бухаева Людмила Николаевна – учитель математики МБОУ Аларская СОШ
Населённый пункт : с. Аларь Аларского района Иркутской области
Тема урока Доходы семьи. Из чего они состоят.
Тип урока : Урок формирования , понимания первоначальных навыков финансовой грамотности и овладения ими.
Основные термины и понятия : деньги., семейный бюджет, заработная плата, доходы, расходы, арендная плата, банковские карты.
Формы работы на уроке : Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование : проектор, компьютер, раздаточные материалы.
Цели урока: 1). Личностные:
- Учить находить выход из различных жизненных ситуаций.
- Формирование важности исполнения обязательств перед обществом и своей страной.
2). Метапредметные:
- Развивать умение работать индивидуально и в группе.
- Умение пользоваться разными источниками информации.
- Развивать умение говорить, объяснять и доказывать.
- Учить ставить цель перед собой и добиваться её.
3). Предметные:
- Уметь решать финансовые задачи, формировать финансовую грамотность.
- Формировать умение делать выгодную покупку.
- Рассмотреть различные виды доходов в семье.
- Умение видеть различные расходы в семье.
Задачи урока:
1). Образовательные:
- Изучить понятие « семейный бюджет»
- Формировать умение планировать доходы и расходы.
2). Развивающие.
- Развивать мышление и речь учащихся.
- Развивать самостоятельное умение планировать расходы и доходы семьи.
- Развивать умение обобщать и сравнивать факты.
3). Воспитательные.
- Развивать в детях чувство ответственности и долга.
- Создать на уроке дружелюбную атмосферу.
- Убедить учащихся в том, что наука математика нужна и очень полезна в нашей жизни.
Содержание и структура урока:
- Организационный момент. Приветствие детей учителем. Проверка готовности учащихся к уцроку.
- Устная разминка : на слайде 1 два столбца частей слов. Нужно найти для каждого правильную половину слова.
- Понятие доходов и расходов в семье. В форме беседы с учащимися.
Денежные доходы семьи могут включать в себя поступление денег в виде : заработной платы родителей, детские пособия от государства, плата за аренду квартиры . которую сдают родители другим людям, пенсия бабушки и дедушки, стипендия студентов, продажа овощей , мясных и молочных продуктов. т.к. мы живем в сельской местности.
Денежные расходы семьи : питание, оплата коммунальных услуг, покупка необходимых вещей – одежды ,обуви, лекарств, товаров для дома, оплата долгов, кредитов. Слайд 2.
- Работа в парах. Выберите основные виды продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на месяц. Какие из товаров лучше не покупать вообще? Почему? Какие товары можно покупать время от времени? Слайд 3.
- Решение небольших финансовых задач. Правильное распределение финансов.
Разделённые на 3 группы учащиеся решают задачи по данным карточкам. Обсуждая правильность распределения финансов.
Затем один поясняет решение задачи. Другие дополняют выступающего.
Задача 1 ( для первой группы)
Маша копит деньги на покупку телефона « Samsung », который стоит 4950р. Каждый месяц Маша откладывает по 400 рублей.
Сравните, что будет происходить с Машиными деньгами, если они будут оставаться в банке- копилке, или если Маша положит их в банк под 10% .
Что выгоднее Маше - копить деньги в копилке или положить их под проценты?
Задача 2 ( для второй группы )
Маша и Миша задумались, откуда в семье берутся деньги и сколько их?
Папа сказал, что зарабатывает в день 1800р. мама – 1400 р., пенсия бабушки – 18600р в месяц , стипендия старшего брата 5125р. в месяц.
Помогите ребятам вычислить месячный доход в этом месяце.
Задача 3 ( для третьей группы )
Марина хочет для себя новый ноутбук, который стоит 37000 рублей.
Родители предложили ей вести учёт доходов и расходов семьи , чтобы рассчитать возможность данного приобретения.
Записи за месяц таковы : Зарплата папы – 45000р
Зарплата мамы -32000р.
Продукты – 22000р
ЖКХ -5200р.
Оплата интернета – 390р.
Проезд – 1570р.
Пенсия бабушки -13800р
Репетитор по английскому языку – 8400р
Школьные обеды – 3390р.
Бензин – 7000р
Корм коту – 1300р
Сможет ли семья Марины купить новый ноутбук ?
- Физкультминутка: ( Если денег хватает,то стоим. Если не - хватает бежим на месте)
- Мама дала Мише 50 р. Рома купил две ручки по 20р и мороженное за 25р. Хватит ли денег Мише?
- Папа получил зарплату в размере 30 000 р . Ему нужно оплатить кредит 3000р , купить себе куртку 2500р и оставить на продукты 20 000р Останутся ли деньги в семье?
- На бабушкину пенсию размером 12000р мы хотим купить диван, который стоит 6/5 от её пенсии. Останутся ли деньги у бабушки?
- У мамы на банковской карте лежит 3200р . Мама хочет приобрести билеты Маше и Мише в театр стоимостью 1700р . Хватит ли денег на билеты у мамы?
- Маша работала в свободное время и заработала 600р На эти деньги она купила себе 10 тетрадей по 20р, две шоколадки по 90 р и носки за 100р . Сколько денег осталось у Маши?
- Слайд 4. Выгодная покупка.
Решите задачу: В семье Ивановых – 3 сына школьника. Родители планируют купить каждому модные кроссовки. В магазине « Спорттовары» проводится акция: « Каждому купившему две пары кроссовок по цене 2550р за одну пару , третья пара кроссовок – в подарок ».
А в магазине « Спортсмен » предлагают кроссовки по акции : « Каждому , купившему одну пару кроссовок за 2220р , вторые за полцены »!
В каком магазине выгоднее сделать покупку? На сколько рублей будут отличаться покупки в этих магазинах?
Задача для самостоятельного решения.
Учащиеся самостоятельно решают в тетрадях. Затем один решивший объясняет у доски, приводит своё решение.
- Рефлексия.
Учитель задаёт интересные вопросы, дети отвечают.
По ответам детей можно понять насколько они владеют начальным понятиями по финансовой грамотности.
- Учреждение, в котором хранят деньги? ( банк )
- Он в вашем доме считает электроэнергию. ( счётчик )
- Место, где продают товары. ( магазин )
- Мебель, хлеб и огурцы, продают нам … ( продавцы )
- Автомобиль экономит время , а велосипед что экономит? ( деньги )
- Место продажи, где можно торговаться. ( рынок )
- Любой предмет,который можно купить и продать .( товар ).
- Домашнее задание ( творческое)
Составьте со своими родителями список доходов и расходов семьи в виде таблицы или диаграммы.
Список литературы
- Блискавка, Е. А. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е.А. Блискавка. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 80 с.
- Жданова, О. А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. СПО / А. О. Жданова. — М. : ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 192 с.
- Ожегов, С. И. Словарь русского языка/ Под общ. ред. проф.Л. И.Скворцова. – 24-е изд., испр. – М. : Оникс, Мир и Образование, 2007. – 1200 с.
- Финансы и бизнес. Финансовая грамотность для начинающих.
- Крючкова, Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности /Первые шаги по ступеням финансовой грамотности для дошкольников/ Н. А. Крючкова. – Калининград, 2013. – 126 с.
Электронные ресурсы:
- Дети и деньги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана.
- Словарь финансовых терминов
- Финансовые термины
- Ребенок и его мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РАЗМИНКА Составь слова день жет фи купка бюд номия арен пуск по сия эко да от нансы пен ги
Выберите основные виды продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на месяц. Какие из товаров лучше не покупать вообще? Почему? Какие товары можно покупать время от времени?
Физкультминутка вопросы и ответы
Выгодная покупка В семье Ивановых – 3 сына школьника. Родители планируют купить каждому модные кроссовки. В магазине « Спорттовары» проводится акция: « Каждому купившему две пары кроссовок по цене 2550р за одну пару , третья пара кроссовок – в подарок ». А в магазине « Спортсмен » предлагают кроссовки по акции : « Каждому , купившему одну пару кроссовок за 2220р , вторые за полцены »! В каком магазине выгоднее сделать покупку? На сколько рублей будут отличаться покупки в этих магазинах?
рефлексия Учреждение, в котором хранят деньги? Он в вашем доме считает электроэнергию Место, где продают товары Мебель, хлеб и огурцы, продают нам … Автомобиль экономит время , а велосипед что экономит? Место продажи, где можно торговаться Любой предмет, который можно купить и продать
Домашнее задание Составьте со своими родителями список доходов и расходов семьи в виде таблицы или диаграммы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по финансовой грамотности «Как и для чего открыть вклад?»
Цель: развитие интереса и формирование стимулов у обучающихся к приобретению знаний по финансовой грамотности...
Методическая разработка урока по финансовой грамотности для обучающихся 7 класса по теме Домашнее хозяйство
Цель урока - рассмотреть особенности организации домашнего хозяйства Задачи урока -образовательные:-рассмотреть понятия относящиеся к домашнему хозяйству и семейному бюджету;-познакомить уча...
Методическая разработка урока по финансовой грамотности
Методическая разработка по теме: Виды финансовых мошенничеств. Риски. Материал может быть использован как урок, элемент урока, классного часа, семинара для любого возраста. Цель занятия:1.от...
Диплом 1 степени номинация Лучшая методическая разработка урока по финансовой грамотности для учеников основной школы
Диплом 1 степени номинация Лучшая методическая разработка урока по финансовой грамотности для учеников основной школы...
Диплом I степени в номинации Лучшая методическая разработка урока по финансовой грамотности для основной школы
Диплом I степени в номинации Лучшая методическая разработка урока по финансовой грамотности для основной школы...