Особенности реализации учителем ВСОКО в Санкт-Петербурге
статья по математике (6, 7, 8 класс)
ВСОКО – это совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обучающихся, оценку эффективности деятельности общеобразовательных организаций. Поскольку ВСОКО разрабатывается и регламентируется самой общеобразовательной организацией, учредитель не устанавливает требования к структуре, формам деятельности, критериям и показателям для каждой общеобразовательной организации.
При проведении оценки механизмов управления качеством образования на уровне администраций районов Санкт-Петербурга этот показатель трансформируется в «принятие районных мер в рамках реализации регионального управленческого цикла», то есть оценивается «содействие региону» в проведении деятельности в соответствии с региональными целями и задачами
Целью настоящих методических рекомендаций является согласование региональных и районных подходов к пониманию позиции мониторинга «объективность ВСОКО» и тех мер, которые могут быть приняты на районном уровне. Указанные ниже предложения не являются как исчерпывающими, так и инвариантными. Систему мер разрабатывает каждый район Санкт-Петербурга в соответствии со своими особенностями и на основании результатов предыдущего цикла управленческой деятельности. Более того, в зависимости от результатов, полученных в ходе предыдущего управленческого цикла, и специфики района работа может вестись по более узкому набору критериев и показателей. Выбор конкретных индикаторов находится полностью в компетенции районов Санкт-Петербурга.
Некоторые из предлагаемых критериев и показателей уже используются регионом и районами Санкт-Петербурга при реализации процедур Санкт-Петербургской системы оценки качества образования .
Мониторинг объективности ВСОКО.
Отдел образования администрации района Санкт-Петербурга совместно с районным информационно-методическим центром определяет, прежде всего, этапы (сроки) формирования объективных ВСОКО в общеобразовательных организациях и на каждом этапе формулирует, при каких условиях согласно критериям объективности, выработанным в районе, ВСОКО в той или иной общеобразовательной организации можно считать в определённой степени объективной. Длительность этапа может быть существенно разной в зависимости от контекстных условий в районе Санкт-Петербурга и общеобразовательной организации. При этом мониторинг объективности ВСОКО не обязательно должен проводиться в жёстко регламентированные сроки. Мониторинг объективности ВСОКО может проводиться постоянно и координироваться с другими мониторингами, исследованиями, проверочными процедурами. Мониторинг качества управления также связан с аттестационными процедурами.
Региональная модель аттестации руководителей Санкт-Петербурга ориентирована на ведущую стратегию развития образования — непрерывность профессионального развития руководителя и оценку результативности его профессиональной самореализации в ходе процедур повседневного контроля, где основным показателем является оценка инновационного потенциала руководителя. Широкое распространение получила персонифицированная модель повышения квалификации руководителей образовательных организаций, реализуемая в системе повышения квалификации Санкт-Петербурга и в ряде других субъектов Российской Федерации.
Важной особенностью персонифицированной модели является использование персональной траектории развития, дефицитарного подхода, позволяющего исследовать профессиональные дефициты руководителей и восполнить их. При выявлении и устранении профессиональных дефицитов у руководителей образовательных организаций используется анкетирование, интервьюирование, в том числе структурированное интервью. Здесь значительную помощь оказывают цифровые ресурсы, тренажеры, позволяющие руководителю «прожить», отработать проблемную ситуацию в предлагаемых обстоятельствах. К сожалению, таких ресурсов пока недостаточно, и это тоже один из дефицитов.
В качестве пропедевтических мер можно рассмотреть стимулирование профессионального роста руководителей образовательных организаций. Это и вовлечение руководителей в проекты различного уровня, участие в профессиональных конкурсах, выступления на дискуссионных площадках, представительство в экспертных сообществах.
Важным ресурсом повышения качества управления образовательной организации и качества управленческой деятельности самого руководителя можно считать наставничество и тьюторство, «выращивание» управленческих кадров.
Дополнительным инструментом для оценки эффективности управленческой деятельности служат документы, регулирующие сетевое взаимодействие с различными организациями, позволяющими расширить спектр образовательных услуг и значительно улучшить ресурсное обеспечение образовательных организаций за счет ресурсов партнеров.
Работу с сетевыми партнерами можно рассматривать в разных областях: в организации учебной деятельности, профориентационной, воспитательной работе, конкурсной, в том числе грантовой. Партнерское взаимодействие, его масштабы и результаты также могут стать предметом обсуждения в разговоре о качестве управления.
Разработанные в районе Санкт-Петербурга документы (порядки проведения мониторингов, оценочных процедур, комплексных исследований и тому подобное) могут и должны в соответствии со своей направленностью включать различные элементы (критерии, показатели) мониторинга объективности ВСОКО.
Рекомендуется в каждом районе Санкт-Петербурга подготовить своего рода «экран» объективности ВСОКО на базе электронных форм (например, Яндекс-таблиц), в котором в режиме реального времени отражались бы результаты каждой общеобразовательной организацией по всем показателям, выбранным районом Санкт-Петербурга на проходящий этап.
По мере проведения мониторингов, оценочных процедур, комплексных исследований соответствующие результаты могут вноситься ответственным сотрудником (или ответственными сотрудниками) по каждой общеобразовательной организации, участвовавшей в той или иной процедуре. «Экран» объективности ВСОКО должен быть доступен для руководителей общеобразовательных организаций (без возможности редактирования) с тем, чтобы понимать ситуацию с объективностью в своей общеобразовательной организации и понимать, к кому из коллег можно обратиться для консультации по тому или иному направлению.
Учёт работы районов Санкт-Петербурга.
Для Комитета по образованию при оценке деятельности районов Санкт-Петербурга по обеспечению объективности внутренней системы оценки качества образования общеобразовательных организаций основными критериями могут быть:
1. Отражение направления деятельности по обеспечению объективности оценочных процедур в документах на уровне районов Санкт-Петербурга в соответствии с региональным комплексом мер.
2. Наличие системы анализа результатов деятельности общеобразовательных организаций с признаками необъективности результатов оценочных процедур.
3. Учёт результатов деятельности по обеспечению объективности оценочных процедур при оценке эффективности работы руководителей общеобразовательных организаций.
4. Наличие системы мониторинга объективности ВСОКО (критериев и показателей) и доля общеобразовательных организаций, участвующих в мониторинге.
5. Отражение направления деятельности по обеспечению объективности оценочных процедур в тематике районных совещаний с руководителями общеобразовательных организаций, планах и отчётах работы методических служб.
6. Обеспечение адресной помощи учителям общеобразовательным организациям, расположенным на территории района Санкт-Петербурга, в совершенствовании оценочных средств, наличие материалов, способствующих развитию объективной системы оценки.
7. Развитие педагогических экспертных сообществ, участвующих в организации и проведении объективных оценочных процедур.
8. Повышение квалификации в области оценочной (включая критериальное оценивание) и аналитической деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга «О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года» инновационное развитие города определено как одно из основных направлений развития до 2025 года. Именно поэтому многие руководители опираются на технологию управления развитием образовательного учреждения через повышение инновационного потенциала педагогического коллектива, например, выбирая для своих сотрудников курсы повышения квалификации, связанные с освоением современных образовательных моделей, методов и технологий, форм и форматов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 455.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности реализации учителем ВСОКО в Санкт-Петербурге
ВСОКО – это совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обучающихся, оценку эффективности деятельности общеобразовательных организаций. Поскольку ВСОКО разрабатывается и регламентируется самой общеобразовательной организацией, учредитель не устанавливает требования к структуре, формам деятельности, критериям и показателям для каждой общеобразовательной организации.
При проведении оценки механизмов управления качеством образования на уровне администраций районов Санкт-Петербурга этот показатель трансформируется в «принятие районных мер в рамках реализации регионального управленческого цикла», то есть оценивается «содействие региону» в проведении деятельности в соответствии с региональными целями и задачами
Целью настоящих методических рекомендаций является согласование региональных и районных подходов к пониманию позиции мониторинга «объективность ВСОКО» и тех мер, которые могут быть приняты на районном уровне. Указанные ниже предложения не являются как исчерпывающими, так и инвариантными. Систему мер разрабатывает каждый район Санкт-Петербурга в соответствии со своими особенностями и на основании результатов предыдущего цикла управленческой деятельности. Более того, в зависимости от результатов, полученных в ходе предыдущего управленческого цикла, и специфики района работа может вестись по более узкому набору критериев и показателей. Выбор конкретных индикаторов находится полностью в компетенции районов Санкт-Петербурга.
Некоторые из предлагаемых критериев и показателей уже используются регионом и районами Санкт-Петербурга при реализации процедур Санкт-Петербургской системы оценки качества образования .
Мониторинг объективности ВСОКО.
Отдел образования администрации района Санкт-Петербурга совместно с районным информационно-методическим центром определяет, прежде всего, этапы (сроки) формирования объективных ВСОКО в общеобразовательных организациях и на каждом этапе формулирует, при каких условиях согласно критериям объективности, выработанным в районе, ВСОКО в той или иной общеобразовательной организации можно считать в определённой степени объективной. Длительность этапа может быть существенно разной в зависимости от контекстных условий в районе Санкт-Петербурга и общеобразовательной организации. При этом мониторинг объективности ВСОКО не обязательно должен проводиться в жёстко регламентированные сроки. Мониторинг объективности ВСОКО может проводиться постоянно и координироваться с другими мониторингами, исследованиями, проверочными процедурами. Мониторинг качества управления также связан с аттестационными процедурами.
Региональная модель аттестации руководителей Санкт-Петербурга ориентирована на ведущую стратегию развития образования — непрерывность профессионального развития руководителя и оценку результативности его профессиональной самореализации в ходе процедур повседневного контроля, где основным показателем является оценка инновационного потенциала руководителя. Широкое распространение получила персонифицированная модель повышения квалификации руководителей образовательных организаций, реализуемая в системе повышения квалификации Санкт-Петербурга и в ряде других субъектов Российской Федерации.
Важной особенностью персонифицированной модели является использование персональной траектории развития, дефицитарного подхода, позволяющего исследовать профессиональные дефициты руководителей и восполнить их. При выявлении и устранении профессиональных дефицитов у руководителей образовательных организаций используется анкетирование, интервьюирование, в том числе структурированное интервью. Здесь значительную помощь оказывают цифровые ресурсы, тренажеры, позволяющие руководителю «прожить», отработать проблемную ситуацию в предлагаемых обстоятельствах. К сожалению, таких ресурсов пока недостаточно, и это тоже один из дефицитов.
В качестве пропедевтических мер можно рассмотреть стимулирование профессионального роста руководителей образовательных организаций. Это и вовлечение руководителей в проекты различного уровня, участие в профессиональных конкурсах, выступления на дискуссионных площадках, представительство в экспертных сообществах.
Важным ресурсом повышения качества управления образовательной организации и качества управленческой деятельности самого руководителя можно считать наставничество и тьюторство, «выращивание» управленческих кадров.
Дополнительным инструментом для оценки эффективности управленческой деятельности служат документы, регулирующие сетевое взаимодействие с различными организациями, позволяющими расширить спектр образовательных услуг и значительно улучшить ресурсное обеспечение образовательных организаций за счет ресурсов партнеров.
Работу с сетевыми партнерами можно рассматривать в разных областях: в организации учебной деятельности, профориентационной, воспитательной работе, конкурсной, в том числе грантовой. Партнерское взаимодействие, его масштабы и результаты также могут стать предметом обсуждения в разговоре о качестве управления.
Разработанные в районе Санкт-Петербурга документы (порядки проведения мониторингов, оценочных процедур, комплексных исследований и тому подобное) могут и должны в соответствии со своей направленностью включать различные элементы (критерии, показатели) мониторинга объективности ВСОКО.
Рекомендуется в каждом районе Санкт-Петербурга подготовить своего рода «экран» объективности ВСОКО на базе электронных форм (например, Яндекс-таблиц), в котором в режиме реального времени отражались бы результаты каждой общеобразовательной организацией по всем показателям, выбранным районом Санкт-Петербурга на проходящий этап.
По мере проведения мониторингов, оценочных процедур, комплексных исследований соответствующие результаты могут вноситься ответственным сотрудником (или ответственными сотрудниками) по каждой общеобразовательной организации, участвовавшей в той или иной процедуре. «Экран» объективности ВСОКО должен быть доступен для руководителей общеобразовательных организаций (без возможности редактирования) с тем, чтобы понимать ситуацию с объективностью в своей общеобразовательной организации и понимать, к кому из коллег можно обратиться для консультации по тому или иному направлению.
Учёт работы районов Санкт-Петербурга.
Для Комитета по образованию при оценке деятельности районов Санкт-Петербурга по обеспечению объективности внутренней системы оценки качества образования общеобразовательных организаций основными критериями могут быть:
1. Отражение направления деятельности по обеспечению объективности оценочных процедур в документах на уровне районов Санкт-Петербурга в соответствии с региональным комплексом мер.
2. Наличие системы анализа результатов деятельности общеобразовательных организаций с признаками необъективности результатов оценочных процедур.
3. Учёт результатов деятельности по обеспечению объективности оценочных процедур при оценке эффективности работы руководителей общеобразовательных организаций.
4. Наличие системы мониторинга объективности ВСОКО (критериев и показателей) и доля общеобразовательных организаций, участвующих в мониторинге.
5. Отражение направления деятельности по обеспечению объективности оценочных процедур в тематике районных совещаний с руководителями общеобразовательных организаций, планах и отчётах работы методических служб.
6. Обеспечение адресной помощи учителям общеобразовательным организациям, расположенным на территории района Санкт-Петербурга, в совершенствовании оценочных средств, наличие материалов, способствующих развитию объективной системы оценки.
7. Развитие педагогических экспертных сообществ, участвующих в организации и проведении объективных оценочных процедур.
8. Повышение квалификации в области оценочной (включая критериальное оценивание) и аналитической деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга «О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года» инновационное развитие города определено как одно из основных направлений развития до 2025 года. Именно поэтому многие руководители опираются на технологию управления развитием образовательного учреждения через повышение инновационного потенциала педагогического коллектива, например, выбирая для своих сотрудников курсы повышения квалификации, связанные с освоением современных образовательных моделей, методов и технологий, форм и форматов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Санкт-Петербурга.Тема:"Санкт-Петербург-город мировой культуры".Культурное наследие Древнего Египта в Петербурге.
Культурное наследие Древнего Египта.Нетрадиционный урок-путешествие, видео-урок....
«Особенности формирования учебной мотивации на уроках биологии». Из опыта работы учителя биологии М.Н.Фурса (ГБОУ гимназия № 209 Санкт-Петербург).
Жизнь не стоит на месте, многое в ней меняется, но ценность знаний, твоя компетентность в выбранной области деятельности, умение развиваться и обучаться - даст возможность самореализации, ...
История и культура Санкт-Петербурга. Урок «75 лет моей школы, история в фотодокументах». Калугина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания. ГБОУ СОШ № 514 Калининского района Санкт-Петербурга
В 2014 году ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга отметила свой 75-летний юбилей. В юбилейные для школы дни целесообразно было на уроках истории культуры Санкт-Петербурга, связать ист...
Методическое объединение учителей математики Московского района Санкт-Петербурга на пути совершенствования работы школьных методических объединений в условиях реализации инновационной деятельности
В 2018-2019 учебном году методическое объединение учителей математики Московского района Санкт-Петербурга много внимания уделяло на развитие инновационного образования, на совершенствование образовате...
Учебно-методическое пособие для учителей математики учителя математики ГБОУ школы № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации учителю по разработке занятия-игры по математики для учащихся старших класс
В соответствии с Федеральными государственными стандартами образования производится обучение и осуществление внеклассной и внешкольной деятельности учащихся 5-9 классов; а ...
Горошенко Н.А. Руденко С.П. г. Санкт- Петербург, Россия МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ-НАСТАВНИКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС.
Рассмотрено понятие методической компетенции учителя с позиций методики преподавания иностранных языков в контексте особенностей новой парадигмы иноязычного образования, что оказывается невозможн...