Дифференцирование обучение детей с нарушениями интерллекта на уроках математики
статья по математике
Данная статья может быть использована в работе учителя математики при обучении детей с нарушениями интеллекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nikolaevy_2023.docx | 14.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В.М. Николаев, Т.А. Николаева
БОУ «Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» Минобразования Чувашии
Аннотация: у детей с нарушением интеллекта чрезвычайно слабо развиты способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями. Состав учащихся одного класса с умственной отсталостью неоднороден, поэтому трудности и потенциальные возможности каждого ученика своеобразны. Как сделать, чтобы на уроках математики было комфортно и тем и другим? Решить эту проблему помогает использование технологии дифференцированного обучения.
Ключевые слова: дифференцированное обучение, индивидуальные способности, обучающиеся с нарушением интеллекта.
Одной из основных трудностей обучения является то, что дети приходят в школу с различной подготовкой и различными возможностями к обучению. Советский и российский учёный в области педагогики Н.Ф. Виноградова писала: "Необходимо создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Только такой подход делает возможным полноценную реализацию развивающей и воспитывающей функций обучения, то есть обеспечивает его гуманизацию". Математика является одним из сложных школьных предметов, который вызывает трудности у многих школьников. Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. У детей с нарушением интеллекта чрезвычайно слабо развиты способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями. Состав учащихся одного класса с умственной отсталостью неоднороден, поэтому трудности и потенциальные возможности каждого ученика своеобразны. Многие из них нуждаются – один в большей, другие в меньшей степени в помощи учителя, направлении их деятельности. Некоторым нужно напомнить какую-то забытую ими информацию, необходимую для работы. Кроме того, различное время, нужное тем или иным учащимся для запоминания и усвоения определенного материала. Так, часть учеников уже на следующем, после изучения новой темы, уроке может более или менее уверенно оперировать новыми понятиями, тогда как для других необходимо длительное повторение, закрепление, активная помощь со стороны учителя.
Как сделать, чтобы на уроках математики было комфортно и тем и другим? Решить эту проблему помогает использование технологии индивидуально-дифференцированного обучения, которая особенно необходимо в сельской школе, где обычно наполняемость классов очень мала. Обычно в классе можно выделить несколько групп учащихся с различными возможностями усвоения математических знаний.
1 группа детей- это учащиеся, которые без труда осваивают программу коррекционной школы. Они быстро запоминают приемы вычислений, способы решения задач, редко нуждаются в наглядности, им даже бывает скучно на уроках.
2 группа- это учащиеся, которые испытывают некоторые затруднения. Они сознательно решают арифметическую задачу только тогда, когда она иллюстрирована с помощью реальных групп предметов. Словесно сформулированная задача не вызывает необходимых представлений. Эти дети медленнее запоминают выводы, математические обобщения, овладевают приемами работы.
3 группа- это учащиеся, которые испытывают значительные трудности при изучении математики. Организация предметно – практической деятельности, использование наглядных средств обучения не гарантируют формирование у них полноценных знаний. Их затрудняет оценка количественных изменений, тем более перевод их на язык математики. Все свои усилия направляют на запоминание того, что сообщает учитель. Дети испытывают большие трудности в овладении фразовой речью, словарь их беден. Для них надо отводить значительное количество времени на закрепление приемов конкретизации изучаемых вопросов и на их объяснение.
4 группа детей - это учащиеся, отстающие в усвоении не только математических знаний, но и по другим предметам. Такие дети могут усвоить значительно меньший объем знаний, чем это предполагается программой. Обучение их в классе представляет большую трудность для учителя, т. к. этих детей невозможно постоянно включать во фронтальную работу класса. Их можно обучать, но по другой, значительной упрощенной программе.
В коррекционной школе продвижение каждого отдельного ученика в овладении знаниями не всегда совпадает с продвижением класса в целом. Дети, отнесенные к первой группе, научатся быстро пользоваться каким – либо новым приемом, школьники третьей группы смогут овладеть им только по истечении длительного срока. Одни ученики будут усваивать новые знания в более обобщенном виде, другие в более конкретном. Одни почти сразу же могут отказаться от внешних действий, громкого проговаривания, а другие надолго задержаться на способе внешних действий, на «пальцевом счете», будут не один год при вычислении не только перебирать предметы, но и сопровождать вычисления громким шепотом.
Дифференцированный подход к учащимся осуществляем на разных этапах урока.
1) При письменном опросе используем карточки различной степени сложности, тесты разных уровней. При устной проверке знаний первыми вызываем учащихся 1-2 групп, затем 3-4 групп (задания разной сложности). В конце изучения раздела проводим контрольные работы с дифференцированными заданиями, а в конце года итоговое контрольное тестирование по трем уровням.
2) При объяснении нового материала ставим проблемные вопросы, стараемся, чтобы на них вначале отвечали дети 1 и 2 групп, затем предлагаем ответить на вопросы, известные из раннее изученного, при чем слабых просим повторить за сильными.
3) При закреплении нового материала дифференцируем вопросы на закрепление. Для детей 3 группы сразу же предлагаем выполнить похожие практические задания. Для детей 1-2 групп предлагаем работу с учебником. Со слабыми детьми повторяем основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. Часто при закреплении нового материала проводим самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп даем разное.
4) Домашнее задание. При определении объема домашней работы исходим из средней нормы времени, затрачиваемого на приготовление задания, дня недели. Одно и то же домашнее задание одними учениками может быть выполнено очень быстро, правильно, а другим отведенного для работы времени не хватит. Задания для различных учащихся должны быть различными: для одних школьников больше и сложнее, для других легче и меньше.
Как показал опыт работы, внедряемые элементы дифференцированного обучения помогают в решении главной задачи учителя математики – раскрыть индивидуальные способности каждого ученика, чтобы на уроке активизировать, стимулировать и направлять процесс мышления всех детей.
Список использованной литературы:
1. Жужгова К.А. «Дифференциация в процессе обучения математике», 2005г.
2. Осмоловская И.М. Как организовать дифференцированное обучение/Библиотека журнала «Директор школы», 2002г.
3. Петрова Е. Дифференцированное обучение/Е.Петрова//«Математика», №16, 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Частные вопросы методики обучения детей с нарушением слуха на уроках информатики в 5 классе.
Результатом образования являются сегодня не столько предметные знания, сколько универсальные способы деятельности, т.е. более широкое понимание общеучебных умений и навыков, которые формируются ...
Индивидуально-дифференцированный подход в сопровождении детей с нарушением интеллекта на уроках математики
В работе рассмотрены теоретические аспекты индивидуально-дифференцированного подхода на уроках математики в школе VIII вида....
Доклад по теме: «Использование инновационных образовательных технологий в процессе обучения школьников с нарушениями слуха на уроках математики и информатики»
В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.Еще А.С. Макаренко называл педагогический...
Статья "Реализация принципа наглядности при обучении детей с нарушениями интеллекта на уроках технологии в 4 классе."
В статье описано использование наглядных средств в обучении детей с нарушениями интеллекта на уроках технологии (швейного дела) в 4 классе на базе ГБОУ школы №613 Московского района г. Санкт-Петербург...
Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ» ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"
В статье рассматриваются приемы работы с учебно-методическим комплектом «Планета знаний» на уроках окружающего мира при обучении детей с нарушениями слуха. Приведены фрагменты конспектов у...
Дифференцирование обучение детей с нарушениями интерллекта на уроках математики
Данная статья может быть использована учителями математики для работы с детьми с нарушениями интеллекта...
ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ЖЕСТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Статья рассматривает значение и роль жестов в обучении детей с нарушением слуха на уроках русского языка. Жесты являются важным средством коммуникации и помогают в усвоении материала, способствуя лучш...