План работы с отстающими учениками
материал по математике (6 класс)
Предварительный просмотр:
МБОУ Хадарская СОШ им.С.Д.Флегонтова
Работа с отстающими детьми
Учитель математики Решетникова Л.А.
1.Пояснительная записка
Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.
Происходящие социально – экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах «выпадают» из процесса обучения.
При работе с неуспевающими школьниками необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, который отвечали бы особенностям их развития и были для них доступны, а самое главное интересны.
Практика работы показывает, что особенностью познавательной деятельности слабоуспевающих по математике учащихся является несформированность общих умственных действий анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Это выражается в неумении выделять основное в учебном материале, устанавливать существенные связи между понятиями и их свойствами, а так же в медленном темпе продвижения, в быстром распаде усвоенных знаний, в трудности усвоения новых знаний и видов деятельности, что влечет за собой умственную пассивность, неверие в свои силы, потребность в посторонней опеке.
Для организации процесса обучения по математике с такими, особое внимание уделяю: решению учебных задач в группах, увеличению практической составляющей занятий, использованию игровой деятельности и других заданий творческого характера, чередованию различных видов деятельности. Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти, речи, быть личностно значимым, а формы его подачи – занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной.
Практика показала, что реализация выше изложенного позволяет добиться у некоторых учащихся более активной работы на уроках, высокой заинтересованности в материале, уверенности в себе, повышение уровня знаний.
2. Признаки отставания – начало неуспеваемости учащихся
- Ученик может сказать в чем трудности задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопрос по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
- Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, но делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятия текстов.
- Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
- Ученик не реагирует эмоционально (мимикой, жестами) на успех и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
- Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.
- Ученик не может воспроизвести определения понятий, отойти от готового текста: не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.
В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об ученике, а те, которые сигнализируют о том на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.
Основные способы обнаружения отставаний учащихся
- Наблюдение за реакцией учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
- Вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;
- Обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ получаем материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Наблюдать за работой учащихся, можно выслушать и отвечать на их вопросы, иногда помогать.
В нашей школе как и любых других школах ученики делятся на интересующиеся математикой, не заинтересованные математикой (равнодушные). Во втором случае у учащихся отсутствует мотивация. Для того чтобы повысить мотивацию ученика должна проводится систематическая работа (1. Диагностическая, 2. На устранение причин, 3. На повышение интереса) не только предметника, но и совместная
работа психолога, воспитательного завуча.
3. Цель и задачи
Цель: формировать у учащихся приемов общих и специфических умственных действий в ходе кропотливой, систематичной работы по математике.
Задачи:
- Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.
- Развитие групповых, индивидуальных форм внеурочной деятельности.
- Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность).
- Формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.
- Расширение кругозора учащихся, их любознательности.
- Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки учащихся.
- Активизация слабых учащихся.
Планируемые результаты для самого учителя
- Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей.
- Внедрение новых образовательных технологий, которые помогут слабоуспевающим усвоить программу.
- предоставление возможности для участия слабоуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.
Основные компоненты при работе с отстающими учениками
- Подбор специальных заданий, которые позволяют детям проявлять инициативу и творческий подход.
- Занимательность создает заинтересованность, а от степени заинтересованности часто зависит и характер внимания ученика на уроке, его активность.
- Разработка системы творческих классных и домашних заданий, рассчитанных на кратковременное или долговременное выполнение.
- Использовать на уроке своего практического опыта, приводить примеры из жизни (то что происходит, имеется в реальной, окружающей нас повседневной жизни).
Примерный план работы со слабоуспевающими учащимися
Мероприятия | Срок | |
1 | Проведение входного контрольного среза знаний учащихся класса по основным раздела учебного материала предыдущих лет обучения.
| Сентябрь |
2 | Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы с родителями и, в ходе беседы с самим ребенком. | Сентябрь, октябрь |
3 | Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний | В течении учебного года |
4 | Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику. | В течении учебного года |
5 | Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный и др.) | В течении учебного года |
6 | Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях | В течении учебного года |
7 | Поставить в известность непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается низкая успеваемость | В течении учебного года |
8 | Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету всего класса | В течении учебного года |
9 | Проводить дополнительные индивидуальные занятия для слабоуспевающих | В течении учебного года |
10 | Учить детей навыкам самостоятельной работы. | В течении учебного года |
Основные темы по математике, в усвоении которых бывают затруднения (в 5,6 классах):
1. Задачи на движение
2. Обыкновенные дроби: сокращение дроби, сравнение дробей, приведение дробей к общему знаменателю, сложение, вычитание, умножение, деление дробей.
3. Смешанные дроби: сложение, вычитание, умножение, деление смешанных дробей.
4. Проценты
5. Пропорции, отношения.
6. Действия над десятичными дробями.
2019-2020 учебный год
В 5 ом классе в 2019-2020 учебном году было выявлено из 9 учащихся у двоих учеников - Кондратьева Галактиона и Степанова Артура имеются пробелы, очень отстают в каждом уроке математики из-за незнания таблицы умножения, затрудняются при вычислении арифметических действий с натуральными числами: правила сложения, вычитания, умножения столбиком, а также при делении. Но при этом умственное развитие не отстает, логическое и практическое мышление имеется. Просто надо еще развить, чтобы использовать как инструмент при устных вычислениях, а также при вычислении с арифметическими действиями. Письменные навыки развиты очень плохо, видны ярко-выраженные пробелы в письме, поэтому очень много времени теряют при списывании условия из учебника, у доски; на обдумывание не остается времени, очень медленные по сравнению с одноклассниками. Помимо этого, внимание не концентрируется на одно, и то же; быстро теряют интерес. В начальной школе у этих учащихся имеется очень большой пробел, поэтому им очень сложно понять новые понятия.
Смотрим таблицу, где видны умения вычислять арифметические действия с натуральными числами каждого ученика в конце I четверти (оценки по 5 бальной шкале):
Письменно | Устно | ||||||||||||||||
Сложение столбиком | Вычитание столбиком | Умножение столбиком | Деление уголком | Сложение | Вычитание | Умножение | Деление | ||||||||||
На одн. число | На двузн число | На трезн число | На одн. число | На двузн число | На трезн число | На одн. число | На двузн число | На трезн число | На одн. число | На двузн число | На трезн число | ||||||
1 | Герасимова Вилена | 4 | 4 | 4 4 3 | 4 3 3 | 4 | 4 | 4 3 3 | 4 3 3 | ||||||||
2 | Герасимов Вова | 5 | 5 | 5 5 4 | 5 4 4 | 5 | 4 | 4 4 4 | 4 4 4 | ||||||||
3 | Кондратьев Галактион | 3 | 3 | 2 2 2 | 2 2 2 | 3 | 3 | 2 2 2 | 2 2 2 | ||||||||
4 | Ксенофонтов Саша | 4 | 4 | 4 3 3 | 3 3 3 | 4 | 4 | 4 3 3 | 3 3 3 | ||||||||
5 | Листикова Марта | 5 | 5 | 5 4 4 | 5 4 4 | 5 | 5 | 5 4 4 | 4 4 4 | ||||||||
6 | Ноговицына Ариана | 4 | 4 | 4 3 3 | 4 4 3 | 4 | 4 | 4 3 3 | 4 3 3 | ||||||||
7 | Рязанская Милияна | 4 | 4 | 4 3 3 | 4 4 4 | 4 | 4 | 4 3 3 | 4 4 3 | ||||||||
8 | Степанов Артур | 3 | 3 | 2 2 2 | 2 2 2 | 3 | 3 | 2 2 2 | 2 2 2 | ||||||||
9 | Сысолятина Айта | 5 | 5 | 5 5 4 | 5 5 4 | 5 | 5 | 5 4 4 | 5 5 4 |
Выявлено, что для Галактиона и Артура понадобится системная индивидуальная работа над устранением пробелов.
Учащиеся | Примечание | Причина | Проведенная работа | Контроль | Вывод, итог |
Кондратьев Галактион | Слабоуспеваищий | Пробелы в начальной школе | Беседа с родителями, индивидуальные задания во время урока, а также дополнительная индивидуальная работа после уроков. | В конце 2й четверти | Положительная динамика, все еще в течение этого учебного года работать над устранением пробела. Таблицу умножения выучил более или менее, но до автоматизма еще надо много работать ученику. |
Степанов Артур | Слабоуспевающий | Пробелы в начальной школе | Беседа с родителями, индивидуальные задания во время урока, а также дополнительная индивидуальная работа после уроков. | В конце 2й четверти | Положительная динамика, все еще в течение этого учебного года работать над устранением пробела. Таблицу умножения выучил более или менее, но до автоматизма еще надо много работать ученику. |
Конец 3 –й четверти, после проведенной работы
Письменно | Устно | ||||||||||||||||
Сложение столбиком | Вычитание столбиком | Умножение столбиком | Деление уголком | Сложение | Вычитание | Умножение | Деление | ||||||||||
На одн. число | На двузн число | На трезн число | На одн. число | На двузн число | На трезн число | На одн. число | На двузн число | На трезн число | На одн. число | На двузн число | На трезн число | ||||||
1 | Кондратьев Галактион | 4 | 3 | 3 3 3 | 3 2 2 | 3 | 3 | 3 3 2 | 3 2 2 | ||||||||
2 | Степанов Артур | 4 | 3 | 3 3 3 | 3 3 2 | 3 | 3 | 3 3 2 | 3 3 2 |
В конце 3-й четверти выполнение арифметических действий намного улучшилась, но все еще не надо прерывать систематическую работу. Родители стали контролировать своих детей знания таблицу умножения.
В 4-й четверти учились дистанционно через приложение «Zoom», в связи с карантином. Из-за этого возникли проблемы у данных учащихся с усвоением нового материала в программе 5 класса:
Ученики | Основные понятия 3-й и 4-й четвертях, где было затруднения при освоении материала | Причины | Проведенная работа | |
1 | Герасимова Вилена | Сложение и вычитание, умножение, деление дробей, действия над смешанными дробями | Не очень внимательна на уроке, рассеянная, иногда пропускает онлайн уроки (уроки проводятся через Zoom) | Беседа с самим учеником и родителями: дома контролировать режим и учебный процесс, выполняемость заданий вовремя. |
2 | Кондратьев Галактион | Сложение и вычитание, умножение, деление дробей, действия над смешанными дробями | Не ответственное отношение к учебе, отсутствие контроля со стороны родителей, не может самостоятельно выполнять задания. | Многократно беседовала с самим учеником и родителями: дома контролировать режим и учебный процесс, выполняемость заданий вовремя. Но все равно улучшения не видно. |
3 | Степанов Артур | Сложение и вычитание, умножение, деление дробей, действия над смешанными дробями | Пропускает онлайн уроки из-за плохой связи (не подключены к wi-fi) | Беседа с самим учеником и родителями. |
У троих учеников дома не подключено оптоволокно, поэтому из-за плохой связи очень много пропускают онлайн уроки, задания получают по ватсапу, но все равно затрудняются выполнять самостоятельно, со стороны родителей помощь видна только Артуру. Домашние задания стараюсь подобрать самой, а не из учебника, интернета т.к. сейчас могут списывать из ГДЗ.
Итоги 5 класса
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Годовая | |
Герасимова Вилена | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 |
Кондратьев Галактион | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Степанов Артур | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Артур и Вилена в конце четверти стали стараться выполнять все задания, а Галактион самостоятельно не может выполнять, поэтому индивидуально через Zoom несколько раз (3 раза) объясняла основные понятия со смешанными дробями. Выставлены всем итоговые отметки «3» (удовлетворительно).
2020-2021 учебный год
1 четверть
За летние каникулы забыли таблицу умножения. Две недели учились дистанционно, поэтому индивидуальные занятия начали только в октябре. В начале 1 четверти
Письменно | Устно | ||||||||||||||||
Сложение столбиком | Вычитание столбиком | Умножение столбиком | Деление уголком | Сложение | Вычитание | Умножение | Деление | ||||||||||
На одн. число | На двузн число | На трезн число | На одн. число | На двузн число | На трезн число | На одн. число | На двузн число | На трезн число | На одн. число | На двузн число | На трезн число | ||||||
1 | Герасимова Вилена | 4 | 4 | 4 3 3 | 4 3 3 | 4 | 4 | 4 3 3 | 4 3 3 | ||||||||
2 | Кондратьев Галактион | 3 | 3 | 2 2 2 | 2 2 2 | 3 | 3 | 2 2 2 | 2 2 2 | ||||||||
3 | Степанов Артур | 3 | 3 | 3 2 2 | 2 2 2 | 3 | 3 | 3 2 2 | 2 2 2 |
В конце 1 четверти Степанов Артур, Герасимова Вилена стали лучше умножать и делить. Артур медленно решает, но заметен прогресс. А Вилена быстрее решает в основном устно, но из-за невнимательности во время урока при вычислении действий с дробями допускает ошибки. А у Галактиона имеются затруднения.
2 четверть
Две недели были осенние каникулы, а потом еще две недели учились дистанционно, из-за заболевания учащихся 6 кл ОРЗ и ОРВ. Вовремя дистанционной учебы Вилена и Галактион очень много пропускали онлайн уроки из-за плохой связи и из-за отсутствия контроля со стороны родителей. У Артура связь стал хорошим т.к. подключились к оптоволокну.
Из-за незнания таблицы умножения до автоматизма, возникли трудности в нахождении общего знаменателя дробей, при умножении и делении дробей.
Письменно | Устно | ||||||||||||||||
Сложение столбиком | Вычитание столбиком | Умножение столбиком | Деление уголком | Сложение | Вычитание | Умножение | Деление | ||||||||||
На одн. число | На двузн число | На трезн число | На одн. число | На двузн число | На трезн число | На одн. число | На двузн число | На трезн число | На одн. число | На двузн число | На трезн число | ||||||
1 | Герасимова Вилена | 4 | 4 | 4 4 3 | 4 3 3 | 4 | 4 | 4 3 3 | 4 3 3 | ||||||||
2 | Кондратьев Галактион | 3 | 3 | 3 3 3 | 3 3 3 | 3 | 3 | 3 2 2 | 3 2 2 | ||||||||
3 | Степанов Артур | 3 | 3 | 3 3 3 | 3 3 3 | 3 | 3 | 3 2 2 | 3 2 2 |
В конце 2й четверти, если сравнивать с прошлым учебным годом, Степанов Артур стал намного ответственнее, идет на встречу, появился интерес к математике. У Кондратьева Галактиона то же появилась мотивация, стало на много понятно ему при делении уголком. В этой четверти у Вилены пропала мотивация, очень быстро теряет интерес к уроку. Идет работа по устранению пробелов. Если постоянно не заниматься, то навыки потеряются.
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Годовая | |
Герасимова Вилена | 4 | 3 | |||
Кондратьев Галактион | 3 | 3 | |||
Степанов Артур | 3 | 3 |
Постоянно информирую родителей об успеваемости данных учеников, если тетрадь забыли и если что-то др. Устранение данных пробелов работа не только учителя, но и ученика и родителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы с отстающими детьми
План работы...
план работы с отстающими учениками
план работы с отстающими учениками...
План работы с отстающими детьми
План работы с отстающими детьми...
План работы с отстающими по предмету
Индивидуальный план работы с отстающими по предмету...
База цифровой платформы «ЯКласс», как эффектная и эффективная форма работы с отстающими учениками
Причины низкой успеваемости могут быть разными: медленный темп работы, сложные темы, лень. В любом случае, неуспевающему школьнику нужно помочь. Как это сделать — в этой статье....
Работа с отстающими учениками
Работа с отстающими учениками...