План работы с отстающими учениками
материал по математике (6 класс)

Решетникова Лия Александровна

План работы с отстающими учениками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_otstayushchimi.docx33.24 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Хадарская СОШ им.С.Д.Флегонтова

Работа с отстающими детьми

Учитель математики Решетникова Л.А.


1.Пояснительная записка

          Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.

           Происходящие социально – экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах «выпадают» из процесса обучения.

           При работе с неуспевающими школьниками необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, который отвечали бы особенностям их развития и были для них доступны, а самое главное интересны.

            Практика работы показывает, что особенностью познавательной деятельности слабоуспевающих по математике учащихся является несформированность общих умственных действий анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Это выражается в неумении выделять основное в учебном материале, устанавливать существенные связи между понятиями и их свойствами, а так же в медленном темпе продвижения, в быстром распаде усвоенных знаний, в трудности усвоения новых знаний и видов деятельности, что влечет за собой умственную пассивность, неверие в свои силы, потребность в посторонней опеке.

              Для организации процесса обучения по математике с такими, особое внимание уделяю: решению учебных задач в группах, увеличению практической составляющей занятий, использованию игровой деятельности и других заданий творческого характера, чередованию различных видов деятельности. Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти, речи, быть личностно значимым, а формы его подачи – занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной.

          Практика показала, что реализация выше изложенного позволяет добиться у некоторых учащихся более активной работы на уроках, высокой заинтересованности в материале, уверенности в себе, повышение уровня знаний.

         

2. Признаки отставания – начало неуспеваемости учащихся

  1. Ученик может сказать в чем трудности задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопрос по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
  2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, но делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятия текстов.
  3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
  4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой, жестами) на успех и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
  5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.
  6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, отойти от готового текста: не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об ученике, а те, которые сигнализируют о том на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.

Основные способы обнаружения отставаний учащихся

  • Наблюдение за реакцией учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
  • Вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;
  • Обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ получаем материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Наблюдать за работой учащихся, можно выслушать и отвечать на их вопросы, иногда помогать.

В нашей школе как и любых других школах ученики делятся на интересующиеся математикой, не заинтересованные математикой (равнодушные). Во втором случае у учащихся отсутствует мотивация. Для того чтобы повысить мотивацию ученика должна проводится систематическая работа (1. Диагностическая, 2. На устранение причин, 3. На повышение интереса) не только предметника, но и совместная

работа психолога, воспитательного завуча.

3. Цель и задачи

Цель: формировать у учащихся приемов общих и специфических умственных действий в ходе кропотливой, систематичной работы по математике.

Задачи:

  1. Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.
  2. Развитие групповых, индивидуальных форм внеурочной деятельности.
  3. Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность).
  4. Формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.
  5. Расширение кругозора учащихся, их любознательности.
  6. Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки учащихся.
  7. Активизация слабых учащихся.

Планируемые результаты для самого учителя

- Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей.

- Внедрение новых образовательных технологий, которые помогут слабоуспевающим усвоить программу.

- предоставление возможности для участия слабоуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.

Основные компоненты при работе с отстающими учениками

  1. Подбор специальных заданий, которые позволяют детям проявлять инициативу и творческий подход.
  2. Занимательность создает заинтересованность, а от степени заинтересованности часто зависит и характер внимания ученика на уроке, его активность.
  3. Разработка системы творческих классных и домашних заданий, рассчитанных на кратковременное или долговременное выполнение.
  4. Использовать на уроке своего практического опыта, приводить примеры из жизни (то что происходит, имеется в реальной, окружающей нас повседневной жизни).

Примерный план работы со слабоуспевающими учащимися

Мероприятия

Срок

1

Проведение входного контрольного среза знаний учащихся класса по основным раздела учебного материала предыдущих лет обучения.

  1. Определение фактического уровня знаний детей.
  2. Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют ликвидации.

Сентябрь

2

Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы с родителями и, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь, октябрь

3

Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний

В течении учебного года

4

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.

В течении учебного года

5

Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный и др.)

В течении учебного года

6

Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях

В течении учебного года

7

Поставить в известность непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается низкая успеваемость

В течении учебного года

8

Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету всего класса

В течении учебного года

9

Проводить дополнительные индивидуальные занятия для слабоуспевающих

В течении учебного года

10

Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течении учебного года

Основные темы по математике, в усвоении которых бывают затруднения (в 5,6 классах):

1. Задачи на движение

2. Обыкновенные дроби: сокращение дроби, сравнение дробей, приведение дробей к общему знаменателю, сложение, вычитание, умножение, деление дробей.

3. Смешанные дроби: сложение, вычитание, умножение, деление смешанных дробей.

4. Проценты

5. Пропорции, отношения.

6. Действия над десятичными дробями.

2019-2020 учебный год

В 5 ом классе в 2019-2020 учебном году было выявлено из 9 учащихся у двоих учеников - Кондратьева Галактиона и Степанова Артура имеются пробелы, очень отстают в каждом уроке математики из-за незнания таблицы умножения, затрудняются при вычислении арифметических действий с натуральными числами: правила сложения, вычитания, умножения столбиком, а также при делении.  Но при этом умственное развитие не отстает, логическое и практическое мышление имеется. Просто надо еще развить, чтобы использовать как инструмент при устных вычислениях, а также при вычислении с арифметическими действиями. Письменные навыки развиты очень плохо, видны ярко-выраженные пробелы в письме, поэтому очень много времени теряют при списывании условия из учебника, у доски; на обдумывание не остается времени, очень медленные по сравнению с одноклассниками.  Помимо этого, внимание не концентрируется на одно, и то же; быстро теряют интерес. В начальной школе у этих учащихся имеется очень большой пробел, поэтому им очень сложно понять новые понятия.

Смотрим таблицу, где видны умения вычислять арифметические действия с натуральными числами каждого ученика в конце I четверти (оценки по 5 бальной шкале):

Письменно

Устно

Сложение столбиком

Вычитание столбиком

Умножение столбиком

Деление уголком

Сложение

Вычитание

Умножение

Деление

На одн.

число

На

двузн

число

На трезн

число

На одн.

число

На

двузн

число

На трезн

число

На одн.

число

На

двузн

число

На трезн

число

На одн.

число

На

двузн

число

На трезн

число

1

Герасимова Вилена

4

4

4      4     3            

4    3     3

4

4

4     3     3

4    3      3

2

Герасимов Вова

5

5

5     5      4    

5    4     4

5

4

4     4     4

4    4    4

3

Кондратьев Галактион

3

3

2       2     2

2     2      2

3

3

2    2    2

2    2    2

4

Ксенофонтов Саша

4

4

4      3      3

3     3      3

4

4

4      3     3

3     3     3

5

Листикова Марта

5

5

5    4      4

5     4    4

5

5

5       4      4

4     4     4

6

Ноговицына Ариана

4

4

4     3     3

4    4    3

4

4

4     3     3

4     3     3  

7

Рязанская Милияна

4

4

4     3     3

4     4      4

4

4

4      3      3

4      4      3

8

Степанов Артур

3

3

2     2      2

2      2      2

3

3

2     2      2

2     2    2

9

Сысолятина Айта

5

5

5    5    4

5     5     4

5

5

5     4      4

5     5    4

 Выявлено, что для Галактиона и Артура понадобится системная индивидуальная работа над устранением пробелов.

Учащиеся

Примечание

Причина

Проведенная работа

Контроль

Вывод, итог

Кондратьев Галактион

Слабоуспеваищий

Пробелы в начальной школе

Беседа с родителями, индивидуальные задания во время урока, а также дополнительная индивидуальная работа после уроков.

В конце 2й четверти

Положительная динамика, все еще в течение этого учебного года работать над устранением пробела. Таблицу умножения выучил более или менее, но до автоматизма еще надо много работать ученику.

Степанов Артур

Слабоуспевающий

Пробелы в начальной школе

Беседа с родителями, индивидуальные задания во время урока, а также дополнительная индивидуальная работа после уроков.

В конце 2й четверти

Положительная динамика, все еще в течение этого учебного года работать над устранением пробела. Таблицу умножения выучил более или менее, но до автоматизма еще надо много работать ученику.

Конец 3 –й четверти, после проведенной работы

Письменно

Устно

Сложение столбиком

Вычитание столбиком

Умножение столбиком

Деление уголком

Сложение

Вычитание

Умножение

Деление

На одн.

число

На

двузн

число

На трезн

число

На одн.

число

На

двузн

число

На трезн

число

На одн.

число

На

двузн

число

На трезн

число

На одн.

число

На

двузн

число

На трезн

число

1

Кондратьев Галактион

4

3

3       3     3

3     2      2

3

3

3    3     2

3    2    2

2

Степанов Артур

4

3

3     3     3

3      3     2

3    

3

3     3     2

3    3    2

В конце 3-й четверти выполнение арифметических действий намного улучшилась, но все еще не надо прерывать систематическую работу. Родители стали контролировать своих детей знания таблицу умножения.

В 4-й четверти учились дистанционно через приложение «Zoom», в связи с карантином. Из-за этого возникли проблемы у данных учащихся с усвоением нового материала в программе 5 класса:

Ученики

Основные понятия 3-й и 4-й четвертях, где было затруднения при освоении материала

Причины

Проведенная работа

1

Герасимова Вилена

Сложение и вычитание, умножение, деление дробей, действия над смешанными дробями

Не очень внимательна на уроке, рассеянная, иногда пропускает онлайн уроки (уроки проводятся через Zoom)

Беседа с самим учеником и родителями: дома контролировать режим и учебный процесс, выполняемость заданий вовремя.

2

Кондратьев Галактион

Сложение и вычитание, умножение, деление дробей, действия над смешанными дробями

Не ответственное отношение к учебе, отсутствие контроля со стороны родителей, не может самостоятельно выполнять задания.

Многократно беседовала с самим учеником и родителями: дома контролировать режим и учебный процесс, выполняемость заданий вовремя. Но все равно улучшения не видно.

3

Степанов Артур

Сложение и вычитание, умножение, деление дробей, действия над смешанными дробями

Пропускает онлайн уроки из-за плохой связи (не подключены к wi-fi)

Беседа с самим учеником и родителями.

У троих учеников дома не подключено оптоволокно, поэтому из-за плохой связи очень много пропускают онлайн уроки, задания получают по ватсапу, но все равно затрудняются выполнять самостоятельно, со стороны родителей помощь видна только Артуру. Домашние задания стараюсь подобрать самой, а не из учебника, интернета т.к. сейчас могут списывать из ГДЗ.

Итоги 5 класса

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Годовая

Герасимова Вилена

4

4

3

3

3

Кондратьев Галактион

3

3

3

3

3

Степанов Артур

3

3

3

3

3

Артур и Вилена в конце четверти стали стараться выполнять все задания, а Галактион самостоятельно не может выполнять, поэтому индивидуально через Zoom несколько раз (3 раза) объясняла основные понятия со смешанными дробями. Выставлены всем итоговые отметки «3» (удовлетворительно).

2020-2021 учебный год

1 четверть

За летние каникулы забыли таблицу умножения. Две недели учились дистанционно, поэтому индивидуальные занятия начали только в октябре. В начале 1 четверти

Письменно

Устно

Сложение столбиком

Вычитание столбиком

Умножение столбиком

Деление уголком

Сложение

Вычитание

Умножение

Деление

На одн.

число

На

двузн

число

На трезн

число

На одн.

число

На

двузн

число

На трезн

число

На одн.

число

На

двузн

число

На трезн

число

На одн.

число

На

двузн

число

На трезн

число

1

Герасимова Вилена

4

4

4      3     3            

4    3     3

4

4

4     3     3

4    3      3

2

Кондратьев Галактион

3

3

2       2     2

2     2      2

3

3

2    2    2

2    2    2

3

Степанов Артур

3

3

3     2      2

2   2      2

3

3

3     2      2

2     2      2

В конце 1 четверти Степанов Артур, Герасимова Вилена стали лучше умножать и делить. Артур медленно решает, но заметен прогресс. А Вилена быстрее решает в основном устно, но из-за невнимательности во время урока при вычислении действий с дробями допускает ошибки. А у Галактиона имеются затруднения.

2 четверть

Две недели были осенние каникулы, а потом еще две недели учились дистанционно, из-за заболевания учащихся 6 кл ОРЗ и ОРВ.  Вовремя дистанционной учебы Вилена и Галактион очень много пропускали онлайн уроки из-за плохой связи и из-за отсутствия контроля со стороны родителей. У Артура связь стал хорошим т.к. подключились к оптоволокну.

 Из-за незнания таблицы умножения до автоматизма, возникли трудности в нахождении общего знаменателя дробей, при умножении и делении дробей.

Письменно

Устно

Сложение столбиком

Вычитание столбиком

Умножение столбиком

Деление уголком

Сложение

Вычитание

Умножение

Деление

На одн.

число

На

двузн

число

На трезн

число

На одн.

число

На

двузн

число

На трезн

число

На одн.

число

На

двузн

число

На трезн

число

На одн.

число

На

двузн

число

На трезн

число

1

Герасимова Вилена

4

4

4      4     3            

4    3     3

4

4

4     3     3

4    3      3

2

Кондратьев Галактион

3

3

3       3     3

3     3      3

3

3

3     2    2

3    2    2

3

Степанов Артур

3

3

3     3      3

3    3      3

3

3

3     2      2

3     2      2

В конце 2й четверти, если сравнивать с прошлым учебным годом, Степанов Артур стал намного ответственнее, идет на встречу, появился интерес к математике. У Кондратьева Галактиона то же появилась мотивация, стало на много понятно ему при делении уголком. В этой четверти у Вилены пропала мотивация, очень быстро теряет интерес к уроку. Идет работа по устранению пробелов.  Если постоянно не заниматься, то навыки потеряются.

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Годовая

Герасимова Вилена

4

3

Кондратьев Галактион

3

3

Степанов Артур

3

3

Постоянно информирую родителей об успеваемости данных учеников, если тетрадь забыли и если что-то др. Устранение данных пробелов работа не только учителя, но и ученика и родителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы с отстающими учениками

план работы с отстающими учениками...

План работы с отстающими детьми

План работы с отстающими детьми...

План работы с отстающими по предмету

Индивидуальный план работы с отстающими по предмету...

База цифровой платформы «ЯКласс», как эффектная и эффективная форма работы с отстающими учениками

Причины низкой успеваемости могут быть разными: медленный темп работы, сложные темы, лень. В любом случае, неуспевающему школьнику нужно помочь. Как это сделать — в этой статье....

Работа с отстающими учениками

Работа с отстающими учениками...