Работа с отстающими учениками
материал по математике

Решетникова Лия Александровна

Работа с отстающими учениками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_otstayushchimi.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Хадарская СОШ им.С.Д.Флегонтова

Работа с отстающими детьми

Учитель математики Решетникова Л.А.


1.Пояснительная записка

          Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.

           Происходящие социально – экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах «выпадают» из процесса обучения.

           При работе с неуспевающими школьниками необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, который отвечали бы особенностям их развития и были для них доступны, а самое главное интересны.

            Практика работы показывает, что особенностью познавательной деятельности слабоуспевающих по математике учащихся является несформированность общих умственных действий анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Это выражается в неумении выделять основное в учебном материале, устанавливать существенные связи между понятиями и их свойствами, а так же в медленном темпе продвижения, в быстром распаде усвоенных знаний, в трудности усвоения новых знаний и видов деятельности, что влечет за собой умственную пассивность, неверие в свои силы, потребность в посторонней опеке.

              Для организации процесса обучения по математике с такими, особое внимание уделяю: решению учебных задач в группах, увеличению практической составляющей занятий, использованию игровой деятельности и других заданий творческого характера, чередованию различных видов деятельности. Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти, речи, быть личностно значимым, а формы его подачи – занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной.

          Практика показала, что реализация выше изложенного позволяет добиться у некоторых учащихся более активной работы на уроках, высокой заинтересованности в материале, уверенности в себе, повышение уровня знаний.

         

2. Признаки отставания – начало неуспеваемости учащихся

  1. Ученик может сказать в чем трудности задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопрос по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти при знаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
  2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, но делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятия текстов.
  3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
  4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой, жестами) на успех и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
  5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.
  6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, отойти от готового текста: не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об ученике, а те, которые сигнализируют о том на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.

Основные способы обнаружения отставаний учащихся

  • Наблюдение за реакцией учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
  • Вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;
  • Обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ получаем материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Наблюдать за работой учащихся, можно выслушать и отвечать на их вопросы, иногда помогать.

В нашей школе как и любых других школах ученики делятся на интересующиеся математикой, не заинтересованные математикой (равнодушные). Во втором случае у учащихся отсутствует мотивация. Для того чтобы повысить мотивацию ученика должна проводится систематическая работа (1. Диагностическая, 2. На устранение причин, 3. На повышение интереса) не только предметника, но и совместная работа психолога, воспитательного завуча.

3. Цель и задачи

Цель: формировать у учащихся приемов общих и специфических умственных действий в ходе кропотливой, систематичной работы по математике.

Задачи:

  1. Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.
  2. Развитие групповых, индивидуальных форм внеурочной деятельности.
  3. Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность).
  4. Формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.
  5. Расширение кругозора учащихся, их любознательности.
  6. Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки учащихся.
  7. Активизация слабых учащихся.

Планируемые результаты для самого учителя

- Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей.

- Внедрение новых образовательных технологий, которые помогут слабоуспевающим усвоить программу.

- предоставление возможности для участия слабоуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.

Основные компоненты при работе с отстающими учениками

  1. Подбор специальных заданий, которые позволяют детям проявлять инициативу и творческий подход.
  2. Занимательность создает заинтересованность, а от степени заинтересованности часто зависит и характер внимания ученика на уроке, его активность.
  3. Разработка системы творческих классных и домашних заданий, рассчитанных на кратковременное или долговременное выполнение.
  4. Использовать на уроке своего практического опыта, приводить примеры из жизни(то что происходит, имеется в реальной, окружающей  нас повседневной жизни).

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Мероприятия

Срок

1

Проведение входного контрольного среза знаний учащихся класса по основным раздела учебного материала предыдущих лет обучения.

  1. Определение фактического уровня знаний детей.
  2. Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют ликвидации.

Сентябрь

2

Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы с классным руководителем, родителями и, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь, октябрь

3

Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний

В течении учебного года

4

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.

В течении учебного года

5

Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный и др.)

В течении учебного года

6

Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях

В течении учебного года

7

Поставить в известность непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается низкая успеваемость

В течении учебного года

8

Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету всего класса

В течении учебного года

9

Проводить дополнительные индивидуальные занятия для слабоуспевающих

В течении учебного года

10

Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течении учебного года

3. Основные темы по математике, в усвоении которых бывают затруднения (в 5 – 9 классах):

  1. Дроби. Десятичные дроби, Обыкновенные дроби. Действия с дробями
  2. Уравнения (линейные, неполные квадратные уравнения, уравнения с модулем)
  3. Неравенства, системы неравенств.
  4. Степень, свойства степени.
  5. Текстовые задачи на движение, на проценты, на составление уравнений.
  6. Проценты, пропорции.
  7. Функции: линейная, квадратичная. Свойства функций
  8. Формулы сокращенного умножения. Применение при упрощении выражений.
  9. Преобразование выражений

Список учеников имеющих проблемы в обучении предмета математики на 2017-2018 учебный год

Учитель: Решетникова Л.А.

Класс

ФИ ученика

Примечание

(слабоуспевающий, неуспевающий, ЗПР и др).

Предмет

Причина

Итоги прошлого учебного года

Итоги по четвертям

Итоги учебного года

Проведенная работа

1

2

3

4

8

Рахматуллин Эрхан

Слабоуспевающий (по итогам диагностических - контрольных работ)

Алгебра,

геометрия

Много пропусков из-за болезни.

Успевает

3

3

3

3

3

Беседа с родителями, индивидуальные задания

9

Оконешников Дьулус

Слабоуспевающий (по итогам диагностических - контрольных работ)

Алгебра, геометрия

Низкая мотивация, систематически не выполняет домашнее задание.

Успевает

3

3

3

3

3

Беседа с опекунами, индивидуальные задания.

9

Лукин Дима

Слабоуспевающий (по итогам диагностических – контрольных, зачетных работ)

Алгебра, геометрия

Низкая мотивация, систематически не выполняет домашнее задание. Не работает на уроке.

Успевает

3

3

3

3

3

Беседа с родителями, составила индивидуальный план.

Список учеников имеющих проблемы в обучении предмета математики на 2018-2019 учебный год

Учитель: Решетникова Л.А.

Класс

ФИ ученика

Примечание

(Слабоуспевающий, неуспевающий, ЗПР и др).

Предмет

Причина

Итоги прошлого учебного года

Итоги по четвертям

Итоги учебного года

Проводимая работа

1

2

3

4

7

Варламов Вова

Слабоуспевающий

Алгебра и геометрия

Медленный

Успевает,

«3»

3 3

3 3

3 3

 Составила индивидуальный план, диагностика и контроль проводится по этому плану.

8

Рахматуллин Эрхан

Слабоуспевающий

Алгебра и геометрия

Много пропусков, из-за болезни, систематически не выполняет домашнее задание.

Успевает,

«3»

3

3

33

3

3

Составила индивидуальный план, диагностика и контроль проводится по этому плану.

8

Прокопьева Венера

Слабоуспевающий

Алгебра и геометрия

Систематически не выполняет домашнее задание.

Успевает,

«3»

Беседа с родителями,  классным руководителем

8

Ксенофонтов Виктор

Слабоуспевающий (по итогам контрольных работ)

Алгебра и геометрия

Перевелась из другой школы.

Успевает,

«3»

Беседа с родителями, классным руководителем

9

Лукин Дима

Слабоуспевающий

Алгебра и геометрия

Нет мотивации. Систематически не выполняет домашнее задание.

Успевает,

«3»

Беседа с родителями. Составили индивидуальный план для усвоения основных математических понятий по программе.

9

Трофимова Дайаана

Слабоуспевающий

Алгебра и геометрия

Перевелась из другой школы

Успевает,

«3»

Беседа с родителями. Индивидуальные консультации.

9

Софронов Ньургун

Слабоуспевающий

Алгебра и геометрия

Пропускает из-за участия в спортивных соревнованиях, не занимается дома.

Успевает,

«3»

Беседа с родителями. Индивидуальные консультации

.

Если сравнивать с прошлым учебным годом, Оконешников Дьулус стал намного ответственнее, идет на встречу, появился интерес к математике. Но все равно идет работа по устранению пробелов. В 9 классе в 2018-2019 учебном году новая ученица Трофимова Дайаана, у которой пробелов очень много. Нужна целенаправленная, систематическая работа. Знания основных тем (пункт 3) отсутствуют. Ньургун в этом году стал пассивнее, отвлекается на уроке. Мотивация у Венеры очень низкая по сравнению с предыдущим учебным годом. В 8 классе тоже новый ученик, живет у родственников, имеются пробелы в младших классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с отстающими детьми.

Вниманию Родителей! Уважаемые родители, обратите внимание на следующую информацию по работе с отстающими детьми в группе продленного дня....

Работа с отстающими учащимися по русскому языку и предупреждение неуспеваемости

В большой и важной проблеме борьбы с неуспеваемостью учащихся и повышения качества знаний я вижу две стороны: проблему предупреждения неуспеваемости и проблему ликвидации пробелов в знаниях учащихся....

план работы с отстающими учениками

план работы с отстающими учениками...

База цифровой платформы «ЯКласс», как эффектная и эффективная форма работы с отстающими учениками

Причины низкой успеваемости могут быть разными: медленный темп работы, сложные темы, лень. В любом случае, неуспевающему школьнику нужно помочь. Как это сделать — в этой статье....

План работы с отстающими учениками

План работы с отстающими учениками...

Подготовка к ОГЭ по математике отстающих учеников

Организация работы с неуспевающими учащимися при подготовке к ОГЭ по математике...