Работа с отстающими учениками
материал по математике
Предварительный просмотр:
МБОУ Хадарская СОШ им.С.Д.Флегонтова
Работа с отстающими детьми
Учитель математики Решетникова Л.А.
1.Пояснительная записка
Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.
Происходящие социально – экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах «выпадают» из процесса обучения.
При работе с неуспевающими школьниками необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, который отвечали бы особенностям их развития и были для них доступны, а самое главное интересны.
Практика работы показывает, что особенностью познавательной деятельности слабоуспевающих по математике учащихся является несформированность общих умственных действий анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Это выражается в неумении выделять основное в учебном материале, устанавливать существенные связи между понятиями и их свойствами, а так же в медленном темпе продвижения, в быстром распаде усвоенных знаний, в трудности усвоения новых знаний и видов деятельности, что влечет за собой умственную пассивность, неверие в свои силы, потребность в посторонней опеке.
Для организации процесса обучения по математике с такими, особое внимание уделяю: решению учебных задач в группах, увеличению практической составляющей занятий, использованию игровой деятельности и других заданий творческого характера, чередованию различных видов деятельности. Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти, речи, быть личностно значимым, а формы его подачи – занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной.
Практика показала, что реализация выше изложенного позволяет добиться у некоторых учащихся более активной работы на уроках, высокой заинтересованности в материале, уверенности в себе, повышение уровня знаний.
2. Признаки отставания – начало неуспеваемости учащихся
- Ученик может сказать в чем трудности задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопрос по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти при знаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
- Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, но делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятия текстов.
- Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
- Ученик не реагирует эмоционально (мимикой, жестами) на успех и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
- Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.
- Ученик не может воспроизвести определения понятий, отойти от готового текста: не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.
В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об ученике, а те, которые сигнализируют о том на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.
Основные способы обнаружения отставаний учащихся
- Наблюдение за реакцией учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
- Вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;
- Обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ получаем материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Наблюдать за работой учащихся, можно выслушать и отвечать на их вопросы, иногда помогать.
В нашей школе как и любых других школах ученики делятся на интересующиеся математикой, не заинтересованные математикой (равнодушные). Во втором случае у учащихся отсутствует мотивация. Для того чтобы повысить мотивацию ученика должна проводится систематическая работа (1. Диагностическая, 2. На устранение причин, 3. На повышение интереса) не только предметника, но и совместная работа психолога, воспитательного завуча.
3. Цель и задачи
Цель: формировать у учащихся приемов общих и специфических умственных действий в ходе кропотливой, систематичной работы по математике.
Задачи:
- Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.
- Развитие групповых, индивидуальных форм внеурочной деятельности.
- Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность).
- Формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.
- Расширение кругозора учащихся, их любознательности.
- Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки учащихся.
- Активизация слабых учащихся.
Планируемые результаты для самого учителя
- Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей.
- Внедрение новых образовательных технологий, которые помогут слабоуспевающим усвоить программу.
- предоставление возможности для участия слабоуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.
Основные компоненты при работе с отстающими учениками
- Подбор специальных заданий, которые позволяют детям проявлять инициативу и творческий подход.
- Занимательность создает заинтересованность, а от степени заинтересованности часто зависит и характер внимания ученика на уроке, его активность.
- Разработка системы творческих классных и домашних заданий, рассчитанных на кратковременное или долговременное выполнение.
- Использовать на уроке своего практического опыта, приводить примеры из жизни(то что происходит, имеется в реальной, окружающей нас повседневной жизни).
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Мероприятия | Срок | |
1 | Проведение входного контрольного среза знаний учащихся класса по основным раздела учебного материала предыдущих лет обучения.
| Сентябрь |
2 | Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы с классным руководителем, родителями и, в ходе беседы с самим ребенком. | Сентябрь, октябрь |
3 | Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний | В течении учебного года |
4 | Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику. | В течении учебного года |
5 | Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный и др.) | В течении учебного года |
6 | Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях | В течении учебного года |
7 | Поставить в известность непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается низкая успеваемость | В течении учебного года |
8 | Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету всего класса | В течении учебного года |
9 | Проводить дополнительные индивидуальные занятия для слабоуспевающих | В течении учебного года |
10 | Учить детей навыкам самостоятельной работы. | В течении учебного года |
3. Основные темы по математике, в усвоении которых бывают затруднения (в 5 – 9 классах):
- Дроби. Десятичные дроби, Обыкновенные дроби. Действия с дробями
- Уравнения (линейные, неполные квадратные уравнения, уравнения с модулем)
- Неравенства, системы неравенств.
- Степень, свойства степени.
- Текстовые задачи на движение, на проценты, на составление уравнений.
- Проценты, пропорции.
- Функции: линейная, квадратичная. Свойства функций
- Формулы сокращенного умножения. Применение при упрощении выражений.
- Преобразование выражений
Список учеников имеющих проблемы в обучении предмета математики на 2017-2018 учебный год
Учитель: Решетникова Л.А.
Класс | ФИ ученика | Примечание (слабоуспевающий, неуспевающий, ЗПР и др). | Предмет | Причина | Итоги прошлого учебного года | Итоги по четвертям | Итоги учебного года | Проведенная работа | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
8 | Рахматуллин Эрхан | Слабоуспевающий (по итогам диагностических - контрольных работ) | Алгебра, геометрия | Много пропусков из-за болезни. | Успевает | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | Беседа с родителями, индивидуальные задания |
9 | Оконешников Дьулус | Слабоуспевающий (по итогам диагностических - контрольных работ) | Алгебра, геометрия | Низкая мотивация, систематически не выполняет домашнее задание. | Успевает | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | Беседа с опекунами, индивидуальные задания. |
9 | Лукин Дима | Слабоуспевающий (по итогам диагностических – контрольных, зачетных работ) | Алгебра, геометрия | Низкая мотивация, систематически не выполняет домашнее задание. Не работает на уроке. | Успевает | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | Беседа с родителями, составила индивидуальный план. |
Список учеников имеющих проблемы в обучении предмета математики на 2018-2019 учебный год
Учитель: Решетникова Л.А.
Класс | ФИ ученика | Примечание (Слабоуспевающий, неуспевающий, ЗПР и др). | Предмет | Причина | Итоги прошлого учебного года | Итоги по четвертям | Итоги учебного года | Проводимая работа | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
7 | Варламов Вова | Слабоуспевающий | Алгебра и геометрия | Медленный | Успевает, «3» | 3 3 | 3 3 | 3 3 | Составила индивидуальный план, диагностика и контроль проводится по этому плану. | ||
8 | Рахматуллин Эрхан | Слабоуспевающий | Алгебра и геометрия | Много пропусков, из-за болезни, систематически не выполняет домашнее задание. | Успевает, «3» | 3 3 | 33 | 3 3 | Составила индивидуальный план, диагностика и контроль проводится по этому плану. | ||
8 | Прокопьева Венера | Слабоуспевающий | Алгебра и геометрия | Систематически не выполняет домашнее задание. | Успевает, «3» | Беседа с родителями, классным руководителем | |||||
8 | Ксенофонтов Виктор | Слабоуспевающий (по итогам контрольных работ) | Алгебра и геометрия | Перевелась из другой школы. | Успевает, «3» | Беседа с родителями, классным руководителем | |||||
9 | Лукин Дима | Слабоуспевающий | Алгебра и геометрия | Нет мотивации. Систематически не выполняет домашнее задание. | Успевает, «3» | Беседа с родителями. Составили индивидуальный план для усвоения основных математических понятий по программе. | |||||
9 | Трофимова Дайаана | Слабоуспевающий | Алгебра и геометрия | Перевелась из другой школы | Успевает, «3» | Беседа с родителями. Индивидуальные консультации. | |||||
9 | Софронов Ньургун | Слабоуспевающий | Алгебра и геометрия | Пропускает из-за участия в спортивных соревнованиях, не занимается дома. | Успевает, «3» | Беседа с родителями. Индивидуальные консультации |
.
Если сравнивать с прошлым учебным годом, Оконешников Дьулус стал намного ответственнее, идет на встречу, появился интерес к математике. Но все равно идет работа по устранению пробелов. В 9 классе в 2018-2019 учебном году новая ученица Трофимова Дайаана, у которой пробелов очень много. Нужна целенаправленная, систематическая работа. Знания основных тем (пункт 3) отсутствуют. Ньургун в этом году стал пассивнее, отвлекается на уроке. Мотивация у Венеры очень низкая по сравнению с предыдущим учебным годом. В 8 классе тоже новый ученик, живет у родственников, имеются пробелы в младших классах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с отстающими детьми.
Вниманию Родителей! Уважаемые родители, обратите внимание на следующую информацию по работе с отстающими детьми в группе продленного дня....
Работа с отстающими учащимися по русскому языку и предупреждение неуспеваемости
В большой и важной проблеме борьбы с неуспеваемостью учащихся и повышения качества знаний я вижу две стороны: проблему предупреждения неуспеваемости и проблему ликвидации пробелов в знаниях учащихся....
план работы с отстающими учениками
план работы с отстающими учениками...
База цифровой платформы «ЯКласс», как эффектная и эффективная форма работы с отстающими учениками
Причины низкой успеваемости могут быть разными: медленный темп работы, сложные темы, лень. В любом случае, неуспевающему школьнику нужно помочь. Как это сделать — в этой статье....
План работы с отстающими учениками
План работы с отстающими учениками...
Подготовка к ОГЭ по математике отстающих учеников
Организация работы с неуспевающими учащимися при подготовке к ОГЭ по математике...