РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Прикладная математика»
рабочая программа по математике (9 класс)
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Курс поможет школьникам оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
platnyy_kruzhok_prikladnaya_matematika.docx | 53.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное общеобразовательное учреждение религиозной организации «Нижегородская Епархия Русской Православной Церкви
(Московский Патриархат)»
«Сормовская православная гимназия
имени святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Прикладная математика»
Направленность:
Возраст обучающихся: 14-15 лет
Срок реализации -1 год
Количество часов: всего 28ч., в неделю – 1ч.
Разработал: учитель
Воронина Наталья Александровна, 1 квалиф. категория
г. Нижний Новгород
2021 - 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Назначение программы. Одним из главных моментов в модернизации современного математического образования является усиление прикладной направленности школьного курса математики, то есть осуществление связи его содержания и методики обучения с практикой. Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Курс поможет школьникам оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. Новизна состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания и позволяет ученикам повысить образовательный уровень всех учащихся. Программа прививает интерес к предмету и позволяет использовать полученные знания на практике. Правильно подобранный материал, уровень сложности заданий, позволит обеспечить у учащихся ощущение продвижения вперед, обеспечит переживания успеха в деятельности.
Обоснование актуальности курса.
К сожалению, школьная математика часто бывает оторвана от реальный жизни, многие школьники вообще не понимают, как можно применить знание математики “в быту”. А между тем нам очень часто приходится в жизни решать “школьные” задачки: от покупки фруктов на развес на рынке, до кредита в банке - дроби, проценты, умножение сотых долей, и многое другое. А с учетом изменения структуры экзаменационной работы при сдаче экзамена в форме ОГЭ потребность уделить особое внимание прикладным задачам возросла. Многие учащиеся, несмотря на несложность в решении задач прикладной направленности теряются, не могут построить математическую модель решения такой задачи. Ведь прикладная (практическая) задача – это задача, поставленная вне математики, но решаемая математическими средствами.
Прикладные задачи могут быть использованы с разной целью, они могут заинтересовать или мотивировать, развивать умственную деятельность, объяснять соотношение между математикой и другими дисциплинами.
Прикладная задача повышает интерес учащихся к самому предмету, поскольку для подавляющего большинства ценность математического образования состоит в ее практических возможностях.
В педагогических исследованиях прикладная направленность математики понимается как содержательная и методическая связь школьного курса с практикой, что предполагает у учащихся умений, необходимых для решения средствами математики практических задач. А так как в основе их решения лежит математическое моделирование, то для реализации прикладной направленности необходимо организовать обучение школьников элементам моделирования, которыми с дидактической точки зрения являются учебные действия, выполняемые в процессе решения задач.
Программа рассчитана на 34 часа на 1 год обучения. Занятия проводятся с постоянным составом детей в 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия – 40 минут.
Цель курса: создание условий для развития интереса учащихся к математике, формирование интереса к задачам прикладной направленности, развитие логического мышления и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.
Задачи курса:
- обосновать актуальность решения задач практической направленности;
- показать связь тем по математике из школьной программы с “задачками” из реальной жизни;
- создать необходимые условия для самостоятельной работы учащихся;
- научить анализировать решенную задачу, формулировать вывод по ней;
- развивать логическое мышление и вычислительные навыки
- совершенствовать навыки счёта, применения формул, различных вычислительных приемов
- воспитывать сознательное отношение к математике, как к важному предмету;
- формировать приемы умственных операций школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация).
Формы организации работы:
- тематические конкурсы, олимпиады,
- практическое решение задач,
- математический турнир,
- выполнение тестов,
- индивидуальная и групповая работа;
- дидактическая игра; защита проектов; проблемная ситуация.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные универсальные учебные действия У обучающихся будут сформированы :
- учебно-познавательный интерес к математическим задачам прикладного характера и способам решения этих задач;
- умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
- понимание причин успеха в учебной деятельности;
- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников и учителя.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к методам моделирования прикладных задач; - адекватного понимания причин успешности (неуспешности) учебной деятельности; - осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать построение математической модели прикладной задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя контроль;
- анализировать ошибки и определять пути их преодоления; - различать способы и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
-прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
- проявить познавательную инициативу и самостоятельность; - самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
- применять нестандартные методы решения различных математических задач;
- строить математические модели для решения прикладных задач;
- различать понятия «чистая» и «прикладная» математика;
- поэтапно решать прикладные задачи с помощью математических методов; -читать графики и анализировать таблицы данных.
Обучающийся получит возможность научиться:
-строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;
- выбирать метод построения математической модели;
- преобразовывать прикладную задачу в математическую;
-различать обоснованные и необоснованные суждения;
- самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
-принимать участие в совместной работе коллектива;
-вести диалог, работая в парах;
- допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
- корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
-совершенствовать математическую речь; -формулировать собственное мнение и позицию Обучающийся получит возможность научиться:
-критически относиться к своему и чужому мнению;
-принимать самостоятельно решения;
-содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА с определением форм организации и видов деятельности обучающихся
№ п/ п | Элементы содержания | Виды деятельности обучающихся | Форма организации деятельности обучающихся |
1 | Введение | Научно-познавательная деятельность
| Фронтальная работа: объяснение, лекция, беседа, показ презентации.
|
2 | Алгебраические задачи | Научно-познавательная деятельность; практическая деятельность; систематизация учебного материала
| Сочетание фронтальной, индивидуальной групповой форм: объяснение, лекция, беседа, показ презентации, проблемная ситуация, математический турнир; дидактическая игра; практическое решение задач, тестов; |
3 | Геометрические задачи | Научно-познавательная деятельность; практическая деятельность; систематизация учебного материала
| Сочетание фронтальной, индивидуальной групповой форм: объяснение, лекция, беседа, показ презентации, проблемная ситуация, математический турнир; дидактическая игра; практическое решение задач, тестов; |
4 | Итоговые занятия | Практическая деятельность
| Защита творческих и исследовательских работ учащимися, проведение итогового тестирования; практическая работа.
|
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Форма организации деятельности | |
1. Введение | ||||
1 | Понятие чистой и прикладной математики. | 1 | Лекция, показ презентации, информационный поиск. | |
2. Алгебраические задачи | ||||
2 | Круговые диаграммы. | 1 | Объяснение, практическая работа, работа в группах. | |
3 | Круговые диаграммы. | 1 | Урок-исследование, работа в группах | |
4 | Столбчатые диаграммы. | 1 | Практикум « Работа с информацией». Тренинг «Читаем диаграммы». | |
5 | График зависимости величин. | 1 | Чтение графиков, работа в группах | |
6 | График зависимости величин. | 1 | Работа с информационно-иллюстративным материалом. | |
7 | Задачи на проценты: смеси, растворы, сплавы. | 1 | Лекция, показ презентации, информационный поиск. | |
8 | Задачи на проценты: смеси, растворы, сплавы. | 1 | Работа в малых группах | |
9 | Задачи на проценты: Распродажа. Тарифы. Штрафы. | 1 | Объяснение, практическая работа | |
10 | Задачи на проценты: Распродажа. Тарифы. Штрафы. | 1 | Постановка и решение проблемных вопросов | |
11 | Задачи на операции. проценты: Банковские операции | 1 | Демонстрация примеров повседневного использования процентных вычислений в настоящее время. | |
12 | Задачи на операции. проценты: Банковские операции | 1 | Лекция, показ презентации, информационный поиск. | |
13 | Задачи на проценты: Банковские операции. | 1 | Практическое решение задач | |
14 | Задачи на движение. | 1 | Лекция, показ презентации | |
15 | Задачи на движение. | 1 | Практическая работа | |
16 | Задачи статистики. | 1 | Анализ информационных источников, работа с текстом | |
17 | Задачи теории вероятности. | 1 | Мини-лекция. Беседа. Решение задач. | |
18 | Задачи теории вероятности. | 1 | Постановка и решение проблемных вопросов Работа в малых группах | |
3.Геометрические задачи | ||||
19 | Ремонт помещения. | 1 | Беседа, просмотр презентации, решение задач | |
20 | Ремонт помещения. | 1 | Практическая работа | |
21 | Паркеты. Искусство укладки. | 1 | Работа с информационно- иллюстративным материалом Решение занимательных задач | |
22 | Задачи «Геометрия в природе». | 1 | Просмотр фрагментов фильма | |
23 | Задачи «Геометрия в природе». | 1 | Практикум « Работа с информацией». | |
24 | Геометрия перегибания листа бумаги. | 1 | Практическая работа | |
25 | «Золотое сечение» и искусство цветоводства. | 1 | Беседа. Просмотр фрагментов фильма | |
4. Итоговые занятия | ||||
26 | Защита творческих исследовательских работ. | и | 1 | Практическая работа. |
27 | Защита творческих исследовательских работ. | и | 1 | Практическая работа. |
28 | Итоговое тестирование | 1 | Практическая работа. | |
|
| 34 |
|
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора
__________________
Архиреева И.Е.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
«ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА»
В ГРУППЕ ПЛАТНЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Название ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА
Руководитель Воронина Наталья Александровна
Количество часов в неделю 1 час
Количество часов по программе 34 часа
Количество часов в I полугодии 13 часов
Количество часов в II полугодии 21 час
Количество часов по планированию 34 часа
Планирование составлено на основе дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Прикладная математика»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
«ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА »
№ | Тема занятия | Кол-во |
|
|
занятия |
| часов | Дата по плану | Коррекция |
1 | Понятие чистой и прикладной математики | 1 | 5.10 /6.10 |
|
2 | Круговые диаграммы. | 1 | 12.10/13.10 |
|
3 | Круговые диаграммы. | 1 | 19.10/20.10 |
|
4 | Столбчатые диаграммы. | 1 | 2.11/3.11 |
|
5 | График зависимости величин. | 1 | 9.11/10.11 |
|
6 | График зависимости величин. | 1 | 16.11/17.11 |
|
7 | Задачи на проценты: смеси, растворы, сплавы. | 1 | 23.11/24.11 |
|
8 | Задачи на проценты: смеси, растворы, сплавы. | 1 | 30.11/1.12 |
|
9 | Задачи на проценты: Распродажа. Тарифы. Штрафы. | 1 | 7.12/8.12 |
|
10 | Задачи на проценты: Распродажа. Тарифы. Штрафы. | 1 | 14.12/15.12 |
|
11 | Задачи на операции, проценты: Банковские операции | 1 | 21.12/22.12 |
|
12 | Задачи на операции, проценты: Банковские операции | 1 | 28.12/29.12 |
|
13 | Задачи на проценты: Банковские операции. | 1 | 11.01/12.01 | |
14 | Задачи на движение. | 1 | 18.01/19.01 | |
15 | Задачи на движение. | 1 | 25.01/26.01 | |
16 | Задачи статистики. | 1 | 1.02/2.02 | |
17 | Задачи теории вероятности. | 1 | 8.02/9.02 | |
18 | Задачи теории вероятности. | 1 | 15.02/16.02 | |
19 | Ремонт помещения. | 1 | 22.02/2.03 | |
20 | Ремонт помещения. | 1 | 1.03/9.03 | |
21 | Паркеты. Искусство укладки. | 1 | 22.03/23/03 | |
22 | Задачи «Геометрия в природе». | 1 | 29.03/30.03 | |
23 | Задачи «Геометрия в природе». | 1 | 5.04/6.04 | |
24 | Геометрия перегибания листа бумаги. | 1 | 12.04/13.04 | |
25 | «Золотое сечение» и искусство цветоводства. | 1 | 19.04/20.04 | |
26 | Защита творческих исследовательских работ. | 1 | 26.04/27.04 | |
27 | Защита творческих исследовательских работ. | 1 | 11.05/17.05 | |
28 | Итоговое тестирование | 1 | 24.05/18.05 |
Учебно методическое обеспечение, электронные образовательные ресурсы
- М. Л. Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И. Звавич. Сборник задач по алгебре. 8-9 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.-15-е изд.-
М.Просвещение,2014
Дополнительная литература для учителя:
- Звавич, Л. И. Контрольные и проверочные работы по геометрии. 7–9 классы / Л. И. Звавич [и др.]. – М., 2001.
- Зив, Б. Г. Задачи по геометрии : пособие для учащихся 7–11 классов общеобразовательных организаций / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер, А. Г. Баханский. – М. : Просвещение, 2014.
- Кукарцева, Г. И. Сборник задач по геометрии в рисунках и тестах. 7–9 классы / Г. И. Кукарцева. – М., 1999. 11. Саврасова, С. М. Упражнения по планиметрии на готовых чертежах / С. М. Саврасова, Г. А. Ястребинецкий. – М., 1987.
1. Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера.
- CD «1С: Репетитор. Математика» (КиМ).
- CD «Уроки геометрии. 7–9 классы» (в 2 ч.) (КиМ).
- CD «Математика. 5–11 классы. Практикум».
- CD «1С: Образовательная коллекция. Планиметрия. 7–9 кл.».
2. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для поддержки подготовки школьников.
1. Интернет-портал Всероссийской олимпиады школьников. – Режим доступа : http://www.rusolymp.ru
- Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады по математике. – Режим доступа : http://www.eidos.ru/olymp/mathem/index.htm
- Информационно-поисковая система «Задачи». – Режим доступа :
http://zadachi.mccme.ru/easy 4. Задачи: информационно-поисковая система задач по математике. – Режим доступа : http://zadachi.mccme.ru
- Конкурсные задачи по математике: справочник и методы решения. – Режим доступа : http://mschool.kubsu.ru/cdo/shabitur/kniga/tit.htm
- Материалы (полные тексты) свободно распространяемых книг по математике. – Режим доступа : http://www.mccme.ru/free-books
- Математика для поступающих в вузы. – Режим доступа : http://www.matematika.agava.ru
- Выпускные и вступительные экзамены по математике : варианты, методика. – Режим доступа : http://www.mathnet.spb.ru
- Олимпиадные задачи по математике : база данных. – Режим доступа : http://zaba.ru
- Московские математические олимпиады. – Режим доступа : http://www.mccme.ru/olympiads/mmo
- Виртуальная школа юного математика. – Режим доступа :
http://math.ournet.md/indexr.htm 12. Библиотека электронных учебных пособий по математике. – Режим доступа : http://mschool.kubsu.ru
- Образовательный портал «Мир алгебры». – Режим доступа : http://www.algmir.org/index.html
- Словари БСЭ различных авторов. – Режим доступа : http://slovari.yandex.ru
- Этюды, выполненные с использованием современной компьютерной 3D-графики, увлекательно и интересно рассказывающие о математике и ее приложениях. – Режим доступа : http://www.etudes.ru
- Заочная физико-математическая школа. – Режим доступа : http://ido.tsu.ru/schools/physmat/index.php
- Министерство образования РФ. – Режим доступа : http://www.ed.gov.ru;
http://www.edu.ru
- Тестирование on-line. 5–11 классы. – Режим доступа : http://www.kokch.kts.ru/cdo
- Архив учебных программ информационного образовательного портала «RusEdu!». – Режим доступа : http://www.rusedu.ru
- Сайты энциклопедий. – Режим доступа : http://www.rubricon.ru; http://www.encyclopedia.ru
- Вся элементарная математика. – Режим доступа : http://www.bymath.net
- ЕГЭ по математике. – Режим доступа : http://uztest.ru www.fipi.ru 24.ege.edu.ru
Материально-техническое обеспечение:
- Компьютер.
- Интерактивная доска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа прикладных курсов по химии в профильном 11классе"Основы химического анализа"1
Программа "Основы химического анализа" была создана для углубленного изучения курса аналитической химии. Предлагаемый мной курс расчитан на учащихся 11 классов, которые, с одной стороны уже достаточно...
Программа прикладного обучения "Очумелые ручки"
Данная программа предназначена для воспитанников детского дома с 7 до 16 лет и содержит систему диагностики...
Рабочая программа "Прикладное творчество"
Учебный курс «Прикладное творчество» - вариант программы трудового обучения учащихся 5-7 классов. Это интегрированный курс «Изобразительного искусства» и «Технологии» и рассчитан на 2 часа в нед...
Программа прикладного курса "Микробиология с основами вирусологии"
Настоящий курс предназначен для углубленного изучения биологических явлений и закономерностей, свойственных микроорганизмам, расширения базовых знаний, развития практических умений и навыков....
Рабочая программа прикладного элективного курса "Электромагнитные излучения"
Прикладной элективный курс "Электромагнитные излучения"...
Рабочая программа "Прикладной дизайн"
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта основного общего образования....
Рабочая программа - Прикладная робототехника
Общеразвивающая рабочая программа дополнительного образования детей 1 года обучения 13 – 14 лет «Ардуино – Старт» имеет техническую направленность, составлена на основе Общеобр...