Рабочая программа - Прикладная робототехника
рабочая программа (7 класс)
Общеразвивающая рабочая программа дополнительного образования детей 1 года обучения 13 – 14 лет «Ардуино – Старт» имеет техническую направленность, составлена на основе Общеобразовательной программы «Роботехника», п.д.о. Попова Валерий Владимировича.
Современное производство невозможно представить без роботизированных конвейеров, во многих областях (опасных для здоровья и жизни живых существ) роботы уже заменили человека. Программа «Ардуино – Старт» направлена на повышение интереса учащихся к инженерным и техническим специальностям, на формирование потребности в техническом творчестве, а также, находить и самостоятельно решать проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_prikladnaya_robototehnika.docx | 33.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общеразвивающая рабочая программа дополнительного образования детей 1 года обучения 13 – 14 лет «Ардуино – Старт» имеет техническую направленность, составлена на основе Общеобразовательной программы «Роботехника», п.д.о. Попова Валерий Владимировича.
Современное производство невозможно представить без роботизированных конвейеров, во многих областях (опасных для здоровья и жизни живых существ) роботы уже заменили человека. Программа «Ардуино – Старт» направлена на повышение интереса учащихся к инженерным и техническим специальностям, на формирование потребности в техническом творчестве, а также, находить и самостоятельно решать проблемы.
Актуальность программы «Ардуино – Старт» заключается в том, что сегодня России требуются высокопрофессиональные инженерные и научные кадры, которые бы позволили развивать в стране новые технологии. Одной из важнейших задач дополнительного образования является формирование у школьников инженерного подхода к решению практических задач, развитие творческого мышления и развитие компетентности в микроэлектронике.
Новизна программы заключается в том, что в рамках курса «Ардуино – Старт» учениками на практике рассматривается процесс проектирования и изготовления роботизированных систем. Учащиеся постигают принципы работы радиоэлектронных компонентов, электронных схем и датчиков. На доступном уровне изучаются основы работы техники и микроэлектроники, иллюстрируется применение микроконтроллеров в быту и на производстве.
Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования детей «Ардуино – Старт» заключается в том, что применение робототехники на базе микропроцессоров Ардуино, различных электронных компонентов (датчиков и модулей расширения) в учебном процессе формирует инженерный подход к решению задач, дает возможность развития творческого мышления у детей, привлекает школьников к исследованиям в межпредметных областях.
Отличительная особенность образовательной программы «Ардуино – Старт» от уже существующих программ заключается в том, что большую часть теоретической части занятий учащиеся осваивают самостоятельно на сайте роботехника18.рф. Эффективность усвоения информации оценивается онлайн с помощью тестов.
ЦЕЛЬ
Привлечение школьников к техническому творчеству, новым технологиям и исследованиям в межпредметных\смежных областях.
ЗАДАЧИ:
образовательные задачи
- Знакомство учащихся со школьной программой физики;
- Включение учащихся в проектную деятельность.
развивающие задачи
- Развитие творческого и конструкторского мышления;
- Развитие аналитического склада ума у учащихся.
воспитательные задачи
- Формирование у учащихся потребности в саморазвитии;
- Развитие потребности участия в кружковой деятельности.
Адресат программы
Программа рассчитана на обучение детей от 13 до 14 лет, сориентирована как на девочек, так и на мальчиков.
Формы и режим занятий
Основной формой обучения является самостоятельная практическая работа, которая выполняется малыми (до 10 человек) группами.
Форма организации учебных и практических занятий в кружке «Ардуино – Старт» (индивидуальная, индивидуально-групповая, фронтальная).
Занятия группы 1 года обучения проводятся в кружке «Ардуино – Старт» 1 раз в неделю (всего 36 часов).
Занятия кружка строятся (методы проведения занятий, организация коллективной работы, время для теории и практики) в полном соответствии с возрастными особенностями учеников. Каждое занятие кружка включает в себя теорию, демонстрацию учебных пособий и видеороликов и практическую деятельность. Основу теоретической части общеразвивающей программы составляют материалы, размещенные на интернет-сайте роботехника18.рф.
Программа построена на принципах:
Доступности – при изложении нового материала учитываются возрастные особенности детей, в зависимости от возраста и опыта детей, один и тот же материал преподается по-разному. Занятия распределены в программе по принципу: от простого к сложному. При необходимости допускается повторение пройденного ранее материала через некоторое время.
Наглядности – на занятиях кружка активно используется мультимедийная доска, проектор, видео ролики и обучающие программы, поскольку через органы зрения человек получает в 5 раз больше информации, чем через слух.
Сознательности и активности – для активизации самостоятельной деятельности обучающихся на кружке используются такие формы обучения, как конкурсы, совместные обсуждения вопросов и дни свободного творчества.
Формы подведения итогов реализации программы: промежуточная и итоговая аттестация.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса: Личностными результатами изучения является формирование следующих умений:
∙ самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.
∙ повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.
∙ навыки взаимо - и самооценки, навыки рефлексии;
∙ сформированность представлений о мире профессий, связанных с робототехникой, и требованиях, предъявляемых различными востребованными профессиями, такими как инженер-механик, конструктор, архитектор, программист, инженер-конструктор по робототехнике;
Предметные образовательные результаты:
∙ определять, различать и называть детали конструктора,
∙ способность реализовывать модели средствами вычислительной техники; конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
∙ владение основами разработки алгоритмов и составления программ управления роботом;
∙ умение проводить настройку и отладку конструкции робота.
Метапредметными результатами изучения является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
∙ ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. перерабатывать полученную информацию:
делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
∙ умение устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам (математике, физике, природоведения, биологии, анатомии, информатике, технологии и др.) для решения прикладных учебных задач по Робототехнике.
Регулятивные УУД:
∙ уметь работать по предложенным инструкциям.
∙ умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
∙ определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; Коммуникативные УУД:
∙ уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
∙ уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие, инструктаж по ТБ. Чтение и сборка схем на конструкторе Микроник | 2 | 1 | 1 |
2. | Алгоритмы в робототехнике, логические операции | 2 | 1 | 1 |
3. | Включение светодиода, пьезоизлучателя на Ардуино | 2 | 1 | 1 |
4. | Аналоговый и цифровой выход на Ардуино | 2 | 1 | 1 |
5. | Чтение и сборка электрических схем на Ардуино | 2 | 2 | |
6. | Подключение RGB светодиода к Ардуино | 2 | 1 | 1 |
7. | Аналоговые порты на Ардуино | 2 | 1 | 1 |
8. | Подключение датчика воды к Ардуино | 2 | 1 | 1 |
9. | Подключение фоторезистора к Ардуино | 2 | 1 | 1 |
10. | Чтение и сборка электрических схем на Ардуино | 2 | 2 | |
11. | Сборка схем с транзистором | 2 | 1 | 1 |
12. | Эксперимент 17. Пантограф | 2 | 1 | 1 |
13. | Эксперимент 18. Тестер батареек | 2 | 1 | 1 |
14 | Эксперимент 19. Светильник, управляемый по USB | 2 | 1 | 1 |
15. | Эксперимент 20. Перетягивание каната | 2 | 1 | 1 |
16. | Подключение датчика звука к Ардуино | 2 | 1 | 1 |
17. | Подключение датчика DHT11 к Ардуино | 2 | 1 | 1 |
18. | Сборка электрических схем на Ардуино | 2 | 2 | |
36 | 15 | 21 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ( 1 год обучения)
№ п/п | Кол-во часов | Тема занятия | Дата План | Дата Факт | Воспитательная работа |
1. | 2 | Вводное занятие, инструктаж по ТБ. Чтение и сборка схем на конструкторе Микроник | Инструктаж по технике безопасности. Проявлять интерес к новым тенденциям | ||
2. | 2 | Алгоритмы в робототехнике, логические операции | Инструктаж по технике безопасности. Проявлять интерес к новым тенденциям | ||
3. | 2 | Включение светодиода, пьезоизлучателя на Ардуино | Инструктаж по технике безопасности. Проявлять интерес к новым тенденциям | ||
4. | 2 | Аналоговый и цифровой выход на Ардуино | Инструктаж по технике безопасности. Проявлять интерес к новым тенденциям | ||
5. | 2 | Чтение и сборка электрических схем на Ардуино | Инструктаж по технике безопасности. Проявлять интерес к новым тенденциям | ||
6. | 2 | Подключение RGB светодиода к Ардуино | Инструктаж по технике безопасности. Проявлять интерес к новым тенденциям | ||
7. | 2 | Аналоговые порты на Ардуино | Инструктаж по технике безопасности. Проявлять интерес к новым тенденциям | ||
8. | 2 | Подключение датчика воды к Ардуино | Инструктаж по технике безопасности. Проявлять интерес к новым тенденциям | ||
9. | 2 | Подключение фоторезистора к Ардуино | Инструктаж по технике безопасности. Проявлять интерес к новым тенденциям | ||
10. | 2 | Чтение и сборка электрических схем на Ардуино | Инструктаж по технике безопасности. Проявлять интерес к новым тенденциям | ||
11. | 4 | Сборка схем с транзистором | Инструктаж по технике безопасности. Проявлять интерес к новым тенденциям | ||
12. | 2 | Эксперимент 17. Пантограф | Инструктаж по технике безопасности. Проявлять интерес к новым тенденциям | ||
13. | 2 | Эксперимент 18. Тестер батареек | Инструктаж по технике безопасности. Проявлять интерес к новым тенденциям | ||
14. | 4 | Эксперимент 19. Светильник, управляемый по USB | Инструктаж по технике безопасности. Проявлять интерес к новым тенденциям | ||
15. | 4 | Эксперимент 20. Перетягивание каната | Инструктаж по технике безопасности. Проявлять интерес к новым тенденциям |
Содержание занятий (1 год обучения)
1. Теория. Введение в образовательную программу. Знакомство с платой Ардуино, проектами на платформе Ардуино. Инструктаж по ТБ. Знакомство с электронным конструктором Микроник, назначение, принцип работы и условные обозначения радиоэлементов.
Практика. Чтение и сборка электрических схем: «Лампа», «Бочонок с электричеством», «Диммер», «Светофор», «Волшебные пальцы».
2. Теория. Что такое алгоритм в робототехнике. Виды алгоритмов: линейные, разветвляющиеся и циклические.
Практика. Написание линейных, разветвляющихся и циклических алгоритмов.
3. Теория. Плата Arduino, как пользоваться платформой: устройство и программирование микропроцессора на языке C++. Устройство пьезоизлучателей, назначение процедуры void setup и void loop, а также свойство функции tone () в языке C++.
Практика. Сборка схемы с мигающим светодиодом на Arduino, пьезоизлучателем, программирование микропроцессора.
4. Теория. Цифровые и аналоговые выходы Arduino, чем отличается цифровой сигнал от аналогового сигнала. Операторы int и if в языке C++.
Практика. Сборка электрической схемы из двух светодиодов, плавное регулирование яркости свечения светодиодов.
5. Практика. Чтение и сборка различных электрических схем на Ардуино с последующим программированием микропроцессора.
6. Теория. Аналоговые выходы с «широтно импульсной модуляцией» на плате Arduino. Устройство и распиновка полноцветного (RGB) светодиода.
Практика. Сборка электрической схемы с RGB светодиодом. Использования директивы #define в языке программирования C++.
7. Теория. Аналоговые порты на плате Arduino A0-A5. Принцип работы аналоговых портов.
Практика. Сборка электрической схемы светильника с управляемой яркостью от потенциометра на макетной плате.
8. Теория. Как подключить датчик к аналоговому порту на Arduino. Команды Serial.begin и Serial.print в языке программирования C++.
Практика. Написание скетча для вывода показаний датчика протечки воды на серийный монитор порта Arduino.
9. Теория. Принцип работы полупроводниковых приборов и фоторезисторной автоматики. Тип данных unsigned int в языке C++.
Практика. Сборка электрической схемы светильника с автоматическим включением, а также с автоматическим изменением яркости светодиода.
10. Практика. Чтение и сборка различных электрических схем на Ардуино с последующим программированием микропроцессора.
11. Теория. Устройство и назначение транзисторов. Применение транзисторов в робототехнике.
Практика. Сборка электрической схемы с использованием транзисторов.
12. Теория. Принцип работы, устройство сервопривода.
Практика. Эксперимент 17. Пантограф.
13. Теория. Подключение LCD дисплея к Ардуино.
Практика. Эксперимент 18. Тестер батареек.
14. Теория. Функция while в языке программирования C++.
Практика. Эксперимент 19. Светильник, управляемый по USB.
15. Теория. Функция int в языке программирования C++.
Практика. Эксперимент 20. Перетягивание каната.
16. Теория. Аналоговые порты на плате Arduino A0-A5. Принцип работы аналоговых портов.
Практика. Сборка электрической схемы с датчиком звука.
17. Теория. Подключение монитора порта и отправка показаний на компьютер с Ардуино. Устройство датчика DHT11.
Практика. Сборка электрической схемы с датчиком DHT11.
18. Практика. Чтение и сборка различных электрических схем на Ардуино с последующим программированием микропроцессора.
19. Практика. Чтение и сборка различных электрических схем на Ардуино с последующим программированием микропроцессора.
20. Практика. Чтение и сборка различных электрических схем на Ардуино с последующим программированием микропроцессора.
Материально-технические условия реализации программы
Использование оборудования центра естественнонаучной и технологической направленности «Точка роста» Общее оборудование, информатика, ноутбуки.
Аппаратные средства
1. Компьютерный класс с персональными компьютерами.
2. Конструктор «Ардуино» с датчиками и радиодеталями;
3. Проектор и мультимедийная доска для демонстрации учебных фильмов, улучшения наглядности излагаемого материала и организации выступлений.
4. Телекоммуникационные устройства для доступа к сети Интернет.
5. Материалы для изготовления светильника (плата Ардуино УНО, макетная плата, ИК-приемник, светодиоды, резисторы, провода папка-папка)
Программные средства
1. Операционная система 10 и выше;
2. Пакет Microsoft Office 2010 и выше;
3. Интернет-браузеры: Opera, Chrome и прочие;
4. Программа Arduino IDE.
Перечень рекомендуемых источников
- Дистанционный курс на сайте amperka.ru http://wiki.amperka.ru/конспект-arduino
- «Основы программирования микроконтроллеров» Учебник для образовательного набора «Амперка», Москва 2013
- Список ссылок на сайте Arduino, do it! https://sites.google.com/site/arduinodoit/
- Онлайн программа на сайте роботехника18.рф
- Справочник по C++ на сайте http://wiki.amperka.ru
- Справочник по Arduino на сайте http://wiki.amperka.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Кружок робототехника.
Робочая программа "Робототехника"...
Рабочая программа по робототехнике
Программа «Первый шаг в робототехнику» относится к научно-технической направленности.Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в том, что в настоящее время владение компьют...
Рабочая программа Основы Робототехники
Рабочая программа Основы Робототехники...
Рабочая программа по робототехнике (Легоконструирование)
Рабочая программа включает пояснительную записку и планирование по робототехнике (легоконструированию)...
Материалы для составления рабочей программы по робототехнике
Материалы для составления рабочей программы по робототехнике...
Рабочая программа курса Робототехника. I-II группа (4-7 класс)
Программа разработана как самостоятельная дисциплина, являющаяся образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, выражая общие идеи формализации, она пронизывает содержание мног...
Рабочая программа по Робототехнике
С началом нового тысячелетия в большинстве стран робототехника стала занимать существенное место в школьном и университетском образовании, подобно тому, как информатика появилась в конце прошлого века...