Рабочая программа прикладного элективного курса "Электромагнитные излучения"
рабочая программа по физике (9 класс)

Смирнова Светлана Георгиевна

Прикладной элективный курс "Электромагнитные излучения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_elektromagnitnye_izlucheniya.docx52.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Луховский лицей»

Рассмотрено

на заседании кафедры естественно-математических дисциплин

Руководитель кафедры

________________________

Смирнова С.Г

 Протокол № 1

«29» августа  2019 г.

Согласовано

Зам. директора по УВР  

_____________________

Мардаева Т.В.        

                                   

«29» августа  2019 г.

               Утверждаю

 Директор МОУ «Луховский лицей»

______________________

Леухина С.А.  

«2» сентября 2019 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Прикладного элективного курса

Электромагнитные излучения и их практическое применение

на 2019-2020 уч.гг

9 класс

                                                                              Составитель: учитель физики и астрономии

МОУ «Луховский лицей»

Смирнова С.Г.

Содержание

1. Введение

2. Пояснительная записка

3. Цели работы курса

4. Задачи курса

5. Ожидаемые результаты

6. Методы, используемые при преподавании курса

7. Содержание программы

8. Тематическое планирование

9. Календарно-тематическое планирование

10. Требования к уровню подготовки обучающихся

11. Учебно-методический комплекс

12. Материально-техническое обеспечение курса.


Программа прикладного элективного курса

Электромагнитные излучения и их практическое применение

Введение

Широкое применение  электромагнитного излучения началось только в конце 19-го века, когда  были созданы первые нелинейные элементы и  генераторы электромагнитного излучения. На их основе возникла радиосвязь, которая позволяла передавать сообщения на большие расстояния со скоростью света.

В настоящее время электромагнитное излучение в зависимости от длины волны находит широкое применение в различных областях науки и техники.

В технике широко используются мощные инфракрасные лазеры для резки и обработки различных материалов с высокой степенью точности. На основе 3Д - принтеров с помощью мощного инфракрасного оптического излучения создают и обрабатывают детали из сверхпрочных материалов

 В медицине используется рентгеновское и оптическое излучение лежащее в ультрафиолетовой, видимой и инфракрасной областях спектра. Оптический скальпель стал в настоящее время основным инструментом хирурга. Посредством рентгеновского обследования становится возможным выявление внутренних повреждений в человеческом организме

В военной технике используют приборы ночного видения, работающие в области инфракрасного спектра излучения.  

Создание оптоволокна привело к возникновению оптической связи. Кабельное телевидение обеспечивает высочайшее качество передачи видеоинформации с помощью электромагнитных волн, лежащих в видимой и инфракрасной областях спектра излучения.

 В настоящее время создаются оптические компьютеры, которые работают на оптическом излучении.

Широчайшее использование электромагнитного излучения в технике приводит к  необходимости более глубокого изучения раздела электромагнитного излучения. Знания, полученные в этой области, являются основой для получения различных технических специальностей в народном хозяйстве России.

Пояснительная записка

Прикладной элективный курс «Электромагнитные излучения и их практическое применение» представляет обучающимся технологии  21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал.

Прикладной элективный курс «Электромагнитные излучения и их практическое применение» строится на базовых составляющих содержания предметов:

«Информатика»   - 8-9 класс;

 «Физика»  - разделы «Электрические явления» и «Электрический ток »  - 8 класс; разделы «Электромагнитные явления» и «Электромагнитные колебания и волны» - 9 класс.

 При изучении  курса предполагается выход за рамки вышеназванных учебных предметов. Практическая деятельность по выполнению действующей модели робота требует от обучающихся синтеза знаний,  охватывающих целый спектр разделов механики, математики, биологии.

Данный курс носит ориентационный характер и знакомит обучающихся с комплексными проблемами и задачами,  требующими синтеза знаний по ряду предметов индустриально-технологического и физико-математического профилей обучения.

Основу программы составляет обзорный теоретический материал, который  охватывает вопросы электромагнитного излучения различных видов, применение их в промышленности.

Курс позволяет осуществить межпредметные связи: связь с биологией ( свечение глубоководных рыб, животных, насекомых), связь с астрономией (использование инфракрасного излучения для изучения астрономических объектов). Также данный курс позволяет осуществить профориентационную направленность. Обучающиеся познакомятся с профессиями:

  1. Рентгенолог.
  2. Лаборант медицинского кабинета.
  3. Радиотехник.
  4. Оператор радиоаппаратуры.
  5. Военный инструктор.
  6. Художник лакокрасочной миниатюры.

Цели работы курса:

1. Организация занятости школьников во внеурочное время.

2. Всестороннее развитие личности учащегося:

3. Развитие навыков конструирования

4. Развитие логического мышления

5. Мотивация к изучению наук естественно – научного цикла: окружающего мира, краеведения, физики, информатики, математики.

6. Познакомить детей со способами взаимодействия при работе над совместным проектом в больших (5-6 человек) и малых (2-3 человека) группах

7. Развитие у детей интереса к техническому творчеству и обучение их конструированию через создание простейших моделей и управления готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ. Вырабатывается навык работы в группе;

8. Научить использовать средства информационных технологий, чтобы проводить исследования и решать задачи в межпредметной деятельности.

Задачи курса:

1.Сформировать  первоначальные понятия об электромагнитном излучении

2.Сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования;

3.Ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами

4. Формировать творческое отношение   к выполняемой работе;

5.Воспитывать умение работать в коллективе, эффективно распределять обязанности.

6.Развивать творческую инициативу и самостоятельность;

7.Развивать психофизиологические качества учеников: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном.

8.Развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Ожидаемые результаты:

1. Обмен технической информацией и начальными инженерными знаниями между учащимися;

2. Развитие новых научно – технических идей обучающихся;

3. Внедрение в образовательный процесс информационных и коммуникационных технологий;

4. Мотивация к изучению учебных дисциплин у обучающихся;

5. Организация занятости школьников во внеурочное время.

Программа рассчитана на обучающихся  9-го класса (1 полугодие). Объем программы: 17 час.

Элементы программы прикладного элективного курса "Электромагнитные излучения и их практическое применение" с  обучающимися  9-го класса  апробировались.

Методы, используемые при преподавании курса:

Познавательный  (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);

Метод проектов  (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей)

Систематизирующий  (беседа по теме, составление систематизирующих таблиц, графиков, схем и т.д.)

Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий)

Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов)

Содержание программы:

  1. Электромагнитные излучения. Электромагнитные волны их получение и практическое применение.
  2. Свойства электромагнитных волн (отражение, преломление, дисперсия, дифракция)
  3. Виды электромагнитных излучений. Изучение особенностей различного рода электромагнитных излучений. (Использование программы “Teach Pro. Физика”, (“Мультимедиа Технологии и Дистанционное обучение”) - полный курс физики для школьников и абитуриентов).
  4. Виды электромагнитных излучений. Ионизирующее и неионизирующие электромагнитные излучения и их влияние  на организм человека (практическое занятие в МГУ им. Н.П. Огарева на кафедре радиотехники)
  5. Передача и прием электромагнитных волн
  6. Шкала электромагнитных излучений
  7. Практическое применение в медицине инфракрасного, ультрафиолетового и рентгеновского излучения( экскурсия в медицинский пункт: принципы работы рентгенографа, аппарата УВЧ, кварцевого аппарата, аппарата “Дарсеваль”, электрофорез).
  8. Практическое применение в медицине инфракрасного, ультрафиолетового и рентгеновского излучения (экскурсия на станцию космической связи «Орбита»: принципы работы передающих и принимающих антенн, усилителей радиоволн)
  9. Практическое применение в медицине инфракрасного, ультрафиолетового и рентгеновского излучения (экскурсия в райвоенкомат: устройство и принцип действия приборов ночного видения (бинокли, оптические прицелы).
  10. Применение инфракрасного излучения (экскурсия на  лакокрасочную фабрику: практическое применение инфракрасного излучения для сушки покрытых лаком изделий, ул. Строительная, д.11)
  11.  Работа с дополнительной литературой по теме
  12. Защита проектов

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Теория

Практика

11

Электромагнитные излучения

1

1

22

Свойства электромагнитных волн

1

1

33

Виды электромагнитных излучений

1

1

44

Виды электромагнитных излучений

2

2

55

Передача и прием электромагнитных волн

1

1

66

Шкала электромагнитных излучений

1

1

77

Практическое применение в медицине (экскурсия в медицинский пункт)

1

1

88

Практическое применение в медицине (экскурсия на станцию «Орбита»)

2

2

99

Практическое применение в медицине (экскурсия в райвоенкомат)

2

2

110

Применение инфракрасного излучения (экскурсия на  лакокрасочную фабрику)

2

2

111

Работа с дополнительной литературой по теме

2

2

112

Защита итогового проекта

1

1

Итого

17

6

11

5. Календарно-тематическое планирование

Дата

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Форма занятия

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

1

Электромагнитные излучения. Электромагнитные волны их получение и практическое применение.

1

Лекция

Проявление познавательного интереса и активности в данной области

Соблюдение норм и правил культуры труда

Проявление самостоятельности в приобретении новых знаний

2

Свойства электромагнитных волн (отражение, преломление, дисперсия, дифракция)

1

Демонстрационный эксперимент

Понимание процессов преломления, отражения, дисперсии, дифракции

Управление своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей

Развитие культуры умственного труда

3

 Виды электромагнитных излучений. Изучение особенностей различного рода электромагнитных излучений.

1

Компьютерная исследовательская  работа

Исследование особенностей различного рода электромагнитных излучений

Самостоятельное приобретение новых знаний

Мотивация образовательной деятельности, развитие внимательности

4

Виды электромагнитных излучений. Ионизирующее и неионизирующие электромагнитные излучения и их влияние  на организм человека

2

Практическое занятие в МГУ им. Н.П. Огарева на кафедре радиотехники

Наблюдение электромагнитного излучения мобильного телефона

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно

Сформированнось познавательных интересов. Развитие внимательности, собранности, аккуратности

5

 Передача и прием электромагнитных волн

1

Практическое занятие по моделированию, конструированию и апробированию антенн.

Приобретение навыков моделирования

Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками

Проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности

6

Шкала электромагнитных излучений

1

Количественные различия в длинах волн, приводящие к существенным качественным различиям.

Владение алгоритмами решения технико-технологических задач

Алгоритмизированное планирование процесса познавательно трудовой деятельности

Формирование целостного мировоззрения; отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры

7

Практическое применение в медицине инфракрасного, ультрафиолетового и рентгеновского излучения

1

Экскурсия на медицинский пункт в р.п. Луховка

Проявление познавательного интереса и активности в данной области

Соблюдение норм и правил культуры труда

Развитие ценностных отношения к учению, результатам обучения; развитие позитивного отношения к изучению физики

8

Практическое применение радиоволн

2

Экскурсия на станцию космической связи «Орбита»

Проявление познавательного интереса и активности в данной области

Соблюдение норм и правил культуры труда и поведения

Проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности

9

 Применение инфракрасного излучения

2

Экскурсия в райвоенкомат

Проявление познавательного интереса и активности в данной области

Соблюдение норм и правил культуры труда и поведения

Проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности

10

Применение инфракрасного излучения

2

экскурсия на  лакокрасочную фабрику: практическое применение инфракрасного излучения для сушки покрытых лаком изделий

11

Работа с дополнительной литературой по теме

2

Выбор темы проекта или исследования и работа над темой

Проявление познавательного интереса и активности в данной области

Формирование ответственного отношения к учению, саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности

12

Защита проектов

1

Выступления с темой проекта

Демонстрация знаний, полученных при изучении данного прикладного курса

Умение оценивать достижения других; проявлять убежденность в возможности познания природы, необходимости различного использования достижений науки и техники для дальнейшего развития человеческого общества.

Требования к уровню подготовки обучающихся

По окончанию курса обучения учащиеся должны

- знать правила безопасной работы;

- знать различные виды электромагнитных излучений, их свойства и отличия

-самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования антенн (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);

-уметь принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель.

- уметь прогнозировать результаты работы.

- уметь планировать ход выполнения задания.

- уметь рационально выполнять задание.

- уметь руководить работой группы или коллектива.

- уметь высказываться устно в виде сообщения или доклада.

- уметь высказываться устно в виде рецензии ответа товарища.

- уметь представлять одну и ту же информацию различными способами

Учебно-методический комплекс

1.  Журнал "Физика в школе" №1-89 год; №7; 8; 4 -2003 год.

2. "Физическая энциклопедия" под редакцией А.Н. Прохорова, Москва, "Советская энциклопедия", 1990 год

3. "Физика в природе", Л.В. Тарасов, Книга для учащихся - Москва: Просвещение, 1997 год

4. Энциклопедия "Жизнь растений", под редакцией Федорова, т.6., Москва : Просвещение, 1997 год

5.  Учебник "Физика - 11кл.", Т.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Москва, Просвещение, 1993 год

6. Троицкий, В. Л. Влияние ионизирующих излучений на иммунитет / В.Л. Троицкий, М.А. Туманян. - М.: Государственное издательство медицинской литературы, 2017. - 198 c.

  1. Пилат, Б. В. Излучение и поле / Б.В. Пилат. - Москва: ИЛ, 2009. - 248 c.
  2. Аполлонский, С. М. Безопасность жизнедеятельности человека в электромагнитных полях / С.М. Аполлонский, Т.В. Каляда, Б.Е. Синдаловский. - М.: Политехника, 2008. - 264 c.

Материально-техническое обеспечение курса

  1. Комплект для демонстрации свойств электромагнитных волн
  2. Персональные компьютеры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Прикладное творчество"

Учебный курс «Прикладное творчество» - вариант программы трудового обучения учащихся 5-7 классов. Это интегрированный курс «Изобразительного искусства» и «Технологии» и рассчитан на 2 часа в нед...

Рабочие программы по литературе и русскому языку для 11 кл. Рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»

Представлены рабочие программы по литературе к учебнику под ред. В.П.Журавлёва и русскому языку к учебнику В.Ф.Грекова, а также  рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»...

Рабочая программа по элективному курсу "Информационные методы прикладной математики"

Элективный курс "Информационные методы прикладной математики" для 10-11 классов. Составитель Дёмина Н.В....

Рабочая программа "Прикладной дизайн"

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта основного общего образования....

Рабочая программа - Прикладная робототехника

Общеразвивающая рабочая программа дополнительного образования детей 1 года обучения 13 – 14 лет «Ардуино – Старт» имеет техническую направленность, составлена на основе Общеобр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Прикладная математика»

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой ...

Рабочая программа по элективному курсу «Грамматика английского языка» (компилятивная программа),10-11 класс,1 час в неделю (69 часов)

Рабочая программа элективного курса по английскому языку для 10-11 классов.Программа элективного курса «Грамматика английского языка» ориентирована на использование учебного пособия «...