УМК по математике
учебно-методический материал по математике
Учебно-методический комплект для занятий по математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.umk-po-matematike-dlya-spo.doc | 770 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Математика - это наука, изучающая пространственные формы и количественные отношения действительного мира.
Математика играет важную роль в естественнонаучных, инженерно-технических и гуманитарных исследованиях. В то же время математика является не только мощным средством решения прикладных задач и универсальным языком науки, но также элементом общей культуры. Поэтому основной задачей курса математики в образовательных заведениях среднего профессионального образования является обеспечение обучающихся математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения специальных дисциплин.
Теоретический материал, который содержится в каждом методическом пособии, призван систематизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по уже изученной теме. Разобранные и решённые типовые примеры позволяют учащимся вспомнить основные приёмы и методы решения того или иного примера, сформировать алгоритм действий при выполнении заданий.
Предусмотренная индивидуальность (30 вариантов) контрольной работы помогает определить полноту и прочность знаний каждого учащегося, умения применять полученные знания при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной литературой, и что немаловажно, позволяют учитывать темп работы каждого учащегося.
Каждая контрольная работа состоит из нескольких заданий, (каждое задание может содержать в себе несколько примеров). Задания для выполнения индивидуальных домашних контрольных работ отвечают следующим требованиям: - охватывают основные вопросы материала (по разделам и темам); - степень сложности всех вариантов заданий одинакова;
Новизна предлагаемого учебно-методического пособия обусловлена тем, что имеющаяся в продаже литература, а также информационные ресурсы в сети Internet, не предлагают комплектности и системности таких разработок как по объёму , так и по содержанию.
Общие методические рекомендации при изучении темы
Изучение материала по учебнику
При самостоятельном изучении материала полезно вести конспект. В конспект по мере проработки материала рекомендуется вписывать определения, теоремы, формулы, уравнения и т.п. Поля конспектов могут послужить для выделения тех вопросов, на которые необходимо получить письменную или устную консультации. Ведение конспекта должно быть аккуратным, расположение текста хорошо продуманным. Конспект поможет в подготовке к выполнению контрольной работы.
Решение задач
Чтение учебника должно сопровождаться разбором предлагаемых решений задач. Каждый этап решения задачи должен быть обоснован, исходя из теоретических положений курса. Решение задач и примеров следует излагать подробно, вычисления
располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. В промежуточные вычисления не следует вводить приближенные значения корней, числа π и других математических констант.
Консультации
При изучении теоретического материала или при решении задач у обучаюшегося могут возникнуть вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается. В такой ситуации следует обратиться к преподавателю для получения от него письменной или устной консультации, при этом следует указать характер затруднения, привести план решения.
Контрольная работа
В процессе изучения темы обучающийся должен выполнить одну контрольную работу, которая проходит рецензирование. По полученным результатам обучающийся может сделать выводы о степени усвоения им темы, внести коррективы в процесс последующей самостоятельной работы по изучению следующей темы.
К выполнению контрольной работы следует приступать после тщательного разбора имеющихся в учебно-методическом комплексе задач решений с ответами.
Контрольные работы должны выполняться самостоятельно, так как в противном случае рецензирование работы как диалог общения преподавателя – обучающегося с целью оказания последнему методической помощи не достигнет цели.
Содержание учебно – методического пособия
Тема 1: Показательная функция
Тема 2: Логарифмическая функция;
Тема 3: Степенная функция;
Тема 4: Тригонометрические функции;
Тема 5: Тригонометрические уравнения;
Тема 6: Вычисление производной функции;
Тема 7: Применение производной функции;
Тема 8: Первообразная функции и интеграл;
Тема 9: Элементы теории вероятностей, комбинаторики и математической статистики;
Содержание темы «Показательная функция»
Степень с действительным и рациональным показателем:
Степень с действительным и рациональным показателем. Арифметический корень натуральной степени.
Показательная функция, ее свойства и график
Определение и график показательной функции, три основных свойства показательной функции
Показательные уравнения:
Определение и вид показательных уравнений, алгоритм решения показательных уравнений.
Показательные неравенства:
Определение и вид показательных неравенств, алгоритм решения показательных неравенств.
- Основные сведения из теории
- Основные свойства степени:
Определение:
ах = а · а · а · ··· · а , где ах –степень,
а – основание степени
х раз n – показатель степени
- а0 = 1 , а ≠ 0
- а-n = , а ≠ 0
1.2. Показательная функция, её свойства и график
Определение: Функцию у=ах, где а>0, а≠1, называют показательной функцией.
Свойство 1: Область определения показательной функции у=ах – множество R всех действительных чисел.
Свойство 2: Множество значений показательной функции у=ах – множество положительных чисел.
Свойство 3: Показательная функция у=ах является возрастающей, если а>1, и убывающей, если 0<а<1.
1.3 Решение показательных уравнений
Определение: Показательным уравнением называется уравнение, в котором неизвестное содержится в показателе степени.
Теорема: Если ах=ав, где а>0, а≠1, то х = в
1.4 Решение показательных неравенств
Определение: Показательным неравенством называется неравенство, в котором неизвестное содержится в показателе степени.
Теорема: Если ах>ав, где, а≠1, то
- Если а>0, то х > в, то есть знак сохраняется
- Если а<0, то х < в, то есть знак меняется
2. Примеры и упражнения
Пример 1: Упростить выражение:
1)
2)
Пример 2: Решить показательное уравнение:
4х-8=64
Решение:
4х-8=43
х-8=3
х=3+8
х=11
Ответ :х=11
Пример 3: Решить показательное уравнение:
3х+2+3х=90
Решение:
3х·32+3х=90 t=9
Пусть 3х=t,t>0 3х=9
t·32+t=90 3х=32
9t+t=90 х=2
10t=90 Ответ: х=2
t=
t=9
Пример 4: Решить показательное уравнение:
2х-1+2х=6
Решение:
+2х=6
Пусть 2х=t,t>0 t=
+t=6 t=4
+t=6 2х=4
2х=22
1t+2t=12 х=2
3t=12 Ответ: х=2
Пример 5 : Решить показательное уравнение:
3х+1-4·3х-2=69
Решение:
3х·31-4·=69
Пусть 3х=t,t>0 t=
t·31-4·=69 t=27
3t-=69 3х=27
3х=33
27t-4t=621 х=3
23t=621 Ответ: х=3
Пример 6: Решить показательное уравнение:
9х +8·3х –9 = 0
Решение:
(32)х+8·3х –9 = 0
(3х)2+8·3х –9 = 0
Пусть 3х =t, t > 0
t2 +8· t –9 =0
а=1, b=8, с=-9
t1,2= =
t1= t2=
t1= 1 t2= -9, не уд., так как t>0
3х = 1
3х =30
х=0
Ответ: х=0
Пример 7: Решить показательное неравенство:
23х-5>16
Решение:
23х-5>24, т.к. 2>1, то знак сохраняем
3х-5>4
3х>4+5
3х>9
х>
х>3, Ответ: х>3
Пример 8: Решить показательное неравенство:
3х+2+3х-1<28
Решение:
3х·32+<28
Пусть 3х=t,t>0 t<
t·32+<28 t<3
9t+<28 3х<3
3х<31, т.к.3>1, то знак сохраняем
27t+t<84 х<1
28t<84 Ответ: х<1
Варианты контрольной работы
Задание 1: Упростить выражения
Вариант 1:
Вариант 2:
Вариант 3:
Вариант 4:
Вариант 5:
Вариант 6:
Вариант 7:
Вариант 8:
Вариант 9:
Вариант 10:
Вариант 11:
Вариант 12:
Вариант 13:
Вариант14:
Вариант 15:
Вариант 16:
Вариант 17:
Вариант 18:
Вариант1 9:
Вариант 20:
Вариант 21:
Вариант 22:
Вариант 23:
Вариант 24:
Вариант 25:
Вариант 26:
Вариант 27:
Вариант 28:
Вариант 29:
Вариант 30:
Задание 2: Решить показательное уравнение
Вариант 1:
3х+1=1 | 3х-2· 3х-2=7 |
Вариант 2:
4х+516 | 9· 3х-1+ 3х=36 |
Вариант 3:
4х=1 | 3х+2+3х=810 |
Вариант 4:
32х=3 | 4·3х+2+ 5·3х+1 -6·3х=5 |
Вариант 5:
3х=27 | 4х-3· 4х-2=13 |
Вариант 6:
3х·32=9 | 4· 3х-1+ 3х+1=117 |
Вариант 7:
17х=1 | 2х+1+2х-1=5 |
Вариант 8:
13х+1=13 | 2х+1+5·2х-2=104 |
Вариант 9:
4х=256 | 7х-7х-1=6 |
Вариант 10: 28х=16 | 5х+1-3·5х-2=122 |
Вариант 11:
3х+4=81 | 10·5х-1+ 5х+1=7 |
Вариант 12:
173х-5=17 | 8·2х-1- 2х=48 |
Вариант 13:
32+х=37 | 3х+1-4·3х-2=69 |
Вариант14:
164х=16 | 5х+1+5х+5х-1=31 |
Вариант 15:
4х-1=16 | 3х-3х-2=24 |
Вариант 16:
32х-1=1 | 4х+1+4х-2=260 |
Вариант 17:
53х=125 | 3х+2-5· 3х=36 |
Вариант 18:
17х-1=17 | 7х+2-14· 7х=5 |
Вариант1 9:
43х-4=16 | 5х+1+5х-2=630 |
Вариант 20:
(5х)2=25 | 2х+4-2х=120 |
Вариант 21:
9х+1=81 | 9Х-4·3х-45=0 |
Вариант 22:
43х+1=64 | 25Х-6·5х+5=0 |
Вариант 23:
52х+7=5 | 4х+2х+3-20=0 |
Вариант 24:
14х+5=1 | 4Х-14·2х-32=0 |
Вариант 25:
(3х)3=27 | 2х-23-х=7 |
Вариант 26:
15х+2=225 | 2·5х+2-10·5х=8 |
Вариант 27:
2х+4=8 | 3х-3+5х-1=10 |
Вариант 28:
52х=25 | 2х-2+2х-1+2х=14 |
Вариант 29:
4х=1 | 2·4х-5·2х+2=0 |
Вариант 30:
53х=125 | 3х+2-5· 3х=36 |
Задание 3: Решить показательное неравенство
Вариант 1:8-2х< 64
Вариант 2: 31-х<
Вариант 3: 22х+1>8
Вариант 4: ()х+1<
Вариант 5: 42х+1>4
Вариант 6: 2х+4-2х>120
Вариант 7: ()4+6х<3х-3
Вариант 8: 8·2х-1- 2х>48
Вариант 9: 102+х< 100000
Вариант 10: 2х+1+2х-1<5
Вариант 11: 4· 3х-1+ 3х+1>117
Вариант 12: 5х+4< 625
Вариант 13: 3х+2+3х810
Вариант14: 9· 3х-1+ 3х<36
Вариант 15: 10х+1< 1000000
Вариант 16: ()6-3х>2х-1
Вариант 17: (6)х-1>36х-1
Вариант 18: 7х-3< 49х
Вариант1 9: 103х-1>1000
Вариант 20: 2х-1< 16х+2
Вариант 21: 2·5х+2-10·5х< 8
Вариант 22: 52-х< 25
Вариант 23: 51-3х<
Вариант 24: 21-х>32х
Вариант 25: ()4-2х<х+1
Вариант 26: 7х+1>49х
Вариант 27: 3х-2· 3х-2>7
Вариант 28: 4х-3· 4х-2<13
Вариант 29: 32-х< 27
Вариант 30: 102х+1<
Содержание темы «Логарифмическая функция»
Определение логарифма, свойства логарифмов
Определение логарифма числа, основное логарифмическое тождество. Свойства логарифмов. Обозначение десятичного и натурального логарифма;
ознакомиться с таблицей Брадиса. Десятичные и натуральные логарифмы .
Логарифмическая функция и ее график
Вид логарифмической функции, её основные свойства. Построение графика логарифмической функции с данным основанием.
Логарифмические уравнения
Виды логарифмических уравнений, основные приёмы решения
логарифмических уравнений
Логарифмические неравенства
Виды логарифмических неравенств, основные приёмы решения
логарифмических неравенств
- Основные сведения из теории
- Основные свойства логарифма
Определение: Логарифмом числа х по основанию а, где а>0, а≠1, называется показатель степени, в которую надо возвести число а, чтобы получить число х.
Определение: Действие нахождения логарифма числа называют логарифмированием.
Обозначение: logах (логарифм числа х по основанию а)
а - основание логарифма
logах=в, то х=ав
Основные свойства:
- logаа =1
- logа1=0
- а logах=х (х>0,a>0, а≠1, основное логарифмическое тождество)
Теорема: Пусть а>0, а≠1, х>0, х1>0, х2>0, р- любое действительное число. Тогда справедливы формулы:
- logах1+ logах2= logа(х1·х2)
- logах1-logах2= logа()
- logахр=р·logах
2.2. Логарифмическая функция,
её свойства и график
Определение: Функцию у= logах, где а>0, а≠1, называют логарифмической функцией.
Свойство 1: Область определения логарифмической функции – множество всех положительных чисел.
Свойство 2: Множество значений логарифмической функции – множество всех R действительных чисел.
Свойство 3: Логарифмическая функция является возрастающей, если а>1, и убывающей если 0
2.3 Решение логарифмических уравнений
Теорема: Пусть а>0, а≠1. Пусть дана функция у =f(х) и действительное число b. Тогда уравнение logа f(х)=b и уравнение f(х)=аb равносильны.
2.4 Решение логарифмических неравенств
Теорема: Пусть а>0, а≠1, х1>0, х2>0 Если logаf(х)>b, то
1) при а>1 f(х)>ab (знак сохраняем)
2) при 0b (знак меняем)
Алгоритм решения логарифмического неравенства logаf(х)>b:
- Найти О.О.Ф. (область определения функции)
О.О.Ф.: под логарифмическое выражение строго больше нуля (f(х)>0);
- По основанию логарифма определить сохранность знака;
- Решить непосредственно само логарифмическое неравенство;
- Составить систему из двух неравенств (П.1+П.3)
- Решить данную систему, совместив оба решения на числовой оси.
2. Примеры и упражнения
Пример 1: Вычислить
- log232=5, т.к. 25=32
- log2=-5, т.к. 2-5=
- log618+ log62= log6(18·2)= log636=2
- log1248- log124= log1212= 1
Пример 2: Решить логарифмическое уравнение:
log6(3х+15)=2
Решение:
3х+15=62
3х+15=36
3х=36-15
3х=21
х=
х=7 Ответ:х=7
Пример 3: Решить логарифмическое уравнение:
log3(х2-6х+17)=2
Решение:
х2-6х+17=32
х2-6х+17=9
х2-6х+17-9=0
х2-6х+8=0
а=1, b=-6, с=8
х1,2= ==
х1= х2=
Ответ: х1=4, х2=2
Пример 4: Решить логарифмическое уравнение:
(log2х)2+8 log2х-9=0
решение:
Пусть log2х =t
t2 +8· t –9 =0
а=1, b=8, с=-9
t1,2= =
t1= t2=
t1=1 t2=-9
log2х =1 log2х =-9
х1=21 х2=2-9
х1=2 х2=
х2=
Ответ: х1=2, х1=
Пример 5 : Решить логарифмическое уравнение:
log2(х-5) +log2(х+2)=3
Решение:
log2(х-5)·(х+2)=3
(х-5)·(х+2)=23
х2+2х-5х-10=8
х2+2х-5х-10-8=0
х2-3х-18=0
а=1, b=-3, с=-18
х1,2= =
х1= х2=
Примечание: В уравнениях данного вида необходимо выполнить проверку.
Проверка:
1) х1=6
log2(6-5) +log2(6+2)= log21 +log28=0=3=3
3=3
2) х2=-3-неуд
log2(-3-5) +log2(-3+2)= log2(-8) +log2(-1) ( формула logах1+ logах2= logа(х1·х2)
справедлива при а>0, а≠1, х>0, х1>0, х2>0)
корень х2=-3 является посторонним.
Ответ: х=6
Пример 6: Решить логарифмическое неравенство:
log2(3х-4)>5
Решение:
1) О.О.Ф.: 3х-4>0 2) т.к.2>1, то знак сохраняем 3) х>
3х>0+4 3х-4>25 х>12
3х>4 3х-4>32
х> 3х>32+4
х> 3х>36
х>
х>12
Ответ: х>12
Варианты контрольной работы
Задание 1: Вычислить
Вариант 1: log312+log34,5-log36
Вариант 2: Log524-log5120-log55
Вариант 3: 7log721
Вариант 4: 4log23
Вариант 5: Log2216·log525-3log24
Вариант 6: 3log32 ·log55+3log416
Вариант 7: log312+log34,5-log36
Вариант 8: Log1/525·log1664
Вариант 9: Log62+log63+2log24
Вариант 10: Log212-log23+3log38
Вариант 11: Log77-log724+log724
Вариант 12: Log39+log21/8: 7log74
Вариант 13: Log39·log41/2+log66
Вариант14: 25log53
Вариант 15: 15log159 : 10log104
Вариант 16: Log381·log1664
Вариант 17: Log77-log724+log724
Вариант 18: Log525-log1664
Вариант1 9: Log39·log416+log55
Вариант 20: Log1/33+log1/33-log1/33
Вариант 21: Log525+log53-log53
Вариант 22: 15log159 : 10log104
Вариант 23: Log1/51/25·log1664
Вариант 24: Log381·log279
Вариант 25: Log62+log63
Вариант 26: Log212-log23
Вариант 27: Log78-log756
Вариант 28: Log1/39+log21/8: 7log72
Вариант 29: Log21/16+log28: 9log35
Вариант 30: Log3636+log63+log62
Задание 2: Решить логарифмическое уравнение
Вариант 1:
Log10(2-x)=log10(x-6) | Log3x+log3(x+2)=1 |
Вариант 2:
Log3(4x-3)=2 | (log3x)2-6log3x+9=0 |
Вариант 3:
Log5(2x+7)=log5(x-3) | Log7(5-x)+log72=1 |
Вариант 4:
Log1/2(3x-1)=-3 | Log7(x2-2x-8)=0 |
Вариант 5:
Log3(4x-3)=2 | Log1/2(x2+4x-5)=-4 |
Вариант 6:
Log2(3x-4)=3 | Log1/2(x2-5x+6)=-1 |
Вариант 7:
Log2(2x-1)=3 | Log2(x2-4x+4)=4 |
Вариант 8:
Log3(2x+1)=log339 | Log3(x-2)+log3(x+6)=2 |
Вариант 9:
Log1/2(3x-1)=-3 | Log4(13+x)+log4(4-x)=2 |
Вариант 10: Log2(7x-4)=log252 | (log2x)2-9log2x+10=0 |
Вариант 11:
Log4(5x+6)=3 | Log7(5-x)+log72=1 |
Вариант 12:
Log3(12-5x)=2 | Log10(2-x)+log102=log1016 |
Вариант 13:
Log2(x+3)=log2(2x-4) | (х2-4х+12)=-2 |
Вариант14:
Log10(5x+2)=log1012 | log9(х2+2х +6)=1 |
Вариант 15:
Log2(2x+1)=log212 | (log4х)2-2log4х-8=0 |
Вариант 16:
Log2(3x-4)=3 | (log3х)2-4log3х+3=0 |
Вариант 17:
log6(2х+5)=2 | (log3х)2-log3х-2=0 |
Вариант 18:
log4(8+3х)=3 | 2(log2х)2-5log2х-6=0 |
Вариант1 9:
(6х-7)=-3 | log2(х-2) +log2(х-3)=1 |
Вариант 20:
(2х-9)=-7 | ( log3х)2 +5log3х-6=0 |
Вариант 21:
log4(2х-8)=3 | (log7х)2 -5log7х+6=0 |
Вариант 22:
log13(7х-1)=1 | (log4х)2 +log4х-6=0 |
Вариант 23:
log2(3х+4)=4 | (log3х)2 +log3х-2=0 |
Вариант 24:
log17(5х-3)=1 | (х2 –4х-2)=-1 |
Вариант 25:
Log3(12-5x)=2 | log3(х2 –х+7)=2 |
Вариант 26:
(2х-9)=-7 | log4(х2 -3х+18)=2 |
Вариант 27:
Log3(4x-3)=2 | (х2-2х+46)=-2 |
Вариант 28:
Log2(2x+1)=log212 | (log4х)2-2log4х-8=0 |
Вариант 29:
Log2(3x-4)=3 | Log1/2(x2-5x+6)=-1 |
Вариант 30:
Log2(2x-1)=3 | Log2(x2-4x+4)=4 |
Задание 3: Решить логарифмическое неравенство
Вариант 1: Log7(2x-1)< 2
Вариант 2: Log100,5x<-2
Вариант 3: Log2(x-4) >1
Вариант 4: Log1/3(2x-7) >-2
Вариант 5: Log4(3-2x)< 2
Вариант 6: Log2(2x-3)< 3
Вариант 7: Log2(2x+3) >2
Вариант 8: Log5(x-1) >1
Вариант 9: Log3(2x-1)< 3
Вариант 10: Log10x >2
Вариант 11: Log102x< 1
Вариант 12: Log5(1-3x)< 2
Вариант 13: Log2(1-2x) >0
Вариант14: Log1/3(2x-1) >-2
Вариант 15: Log10(3-2x)< 2
Вариант 16: Log6(5x-2) >2
Вариант 17: Log1/2(2x+1) >-2
Вариант 18: Log3(5x-6)< 2
Вариант1 9: Log7(x-1)< 2
Вариант 20: Log1/2(2-x) >-1
Вариант 21: 2 Log4(7-x)< 3
Вариант 22: Log3(4-3x) >1
Вариант 23: Log2(1-2x)< 0
Вариант 24: Log2(2x+1) >4
Вариант 25: Log5(3x+1)< 2
Вариант 26: Log5(4x+1) >-1
Вариант 27: Log1/5(2x+3) >-3
Вариант 28: Log1/22x >2
Вариант 29: Log3(5x+4) >3
Вариант 30: Log10(2x+1)< 0
Содержание темы «Степенная функция»
Определение и свойства степенной функции.
Свойства и графики различных случаев степенной функции. Сравнение чисел, решение неравенств с помощью графиков и (или) свойств степенной функции.
Иррациональные уравнения.
Определение равносильных уравнений, следствия уравнения; при каких преобразованиях исходное уравнение заменяется на равносильное ему уравнение, при каких получаются посторонние корни, при каких происходит потеря корней; Определение иррационального уравнения;
Иррациональные неравенства.
Определение иррационального неравенства; алгоритм решения этого неравенства
Решение систем двух уравнений с двумя неизвестными.
Алгоритмы решения систем двух уравнений с двумя неизвестными.
- Основные сведения из теории
- Определение и свойства степенной функции
Определение: Функцию у=хр, где р - заданное действительное число, называют степенной функцией.
Свойство 1: Степенная функция у=хр для любого рR определена при х>0
Свойство 2: Множество значений степенной функции у=хр при х>0, р≠0 – все положительные числа
Свойство 3: Степенная функция у=хр на интервале х>0 является возрастающей, если р>0, и убывающей, если р<0.
3.2. Решение иррациональных уравнений
Определение: Иррациональным уравнением называется уравнение, в котором неизвестное находится под знаком корня.
Правило: Для решения иррационального уравнения 2 степени необходимо возвести в квадрат обе части уравнения. В заключении необходимо выполнить проверку.
3.3. Формулы сокращенного умножения
квадрат суммы: ( а + в )² = а² + 2ав + в²
квадрат разности: ( а - в )² = а² - 2ав + в²
разность квадратов: а² - в² = ( а - в )( а + в)
куб суммы: ( а + в )³ = а³ + 3а² в + 3ав² + в³
куб разности: ( а - в )³ = а³ - 3а² в + 3ав² - в³
разность кубов: а³ - в³ = ( а – в)( а² + ав + в² )
сумма кубов: а³ + в³ = ( а + в)( а² - ав + в² )
3.4. решение систем уравнений с двумя неизвестными
Правило: Для решения системы двух уравнений с двумя неизвестными, необходимо из одного уравнения системы выразить одно неизвестное через другое, а затем подставить полученное выражение в другое уравнение системы. Ответ записывается в виде (х;у).
2. Примеры и упражнения
Пример 1: Решить иррациональное уравнение
Решение:
5х+4=9
5х=9-4
5х=5
х=1
Проверка:
3=3
Ответ: х=1
Пример 2: Решить иррациональное уравнение
Решение:
х+4=3х-6
х-3х=-6-4
-2х=-10
х=5
Проверка:
а)
б)
3=3
Ответ: х=5
Пример 4: Решить иррациональное уравнение
Решение:
2х2-6х+12=х2+5х-6
2х2-6х+12-х2-5х+6=0
х2-11х+18=0
а=1, b=-11, с=18
х1,2= ==
х1= х2=
Проверка:
- х1=9
- х2=2
Ответ: х1=9, х2=2
Пример 5: Решить иррациональное уравнение
Решение:
3х2-2х+1=2х2-6х+13
3х2-2х+1-2х2+6х-13=0
х2+4х-12=0
а=1, b=4, с=-12
х1,2= ==
х1= х2=
Проверка:
- х1=2
- х2=-6
Ответ: х1=2, х2=-6
Пример 6: Решить иррациональное уравнение
х-6 =
Решение:
(х-6)2 =()2
(х)2-2·х·6+62=2х+12
х2-12х+36=2х+12
х2-12х+36-2х-12=0
х2-14х+24=0
а=1, b=-14, с=24
х1,2= ==
х1= х2=
Проверка:1) х1=12
12-6=6
6
6=6
2) х2=2- не уд
2-6 =-4
4
-4≠4
Ответ: х=12
Пример 7: Решить иррациональное уравнение
Решение:
а=6, b=-7, с=2
х1,2= =
х1= х2=
Проверка:
- х1=
2) х2=- не уд
( по определению , а≥0 )
Ответ: х=
Пример 3: Решить иррациональное уравнение
Решение:
х2+4х-8=х2
х2+4х-8-х2=0
4х-8=0
4х=0+8
4х=8
х=2
Проверка:
х=2
2=2 Ответ: х=2
Пример 8: Решить систему уравнений:
х+у=5
х·у=6
Решение:
х+у=5 х·у=6
Выразим х через у и подставим во 2 уравнение:
х=5-у, (5-у)·у=6
5у-у2 –6=0
-у2+5у-6=0 : (-1)
у2-5у+6=0
а=1,b=-5, с=6
у1,2= -==
у1= у2=
у1=3 у2=2
х1=5-у=5-3=2 х2= 5-у =5-2=3
Ответ: (2;3), (3;2)
Пример 9: Решить систему уравнений:
х2-у2=200
х+у=20
Решение:
(х-у)·(х+у)=200
х+у=20 (разделим первое уравнение системы на второе уравнение)
,
получим: х-у=10
х=10+у, (подставим во второе уравнение системы)
(10+у)+у=20
2у=20-10
2у=10
у=5,
х=10+у=10+5=15
Ответ: (15;5)
Пример10 : Решить систему уравнений:
х+х·у+у=-1
х-х·у+у=3
Решение:
Сложим первое и второе уравнение системы:
(х+х·у+у)+( х+х·у+у)=-1+3
х+у+х+у=2
2х+2у=2
2(х+у)=2
х+у=1,
х=1-у
Подставим выражение для х в первое уравнение системы:
(1-у)+(1-у)·у+у=-1
1-у+у-у2+у=-1
-у2+у+1+1=0
-у2+у+2=0
у2-у-2=0
а=1,b=-1, с=-2
у1,2= ==
у1= у2=
у1=2 у2=-1
х1=1-у=1-2=-1 х2= 1-у =1-(-1)=2
Ответ: (-1;2), (2;-1)
Варианты контрольной работы
Задание 1: Решить иррациональное уравнение
Вариант 1:
Вариант 2:
Вариант 3:
Вариант 4:
Вариант 5:
Вариант 6:
Вариант 7:
Вариант 8:
Вариант 9:
Вариант 10:
Вариант 11:
- 2)
3)
Вариант 12:
Вариант 13:
Вариант14:
Вариант 15:
Вариант 16:
Вариант 17:
- 2)
3)
Вариант 18:
Вариант19:
Вариант 20:
Вариант 21:
Вариант 22:
Вариант 23:
- 2)
3)
Вариант 24:
- 2)
3)
Вариант 25:
- 2)
3)
Вариант 26:
- 2)
3)
Вариант 27:
- 2)
3)
Вариант 28:
- 2)
3)
Вариант 29:
- 2)
3)
Вариант 30:
Задание 2: Решить систему уравнений
Вариант 1: | х-у=3 х·у=10 | ||
Вариант 2: | х-у=4 х·у=5 | ||
Вариант 3: | х2-у2=27 х+у=-3 | ||
Вариант 4: | х-у=-3 х·у=4 | ||
Вариант 5: | х-х·у+у=7 х+х·у+у=5 | ||
Вариант 6: | х-у=-2 х·у=3 | ||
Вариант 7: | х2-у2=9 х-у=1 | ||
Вариант 8: | х-у=9 х·у=10 | ||
Вариант 9: | х2-у2=207 х-у=9 | ||
Вариант 10: | х-у=7 х·у=-6 | ||
Вариант 11: | х-у=-9 х·у=-20 | ||
Вариант 12: | х-х·у+у=-7 х+х·у+у=1 | ||
Вариант 13: | х+у=7 х·у=-18 | ||
Вариант 14: | х-у=10 х·у=-24 | ||
Вариант 15: | х2-у2=207 х-у=9 | ||
Вариант 16: | х+у=5 х·у=6 | ||
Вариант 17: | х+у=-4 х·у=-12 | ||
Вариант18: | х+у=1 х·у=-6 | ||
Вариант 19: | х2-у2=153 х+у=17 | ||
Вариант 20: | х2-у2=9 х-у=1 | ||
Вариант 21: | х-х·у+у=-7 х+х·у+у=1 | ||
Вариант 22: | х+у=2 х·у=-8 | ||
Вариант 23: | х-у=4 х·у=-3 | ||
Вариант 24: | х-у=-3 х·у=4 | ||
Вариант 25: | х-у=8 х·у=-7 | ||
Вариант 26: | х-у=2 х·у=8 | ||
Вариант 27: | х2-у2=153 х+у=17 | ||
Вариант 28: | х-у=0 х·у=1 | ||
Вариант 29: | х-у=1 х·у=6 | ||
Вариант 30: | х+у=5 х·у=6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование по математике в 6 классе « Здоровьесберегающие задачи математики. Роль математики в борьбе с курением»
Этот урок посвящен научному исследованию. Одной из самых актуальных проблем современности является увеличение курящих людей, особенно школьников. Какова роль математики в борьбе с курением....
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Программа курса "Математика 5, 6 класс" (к учебникам Математика 5, Математика 6, авт. Зубарева И. И., Мордкович А.Г.)
Программа по математике для преподавания предмета в 5 и 6 классах по учебникам Зубаревой И. И., Мордковича А. Г. содержит пояснительную записку, в которой отражены: учебно-методическое сопровождение п...
Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах
Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов Олимпиада по математике 7 класс
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для школьного этапа олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов....
Обобщающий урок по математике в 5 классе."Математика в мире животных и животные в математике"
Данный урок сопровождается показом презентации. Презентация используется в качестве иллюстрации к уроку математики в 5 классе при повторении курса математики.Цели: развитие вычислительных навыко...
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике "Математическое каые" 7 кл.
В интересной форме представлены задания для трех команд, например, для классов на параллели....