Презентация "Формирование функциональной грамотности по ФГОС и ФООП"
материал по математике
О направлениях совершенствования общего образования в России,
усилении внимания к формированию функциональной грамотности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_formirovanie_funktsionalnoy_gramotnosti.pptx | 833.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Изменения в мировой экономике XXI века , породившие необходимость приспособления к конкурентной экономической среде, обострили проблемы качества образования , поскольку «образовательный интеллект» населения рассматривается важнейшим стратегическим ресурсом государства. Одним из наиболее известных международных оценочных исследований, основанных на концепции функциональной грамотности, является Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся ( ProgramforlnternationalStudentAssessment - PISA), проводимой под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). PISA оценивает способности 15-летних подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях. Международные исследования (PISA) проводились с 2000 года по 2018 год и оказали в последние годы наибольшее влияние на дальнейшие изменения в развитии образования в мире, в том числе и в России .
Результаты мониторингового международного исследования PISA Результатами мониторингового международного исследования PISA являются: выраженные в количественных показателях уровень знаний и навыков школьников , влияющие на качество обучения факторы динамика результатов отдельных государств актуальные образовательные тенденции оценка готовности учащихся продолжить образование получение сопоставительных данных об успехах учащихся разных стран. У детей определяется один из шести уровней функциональной грамотности: первый – пороговый, шестой – самый высокий. Последний раз PISA проходило в 2018 году. И результаты российских школьников были средними. «У нас менее 10% на четвертом уровне, а пятого и шестого уровня нет. И 20% российских детей не достигают порогового», – рассказала на круглом столе Яндекса Галина Ковалёва, главный эксперт по функциональной грамотности в России.
Международные исследования (PISA) Не учитывать результаты PISA отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро . Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом. Исследования PISA в мире на сегодня рассматриваются как универсальный инструмент сравнительной оценки эффективности школьного образования. Данные , полученные в ходе исследования , служат основой для определения стратегий развития системы образования как с точки зрения содержания и методов обучения в целом, так и с точки зрения воздействия контекстных факторов (модель управления, язык обучения, социальный статус семьи и др.) на уровень развития функциональной грамотности школьников. Исследование PISA ( Program for International of Student Assessment ) направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
Стратегия развития образования в России Из указа Президента Российской Федерации : - Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить : достижение следующих целей и целевых показателей : обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Направления совершенствования общего образования в России 1. Усиление внимания к формированию функциональной грамотности . 2.Повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся. 3. Формирование метапредметных результатов. 4. Повышение интереса учащихся к изучению математики и естественнонаучных предметов. 5. Повышение эффективности работы с одарёнными и успешными учащимися. 6. Повышение эффективности инвестиций в образование. 7. Улучшение образовательной среды в школе.
Функциональная грамотность Функциональная грамотность - уровень грамотности человека, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении. (Термин введен в обиход в 1957 г. ЮНЕСКО). В документах понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в ФГОС среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413). ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности . Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.
Функциональная грамотность По определению Виноградовой Н.Ф. : « Функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности. Ребёнок должен обладать: -готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром…; -возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…; -способностью строить социальные отношения…; -совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»
Функциональная грамотность По другому определению : «Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия». Поэтому для школы возникает очень важная цель : подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. И одной из основных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к адаптации в современном мире .
ФГОС (с 1 сентября 2022 г.) ФООП (с 1 сентября 2023 г.) В ведение ФГОС направлено на : реализацию педагогических практик развивающего обучения; в недрение новой системы учебных заданий и учебных ситуаций, ориентированных на формирование функциональной грамотности; п овышение квалификации учителей. Учебно-методическими средствами обучения являются: т ехнологии развивающего обучения; э ффективные педагогические практики; у чебные задания и учебные ситуации. Ключевым учебно-методическим документом является ФООП , который определяет единые стандарты и содержание образования. Введение ФООП направлено на обеспечение единых школьных программ и создание равных возможностей для всех учащихся.
Новый взгляд на образование Навыки 21 века : Базовые навыки Компетенции Личностные качества Как учащиеся применяют базовые навыки для решения повседневных задач? Как учащиеся решают более сложные задачи? Как учащиеся справляются с изменениями окружающей среды? 1.Навыки чтения и письма. 2. Математическая грамотность. 3. Естественнонаучная грамотность. 4. ИКТ-грамотность. 5. Финансовая грамотность. 6.Культурная и гражданская грамотность. 7.Критическое мышление. Решение задач. 8.Креативность. 9. Умение общаться. 10. Умение работать в команде. 11. Любознательность. 12. Инициативность. 13. Настойчивость. 14. Способность адаптироваться. 15. Лидерские качества. 16. Социальная и культурная грамотность.
Основные направления функциональной грамотности: Математическая грамотность Читательская грамотность Естественнонаучная грамотность Финансовая грамотность Глобальные компетенции Креативное мышление
Отличительные черты функциональной грамотности Функциональная грамотность : 1) является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма; 2) направлена на решение бытовых проблем; 3) обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определённой ситуации; 4) связана с решением стандартных, стереотипных задач; 5) используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения.
Мониторинг формирования функциональной грамотности Федеральным организатором исследования «Оценка по модели PISA » в 2022 году является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (ФГБУ « Фиоко »). Цель исследования — определение того, обладают ли 15-летние обучающиеся, получающие основное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в современном обществе, то есть для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функциональная грамотность в основном проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения . Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Особенности заданий для оценки функциональной грамотности: Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний, например, по математике. В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная учащемуся. Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни. Ситуация требует осознанного выбора модели поведения. Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны. Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области (математики, физики и др.). Используются иллюстрации: рисунки, таблицы.
Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах . Умения, характеризующие математическую грамотность : Коммуникация Математическое моделирование Представление Рассуждения и аргументы Разработка стратегии решения проблем Использование символического, формального и технического языка и операций Использование математических инструментов.
Уровни математической грамотности Уровень ниже 1 : способен выполнить очень прямые и простые математические задания. Уровень 1 :может отвечать на вопросы в знакомых контекстах со всей необходимой информацией и ясно сформулированными вопросами. Уровень 2 : способен интерпретировать и распознать в контекстах ситуации с прямым выводом; извлекать нужную информацию из единственного источника и использовать её в единственной форме. Уровень 3 : способен выполнять чётко описанные процедуры с принятием решения на каждом шаге; выбирать и применять простые методы решения на основе здравой интерпретации. Уровень 4 :способен эффективно работать с чётко определёнными (детальными) моделями сложных конкретных ситуаций с определёнными ограничениями. Уровень 5 : способен создавать и работать с моделями сложных проблемных ситуаций, распознавать их ограничения и устанавливать допущения, выбирать, сравнивать и оценивать стратегии решения комплексных проблем. Уровень 6 :способен осмыслить, обобщить и использовать информацию, полученную на основе исследования и моделирования сложных проблемных ситуаций.
Задание низкого уровня трудности 1. Скорость гоночной машины на трассе длинной 3 км (при прохождении второго круга). Определить по графику движения, в каком месте трассы скорость машины была наименьше при похождении круга? Задание среднего уровня трудности 2. На рисунке изображены схемы посадки яблонь (х) и хвойных деревьев (0) для нескольких значений n , где n – количество рядов высаженных яблонь. Эту последовательность можно продолжить для любого числа n . Вопрос 1: ЯБЛОНИ Заполните таблицу: при n =1 n =2 n =3 n =4 ….. х х х х х х х х х 0 х х 0 0 х х х х х х х 0 0 х х х х х х n К5оличество яблонь Количество хвойных деревьев 1 1 8 2 4 3 4 5
Задание высокого уровня сложности. Площадь континента. Вопрос 4: Пользуясь масштабом данной карты, определите, чему примерно равна площадь Антарктиды. Объясните, каким способом вы получили свою оценку площади континента, и приведите свои вычисления. (*Для получения ответа можно использовать данную карту, например, проводить на ней нужные вам линии и построения).
Российская электронная школа . ЦОК. В РЭШ разработано около 20 000 уникальных заданий по всем направлениям функциональной грамотности.. Яндекс.Учебник Учи.ру….
Платформа «Цифровой образовательный контент ». «Издательство «Просвещение» В 2022 году АО «Издательство «Просвещение» выпустило полезные материалы по направлениям функциональной грамотности : «Сборник эталонных заданий» по математической грамотности «Учимся для жизни» (под редакцией Г.С. Ковалёвой), «Математика на каждый день» для 6-8 классов и «В поисках финансового равновесия» Тренажёр, 6-8 классы (под редакцией Т.Ф. Сергеевой). А также сервис «Банк с заданиями по функциональной грамотности для учеников 3-8 классов» от авторов, занимающихся программой оценки функциональной грамотности, осваивая который учащийся полностью осваивает навык и закрепляет его с помощью полнофункционального тренажёра заданий в формате PISA . https ://shop.prosv.ru / https:// media.prosv.ru/func/lk
Банк заданий по функциональной грамотности : Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/ Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/ Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/ Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/ Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/ Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction . Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa . Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf. Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение» Функциональная грамотность 5,7 класс. Опыт системы образования г. Санкт-Петербурга. КИМ, спецификация, кодификаторы: https://monitoring.spbcokoit.ru/procedure/1043/ .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».
ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...
Читательская грамотность как важнейший компонент функциональной грамотности обучающихся в контексте обновленных ФГОС.
В статье рассматривается вопрос взаимосвязи обновленных ФГОС ООО и такого компонента функциоанльной грамотности обучающихся, как читательская грамотность....
Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб
Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...
Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.
Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...
О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы
С 31 октября по 11 ноября учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы «Формирование ...
Исследовательская деятельность «Внедрение функциональной грамотности в образовательный процесс при реализации обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО» посредством педагогического совета
при реализации обновленного ФГОС НОО 2021 года, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ 31.05.2021 года № 286, в котором прописаны требования к условиям реализации и требования к резул...
Презентация и доклад "Функциональная грамотность – новый термин ФГОС*3 ООО и ФГОС*5 СПО"
Курский государственный медицинский университет, медико-фармацевтический колледж провел Межрегиональные педагогические чтения «Инновационные идеи и методические решения в профессиональном образо...