Выступление на педагогическом совете по теме "Воспитательные возможности математики"
статья по математике
Выступление на педагогическом совете по теме "Воспитательные возможности математики"
Текст выступления и презентация к нему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnye_vozmozhnosti_uroka_matematiki.docx | 21.19 КБ |
vospitanie_matematikoy_1.pptx | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Пирогова Татьяна Николаевна МАОУ СОШ № 10 г. Таганрог
Воспитательные возможности урока математики
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.
С древних времен математика рассматривалась как высшая мудрость, имеющая большие воспитательные возможности.
Вспомним слова Михаила Васильевича Ломоносова. А древнегреческий ученый Платон считал математику необходимой для большинства людей. Он указывал на «... огромные развивающие возможности математики; ... она пробуждает ум, придает ему гибкость, живость и памятливость...»
На уроке математики воспитание осуществляется посредством четырех факторов:
- через содержание образования;
- через методы и формы обучения;
- через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;
- через личность самого учителя.
Прекрасным материалом для развития чувства патриотизма являются сведения из истории развития математики и математического образования в России. Например, задача, с картины Николая Петровича Богданова-Бельского «Устный счет».
Художник изобразил на этой картине учеников и учителя сельской школы 19 века (причем ученики – мальчики, ведь в то время девочек в школу не принимали). Обратите внимание, как сосредоточенно думает мальчик, изображенный на переднем плане картины. Видно нелегкую задачу дал им учитель. Не сможем ли решить её и мы? Попробуем.
На картине изображен Сергей Александрович Рачинский: получив великолепное образование, оставляет должность профессора Московского Университета, открывает школу для крестьянских детей в селе, и становится в ней учителем. Он поднимает школу на необычайный уровень. В школу набираются обычные сельские дети, а выпускники поступают в городские институты и становятся известными людьми. Сам художник Н.П. Богданов-Бельский был учеником С.А. Рачинского.
Исторический материал, действуя на сознание, на чувства и помыслы школьников, формирует их нравственные идеалы. Поэтому исторический материал на уроках математики обладает огромным потенциалом для патриотического и интернационального воспитания личности школьников.
Расцветить историей можно почти каждый раздел курса математики
Скажите, кто назвал эту науку математикой? Пифагор. Пифагор впервые объяснил подчинённость явлений Вселенной определённым числовым соотношениям. Всем известна теорема Пифагора. Два с половиной тысячелетия прошло с момента его смерти, а заповеди Пифагора для его школы живут и поражают людей своей мудростью и современностью.
Статую красит вид, а человека – деяние его.
Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит.
Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне
Огорчающий ближнего едва ли сам избежит огорчения.
Знакомство с задачей немецкого Гаусса, которую он решил в детстве. Ученики должны уяснить, что подсчет суммы последовательных чисел можно провести через группировку чисел в пары, применяя свойства сложения и нахождение закономерности.
Л.Н. Толстой о человеке как о дроби. «Человек есть дробь. Числитель это – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить числитель – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить знаменатель – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству»
Урок математики обладает возможностями развития нравственных, трудовых, эстетических, экологических и других качеств личности школьника.
Урок математики направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого качества гражданского долга.
Содержание многих текстовых задач, включенных в учебники математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся. В процессе решения можно провести краткую целенаправленную беседу.
Задача. Рабочий делает за смену 8 деталей, а его ученик в 2 раза меньше. Сколько деталей сделают они вдвоем за смену?
— Как вы думаете, почему ученик работает медленнее, чем рабочий?
Да, в каждом деле необходимо умение.
А чтобы его приобрести, нужно немало потратить труда и времени. Чем больше ученик проявляет усердия, тем быстрее станет настоящим мастером.
Задача. В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 50 г?
Погублена целая буханка! А сколько их за неделю выбросил класс?
А ведь в школе не один класс и школа не одна в районе! Сколько же хлеба мы выбрасываем. Это неуважение к труду многих людей, к хлебу, потому что хлеб в жизни человека всему голова, как вы понимаете эту народную мудрость?
Работа в группе по составлению задачи по рисункам, схемам, кратким. Такая работа способствует развитию творческого воображения детей, расширению их кругозора, укреплению связи обучения с жизнью и умению работать в группе.
Использование занимательности –наряду с привитием школьникам интереса к предмету способствуют накоплению учебных знаний, умений, навыков, воздействуют на мыслительную деятельность учащихся. Учит критическому мышлению. Учит не торопиться с выводами. Нельзя опираться только на чертеж, надо все свои высказывания подтверждать свойствами, аксиомами, теоремами, измерениями и вычислениями.
Творчество на математике. Сказка “Жили - были два треугольника. Однажды они решили сшить себе новые костюмы. Пошли в ателье, где с них сняли мерки. Оказалось, что у них соответствующие стороны попарно равны. Они встали рядом: и углы, между сторонами у них также оказались равными. Портной сделал вывод: эти треугольники равны. Теперь, играя в прятки, они встают друг за другом, и совпадают”.
По содержанию такой сказки становится понятно, что ребенок усвоил понятия соответствующих сторон и угла между сторонами, определение равных треугольников, признак равенства треугольников и научился данные понятия и признак применять творчески.
Решение задач различными способами – первый шаг к эстетическому восприятию математики. При этом никто из учеников не остаётся равнодушным, дети начинают видеть, что и здесь нужны выдумка, фантазия, творчество.
Школьники учатся самостоятельно находить более простые, а значит, более красивые решения задач, начинают видеть красоту этой науки.
Эстетическому воспитанию на уроках математики способствует использование музыки, поэзии, живописи, пословиц, поговорок, афоризмов.
Итак, математика воспитывает все необходимые для человека 21 века умения и качества.
Основные воспитательные функции предмета математики следующие:
- культуру логического мышления, строгость и стройность в умозаключениях;
- умение анализировать каждый шаг своего решения;
- умение аргументировать и доказывать свое мнение;
- расширить кругозор учащихся, поднять их общий культурный уровень.
Занимаясь математикой, каждый ученик воспитывает в себе такие личностные черты характера,
Справедливость
Честность
Объективность
Внимание
Трудолюбие
Настойчивость
Упорство
Умение соглашаться с мнениями других
Доводить дело до конца
Математика в школе представляет собой учебную дисциплину, при изучении которой учащийся может ощутить радость маленького открытия, неожиданного решения задачи. Возникающие при этом чувства радости и удовлетворения от творческого труда оказывают сильное воспитательное воздействие, т. к. формируют у человека потребность в творческом труде.
Урок математики - 40 минут поиска и надежд, взлетов и падений, верных ответов и ошибок, шаг в будущее, которое может быть ясным и отчетливым или далеким и туманным. Самое главное, чтобы все шагали: учитель, ученики, все - вместе, дружно. И тогда не придется искать причину и повод для разочарования, грусти. Захочется жить, учиться и учить, любить и верить, что жизнь прекрасна!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : целостное развитие личности школьника Обучение Воспитание
«... огромны развивающие возможности математики; ... она пробуждает ум, придает ему гибкость, живость и памятливость...» Платон «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» М. В. Ломоносов
На уроке математики воспитание осуществляется посредством четырех факторов: - через содержание образования; - через методы и формы обучения; через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций ; - через личность самого учителя.
Николай Петрович Богданов-Бельский «Устный счет». Сергей Александрович Рачинский
Статую красит вид, а человека – деяние его. Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит. Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Огорчающий ближнего едва ли сам избежит огорчения. Пифагор
Задача Гаусса
Урок математики обладает возможностями развития нравственных, трудовых, эстетических, экологических и других качеств личности школьника. Урок математики направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого качества гражданского долга .
Задача. Рабочий делает за смену 8 деталей, а его ученик в 2 раза меньше. Сколько деталей сделают они вдвоем за смену?
Задача. В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 50 г?
S =320м 2 12м 10м группа 1 Составить профориентационную задачу
100л. в час группа 2 Составить экологическую задачу
группа 3 Составить экономическую задачу
Не верь глазам своим Критическое мышление
Развитие творчества на математике Кроссворды Ребусы Сказки Стихи Загадки Рисунки
Золотое сечение Правильные многогранники Симметрия в живописи в архитектуре в природе Решение задач различными способами – первый шаг к эстетическому восприятию математики .
Основные воспитательные функции предмета математики следующие : уроки математики должны воспитывать - культуру логического мышления, строгость и стройность в умозаключениях; - умение анализировать каждый шаг своего решения; - умение аргументировать и доказывать свое мнение; - расширить кругозор учащихся, поднять их общий культурный уровень.
Занимаясь математикой, каждый ученик воспитывает в себе такие личностные черты характера, как: Справедливость Честность Объективность Внимание Трудолюбие Настойчивость Упорство Умение соглашаться с мнениями других Доводить дело до конца
Радость маленького открытия. Урок математики - 40 минут поиска и надежд, взлетов и падений, верных ответов и ошибок, шаг в будущее. Все - вместе, дружно. Жить, учиться и учить, любить и верить, что жизнь прекрасна! Потребность в творческом труде.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете "Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках математики"
В данной разработке представлена статья о формировании общих и профессиональных компетенций на уроках математики, сопровождающаяся примерами из личного опыта....
Выступление на педагогическом совете школы "Активизация самостоятельной и познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии"
Выступление на семенаре...
Метод проектов на уроках математики (выступление на педагогическом совете)
Включение проектной технологии в систему деятельности образовательного учреждения является показателем его высокого уровня. В выступлении представлен опыт работы м/о учителей математики ...
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.Выступление на педагогическом совете
Рассмотрены пути информатизации математики и ожидаемые результаты...
Выступление на педагогическом совете Внеурочная работа по ознакомлению с окружающей природой в старших классах обучающихся с ограниченными возможностями здоров
Выступление на педагогическом совете Внеурочная работа по ознакомлению с окружающей природой в старших классах обучающихся с ограниченными возможностями здоров...
Выступление на педагогическом совете 29.03.2022 года Информационно–коммуникационная технология в воспитательной системе классного руководителя с учащимися с ограниченными возможностями здоровья
В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как нельзя...
Выступление на педагогическом совете «Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения познавательного интереса обучающихся»
Сегодня мир с большой скоростью идет по пути научно-технического прогресса, и уже никого не удивишь наличием компьютера – самого мощного и эффективного всех су...