ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕХНОЛОГИИ «ПОГРУЖЕНИЯ»
статья по математике
Реалии сегодняшнего дня таковы, что ученику при обучении необходимо не только задумываться и постигать, но самостоятельно применять знания на практике. Без этого все образовательные усилия учителя оборачиваются безразличием и инертностью ученика. Любая педагогическая технология уникальна, воспроизводима и тиражируема. Ее основная функция – репродукция апробированного опыта для достижения адекватных результатов. Именно это качество делает технологию востребованной в современных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_printsipy_tehnologii_pogruzheniya.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕХНОЛОГИИ «ПОГРУЖЕНИЯ»
Жанна Александровна Степанян
учитель математики МОУ «Советская средняя общеобразовательная школа № 2» Республика Марий Эл
Аннотация. Реалии сегодняшнего дня таковы, что ученику при обучении необходимо не только задумываться и постигать, но самостоятельно применять знания на практике. Без этого все образовательные усилия учителя оборачиваются безразличием и инертностью ученика. Любая педагогическая технология уникальна, воспроизводима и тиражируема. Ее основная функция – репродукция апробированного опыта для достижения адекватных результатов. Именно это качество делает технологию востребованной в современных условиях.
Ученый, методист и педагог М.П. Щетинин в своей книге «Объять необъятное» впервые описал инновационную технологию «погружения». Уроки–погружения предлагают такие методы и приемы, которые позволяют ученикам освоить больший пласт информации и получить больше знаний по предмету, не увеличивая при этом сроки, отведенные на изучение той или иной темы.
Ключевые слова: урок–погружение; технологии; активные формы обучения; концентрированное обучение.
Урок–погружение — это урок активный, предполагающий концентрированное внимание и активацию резервов каждого ребенка. Его главная особенность в том, что он строится на внушении, а не на убеждении. Основные принципы, задействованные в такой модели: удовольствие, релакс, единство сознания и подсознания, двухстороння связь.
В методике принято выделять следующие компоненты, которые являются обязательными для уроков–погружений:
- Активные формы обучения. Чаще всего во время урока–погружения используются групповые формы работы, приемы взаимообучения, игровые приемы.
- Подача информации крупным блоком. Это относится, прежде всего, к выбору дидактического материала. Для урока-погружения эти материалы должны носить не детализированный характер, а обобщенный, т.е. способствующий комплексному восприятию — как говорится, и умом, и сердцем.
- Артистические средства (паузы, игры, танцы, музыка, песни, картины и пр.) — важнейший элемент урока–погружения. Это такие средства, которые создают эмоционально–чувственную обстановку на уроке.
- Контроль знаний проводится в зачетной форме. Хотя допускаются и задания творческого толка.
Модели погружения предлагаются разными методистами. Но все они строятся на базе теории, предложенной М.П. Щетининым:
- Погружение в образ, или погружение в тему предполагает объединение нескольких уроков одной темой;
- Межпредметное погружение позволяет построить урок по одному предмету через призму материала другого предмета;
- Метапредметное погружение — это уже более практическое направление, когда урок строится на погружении в реальную среду. То есть, для восприятия новых терминов и понятий используются вполне жизненные ситуации;
- Эвристическое погружение предполагает «не пройти программу, а организовать такую деятельность ребят, которая бы им была близка по духу и в которой они нe только бы изучили что–то новое, но и реализовали свой опыт и знания, получили и осознали свой личный результат;
- Погружение в сравнение. направлено на то, чтобы было понимание сущности объектов через сравнение, осмысленное, а не интуитивное сравнение;
- Погружение в культуру. позволяет приблизить к себе далекие эпохи, оказаться в атмосфере иной культуры.
Алгоритм подготовки урока-погружения
- Составление учителем понятийного словаря.
- Оформление кабинета (если используется погружение в культуру или в образ).
- Подготовка дидактического и артистического материала обобщенного вида, предполагающего задействование эмоционального, чувственного восприятия.
- Разработка творческих и игровых заданий разного толка.
- Выбор формы урока. Наиболее удобны для урока–погружения формы путешествий, прогулок, интеллектуальных соревнований.
Благодаря применению данной технологии, может быть связана воедино вся система компонентов учебно-воспитательной деятельности и мотивированы ученики на познание и обучение.
Литература
- Остапенко А.А, Концентрированное обучение: модели образовательной технологии. Краснодар, 1998 г.
- https://studwood.net/1062901/pedagogika
- https://spravochnick.ru/pedagogika/tehnologiya_pogruzheniya/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном семинаре старших вожатых. Тема: Основные принципы здоровьесберегающих технологий в детском общественном объединении «Новый остров».
Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Все чаще вспоминаются слова классика о том, что «здоровье – это не все, но без здоровья все – н...
Урок с применением проектной технологии. 10 кл."Основные принципы русской орфографии"
Урок с применением КСО. Класс разбит на две группы. Каждая из них должнв выполнить определенную творческую работу. К уроку заранее была создана презентация, которую надо было преобразовать. Конечный и...
Доклад на тему: «Основные принципы системно-деятельностного подхода. Интерактивные технологии обучения.»
Системно-деятельностный подход - универсальный инструмент познавательной деятельности. Актуальность реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе состоит в том, что он способс...
Публикация по теме "Технология блочно-модульного обучения иностранным языкам: основные принципы и преимущества"
В данной публикации представлена и подробно описана технология блочно-модульного обучения иностранным языкам, основные принципы и преимущества...
Основные принципы и инструменты реализации требований ФГОС ООО к результатам предметной области «Технология»
Журнал «Школа и производство» №7, №8 за 2015г.Бармина Вера Яковлевнаст. преподаватель кафедры теории и методики обучениятехнологии и экономике ГБОУ ДПО НИРО,Плетенева Оксана Валерьевна, до...
Обобщение опыта по теме: «Современные образовательные технологии как реализация основных принципов системно-деятельностного подхода»
Поиск оптимальных и эффективных форм и методов организации деятельности учащихся, обеспечивающих творческое развитие личности, как на уроках истории и обществознания, так и во внеурочной деятельности....
Основные принципы технологии критического мышления.
Цель использования технологии критического мышления на уроках английского языка заключается в развитии аналитических и критических навыков учащихся, а также в повышении их мотивации к обучению. Технол...