Обобщение опыта по теме: «Современные образовательные технологии как реализация основных принципов системно-деятельностного подхода»
методическая разработка

Ивкова Любовь Петровна

Поиск оптимальных и эффективных форм и методов организации деятельности учащихся, обеспечивающих творческое развитие личности, как на уроках истории и обществознания, так и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx52.77 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта по теме:

«Современные образовательные технологии

как реализация

основных принципов   

системно-деятельностного подхода»

Содержание:

Глава1. Методическое обоснование темы ………………………     стр. 2-4

Глава 2. Описание системы работы. …………………………………… стр. 4-9

Глава3. Выводы……………………………………………………… стр. 9

                                                           

Список литературы…………………………………………………   .стр. 10

 

           

Глава1. Методическое обоснование темы.

 «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».      А. Дистервег.

Обоснование необходимости работы над данной темой. Немецкий педагог   Адольф Дистервег не относится к плеяде известных педагогов. Но  его педагогические идеи, высказанные в  первой половине XIX века,  созвучны задачам,  которые стоят перед образованием сегодня.  «Воспитывать — значит побуждать».  А.Дистервег  подчёркивал,  что развитие умственных способностей детей  должно носить практический характер.  Эти идеи сегодня получают новое звучание.
Национальная образовательная  инициатива "Наша новая школа" ставит перед педагогическим сообществом цель "создания такой школы, которая способна раскрыть личность ребенка, воспитать в детях интерес к образованию, учебе, способна быть современной, адекватной". В основе образовательного стандарта лежит системно - деятельностный подход.  Системно-деятельностный подход – это совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, не только развивать  учеников как творческих личностей, но и  готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.  Но, к сожалению,  несмотря на внедрение инноваций,  методы и формы обучения в школе и сейчас часто   носят авторитарный характер и исходят от проблем педагога, а не ребёнка. Они не рассматривают проблемы обучения и воспитания как творческой самостоятельной деятельности ребёнка. Именно в таких условиях возникает необходимость найти такие формы и приёмы, которые бы способствовали развитию творческих и практических способностей учащихся.

Цели и задачи.

Проблема развития творческой личности учащихся через системно-деятельностный подход связана с осмыслением следующих противоречий:

-  между традиционной неэффективной методикой  и активными формами и приёмами работы, стимулирующими познавательный интерес школьников;

- между ролью учителя - информатора (на традиционном уроке и во внеурочной деятельности) и учителем координатором (при интерактивном обучении);

- между наличием у учащихся запасов знаний, умений и навыков и неумением их применять на практике;

Исходя из противоречий, можно определить цели и задачи работы.

Цель: Поиск оптимальных и эффективных форм и методов организации деятельности учащихся, обеспечивающих творческое развитие личности, как на уроках истории и обществознания, так и во внеурочной деятельности.

Задачи:

1. Систематизировать приемы и методы применения различных технологий, способствующих повышению качества знаний учащихся.

2. Способствовать формированию творческой личности, которая может успешно ориентироваться в общественной жизни, решая нестандартные задач.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 году. Системно-деятельностный подход является попыткой объединения двух подходов: системного (который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки Б.Г.Ананьева, Б.Ф.Ломова и др.) и деятельностного (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и другие исследователи). Что означает «деятельность»? Деятельность - это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат. Говоря об образовании как ведущей социальной деятельности общества, предполагается нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности. Этот результат в истории нашей науки выступал в разных понятиях. Н.А.Бернштейн называл этот результат «образ потребного будущего». Другой ученый, П.К.Анохин, говорил о «системообразующем результате». А.Н.Леонов говорил «о результате как мотиве и ценности деятельности». Таким образом, с самого начала в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы. Второе понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Третий момент: деятельность как система всегда имела генетически развивающий план анализа. То есть, каждый раз надо выделять психолого – возрастные индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности.

Чему должен научиться ребенок? Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, которые формируют фундаментальное ядро образования.

 Системно-деятельностный подход в рамках ФГОС предполагает:

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,  познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

- учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

Содержание педагогической деятельности представлено  отбором основных принципов реализации системно-деятельностного подхода:

- деятельностный подход в обучении;

- задачный принцип построения предметного содержания на основе формирования УУД;

- организация детского самостоятельного и инициативного поискового действия в образовательном процессе;

- ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности.

Реализуя принцип деятельностного подхода в обучении: формирование умения учиться, развивать умения ставить цели, организовать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий, я применяю различные формы, методы и технологии.  

На сегодняшний день существует огромное количество технологий применяемых в педагогической практике.

Например, педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили), педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технология С. Н. Лысенковой). Также, к наиболее современным технологиям можно отнести,  педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала, технологии развивающего обучения (система развивающего обучения Л. В. Занкова), развивающее обучение Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, технология саморазвивающего обучения Г. К Селевко) и другие.

Для меня наибольший интерес представляют педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся,  основанных на принципах развивающего обучения.    Система развивающего обучения поощряет коллективное мышление, диалог, дискуссию, деловое общение детей, проблемное изложение знаний, когда учитель идёт на урок не с готовыми знаниями, а с проблемными вопросами, ставит учебные задачи. На таких уроках учитель превращается из лектора в руководителя, консультанта и контролёра процесса получения новых знаний учащимися. Задача учителя — вызвать ученика на сотворчество, организовать его, создать условия для его развития.    

Изучив опыт применения  разных педагогических технологий, я в своей практике остановилась на применении некоторых из них.

Глава 2. Описание системы работы. 

Технология проблемного обучения.

Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Как создать такую ситуацию? Я использую следующие приемы:

1. Можно использовать факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью.

Например:  Во время правления М.С. Горбачева (1985-1991 гг.) имели место крупнейшие события, которые, похоже, не предвиделись им: он вроде бы не добивался разгона КПСС, а она перестала существовать, он не хотел разрыва со странами Европы, а разрыв произошел, и он уже никак не замышлял стремительное отречение от президентства, а оно стало фактом и т.д.  Почему? Что это – какой-то злой рок?

2. Можно создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями.

Например: Почему долгие годы советское руководство отрицало факт существования секретного дополнительного протокола?

3. Можно создать ситуацию несоответствия, когда жизненный опыт учащихся противоречит научным данным, предъявленным в условии задачи.

Например: По словам писателя и публициста Р.Медведева, «Брежнев был явно малообразованным человеком…его интеллект можно было назвать посредственным». Если это так, то почему ему удалось удержаться у власти около 18 лет, в то время как, по мнению многих историков, более способные Маленков и Хрущев были лишены своих постов?

4. Ситуацию неопределенности можно создать, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность и интуицию учащихся.

Например: В истории известен факт, что отец Владимира Мономаха знал пять иностранных языков. Как звали отца Владимира Мономаха и какие это могли быть языки?

Определенный потенциал для создания проблемных ситуаций содержится в обозначении темы уроков:

  1. Иван IV – тиран или реформатор?
  2. Петр I – антихрист или православный русский царь? и др.

Таким образом, на конкретных примерах рассмотрены типы проблемных ситуаций, без которых проблемное обучение невозможно. Однако проблемное обучение не ограничивается созданием проблемной ситуации, Использовать элементы данной технологии можно на всех формах  и этапах уроков. Формами решения проблемных ситуаций могут быть: проблемные задачи и задания, проблемная лекция, задачи исследовательского характера, дискуссии, работа с историческими документами. При составлении различных заданий проблемного характера я использую «Дидактические материалы. 300 задач по истории России», автор А.Т.Степанищев.

Результативность: создавая проблемную ситуацию, я направляю учащихся на ее решение, организую поиск решения. Таким образом, ученик ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Игра  как интерактивный метод обучения.  Технология ТРИЗ.

Проводя игровые уроки или используя игровые элементы на уроках истории  еще в советское время,  большинство учителей, и я в том числе, даже не подозревали что это новая технология. Данную форму урока относили к нетрадиционным, и они широко использовались в практике. За время работы в школе мной были проведены различные уроки в игровой форме. Собран достаточно большой материал по данной технологии.

Часто применяя игровые моменты на уроках, особенно в среднем звене, я заинтересовалась новой технологией – технологией решения изобретательских задач.

Основная цель использования ТРИЗ на уроках - дать школьникам возможность увидеть в изучаемых предметах инструменты творчества - доступные, сильные, изящные; выработать представление о том, как может быть использована получаемая на уроках информация.
Создавалась теория в середине XX века, основы её заложил инженер и писатель Генрих Альтшуллер.

 Знакомство с этой методикой не оставит равнодушным ни одного “ищущего” учителя. Применение ее на уроке развивает мыслительные и творческие способности учащихся. В ТРИЗ-педагогике рассматриваются различные подходы к каждому этапу урока. Становится понятно, что ТРИЗ – это не только возможность изобрести или решить задачу на уроке (что для такого предмета как история может привести к затруднению). ТРИЗ-педагогика показывает, что любое учебное задание может быть превращено в игру. На своих уроках я часто использую приемы данной технологии на различных этапах урока:

1. Проверка домашнего задания:

-  «идеальный опрос». Ученики  сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Учитель задает вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Ученики поднимают руки.) На «4»? На «3»?

- интеллектуальная разминка, игра «да-нет-ка», игра в случайность, «хронолеты».

2. Объяснение нового материала:

- «привлекательная цель»,  прием «удивляй». «лови ошибку».

3.  Закрепление материала, объяснение домашнего задания:

- «пресс-конференция» (конкурс на самый интересный и оригинальный вопрос к материалу), «свои примеры», обсуждаем домашнее задание.

Результативность: В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, использование игровых технологий на уроках истории отражает отношение между людьми, формирует у детей правила общественного поведения, повышает интерес к историческому прошлому, активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает эффективность урока и качество знаний.

Технология КСО.

На своих уроках, на протяжении многих лет, я часто использовала групповую и парную формы работы,  и поэтому сегодня, стараюсь применить элементы технологии КСО.

Идея обучать группу учащихся, опираясь на разный возраст детей в парах сменного состава принадлежит учителю А.Г.Ривину, который ещё в 1918 году претворил свои идеи в жизнь. А его ученик В.К.Дьяченко переосмыслил и развил эту идею.

Я же использую КСО (коллективную систему обучения) в рамках одной возрастной категории, то есть в рамках одного класса.  Что же такое КСО?

КСО осуществляет учебный процесс через четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную.  Главная педагогическая идея данного опыта заключается в том, чтобы научить детей общению друг с другом в процессе обучения, умению слушать и слышать друг друга, воспринимать и уважать точку зрения своего собеседника. Умению грамотно и доступно излагать, объяснять любой материал по программе,  умению постоянно оценивать результаты своего труда, сравнивая с работой других учащихся, работающих в паре.

Такие же задачи прописаны в ФГОС  при формировании коммуникативных УУД.

Как организовать коллективную работу?

1. Начинать надо с самого простого – работы в паре постоянного состава. Дети должны научиться договариваться о совместной работе, уступать друг другу, научиться слушать собеседника. Перед работой очень важно сформулировать основные правила работы в паре.

2. Принцип работы в парах сменного состава осуществляется по тому же принципу, но после окончания работы в паре – она распадается, образуя новые пары с другими учениками.

3. Работа в малых группах – следующий этап коллективной работы. Группы могут состоять из разного количества учащихся, но начинать с четвёрок. Работу можно проводить в рамках одной группы, когда ученики сначала работают со своим заданием, а потом ведут обсуждение, делают вывод или проверяют себя всей группой. Можно каждой группе дать отдельный блок темы. И, тогда после совместного разбора заданий в своей группе ученики образуют новые группы  для передачи информации и обучения других детей. На таком уроке задача ученика: изучить весь материал. Такой вид работы я применяю довольно часто, если надо изучить большой объем материала за короткий срок. Например, такая ситуация складывается при изучении материала по Новой истории в 7 и 8 классах, на который выделено меньше часов, чем на изучение истории Отечества.

Также часто использую прием «Взаимные диктанты».

Для взаимных диктантов в парах сменного состава предварительно заготавливаю карточки с различными заданиями. Каждый ученик получает такую карточку (задание одного типа). Таким образом, идет взаимопроверка знаний учащихся в паре.

Что дает эта форма работы? При работе с диктантами мои ученики учатся объективно, тактично оценивать своих одноклассников. При оценке работы товарищем, а не учителем, ребенок не испытывает страха, дискомфорта. Из урока в урок он становится более уверенным. Таким образом, приемы КСО могут быть использованы при изучении любой темы, на различных этапах урока.

Результативность: Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение. Каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда. Но следует учитывать, что при использовании КСО на уроках неизбежно возникает шум, и что следует научить детей регулировать громкость своего голоса так, чтобы партнёр хорошо слышал, а другим голос не мешал. Учитель при использовании данной технологии не является сторонним наблюдателем. Он должен научиться слушать и слышать сразу несколько пар, направлять работу отдельных учащихся и управлять работой в целом.

Технология критического мышления.

Скажи мне и я забуду.

 Покажи мне и я запомню .

Дай мне действовать самому, и я научусь (китайская мудрость).

Эти слова как нельзя лучше характеризуют суть технологии критического мышления, которую разработали американские педагоги. В нашей стране технология стала известна с 1997 года. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Меня, как учителя, в ней привлекает целый ряд факторов. Технология помогает вырабатывать умение работать с увеличивающимся потоком информации, умение выражать свои мысли, умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, умение решать проблемы, способность самостоятельно заниматься своим обучением, умение сотрудничать и работать в группе, способность выстраивать взаимоотношения с другими людьми.

Основа технологии трехфазовая структура урока: Стадия вызова, Стадия осмысления (реализация), Стадия рефлексии.

В  технологии развития критического мышления существует ряд приемов и методов. Я опишу те методы и приемы, которые я применяю в своей практике.

- Прием «Синквейн».

         Синквейн – стихотворная форма, которая позволяет выразить свои чувства, мысли, эмоции. Это французское слово, обозначающее «5строк». Для его написания существуют следующий алгоритм:

- первая строка- слово (существительное, местоимение),  обозначающее объект или предмет, о котором пойдет речь;

- во второй строке – два слова (прилагательные, причастия) для описания признаков и свойств выбранного объекта;

-  третья строка – три глагола, описывающие характерные действия объекта;

- четвертая строка- фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому объекту.

- в пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть объекта.

       Синквейн позволяет создать в классе творческую атмосферу, проверить, как ученики запомнили важнейшие понятия темы, особенности обществоведческих и исторических объектов и явлений. Синквейн  можно писать индивидуально, в парах, группах.

- Стратегия ЗХУ.

Эта стратегия используется как для чтения, так и для прослушивания материала по теме. Ее форма отображает три фазы, по которым  строится образовательный  процесс:

         вызов, осмысление, рефлексия. Часто стратегия  «ЗХУ» применяется с использованием    

одноименной таблицы:

   «З»  Знаем

1.

2.

3.

    «Х» Хотим узнать

1.

2.

3.

            «У» Узнали

1.

2.

3.

(Осталось узнать)

- Использование таблиц при организации самостоятельной работы с текстом.

Работа с таблицами широко используется в средней школе. Они используются  для                         систематизации информации, характеристики существенных признаков изучаемых явлений, событий, объектов. Авторами технологии развития критического мышления предлагается вариант таблицы, нацеленный не только на выявление характеристик изучаемых явлений и объектов, но и на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом.

- Таблица ПМИ (Плюс – Минус -  Интересно)

«П+» - позитивный характер

«М-» - негативный характер

«И» - интересно

 

 В  графу «П» заносится информация, которая носит позитивный характер, «М» - негативный характер, наиболее интересные факты заносятся в графу «И». Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления. В ходе чтения текст заполняются соответствующие  графы.

Сюжетная таблица

 Таблица состоит из пяти вопросов, она поможет при работе с историческими текстами, документами (описание события). Читая текст, ученик делает пометки по пяти вопросам, создавая скелет текста. Таким образом, развивается сюжетное мышление учеников.

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

- Прием «Представление информации в кластерах»

Кластеры  или «грозди» - графический способ организации учебного материала. Кластеры – рисуночная форма, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируется информация, как-то с ним связанная. В центре – тема; вокруг нее - крупные смысловые единицы, соединяем  их прямой линией с темой, у каждой смысловой единицы – свои черты, особенности.  

- Мозговой штурм
Этот вид работы используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо их оценки или обсуждения. Идеи фиксируются учителем на доске, а «мозговой штурм» продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится время, отведенное для задания.

Результативность: Применение приемов и стратегий технологий способствует                                формированию одной из ключевых компетенций современности – компетенции критического мышления, что особенно  важно в условиях формирующегося информационного общества. Большинство учащихся без особого труда могут  выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск  необходимых сведений, используя  различные источники информации.

Наблюдения показывают, что школьники испытывают гораздо меньше затруднений при решении творческих заданий,  более аргументировано защищают свою точку зрения, умеют представлять  результаты своей работы.

Проектная технология.

 Данную технологию я применяю довольно часто как в учебной, так и во внеклассной работе.

Проектная деятельность обучающихся среди современных педагогических технологий  является наиболее адекватной поставленным целям образования – формированию  ключевых компетенций. Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий, в основу которой положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Существует несколько подходов к
классификации проектов. По доминирующей деятельности учащихся их можно разделить на следующие типы:

1) исследовательские проекты (подчинены логике исследования и имеют структуру научного исследования);  2) творческие проекты (нацелены на результат в жанрах художественного творчества);  3) приключенческие проекты (игровые, которые имитируют социальные или деловые отношения); 4) информационные проекты (направлены на изучение какого-либо явления, его свойств, функций, анализ и обобщение информации);  5) практико-ориентированные проекты (предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта: закона, письма к администрации города, района, словаря, анкеты для социологического опроса и т.д.).
В соответствии с принадлежностью к предметно-содержательной области выделяют моно - и межпредметные проекты. По характеру контактов проекты подразделяются на внутришкольные, локальные, региональные, национальные и международные. По количеству участников можно выделить индивидуальные, парные и групповые. По продолжительности проведения проекты подразделяются на краткосрочные (несколько уроков), средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
В своей работе я применяю различные типы проектной деятельности.

 Особый интерес для меня представляют исследовательские проекты как наиболее перспективные в преподавании истории в старших классах.  Такими проектами стали проекты «Земля, где посчастливилось », «Великая Отечественная война. Цена Победы», «Экономика Павинского района», «Война в судьбе моей семьи», «У войны не женское лицо», «Дети и война», «Край наш Павинский», «История земли Костромской», «Моя династия», «Отчизны верные сыны», «У истоков российской государственности» (к 400-летию дома Романовых), «Памятные даты» (к 200-летию Отечественной войны 1812 года), «Равняемся на героев».  Все эти проекты по большей части – средней продолжительности и долгосрочные. Но довольно часто я применяю и краткосрочные учебные проекты. Например, «Знать своих предков – знать историю», «Человек в экономических отношениях», «Человек и природа», «Великие географические и технические открытия» и др.

 Результаты проектной деятельности оформляем в виде докладов, рефератов, презентаций, исследовательских работ. Ребята принимают участие в различных конкурсах школьного, муниципального и регионального уровней. 

Результативность: Проектная деятельность развивает все универсальные учебные действия. Стимулирует интерес учащихся к определенным проблемам, решению этих проблем, умение практически  применять полученные знания.

Выводы: Современные образовательные технологии реализуют все основные принципы системно-деятельностного подхода. В своей практике я применяю и другие образовательные технологии:

- Технология  блочно-тематического или блочно-модульного обучения.

 В 9-х классах мной разработано блочно-тематическое планирование по истории России, в 10-х и 11-х классах отдельные темы по данной технологии.

- Технология интегрированных уроков. Интегрированные уроки, где используются  внутрипредметные связи ( история России и история средних веков, история России и новая истории, история Росси и новейшая история) и элементы разных технологий я применяю очень часто). Есть небольшой опыт проведения бинарных уроков.  Наиболее удавшиеся из них: интегрированный  (бинарный) урок (история+литература) по теме "Славный день Полтавской баталии"(10 класс) и  «Живописцы земли русской» ( история + ИЗО) (7 класс).

- Тестовая технология. Мною создана система итогового тестового контроля во всех классах, а также по всем темам по истории России и по обществознанию в 10 и 11 классах.

Также я использую в урочной и внеклассной деятельности и другие элементы,  формы и методы различных технологий: здоровьесберегающие технологии,  разноуровневое обучение, «Дебаты», дискуссия, диалог и другие.

Мой опыт работы по применению модульной технологии, тестовой технологии, проектной технологии, применения исследовательских методов обобщался на уровне ШМО и РМО, семинарах и конференциях муниципального уровня.  Основной результат работы по применению различных технологий на уроках истории и обществознания – 100% успеваемость учащихся по предметам и качество знаний выше 60%. Результаты ЕГЭ на протяжении ряда лет выше областного уровня. Учащиеся занимают призовые места в олимпиадах и конкурсах.

 Литература по применению различных технологий:

1. Г.К. Селевко. «Педагогические технологии по основе информационно-коммуникационных средств», М., НИИ школьных технологий, 2005г

2. Г.Д. Шкарлупина. «Преподавание истории и обществознания», Ростов-на Дону «Феникс», 2005г.

3. Г.В. Партицкая. «Игорвые формы на уроке истории». Научно-методический журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», № 10, 2005 г.

4. Л.Н. Алексашкина. «Учебные лекции по истории». Научно-методический журнал «Преподавание истории и обществознания», № 8, 2006 г

5. Студеникин М. Т. "Методика преподавания истории в школе" М., "Владос" 2000.

6.Чернов А. В. "Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания" стр. 46 ж. "Преподавание истории в школе" №8 2001г.

7.Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.

8. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач.- Петрозаводск: Изд-во "Скандинавия", 2003 185с.

9. Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии - М.: Педагогика, 1989.

10. Ключ Н. Ключ В. ТРИЗ-педагогика// Педагогика.-2001.-№5.

11. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении.-Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004.-384с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта учителя математики "Применение образовательных технологий"

Я считаю, что сегодня быть педагогически  грамотным  учителем нельзя  без изучения всего обширного арсенала общеобразовательных технологий и поэтому выбрала темой самообразования ...

Обобщение опытом по теме "Современные педагогические технологии, обеспечивающие качество обучения на уроках английского языка"

Обобщение опыта по теме "Современные педагогические технологии, обеспечивающие качество обучения на уроках английского языка". Описание технологий, методов и приемов обучения на примерах. ...

Обобщение опыта работы по теме "Развитие творческой личности путём использования деятельностного подхода в воспитательной работе"

Обобщение опыта работы за 3 последних года помогло подвести итоги своей работы и наметить новые горизонты в воспитательной работе....

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА по итогам прохождения очно-дистанционных курсов повышения квалификации учителей биологии по теме «Современный урок как средство реализации новых образовательных технологий при переходе на новые ФГОС ООО». (26.01.15-12.02.15 г. Краснода

Стремительные социально-экономические преобразования, которые произошли в обществе за последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию. С 1 сент...

Обобщение опыта по теме "Современный урок по биологии"

Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить.  А.Дистерверг...